Научная статья на тему 'Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников'

Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3562
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MODELING / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедшина Лилия Мансуровна

В статье раскрываются особенности использования моделирования в экологическом образовании дошкольников, рассматриваются разнообразные виды моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SIMULATION IN ENVIRONMENTAL EDUCATION PRESCHOOL

In article features of use of modeling in ecological education of preschool children reveal, various types of models are considered.

Текст научной работы на тему «Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3 (21) 2012. с. 144-148.

УДК 373.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Лилия Мансуровна Мухамедшина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 79 «Вишенка».

Набережные Челны Lilimans7 8 @mai l. ru

моделирование, экологическая культура

В статье раскрываются особенности использования моделирования в экологическом образовании дошкольников, рассматриваются разнообразные виды моделей.

THE USE OF SIMULATION IN ENVIRONMENTAL EDUCATION PRESCHOOL

Lily M. Mukhamedshina Municipal budget pre-school educational institution Naberezhnye Chelny

modeling, ecological culture.

In article features of use of modeling in ecological education ofpreschool children reveal, various types of models are considered.

В настоящее время, когда взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем, важной задачей общества является формирование экологической культуры у подрастающего поколения. Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте имеет под собой нормативные основания. Статья 7 проекта закона «Об экологической культуре» содержит следующие положения: в период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности - любовь к природе, нормы и правила поведения, начинает формироваться базовая система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру; родителям и работникам дошкольного образовательного учреждения следует воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде. Дошкольник должен иметь осознанное представление об экологических проблемах (охрана природных объектов от загрязнения, разрушения), осуществлять посильную практическую деятельность по защите и сохранению видового разнообразия растений и животных, по охране и благоустройству окружающей среды.

Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, позволяет моделирование. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования,

144

разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская и др.), в других — как вид знаково-символической деятельности (Г.А. Глотова, С.А. Лебедева, Н.Г. Салмина и др.). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н.Н. Кондратьева, М.В. Крулехт, А.К. Матвеева, Т.Д. Рихтерман, О.Н. Сомкова и др.).

В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей: предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений (предметы, конструкции); предметно -схематические модели (в них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов: например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений (листьев, стеблей и т.д.); графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.

Продумывая разнообразные модели, необходимо придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов, раскрывать существенное в объекте, замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Процесс моделирования предметной модели можно организовать следующим образом: для демонстрации нападения с воздуха хищной птицы и защитного поведения животных можно сделать птицу из чёрной бумаги и привязать её резинкой к палке. Модель-макет в качестве предметно-схематической модели предлагает использовать С.Н. Николаева для усвоения детьми способов защиты от врагов [2]: это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных. К графическим моделям относят заполнение календарей наблюдений за сезонными изменениями в природе условными значками, заполнение календарей за ростом и развитием живых существ, фиксация подкормки птиц зимой.

Иллюстрацию графических моделей можно использовать при проведении разнообразных бесед об охране окружающей среды. Например, дети могут выбрать подходящие рисунки, отвечающие на вопрос: Что значит охранять деревья? (см. рис.1), или при организации подвижных игр (рис.2 «Собери мусор и попади в корзину»).

Интересной формой графического моделирования являются мнемодорожки, мнемотаблицы. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Информация в мнемотаблицах и мнемодорожках представлена в виде символической аналогии (это обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта). Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (прием свертывания). На рис. 3, 4 представлены мнемотаблица «Небылицы» и мнемодорожка «Загадка о времени года».

Рис.3 «Небылицы»

Га-га-га!

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?

Рис.4 «Загадка о зиме»

Ни

ведёрка, Ни кисти, ни рук,

А побелит

Все

крыши

вокруг.

(Зима)

На рис.5 представлены примеры здоровья и болезни, на рис.6 - алгоритм «Скажи «Нет» мусору!»

Таким образом, на основе моделирования у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе, они раскрывают для себя важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней

Литература

1. Болышева Т.В. «Учимся на сказке» [Текст] / Т.В. Большева - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс». -2001. - 144с.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.Н. Николаева - М.: ACADEMA. - 2005. - 336с.

3. Проект федерального закона "Об экологической культуре".№ 90060840-3, вносится депутатами Государственной Думы В.А. Грачевым, С.М. Ахметхановым, Р.С. Бакиевым, А.Н. Грешневиковым, В.Д. Кадочниковым, Р.И.Нигматулиным, В.В. Оленьевым, А.Н. Томовым (внесен13.07.2000) [электронный ресурс]/http://ecoedu.iseu.by/uploads/files/ros9.pdf

4. Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества» [Текст] / Е.А. Юзбекова - Москва:«Линка-Пресс». - 2006. -128с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.