ных учреждений: Приказ Министерства Финансов РФ от 29.10.2010 № 137н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Об утверждении порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.07.2013 №560 // Справоч-но-правовая система «Консультант Плюс».
7. Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.09.2009 № 355 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8. Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Минобрнауки России федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности: утв. Минобрнауки России 31.07.2013 N АП-94/04вн // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9. Клейнер Г.Б. Мезоэкономика развития / Г.Б. Клейнер. - М.: Наука, 2011.
10. Клячко Т.Л. Государственное регулирование численности студентов в ВУЗах / Т.Л. Клячко. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 220 с.
11. Аналитический доклад о состоянии и тенденциях развития нового механизма нормативного финансирования государственного задания не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации, находящихся в 8 федеральных округах [Электронный ресурс] / Под руководством О.К. Ястребовой. -Режим доступа: http://www.mirkin.ru/_docs/report10042013.pdf.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ NET-SCHOOL, КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© Сытенькая Н.А.*
Гимназия № 3, г. Астрахань Астраханский государственный университет, г. Астрахань
В настоящее время мониторинг осваиваться и в системе образования, где он реализуется как комплексное, динамическое, аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные из-
* Учитель информатики МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 3», магистрант факультета Бизнеса и экономики Астраханского государственного университета.
менения в объекте. Для всех участников образовательного процесса на первый план встает качество образования, а для образовательного учреждения - это основной показатель работы общеобразовательного учреждения. Поэтому для администрации очень важно грамотно и эффективно спланировать мониторинг качества образования и выбрать инструментарий, с помощью которого этот процесс будет осуществляться.
Понятие «мониторинг» пришло в педагогику сравнительно не так давно из экологии и социологии. В экологии мониторинг понимают как непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью выявления очагов неблагоприятных ситуаций, отслеживания динамики изменений, интенсивности процессов и т.д. В социологии же мониторинг позволяет не только получать информацию о различных сторонах жизни общества, но и вскрывать тенденции, закономерности их развития.
Современный словарь иностранных слов трактует понятие «мониторинг» как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям - наблюдение, оценка и прогноз.
В настоящее время мониторинг осваиваться и в системе образования, где он реализуется как комплексное, динамическое, аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения в объекте. Педагогический мониторинг можно определить как форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве образовательного процесса, обеспечивающую непрерывное слежение за ее содержанием и прогнозирование ее развития, а также как систему накопления инновационного опыта.
Мониторинг, в отличие от контроля, выявляющего рассогласование целей и результатов, проводит исследование промежуточных состояний и выступает в определенной степени катализатором положительных изменений. Поэтому мониторинг в управлении внутри общеобразовательного учреждения рассматривается как механизм управления развитием системы, и в этом его отличие от внутришкольного контроля.
Сегодня для всех участников образовательного процесса на первый план встает качество образования, а для образовательного учреждения - это основной показатель работы общеобразовательного учреждения. Поэтому для администрации очень важно грамотно и эффективно спланировать мониторинг качества образования и выбрать инструментарий, с помощью которого этот процесс будет осуществляться.
Данный инструментарий должен быть гибким и многофункциональным, реализовывать ту программу мониторинга качества образования, которая утверждена в ОУ расширять его показатели и оптимизировать процесс их анализа.
Для образовательных учреждений, которые используют программу Net-School вопрос о выборе не стоит. Информационное пространство школы на основе использования Net-School объединяет всех участников образовательного процесса и позволяет автоматизировать выполнение привычных функций.
Программа Net-School включает:
- электронный классный журнал и дневник учащегося;
- мощный инструментарий анализа учебно-воспитательного процесса: мониторинг успеваемости и посещаемости, анализ работы учителей, прогнозирование проблемных ситуаций в школе с успеваемостью, пропусками учащихся;
- доступ родителей к информации о своём ребёнке и о школьной жизни в целом;
- средства общения и совместной работы для всех участников учебно-воспитательного процесса.
Администрация общеобразовательного учреждения с помощью конструктора автоматически составляют расписание и управляют штатом сотрудников, оперативно отслеживают результаты образовательного процесса и принимают управленческие решения, поскольку со своего автоматизированного рабочего места имеют доступ к классным электронным журналам, обмениваются с вышестоящими организациями отчетной документацией, используют шаблоны, позволяющие автоматически формировать необходимые отчеты.
Учитель назначает задания, рассылает подготовленные материалы обучающимся или проводит урок в мультимедийном классе, проводит консультации, участвует в работе виртуальных методических объединений, отвечает на вопросы родителей.
Ученики могут выполнять задания в режимах on- и off-line, причем результаты проверки сохраняются в электронном классном журнале и используются при выставлении итоговых оценок, консультируются, участвуют в совместных проектах, ведут рейтинг знаний, рекордов или пропусков занятий.
Родители имеют возможность следить за учебой своих детей, не выходя из дома, пользуясь электронным дневником, SMS-сервисами: просматривать заданные им на дом уроки, а также общаться с учителями и администрацией школы, знакомиться с объявлениями.
В общеобразовательном учреждении на основе использования Net-School может развертываться единая система информационно-технологического сопровождения школьного мониторинга. Система включает в себя следующие направления:
1. оценка качества учебных программ и образовательных технологий;
2. мониторинг степени обученности учащихся по годам обучения и учебным предметам;
3. рейтинговая система стимулирования достижений учащихся;
4. диагностика качества потенциала научно-педагогического состава;
5. мониторинг качества знаний, умений, компетентностей, тематический, итоговый контроль.
Направление 1. Оценка качества учебных программ и образовательных технологий. Использование виртуального методического кабинета обогащает образовательное пространство школы, позволяет накапливать информацию, принимать решения для оптимизации выбора программ и технологий.
Направление 2. Мониторинг успеваемости и степени обученности учащихся (СОУ) на основе отметок в электронном классном журнале. В данном направлении используются следующие методики диагностики результативности работы учителя и образовательного учреждения, основанные на количественно-качественных показателях, выраженных в школьных отметках (баллах):
- успеваемость в % от общего количества учащихся;
- качество знаний по количеству «4» и «5»;
- средний балл;
- степень обученности учащихся.
Направление 3. Рейтинговая система стимулирования достижений учащихся.
Для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса в школах все чаще прибегают к составлению рейтингов учащихся на основе их учебных достижений. Такая система оценки стимулирует соревновательность в учебном процессе. В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в школе, но и во многих вузах. С помощью конструктора отчетов классный руководитель и учитель-предметник могут получить рейтинг учащихся класса и школы.
Направление 4. Диагностика качества потенциала научно-педагогического состава.
Объектом диагностики деятельности учителя могут быть уровень его профессиональной компетентности, степень коммуникабельности и другие, социально значимые для педагога качества, уровень рефлексии, степень технологической грамотности и др.
Базовыми данными внутришкольного мониторинга педагогической деятельности могут быть:
- Оперативные данные результатов мониторинга;
- Сравнительный анализ показателей образовательного процесса по контрольным точкам и их динамика (по данным «Результативности в переводных / выпускных классах по предмету»);
- Карточка педагогического работника и сведения о повышении квалификации;
- Самоанализ педагогической деятельности по итогам года или к аттестации педагогического работника;
- Анализ результатов итоговых, аттестационных, срезовых работ по предмету;
- Анализ результативности участия в конкурсах для учителей и активности работы в городском методическом объединении или в творческих группах учителей;
- Результаты анкетирования учащихся, родителей (например, анкета «Учитель глазами ученика»);
- Результаты психологических тестов.
При подготовке самоанализа педагогической деятельности педагог может оперативно получить данные об успеваемости СОУ КОУ и среднему балу по своему предмету в классах, в которых он преподает.
Направление 5. Мониторинг качества знаний, умений, компетентностей, тематический, итоговый контроль. Данный вид мониторинга, в первую очередь, зависит от педагогически грамотных контрольно-измерительных материалов. Net-School предоставляет возможность проводить внутришколь-ный мониторинг на основе компьютерного тестирования, оперативно обрабатывать результаты компьютерного тестирования, формировать отчеты и наглядно представлять результаты исследования.
Результаты мониторинга могут быть представлены и в «бумажном», и в электронном виде. Для компьютерного проведения диагностики, презентации результатов мониторинга можно использовать:
1. возможность создавать собственные многовариантные контрольные работы и уроки, состоящие из тестовых заданий;
2. возможность сохранять диагностические материалы и обмениваться ими в сообществе пользователей Net-School, используя функции экспорта и импорта уроков и контрольных работ;
3. возможность компьютерной обработки результатов диагностических работ и занесения оценок в электронный журнал;
4. возможность создавать на основе электронного классного журнала отчеты и экспортировать отчеты в Microsoft Excel, представлять результаты в графическом виде, как на электронных, так и на бумажных носителях.
Подводя итог можно подчеркнуть, что идеи, заложенные в Net-School, а также её свойства - масштабируемость, расширяемость, интегрируемость с другими продуктами - позволяют считать её школьной системой не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Данная система является комплексной, способствующая повышению качества образования, благодаря применению современных инструментов для решения административных задач и мониторинга учебного процесса.
Список литературы:
1. Гептинг Л.А. Диагностика и мониторинг как важнейший фактор повышения качества обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sU-deshare.net/ssuserf136ad/ss-10067397.
2. Нефедова В. Мониторинг качества образования как инструмент методического обеспечения государственного стандарта начального профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://Ьапк. orenipk.ru/Text/t34_420.htm.