Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MOODLE.MUCTR ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА БЖД'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MOODLE.MUCTR ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА БЖД Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
181
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА MOODLE.MUCTR / ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Войченко Ольга Юрьевна, Чернецкая Мария Дмитриевна

В статье рассмотрены особенности образовательной среды Moodle.muctr на примере создания теста для обеспечения входного контроля лабораторного практикума по дисциплине БЖД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Войченко Ольга Юрьевна, Чернецкая Мария Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MOODLE.MUCTR FOR INPUT CONTROL OF THE BZD LABORATORY PRACTICE

The article discusses the features of the educational environment Moodle.muctr on the example of creating a test for incoming control of a laboratory workshop on the discipline of life safety

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MOODLE.MUCTR ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА БЖД»

УДК 000.00

Войченко О.Ю., Чернецкая М.Д.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MOODLE.MUCTR ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА БЖД

Войченко Ольга Юрьевна - бакалавр 4-ого года обучения кафедры техносферной безопасности Чернецкая Мария Дмитриевна - кандидат технических наук, доцент кафедры техносферной безопасности; ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им.Д.И.Менделеева», Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

В статье рассмотрены особенности образовательной среды Moodle.muctr на примере создания теста для обеспечения входного контроля лабораторного практикума по дисциплине БЖД. Ключевые слова: образовательная среда Moodle.muctr, входной контроль.

USING MOODLE.MUCTR FOR INPUT CONTROL OF THE BZD LABORATORY PRACTICE

Voichenko O.Y.1, Chernetskaia M.D.1

1D.Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation

The article discusses the features of the educational environment Moodle.muctr on the example of creating a test for incoming control of a laboratory workshop on the discipline of life safety Key words: learning environmentModle.muctr, incoming control.

Развитие информационных технологий предоставляет огромный спектр возможностей при получении образования. Благодаря им можно как улучшить и сделать более интересным очный формат обучения, так и обеспечить дистанционный формат обучения, который стал наиболее актуален в 2020 году. Официально принятой в РХТУ им. Д.И.Менделеева платформой для обеспечения дистанционного образования является открытая образовательная среда Moodle.muctr.

Данная система позволяет в полном объеме обеспечить дистанционное обучение и взаимосвязь между преподавателями и студентами. Также одним из главных преимуществ Moodle является то, что все учебные дисциплины можно разделить на модули, в конце которых можно провести контроль знаний обучающихся. Немало важно то, что система оценивания данной образовательной среде балльно-рейтинговая, как в РХТУ

им.Д.И.Менделеева, так и во многих других вузах.

Moodle.muctr позволяет создать по каждой дисциплине образовательный онлайн-курс. Иначе говоря, обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет. По дидактическим целям онлайн-курс может обеспечивать: формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль усвоения, обобщение, совершенствование умений.

Оценочные средства, применяемые при проверке знаний студентов на платформе Moodle.muctr сформированы на основе ключевых принципов оценивания:

• валидности: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;

• надежности: использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений;

• объективности: разные обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха.

Специфика работы образовательного портала Moodle.muctr рассмотрены на примере обеспечения входного контроля лабораторного практикума по безопасности жизнедеятельности (далее БЖД).

Дисциплина БЖД входит в программы прикладного и академического бакалавриата. Цель дисциплины - формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета

Возрастает роль контроля в образовательном процессе. Меняются его формы в сторону передовых разработок. Происходит отход от устной формы контроля, как промежуточного, так и итогового. Наиболее передовой формой контроля на текущий момент является тестирование.

Для эффективного образовательного процесса необходим контроль знаний студентов с помощью различных средств контроля обучения. К таким средствам контроля относится многоступенчатый контроль: входной, текущий и итоговый контроли.

Для интенсификации учебной деятельности, структурирование знаний и контроля их усвоения в рамках дисциплины БЖД тестовые технологии

целесообразно использовать в лабораторном практикуме, как при вводном, так и при итоговом контроле.

Из курса БЖД в лабораторном практикуме изучаются разделы по производственной санитарии, практические вопросы по пожарной безопасности и электробезопасности. По материалу данных тем студенты, прежде чем приступать к лабораторным работам должны знать основные понятия и определения, понимать порядок проведения предстоящей лабораторной работы, а так же принципы, на которых она основана.

Образовательная платформа Моо<Ие позволяет облегчить прохождение общих дисциплин при большом потоке студентов. Поскольку БЖД является обязательной дисциплиной для студентов, то одновременно обучение может проходить около 400 студентов. Moodle.muctr позволяет автоматизировать процесс зачисления студентов на курс при помощи функции самостоятельной записи обучающихся.

На образовательном портале учебную дисциплину можно поделить на темы (модули) и в каждый из них загрузить необходимую информацию для изучения, а также для контроля полученных знаний.

Более детально особенности МооШе.шиСх будут рассмотрены на примере теста для обеспечения входного контроля лабораторного практикума. Такой формат был выбран из-за того, что именно он мог обеспечить максимальную автоматизацию проверки знаний студентов.

Поскольку необходимо создать максимально четную проверку знаний и обеспечить студентам одинаковые условия прохождения входного контроля, нужно настроить тест по всем параметрам, которые предложены в МооШе.шис^.

' настрочи иречем* ' Оцет*

■ Располощенм*

' Сволети вопроса ' Нлстроичи прос"«7тра в ' ВмвшынЙ 1 Ечгтт вкиммг

' ДоггсЛнИТЫнчН* ограничении «и ГТОГЫТЖЙ

■ Итоговый ОТМВ С

- О&цде »встрой«* модуля » Доступ»

■ Коилвтвнии*

Рисунок 1. Настройки теста

На прохождение теста входного контроля студентам отводится 10 минут, чтобы исключить возможность использования литературы в качестве подсказки или поиска ответа в сети Интернет. Помимо данной функции есть еще возможность настроить просмотр ответа на вопрос студентом при прохождении теста:

• Сразу после ответа на вопрос;

• После ответа на все вопросы перед завершением попытки с возможностью вернуться к тесту;

• После завершения попытки.

При необходимости можно увеличить количество попыток для прохождения теста или добавить подсказки на некоторые вопросы.

Вопросы для теста могут быть различного характера. Однако для входного контроля лабораторного практикума по БЖД был выбран наиболее удобный формат вопроса -множественным выбор.

Рисунок 2.Типы вопросов

Данный формат вопроса позволяет сделать как один верный ответ, так и множественный. Вопросы с одним вариантом ответа позволяют максимально сократить время для прохождения теста.

Банк вопросов необходимо формировать исходя из следующих рекомендаций:

Условие является основным знаковым компонентом тестового задания - его содержательным ядром. Условие может выражаться текстовыми (слова, формулы, символы и др.), графическими (схемы, чертежи, их элементы) знаковыми средствами и их сочетаниями.

К условию задания предъявляются следующие требования:

• Содержание условия и его элементов должны быть понятными субъекту тестирования с заданным уровнем подготовленности.

• Условие должно содержать объем информации, необходимый и достаточный для нахождения верного решения.

• Условие должно быть сформулировано в соответствии с правилами и нормами построения знаковых систем, принятых и действующих в данной учебной дисциплине.

• Условие должно быть возможно более кратким при максимальной ясности, точности и полноте передачи субъекту тестирования значения и смысла содержащейся в нем условий.

• Структура (строение) условия должны соответствовать правилам и нормам синтаксиса

(грамматики), действующим или принятым в данной области знаний.

• Условие должно быть сконструировано в полном соответствии с принятой логической структурой задания - его формой (открытая, закрытая, на соответствие, на установление правильной последовательности.

• Условие должно быть сформулировано в повествовательной форме

Для удобства добавления вопроса в тест в банке вопросов необходимо создать основную категорию и добавить в нее необходимые подкатегории, чтобы полностью осветить различные темы, но при этом исключить возможность выпадения одинаковых вопросов из одной категории.

Рисунок 3. Категории и подкатегории

После прохождения теста на образовательном портале можно посмотреть успеваемость студентов.

Рисунок 4. Журнал успеваемости Moodle.muctr

Здесь видно отзыв на ответ студента и начисленные баллы. Если у студента возникают вопросы о правильности ответа, начисленных баллов, то портал предоставляет возможность просмотреть каждый конкретных вопрос. Это функция особенно удобна, если в тест были добавлены случайные вопросы, а не сформирован готовый билет.

Рисунок 5. Просмотр вопроса после завершения теста

Самой важной частью контроля на любых этапах обучения, в том числе и на этапе входного контроля, является объективность оценивания. В таких случаях используются несколько способов, которые помогают максимально полно проверить знания студентов.

В случае использования онлайн-тестирования самым надежным способом обеспечения честной проверки знаний является генерирование билета для каждого студента.

Для этого необходимо добавлять «случайный вопрос» из банка вопросов.

Рисунок 6. Добавление вопросов в тест

Это помогает снизить количество студентов с одинаковыми вопросами в билете, вследствие чего результаты тестов будут наиболее объективными, поскольку студенты не смогут обсуждать вопросы друг с другом или списывать.

Также необходимым условием для улучшения прохождения теста необходимо, чтобы формулировка вопроса была однозначна и

понималась студентом сразу, то есть условие задания должно содержать всю необходимую информацию для его решения, а также быть достаточно кратким, но емким по содержанию. Это приводит к снижению времени на прохождение теста входного контроля для лабораторного практикума по БЖД.

При соблюдении всех пунктов по составлению тестов, о которым было сказано ранее, студент с должным уровнем подготовки не будет нуждаться в поиске информации в учебной литературе, в сети Интернет или в совете своих коллег, что также позволит получить максимально объективный результат при прохождении входного контроля обучающимися.

Таким образом, мы видим, что образовательная среда Moodle.muctr является удобной для создания и прохождения тестов входного контроля для лабораторного практикума по БЖД, поскольку имеет множество функций, при комбинации которых можно получить максимально объективные результаты при оценке знаний студентов, а также, что тестовые технологии позволят помочь преподавателю более качественно определить уровень подготовки и знаний студента, убрав фактор личностного общения, а так же сократить время опроса, исключив устный ответ ученика. Результаты работы при составлении

тестов входного контроля лабораторного практикума БЖД можно применять не только в обеспечении промежуточного и итогового контроля не только по данной дисциплине, но и в других направлениях

Список используемой литературы:

• Безопасность жизнедеятельности. Пожарная профилактика и электробезопасность в химической промышленности. Лабораторный практикум: учебн. пособие / Л.К.Маринина, А.Я.Васин, М.Д.Чернечкая Е.Б.Аносова, Т.Е.Трифанова, Л.Р.Шарифуллина. - М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2013. - 76 с.

• Безопасность жизнедеятельности. Производственная санитария в химической промышленности. Лабораторный практикум: учебн. пособие / Л.К.Маринина, А.Я.Васин, Л.Р.Шарифуллина, М.Д. Чернецкая, Е.Б.Аносова, Т.Е. Триванова.- М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2013. - 76 с.

• Инструкция по созданию тестов в Учебном портале MODDLE.MUCTR.RU: учебн. портал / РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2020 - URL: https://moodle.muctr.ru/pluginfile.php/79760/mod _resource/content/1/Инструкция.pdf (дата обращения: 24.02.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.