Научная статья на тему 'Использование мультимедиа технологий в образовании'

Использование мультимедиа технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1676
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедиа технологий в образовании»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Д.Б. НЕЧКИН

Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Попробуем разобраться, что имеется в виду под термином «мультимедиа». Аналитический обзор информации по технологиям мультимедиа позволил сделать следующие выводы: строгого формального определения термина мультимедиа не существует. Возникновение технологии мультимедиа непосредственно связано с появлением в 1984 году компьютеров «Макинтош» и «Амига». Сам термин «мультимедиа» в зарубежной литературе характеризуется как «ill-defined» -неудачно определенный. В русском языке попытки выразить это понятие (термин пришел к нам из английского языка, multimedia - от multi - много и media - среда) приводят в лучшем случае к неудачному термину «многосреды». Поэтому предпочитают пользоваться оригинальным английским термином, и это кажется вполне оправданным в виду того, во многих литературных источниках дается поверхностная односторонняя трактовка содержания этого понятия. Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды. Мультимедиа аппаратное и программное обеспечение являются определяющими аспектами мультимедиа.

Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно. Если просто воспринимать мультимедиа как комбинацию разнородных данных, а именно текста, графики, звука, видео, в единой информационной среде, позволяющей пользователю вести с ней диалог, и основанной на компьютерных технологиях, то уже можно говорить об интерактивном мультимедиа. В последнее время все чаще встречается понятие «гипермедиа», подразумевающее использование интерактивного мультимедиа с навигационной структурой в большой сетевой системе. Если правильно использовать мультимедиа как образовательный инструмент и предоставлять учебный мультимедиа материал (мультимедиа контент) с комбинированным воздействием на слух и зрение, доля усвоенного составит 50%, а при вовлечении обучаемого в активные действия (интерактивное мультимедиа) - до 75%.

Применение мультимедиа в сфере образования ряда развитых западных стран уже идет достаточно успешно и имеет следующие направления: видеоэнциклопедии; интерактивные путеводители; тренажеры; ситуационно-ролевые игры; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам, являющиеся обучающими системами с использованием искусственного интеллекта; исследовательское обучение при моделировании изучаемого процесса в аналоговой или абстрактной форме; системы самотестирования знаний обучающегося; моделирование ситуации до уровня полного погружения -виртуальная реальность. Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление.

Во всяком случае, уже определилась тенденция связывания мультимедиа с большой сетевой системой («гипермедиа»). В итоге просматривается создание распределенного обучающего окружения и доступа к всевозможной необходимой информации в мультимедийном варианте. В этой области еще следует выполнить огромную работу, чтобы определить, как наилучшим образом организовать учебный процесс при взаимодействии с большой информационной системой.

Так как происходит процесс внедрения мультимедиа технологий в образование в России? Как уже ранее отмечалось, одним из аспектов мультимедиа является мультимедиа программное обеспечение. Существует множество программных обучающих продуктов, созданных крупными компания, занимающимися разработкой компьютерных программ. Но не все они отвечают своим целям. Объясняется это просто, разработчики-программисты не являются педагогами, а при разработке таких продуктов необходимо представлять педагогические и психологические проблемы, связанные с этим методом обучения. Помимо всего прочего, многие продукты самодостаточны, ориентированны на самостоятельное обучение. Но есть и удачные попытки, например, программный продукт «КМ-школа».

«КМ-Школа» - это информационный интегрированный продукт для средней школы, созданный на основе Интернет/Интранет технологий. Он объединяет уникальный образовательный мультимедийный контент, систему управления им, а также удобные и эффективные средства для автоматизации администрирования в школе. Продукт "КМ-Школа" полностью отвечает современным требованиям к формированию единой образовательной среды в школе. Продукт предназначен в первую очередь для преподавания в классе, ориентирован на вовлечение в учебный процесс всех его участников, включая родителей, предоставляет возможность учиться в любом месте и в любое время, находясь в любой точке земного шара, содержит обширный массив уникальной эксклюзивной мультимедиа-информации, безупречно оформленный согласно законодательству в области авторских прав, ориентирован на рост, т.е. на совершенствование до бесконечности без необходимости замены каких-либо технических устройств на новые, доступен за самые небольшие средства, очень эффективен с экономической точки зрения, уникален по своим характеристикам, не имеет конкурентов на рынке, обладает интуитивно понятным интерфейсом, легок в использовании. Программный продукт КМ-школа состоит из следующих компонентов.

База знаний. Разнообразный образовательный мультимедийный контент для потребностей учителей любых предметов, оперативные средства управления учебными материалами позволяющие более эффективно провести наглядные, интерактивные занятия. База знаний включает в себя: уроки по всем предметам школьной программы, репетиторы по различным предметам, энциклопедии, словари, справочники, электронная библиотека.

Программный комплекс. Система управления Базой знаний и широкий спектр компьютерных инструментов для директора, завуча, учителя, учеников и их родителей, системного администратора школы позволяют в полном объеме использовать современные информационные технологии для решения всех задач организации и проведения учебно-воспитательной работы.

Интернет-сервисы. Обеспечение круглосуточного доступа к образовательному мультимедийному контенту - Базе знаний, экспресс-обучение пользователей, методическая и техническая поддержка, хостинг сайта образовательного учреждения в Интернете, обеспечение круглосуточного доступа к образовательным ресурсам продукта "КМ-Школа" сотрудникам образовательного учреждения с домашних компьютеров.

Создатели программы являются специалистами в области создания мультимедийного контента, а также тесно сотрудничают с преподавателями и методистами. Если для школы уже существуют продукты, использующие мультимедиа технологии в учебном процессе, то для вузов готовых программных продуктов нет. Однако повышенный интерес к мультимедиа технологиям, внедрение таких технологий в образование привел к тому, что многие преподаватели осваивают инструментарии создания мультимедиа контента и учебных мультимедиа продуктов. Заметим, что преподаватели зачастую не являются программистами. Именно это все привело к появлению нового класса программ, позволяющих разрабатывать мультимедиа продукты, и не ориентированные на программистов. Это авторские системы. Авторская система представляет собой программу, которая имеет предварительно подготовленные элементы для разработки интерактивного программного обеспечения. Использование авторской системы - это упраздненная форма программирования, не надо знать самого языка программирования, его особенностей и пр. Следовательно, для разработки мультимедиа приложений требуется значительно меньше времени, чем при использовании средств чистого программирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.