первой медицинской помощи.
7.Скорейшее обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном автомобиле для оказания ему ПМП.
Для этого выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное ТС путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т.п.
8.Максимальная разборка поврежденного ТС вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с травмами таза, груди, шейно-позвоночными травмами) при его извлечении из автомобиля.
9.Немедленное извлечение пострадавшего из ТС в следующих случаях при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей, при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном автомобиле. Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем АСФ на основе заключения медицинского персонала.
10.Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего:
-противошоковой терапии;
-обезболивания;
-остановки кровотечений и т.п.;
-фиксации положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т.д. перед его извлечением из аварийного транспортного средства, и сохранение этого положения без переукладки в течение всего периода АСРт, вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение.
УДК 355.588
В.А. Щербинин
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТОЦИКЛОВ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Рассмотрены вопросы приоритетных задач использования мотоциклов первой помощи.
Ключевые слова: пожарно-спасательные мотоциклы, скорость, поисково-спасательные работы.
V.A. Shcherbinin
THE USE OF MOTORCYCLES FIRST AID
Considered questions the priorities of the use of motorcycles. Keywords: fire-rescue motorcycles, speed, search and rescue operations.
В последние годы в городах резко усложнились условия движения пожарных автомобилей в оперативном режиме из-за постоянно возникающих заторов. Концентрация большого количества транспортных средств у административных и жилых зданий в т.ч. и во дворах затрудняет, а в ряде случаев делает невозможным маневрирование пожарных машин при проведении спасательных работ и тушении пожаров.
Пожарно-спасательные мотоциклы используются посменно, круглосуточно для патрулирования закрепленных маршрутов. Кратчайшее время прибытия к месту ЧС, пожара
или ДТП в сочетании с эффективным пожарным и аварийно-спасательным вооружением и средствами оказания первой медицинской помощи, является важным преимуществом этого транспортного средства по сравнению с пожарными автомобилями. Пожарно-спасательные мотоциклы являются важным дополнением для всего комплекса технических средств обеспечения безопасности населения и территории мегаполисов и в крупных городах.
Приоритетными задачами нового подразделения являются оперативное реагирование на происшествия, оценка сложившейся обстановки на месте и проведение аварийно-спасательных работ, оказание первой помощи пострадавшим.
Список ЧС, на которые выезжают спасатели мотогруппы:
• ДТП
• пожары
• поисково-спасательные работы
• вскрытие дверей
• аварии на предприятиях, на транспорте и т.д.
• демеркуризация (сбор ртути из разбитого градусника)
• социальная помощь и помощь бригадам 03
• обеспечение безопасности
• при иной угрозе жизни людей
Задачи, решаемые спасателем-мотоциклистом
Перечень задач:
• Разведка
• Патрулирование городских улиц в плотных транспортных потоках по заданному маршруту;
• Спасание и оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре или аварии;
• Локализация пожара в начальной стадии его развития или его сдерживание до прибытия основных сил и средств;
• Ликвидация горения очагов различных веществ и материалов, в том числе на электроустановках под напряжением (с помощью огнетушителей);
• Проведение отдельных видов первоочередных аварийно-спасательных работ при авариях на транспорте, промышленных объектах.
Оснащение мотоциклов МЧС
Пожарно-спасательные мотоциклы в зависимости от комплектации обычно оборудованы:
• средствами сигнализации и связи;
• порошковым огнетушителем;
• иногда - ранцевой установкой пожаротушения;
• гидравлическим аварийно-спасательным инструментом;
• слесарным инструментом
• аптечкой спасателя-парамедика.
• набором шин и шейных воротников, грушей для ИВЛ
• спасательным тросом «конец Александрова»
• средствами, изолирующими органы дыхания (СИЗОД)
Также на мотоциклах установлено СГУ и синие проблесковые маяки
Российский опыт внедрения мотоциклов первой помощи
В 2018 года в распоряжение Главного управления МЧС России по городу Москве поступило восемь пожарно-спасательных мотоциклов. Они оснащены огнетушителями и двадцатилитровыми водяными баллонами с помпами и пожарными рукавами.
Этого достаточно, чтобы ликвидировать небольшое возгорание на площади до 10 квадратных метров. Все мотоциклы оборудованы системой ГЛОНАСС, а также багажными кофрами для аптечки и боксами с инструментами. Узнать такие мотоциклы можно по
красному цвету — это фирменный цвет пожарной охраны.
«Мы испытаем пожарно-спасательные мотоциклы в действии до конца этого года. Они будут помогать при выездах на ДТП. Мотоциклы крайне маневренны, и на них проще добраться по загруженным магистралям к месту аварии, потушить возгорание, если оно есть, и оказать первую помощь пострадавшим, пока не приедет скорая», — сообщили в пресс-службе Главного управления МЧС России по городу Москве.
Сейчас столичные спасатели используют мототранспорт в своей работе. В их распоряжении есть шесть мотоциклов, предназначенных для выезда на ДТП и патрулирования лесов в случае, если кто-то заблудился. Такие мотоциклы не оснащены противопожарным оборудованием, однако для них тоже предусмотрены кофры с аптечкой и инструментами.
Для поиска людей и оперативной помощи в чрезвычайных ситуациях московские спасатели применяют беспилотные летательные аппараты, портативные камеры ночного видения, а также квадроциклы-вездеходы.
В Главном управлении МЧС России по Воронежской области, к примеру, создается подразделение нового типа - группа экстренного реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах.
В подразделение поступило 8 единиц оперативных высокоманевренных транспортных средств на базе мотоциклов HONDA "МПС VFR 1200X". Данные мотоциклы предназначены для доставки личного состава к месту ликвидации дорожно-транспортных происшествий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций. Они укомплектованы гидравлическим инструментом для деблокирования пострадавших из поврежденного транспортного средства, медицинской укладкой для оказания первой помощи пострадавшим, ранцевым устройством пожаротушения, порошковым огнетушителем, канатно-спусковым устройством «САМОСПАС» и, так называемым, концом Александрова, предназначенным для спасения пострадавших на воде. Все мотоциклы оборудованы необходимыми средствами связи, системой GPS навигации с картой России и устройством мониторинга ГЛОНАСС, что позволяет отслеживать местонахождение группы во время патрулирования, работы на происшествиях и в повседневной деятельности.
УДК 628.143
О.В. Беспалова, Н.В. Плужникова, В.А. Катаева
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.
Воронежский филиал ФГБОУ ВО Российский экономический университет им. Г.В Плеханова
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СТРАХОВАНИЯ
В статье подробно представлены исторические аспекты появления и развития противопожарного страхования как в России, так и за рубежом.
Ключевые слова: пожар, противопожарное страхование, страховые общества, капитал.
O. V. Bespalova, N. V. Pluzhnikova, V.A. Kitaeva
HISTORICAL ASPECTS OF FIRE-PREVENTION INSURANCE
The article presents in detail the historical aspects of the emergence and development of fire insurance in Russia and abroad.