УДК 378.1.14
Использование мультимедиа технологий в новой двухуровневой системе высшего профессионального образования
Дмитриев Дмитрий Вячеславович
Пензенский государственный университет, Россия, г. Пенза
E-mail: [email protected] г. Пенза, ул. Чкалова, 68; тел. 8(8412) 36-80-65 кафедра профессиональной педагогики и психологии аспирант
Dmitriyev Dmitry Vyacheslavovich Penza State University, Russia, Penza
Е-mail: [email protected] Chkalova st., 68, Penza, tel.8(8412) 36-80-65 Sub-department of vocational pedagogy and psychology postgraduate
Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия
«мультимедийная обучающая программа»; раскрываются основные
характеристики и преимущества использования мультимедийных обучающих программ в учебном процессе; описывается научный эксперимент,
подтверждающий актуальность использования мультимедиа технологий в двухуровневой системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: двухуровневая система высшего профессионального образования; мультимедиа технологии; мультимедийная обучающая программа; интерактивность.
Abstract. The definition of the concept «a multimedia training program» is considered in the article; basic features and advantages of usage of multimedia training programs in the educational process are disclosed, a scientific experiment confirming the urgency of usage of multimedia technologies in the two-level system of higher professional education is depicted.
Keywords: two-level system of higher professional education; multimedia technologies; a multimedia training program; interactivity.
В условиях формирования европейского пространства высшего образования российское высшее профессиональное образование переходит на двухуровневую систему обучения - бакалавриат и магистратуру. Введение двухуровневой системы высшего профессионального образования в условиях информатизации общества и его глобальной массовой коммуникации предполагает, что главным ресурсом такого общества становится человек, способный приобретать знания, творчески их применять, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний. Вместе с тем, в период становления информационного общества, следует выделить процесс информатизации
1
образования как новую область педагогической науки и практики. В связи с этим, можно сказать, что возникла потребность в создании эффективного современного обучающего инструмента. Таким в полной мере может являться мультимедийная обучающая программа с интегрированным видео-практикумом.
В современной педагогике мультимедиа обучающие программы создаются широкими и разносторонними исследованиями преподавателей, методистов, педагогов и психологов по проблемам активизации обучения. Как справедливо отмечает министр образования и науки РФ Фурсенко А. А., что «так называемая информационная революция, которую стимулируют преимущества коммуникационных и компьютерных технологий, глубоко затрагивает российское образование. <...> Современное компьютерное обучение в наших учебных заведениях - это не мода. Это ответ на внутреннюю потребность развития экономики и образования».
Условия современного обучения, создаваемые мультимедийной
информационной средой, должны способствовать развитию профессионального мышления студента, ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи людям в понимании многих явлений и закономерностей. Действительно эффективным можно считать лишь то обучение в высшей школе, при котором студентам прививаются навыки профессионального мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации [1].
Основная цель обучения в вузе - сформировать умение гибко решать профессиональные проблемы, способность вести научный и практический поиск при решении конкретных задач. Значит, следует придерживаться методики, позволяющей строить необходимые дедуктивные и индуктивные умозаключения. Студент должен уверовать в то, что в любой проблеме есть место поиску. Специфические особенности мультимедиа позволяют органично вовлечь студентов в проблемную ситуацию и создают мощный стимул интереса к изучаемой профессиональной проблеме.
Мультимедиа технологии, как наиболее эффективное и многофункциональное средство, интегрирующее в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, может обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа технологии открывают принципиально новые методические подходы, как в системе общего образования, так и в системе профессиональной подготовки в вузе [2].
Как утверждают исследователи и ученые, мультимедиа - такое нововведение, которое еще до конца не изучено. Отдельные аспекты проблемы изучения и использования мультимедиа в учебном процессе были отражены в работах: применение технологий мультимедиа в обучении - Анисимова Н.С., Клемешева Н.В., Муравлев Д.П., Шлыкова О.В., Hill B., Dahmer B., DeLaurentis
E.C., Green K., Gilbert S.; создание мультимедийных средств учебного назначения - Белицын И.В., Касторнова В.А., Кравцов С.С., Манторова И.В., Осин А.В., Hofstetter F., Viney P.; использование технологий мультимедиа в
2
процессе подготовки учителя - Косенко И.И. , Смолянинова О.Г., Тумалев А.В., Brown H.D. и др.
Мультимедиа технологии превратились в неотъемлемую часть современной жизни человека. Происходит внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности человека. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Однако не каждый способен дать точный ответ на вопрос, что такое мультимедиа.
Ричард Майер, профессор Калифорнийского университета, определяет мультимедиа, как представления контента с использованием как текста, так и графики. Определение, на наш взгляд, очень лаконичное, но не обеспечивает необходимой глубины для понимания того, что делает использование мультимедиа эффективным (или неэффективным) для обучения [8].
Мао Нео и Кен Т.К. Нео, с факультета мультимедиа Малазийского университета, расширили это определение. Они определяют мультимедиа как «соединение различных типов цифрового контента, таких как текст, изображения, звук и видео, в интегрированное мультисенсорное интерактивное приложение» [10].
Розина И.Н. рассматривает мультимедиа следующим образом:
«Мультимедиа (multimedia) - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства [3].
Фред Хофстеттер, профессор университета Делавэр, США, предлагает следующее определение мультимедиа: «Мультимедиа - это использование компьютера, чтобы представить и объединить текст, графику, аудио, и видео со ссылками и инструментальными программными средствами, которые позволяют пользователю перемещаться по программам, взаимодействовать с компьютером, создавать, и общаться» [6].
Это определение содержит четыре компонента, которые являются основными для мультимедиа. Во-первых, должен быть компьютер, чтобы координировать то, что вы видите и слышите, и взаимодействовать с вами (обратная связь). Во-вторых, должны быть ссылки в обучающих программах, которые соединяют информацию. В-третьих, должны быть навигационные инструментальные средства (гиперссылки), которые позволяют вам подробно изучать необходимую информацию. Наконец, так как мультимедиа в учебном процессе используется не для развлечений, а для приобретения нужных компетенций, оно должно обладать способностью оказывать содействие в формировании профессионального мышления студента [7].
Если один из этих компонентов отсутствует, то мультимедиа не существует. Например, если у вас нет компьютера, чтобы обеспечить интерактивность, о мультимедиа даже речи быть не может. Если нет никаких ссылок в обучающих программах, чтобы обеспечить систематизированное обучение, то они напоминают книжную полку с разбросанными книгами, но не мультимедиа. Если в обучающей мультимедийной программе нет никаких навигационных инструментов, чтобы, например, позволить преподавателю разработать план
3
занятия, у вас есть большое количество информации, но не мультимедиа. Если в обучающей программе нет элементов профессионального образования, то она тоже не отвечает требованиям использования мультимедийных программ в вузе.
В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации:
1. Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством гиперссылок. Гиперссылки представлены в виде специально оформленного текста, или в виде определенного графического изображения. Одновременно на экране может располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования.
Гиперссылки взяты к настоящему моменту за основу представления информации в мультимедийных обучающих программах. В основе гиперссылок лежит расширенная модель энциклопедии - веками отработанного средства информационной поддержки образования. Современная электронная
энциклопедия, помимо текста и фотографий, содержит звукозаписи, музыкальное сопровождение и видеофрагменты. Те же электронные элементы и содержит мультимедийная обучающая программа, являющаяся расширенным вариантом современной электронной энциклопедии.
2. Интерактивность или обратная связь, то есть диалоговый режим работы пользователя с компьютером, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию скорость и последовательность ее передачи [4].
Сам термин «обратная связь» пришел из кибернетики, а в настоящее время получил широкое применение в большинстве отраслей науки. В широком смысле «обратная связь» означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие. Обратная связь - сложное явление, которое основано на авторегулировании и предполагает следующее: (1) наличие устройства, обеспечивающего возврат действия к пользователю; (2) способность пользователя проанализировать это действие; и (3) способность пользователя изменить действие [9].
Чтобы пояснить принцип интерактивности или «обратной связи», приведем следующую схему работы данного принципа. 1) Студент открывает
мультимедийную обучающую программу и выбирает нужную тему для изучения => 2) мультимедийная обучающая программа представляет ему информацию, связанную с темой, которую студент выбрал и будет изучать; или задает ему вопросы и задания по содержанию уже изученного материала, дает ряд инструкций по их выполнению => 3) в то время как студент выполняет задания, мультимедийная обучающая программа обеспечивает его обратной связью, которая состоит в том, что программа выделяет неверные варианты ответов и советует еще раз обратиться к изучаемому материалу, перейдя по гиперссылкам => 4) студент отвечает на обеспеченную компьютером обратную связь, консультируется со справочным материалом, основанном на технологии гиперссылок, исправляет ошибки и 5) получает окончательный результат, обеспечивая, таким образом, непрерывное взаимодействие человека и компьютера (интерактивность), где «обратная связь» расценивается как реакция мультимедийной обучающей программы на ответы студента.
4
Уточнив специфику и раскрыв содержание понятия «мультимедийная обучающая программа» на основе анализа научной литературы, приведу собственное определение. Под мультимедийной обучающей программой я понимаю соединение различных типов цифровой информации, такой как текст, изображения, звук и видео-практикум, интегрированной в интерактивное приложение, и отвечающей дидактическим, методическим и психологическим требованиям к организации профессионального образования в вузе.
Интегрирование в мультимедийные обучающие программы видеофрагментов расширяет сферу применения видео-практикума: по сути дела в университете нет ситуаций, где не нашлось бы места видео-практикуму; в частности, он позволяет по-новому строить и решать такие исконно трудные задачи, как повторение и обобщение изученного материала, контрольная проверка знаний, различные варианты творческих заданий. Видео-практикум является, и, видимо, будет со временем, формой самостоятельной работы студента, своеобразным отчетным материалом. Видео-коллекция, хранящаяся на дисках или в компьютере создает возможность для проведения вариативных групповых и индивидуальных занятий, выполняя которые необходимо использовать и видео, и книгу. Наглядным примером служит разработанное нами учебное пособие по видео-практикуму, где студенты не только знакомятся с текстом или безрезультатно пытаются понять смысл научного фильма, а в комплексе пользуются мультимедиа диском и группой упражнений, направленных на формирование нужных им компетенций.
Очень важным фактором достижения компетентностного образования является качественный подбор профессионального программного обеспечения для мультимедийного компьютера. По мнению зарубежных исследователей (DeLaurentis, Hofstetter F., Hill B., Snyder, T., Margaret Ann Kassen, Christina C. Pfister, Daniel L. White, K. Pang) выбрать подходящее программное обеспечение не так просто, как может показаться, ведь каждый день выходит в свет все больше и больше обучающих программ, однако кто будет нести ответственность за их сомнительное качество и, как следствие, испорченный процесс обучения. Они перечисляют следующие критерии для оценки мультимедийных обучающих программ с точки зрения их применения в высшем учебном заведении:
• соответствие целям и задачам профессионального образования;
• учет уровня знаний, умений и навыков конкретного студента;
• возможность самостоятельной работы;
• наличие обратной связи (интерактивности);
• наличие навигационных инструментальных средств (гиперссылок);
• понятный интерфейс, качественная графика, правильная
конфигурация программы;
• относительно формирования иноязычной компетентности - помощь в решении ключевых проблем при изучении языка, возможность интенсифицировать процесс обучения, формирование мотивации.
В подтверждение вышесказанному Dahmer B. пишет, что «программное обеспечение к мультимедийным аппаратным средствам, что бензин для автомобиля. Программное обеспечение делает аппаратные средства управляемыми. Без него аппаратные средства в профессиональном образовании
5
становятся практически бесполезными» [5]. Этот факт делает выбор
программного обеспечения очень важным, т.к. его характеристики должны быть подобраны в соответствии не только с целями и задачами обучения, но и с индивидуальными особенностями студентов.
При организации учебного процесса в вузе с использованием мультимедийных обучающих программ с интегрированным видео-практикумом структура компетенций студентов формируется в виде некоторой упорядоченной сети, из которой студенты могут самостоятельно выбирать темы для изучения. Мультимедийные обучающие программы с интегрированным видео-практикумом открывают новый яркий мир знаний перед студентами. А вот нужны ли эти новшества студентам мы узнали, проведя следующий научный эксперимент. Целью данного научного эксперимента послужило выявление актуальности использования мультимедийных технологий при организации учебного процесса в вузе, потребность будущих студентов в современном мультимедийном образовании и их готовность получать высшее образование с привлечением мультимедиа технологий.
Эксперимент проводился с абитуриентами ПГУ, в нем принимали участие будущие студенты как технических, так и гуманитарных специальностей, желающих обучаться по очной или заочной форме обучения. Данный факт позволил получить, на наш взгляд, ценные данные, т.к. опрашивались абитуриенты, поступающие на совершенно разные специальности,
собирающиеся получать образование по разным программам обучения. Однако у всех может быть единое общее - использование мультимедиа технологий учебном процессе.
Научный эксперимент проводился во время работы приемной комиссии, в нем приняло участие 192 абитуриента. Эксперимент проводился методом раздачи анкет студентам. В каждой анкете был следующий вопрос: Хотели ли бы Вы, чтобы в Ваш процесс обучения было включено использование мультимедиа технологий и видео-практикума? К вопросу прилагалось три варианта ответа: 1) Да, я за мультимедиа технологии, 2) Нет, лучше обойтись только учебниками, 3) Мне все равно, лишь бы диплом получить.
Результат данного эксперимента выявил следующие данные: 153 абитуриента проголосовали «за», 13 «против», и 26 признались, что им все равно как учиться, лишь бы получить диплом. Анализируя результаты, можно сделать вывод о том, что большинство будущих студентов (79%) обладают потребностью в получении современного мультимедийного образования и готовы получать высшее образование с привлечением мультимедиа технологий. Наглядно в процентном соотношении (округлено до целого) результаты эксперимента изображены на диаграмме 1.
6
Диаграмма 1
□ да 0 нет □ все равно
14%
79%
Студенты не зря выбирают современное мультимедийное образование, ведь мультимедиа технологии являются эффективным средством формирования профессиональной компетентности. Этому способствует стимулирование интеллектуальной активности с помощью определения целей изучения учебного материала и погружения студентов в интерактивную операционную среду компьютера; усиление учебной мотивации путем определения ценностей и внутренних причин обучения; развитие способностей самообучения на основе расширения и углубления учебных технологий.
Применение в вузах мультимедиа компьютеров порождает новые, необычайно масштабные формы накопления текстовой, аудиовизуальной и учебно-справочной информации; есть возможность организовывать такие учебные ситуации, которые были немыслимы в прошлом: студенты сами выбирают нужный раздел мультимедийных обучающих программ, изучают конкретный материал, потом проверяют полученные знания, пройдя итоговый тест; а при неудовлетворительном результате могут воспользоваться гиперссылками для повторного изучения нужной информации и снова пройти тест. Важнейшая особенность компьютера с установленными мультимедийными обучающими программами - мгновенный расширенный поиск информации и оперативная выдача ее на монитор, что позволяет по-новому проиллюстрировать слово преподавателя и плодотворно организовать самостоятельную работу. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечит качественный уровень обучения и в системе нового двухуровневого образования.
Библиография:
1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
7
2. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетент-ностный подход / 3. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
3. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная
коммуникация: теория и практика. - М.: Логос, 2005. - 437 с.
4. Смолянинова О. Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Моногр. - Красноярск: Изд. КрасГУ, 2002. - 300 с.
5. Dahmer B. When technologies connect // Technology and Development. -
2006. - №47. - P. 50.
6. Hofstetter F. Design and construction of a multimedia cart // Techtrends. -
2005. - №38. - P. 23.
7. Hofstetter F. Multimedia literacy. McGraw-Hill College: 2007. - P. 51.
8. Mayer R. E. Multimedia learning. Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press, 2006.
9. Mory E. H. Feedback research revisited. In: Jonassen, D. V. (Ed.). Handbook of research on educational communications and technology. - New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates. - P. 745-783.
10. Neo M. and K. Neo Innovative teaching: Using multimedia in a problem-based learning environment // Educational Technology & Society Education. - 2007. -№ 4(4). - P. 75-79.
8