АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 3 (21) 2012. с. 144-148.
УДК 373.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Лилия Мансуровна Мухамедшина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 79 «Вишенка».
Набережные Челны Lilimans7 8 @mai l. ru
моделирование, экологическая культура
В статье раскрываются особенности использования моделирования в экологическом образовании дошкольников, рассматриваются разнообразные виды моделей.
THE USE OF SIMULATION IN ENVIRONMENTAL EDUCATION PRESCHOOL
Lily M. Mukhamedshina Municipal budget pre-school educational institution Naberezhnye Chelny
modeling, ecological culture.
In article features of use of modeling in ecological education ofpreschool children reveal, various types of models are considered.
В настоящее время, когда взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем, важной задачей общества является формирование экологической культуры у подрастающего поколения. Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте имеет под собой нормативные основания. Статья 7 проекта закона «Об экологической культуре» содержит следующие положения: в период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности - любовь к природе, нормы и правила поведения, начинает формироваться базовая система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру; родителям и работникам дошкольного образовательного учреждения следует воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде. Дошкольник должен иметь осознанное представление об экологических проблемах (охрана природных объектов от загрязнения, разрушения), осуществлять посильную практическую деятельность по защите и сохранению видового разнообразия растений и животных, по охране и благоустройству окружающей среды.
Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, позволяет моделирование. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования,
144
разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская и др.), в других — как вид знаково-символической деятельности (Г.А. Глотова, С.А. Лебедева, Н.Г. Салмина и др.). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н.Н. Кондратьева, М.В. Крулехт, А.К. Матвеева, Т.Д. Рихтерман, О.Н. Сомкова и др.).
В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей: предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений (предметы, конструкции); предметно -схематические модели (в них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов: например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений (листьев, стеблей и т.д.); графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.
Продумывая разнообразные модели, необходимо придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов, раскрывать существенное в объекте, замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Процесс моделирования предметной модели можно организовать следующим образом: для демонстрации нападения с воздуха хищной птицы и защитного поведения животных можно сделать птицу из чёрной бумаги и привязать её резинкой к палке. Модель-макет в качестве предметно-схематической модели предлагает использовать С.Н. Николаева для усвоения детьми способов защиты от врагов [2]: это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных. К графическим моделям относят заполнение календарей наблюдений за сезонными изменениями в природе условными значками, заполнение календарей за ростом и развитием живых существ, фиксация подкормки птиц зимой.
Иллюстрацию графических моделей можно использовать при проведении разнообразных бесед об охране окружающей среды. Например, дети могут выбрать подходящие рисунки, отвечающие на вопрос: Что значит охранять деревья? (см. рис.1), или при организации подвижных игр (рис.2 «Собери мусор и попади в корзину»).
Интересной формой графического моделирования являются мнемодорожки, мнемотаблицы. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Информация в мнемотаблицах и мнемодорожках представлена в виде символической аналогии (это обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта). Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (прием свертывания). На рис. 3, 4 представлены мнемотаблица «Небылицы» и мнемодорожка «Загадка о времени года».
Рис.3 «Небылицы»
Га-га-га!
Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?
Рис.4 «Загадка о зиме»
Ни
ведёрка, Ни кисти, ни рук,
А побелит
Все
крыши
вокруг.
(Зима)
На рис.5 представлены примеры здоровья и болезни, на рис.6 - алгоритм «Скажи «Нет» мусору!»
Таким образом, на основе моделирования у детей формируются обобщённые представления и элементарные понятия о природе, они раскрывают для себя важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней
Литература
1. Болышева Т.В. «Учимся на сказке» [Текст] / Т.В. Большева - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс». -2001. - 144с.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.Н. Николаева - М.: ACADEMA. - 2005. - 336с.
3. Проект федерального закона "Об экологической культуре".№ 90060840-3, вносится депутатами Государственной Думы В.А. Грачевым, С.М. Ахметхановым, Р.С. Бакиевым, А.Н. Грешневиковым, В.Д. Кадочниковым, Р.И.Нигматулиным, В.В. Оленьевым, А.Н. Томовым (внесен13.07.2000) [электронный ресурс]/http://ecoedu.iseu.by/uploads/files/ros9.pdf
4. Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества» [Текст] / Е.А. Юзбекова - Москва:«Линка-Пресс». - 2006. -128с.