Научная статья на тему 'Использование модели с передаточными отношениями в прогнозировании расходов бюджета республики Саха (Якутия)'

Использование модели с передаточными отношениями в прогнозировании расходов бюджета республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / МОДЕЛЬ С ПЕРЕДАТОЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ / МОДЕЛЬ ЗАВИСИМОСТИ / ОПЛАТА ТРУДА / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуляев П. В., Попова Т. Н.

Первоочередными задачами бюджетной политики являются создание действенной системы управления государственными расходами, их рационализация и обеспечение социально-экономической результативности расходов бюджета. В связи с этим возникает необходимость исследования перспектив внедрения новых методов бюджетного прогнозирования. Для повышения эффективности управления бюджетными средствами при исполнении государственного бюджета, обеспечения Правительства Республики Саха (Якутия) агрегированной информацией, позволяющей оценить влияние различных факторов на состояние государственных финансов, возможно применение методов математического моделирования динамики бюджетных расходов. Применение инструментов математического моделирования обеспечивает беспристрастность анализа, большую точность прогноза, а также подтверждает достоверность выводов. В статье проанализирована динамика расходов бюджета во взаимосвязи с расходами на оплату труда и коммунальные услуги. Проведен регрессионный анализ зависимости общего объема бюджета от изменения расходов на оплату труда и коммунальные услуги. Построена модель, адекватно описывающая исследуемый процесс. Для эффективного использования бюджетных средств в качестве гипотезы выдвинута возможность применения модели с передаточными отношениями в прогнозировании расходов бюджета Республики Саха (Якутия). Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки влияния динамики различных статей расходов бюджета на общий объем расходной части в целом, так как расходы бюджета Республики Саха (Якутия) являются основным механизмом, позволяющим проводить социальную и экономическую политику в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование модели с передаточными отношениями в прогнозировании расходов бюджета республики Саха (Якутия)»

УДК 336.145(571.56)

использование модели с передаточными отношениями в прогнозировании расходов бюджета республики саха (якутия)*

П.В. ГУЛЯЕВ,

кандидат экономических наук, доцент,

заместитель директора Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected]

Т.Н. ПОПОВА,

научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected]

Первоочередными задачами бюджетной политики являются создание действенной системы управления государственными расходами, их рационализация и обеспечение социально-экономической результативности расходов бюджета. В связи с этим возникает необходимость исследования перспектив внедрения новых методов бюджетного прогнозирования. Для повышения эффективности управления бюджетными средствами при исполнении государственного бюджета, обеспечения Правительства Республики Саха (Якутия) агрегированной информацией, позволяющей оценить влияние различных факторов на состояние государственных финансов, возможно применение методов математического моделирования динамики бюджетных расходов. При-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Оптимизация систем управления региональными финансами» (проект № 01201460079).

менение инструментов математического моделирования обеспечивает беспристрастность анализа, большую точность прогноза, а также подтверждает достоверность выводов. В статье проанализирована динамика расходов бюджета во взаимосвязи с расходами на оплату труда и коммунальные услуги. Проведен регрессионный анализ зависимости общего объема бюджета от изменения расходов на оплату труда и коммунальные услуги. Построена модель, адекватно описывающая исследуемый процесс. Для эффективного использования бюджетных средств в качестве гипотезы выдвинута возможность применения модели с передаточными отношениями в прогнозировании расходов бюджета Республики Саха (Якутия). Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки влияния динамики различных статей расходов бюджета на общий объем расходной части в целом, так как расходы бюджета Республики Саха (Якутия) являются основным механизмом, позволяющим проводить социальную и экономическую политику в республике.

Ключевые слова: прогнозирование, расходы бюджета, модель с передаточными отношениями, модель зависимости, оплата труда, коммунальные услуги, регрессионный анализ

В настоящее время первоочередными задачами бюджетной политики являются создание действенной системы управления государственными расходами, их рационализация и обеспечение социально-экономической результативности расходов бюджета. В связи с этим возникает необходимость исследования, перспектив внедрения новых методов бюджетного прогнозирования.

В целях повышения эффективности управления бюджетными средствами при исполнении республиканского бюджета, обеспечения Правительства Республики Саха (Якутия) агрегированной информацией, позволяющей оценить влияние различных факторов на состояние государственных финансов, возможно применение методов математического моделирования динамики бюджетных расходов. Применение инструментов математического моделирования обеспечивает беспристрастность анализа, большую точность прогноза, а также подтверждает достоверность выводов.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки влияния динамики различных статей расходов бюджета на общий объем расходной части в целом, так как расходы бюджета республики являются основным механизмом, позволяющим проводить социальную и экономическую политику. Министр финансов РФ А.Г. Силуанов, выступая на V Гайдаровском форуме в Москве 15.01.2014, подчеркнул, что необходима качественная работа с расходной частью бюджета. Для оптимизации расходов бюджета необходимо повышение качества прогнозирования бюджета. Нужно использовать оптимальный и абсолютно исполнимый прогноз, который не должен влиять на ход исполнения бюджета.

Исследователи определяют оптимизацию расходов бюджета как совокупность действий и мероприятий, направленных на изменение значений расходов без их увеличения при условии достижения заданных результатов. Для решения задач оптимизации расходов бюджета целесообразно использовать аппарат корреляционно-регрессионного моделирования.

Цель исследования - разработать модель с передаточными отношениями, адекватно описывающую влияние различных факторов на объем расходов бюджета.

В качестве факторов, существенно влияющих на объем расходов бюджета, исследованы расходы на оплату труда и коммунальные услуги. Доля расходов бюджета Республики Саха (Якутия) в среднем за 2000-2013 гг. на оплату труда составила 29%, на коммунальные услуги - 6% (рис. 1).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- осуществить структурное описание модели с передаточными отношениями, адекватно отражающей влияние различных факторов на объем расходов бюджета;

- проанализировать динамику расходов бюджета во взаимосвязи с реальными факторами (оплата труда и коммунальных услуг);

- провести регрессионный анализ зависимости общего объема расходов бюджета от изменения расходов на оплату труда и коммунальные услуги;

- на основе результатов регрессионного анализа дать функциональное аналитическое описание модели с передаточными отношениями, адекватно отражающей влияние различных факторов на объем расходов бюджета. В качестве гипотезы выдвигается возможность

применения модели с передаточными отношениями в прогнозировании расходов бюджета Республики Саха (Якутия).

Структурное описание данной модели представлено на рис. 2.

Модель представляет собой систему из двух параллельно соединенных звеньев. Входная величина системы одновременно подается на входы двух звеньев, а ее выходная величина равна сумме выходных величин отдельных звеньев. Входные величины х1 и х2 преобразуются в выходные у1 и у2 передаточными отношениями (функциями).

Расходы на коммунальные услуги (6)

Рис. 1. Структура расходов бюджета Республики Саха (Якутия) в 2000-2013 гг., %

Рис. 2. Структурное описание модели с передаточными отношениями: x - сумма расходов на оплату труда и коммунальные услуги консолидированного бюджета республики; x1 - расходы на оплату труда консолидированного бюджета республики; x2 - расходы на коммунальные услуги консолидированного бюджета республики; ^(х^ - передаточное отношение (функция), отражающее зависимость расходов бюджета от расходов на оплату труда; Ж2(х2) - передаточное отношение (функция), отражающее зависимость расходов бюджета от расходов на коммунальные услуги; у 1 и у2 - выходные значения расходов на оплату труда и коммунальные услуги соответственно; у - расходы консолидированного бюджета республики

Изображения выходных величин звеньев через их передаточные функции запишутся следующим образом:

X - Xl X2 ;

у - ^(х);

У2 - (X2 )-

Так как x = x1 + x2, то передаточная функция системы

у = Ж (х) = Ж (х) + Ж (*2).

Передаточная функция системы, состоящей из параллельно соединенных звеньев, равна сумме передаточных функций этих звеньев.

Таким образом, возникает структурное описание модели с передаточными отношениями (функциями).

Исходя из сложившейся структуры республиканского бюджета (рис. 1) предлагается выходные величины у1 и у2 считать в пропорции 82% по оплате труда и 18% по коммунальным услугам к общему объему бюджета республики соответственно.

Для функционального описания модели исследована динамика расходов бюджета во взаимосвязи с расходами на оплату труда и коммунальные услуги (см. таблицу).

Функциональное описание звена с передаточным отношением у1 = ^(х^ проводится методами регрессионного анализа.

По данным, представленным в таблице, рассчитан коэффициент корреляции между общим объемом расходов бюджета и расходами на оплату труда: Гх1 у * 0,98

Близость к единице коэффициента корреляции означает наличие прямой и сильной взаимосвязи между общим объемом расходов бюджета Республики Саха (Якутия) и расходами на оплату труда, что дает основание для проведения регрессионного анализа данной зависимости. Регрессионный анализ проводится методом наименьших квадратов.

Однофакторная линейная модель зависимости расходов бюджета от изменения расходов на оплату труда имеет вид: у1 = 2,18 х1 + 48 703,3.

Динамика расходов бюджета Республики Саха (Якутия) и значения выходных величин модели в 2000—2013 гг., млн руб.

Год Расходы на оплату труда х Расходы на коммунальные услуги х2 Выходная величина Ух (82%) Выходная величина у2 (18%) Общие расходы бюджета у

2000 3 730, 2 1 459,6 19 945,2 4 378,2 24 323,4

2001 4 875, 9 2 232,7 27 345,8 6 002,7 33 348,5

2002 8 354, 1 2 491,3 30 374,4 6 667,6 37 042,0

2003 8 352, 2 2 970,0 34 077,1 7 480,3 41 557,4

2004 10 430, 5 3 258,1 38 000,6 8 341,6 46 342,2

2005 16 153, 4 2 938,5 52 901,8 11 612,6 64 514,4

2006 19 088, 0 3 309,4 49 804,4 10 932,6 60 737,0

2007 22 576, 4 3 716,0 54 198,6 11 897,3 66 095,9

2008 28 803, 9 4 006,9 68 345 15 002,6 83 347,6

2009 32 543, 0 5 281,9 74 356,8 16 322,2 90 679,0

2010 33 997, 8 5 867,7 83 003,1 18 220,2 101 223,3

2011 37 311, 3 6 654,6 99 699,2 21 885,2 121 584,4

2012 40 754,0 7 652,8 117 902 25 880,9 143 782,9

2013 52 209,1 8 953,7 134 551,8 29 535,8 164 087,6

Источник: данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

39 (390) - 2014

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ECONOMIC ANALYSIS:

теория и практика theory and practice

180 000 160 000 140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000

Таким образом, рассчитано, что с увеличением расходов на оплату труда на 1 тыс. руб. расходы бюджета Республики Саха (Якутия), связанные с приобретением товаров и услуг, возрастают в среднем на 2,18 тыс. руб.

Коэффициент детерминации полученной функции 0,96. Это

-ч.)

означает, что 96% вариации всех расходов бюджета у объясняется вариацией расходов бюджета Республики Саха (Якутия) на оплату труда (фактора хх).

Выявленную зависимость можно представить в графическом виде (рис. 3).

Средняя ошибка аппроксимации А = 1.62%. Величина А не вышла за допустимые пределы (10-20%), что говорит о надежности выбранной модели регрессии.

Значимость уравнения регрессии с помощью критерия Фишера: ^ « 249,25; ^табл = 4,96. Так как

yi = 2,18 Х1 + 48 703,3

10 000 20 000 30 000 40 000 50 000

Рис. 3. Зависимость «оплата труда - расходы бюджета», млн руб.

60 000

табл < то гипотеза Н0 отклоняется, и признается статистическая значимость построенного уравнения регрессии.

Для оценки статистической значимости коэффициентов регрессии используется /-критерий Стьюдента.

Выдвигается гипотеза Н0 о незначимом отклонении от нуля каждого отдельного параметра модели. Гипотеза Н0 отклоняется, т.е. а, Ь и гху неслучайно отличаются от нуля, значит, статистически значимы.

Аналогичным образом дается функциональное описание звена модели, трансформирующего расходы на коммунальные услуги в расходы бюджета. Функциональное описание у2 = ^2(х2) проводится методами регрессионного анализа.

0 1 000 2 000 3 000 4 000 5 000 6 000 7 000 8 000 9 000 10 000 Рис. 4. Зависимость «коммунальные услуги - расходы бюджета», млн руб.

По данным, представленным в таблице, рассчитан коэффициент корреляции между общим объемом расходов бюджета и расходами на коммунальные услуги: ГХ2у ~ 0,986

Однофакторная линейная модель зависимости расходов консолидированного бюджета от изменения расходов на коммунальные услуги имеет следующий вид: у2 = 3,44х2 -1,07.

Близость к единице коэффициента корреляции означает наличие прямой и сильной взаимосвязи между общим объемом расходов бюджета и расходами на коммунальные услуги.

Коэффициент детерминации R2 = г^у « 0,9724. Это означает, что 97,24% вариации всех расходов консолидированного бюджета у объясняется вариацией расходов на коммунальные услуги (фактора х).

Выявленную зависимость можно представить в графическом виде (рис. 4).

Средняя ошибка аппроксимации A = 9,56%. Величина A также не вышла за допустимые пределы (10-20%), что говорит о надежности выбранной модели регрессии.

Значимость уравнения регрессии с помощью критерия Фишера: F » 422,1092; ^табл = 4,747.Так как F^ < F, то гипотеза H0 отклоняется, и признается статистическая значимость построенного уравнения регрессии.

Полученная модель (рис. 2) адекватно описывает зависимость общего объема расходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) от расходов на оплату труда и коммунальные услуги и позволяет говорить о тесной взаимосвязи описанного результирующего фактора с параметрами, заложенными в данную модель. Предложенная модель может применяться для составления прогнозов и при планировании расходов бюджета в зависимости от динамики расходов на оплату труда и коммунальных услуг.

Таким образом, при анализе и прогнозировании развития бюджетного процесса возможно применение моделей с передаточными отношениями.

Список литературы

1. Андреева О.Р., Берендеева А.Б., Берендеева О.С., Гусева О.В., ЗайцеваИ.А., НиколаеваЕ.Е., Птицына Н.А., Толокнова С.С. Социальная сфера и доступность социальных благ в регионе: моно-

графия. Иваново: Ивановский государственный университет, 2010. 488 с.

2. Белоусова С.В. Проблемы оценки результативности бюджетных расходов // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 6. С. 39-47.

3. Лукьянова Н.Ю., Солдатова С.Э. Роль статистического и экономико-математического моделирования в прикладных научных исследованиях. URL: http://journals.kantiana.ru/vestnik/1263/3623/.

4. Микишанов А.Л. Социально ориентированные расходы региональных бюджетов в период экономического кризиса // Проблемы прогнозирования. 2012. № 1. С. 98-108.

5. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. 360 с.

6. Плышевский Б. О социальной ориентации экономики России // Экономист. 2012. № 10. С. 6-13.

7. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие. СПб: Питер, 2007. 336 с.

8. Рукавишникова А.С. Механизмы оптимизации расходов местных бюджетов // Проблемы учета и финансов. 2013. № 4. С. 37-40.

9. Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. СПб: Лидер, 2005.493 с.

10. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник. М.: Юристъ, 2003. 320 с.

Economic analysis: theory and practice Region's finance

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

USING THE MODEL WITH THE TRANSMITTER IN FORECASTING THE BUDGET EXPENDITURE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Petr V. GULYAEV, Tat'yana N. POPOVA

Abstract

Fiscal policy priorities are the creation of an efficient system of public expenditure management, the streamlining and ensuring the socio-economic impact of the budget. Therefore, there is a need to study the prospects of introduction of new methods of budget forecasting. To improve the effectiveness of budget management in the performance of the State budget, to supply the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) with

aggregated information to evaluate the influence of various factors on the condition of public finance, it is necessary to use methods of mathematical modeling of dynamics of budget expenditures. Applying the tools of mathematical modeling provides impartial analysis, more accurate forecasting, and confirms the accuracy of the findings. The article examines the dynamics of budget expenditures in relation to labor costs and utilities. The authors have conducted a regression analysis

of the dependence of the total budget on the changes in labor costs and utilities and constructed a model adequately describing the monitoring process. For the effective use of budgetary resources, as a hypothesis, the authors put forward the possibility of applying the model with the transmitter in forecasting the budget expenditure of the Republic of Sakha (Yakutia). The relevance of the research topic is driven by the need to assess the impact of various expenditures on total budget expenditure as a whole, since the budget of the Republic of Sakha (Yakutia) is the primary mechanism for the social and economic policies.

Keywords: forecasting, budget expenditure, model with gearing ratios, dependence, labor remuneration, public utilities, regression analysis

References

1. Andreeva O.R., Berendeeva A.B., Berendeeva O.S., Guseva O.V., Zaitseva I.A., Nikolaeva E.E., Ptit-syna N.A., Toloknova S.S. Sotsial'nayasfera idostup-nost'sotsial'nykh blag v regione: monografiya [Social services and access to social benefits in the region: a monograph]. Ivanovo, ISU Publ., 2010, 488 p.

2. Belousova S.V. Problemy otsenki rezul'tativnosti byudzhetnykh raskhodov [Effectiveness of budget expenditures] . Menedzhment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and abroad, 2009, no. 6, pp. 39-47.

3. Luk'yanova N.Yu., Soldatova S.E. Rol' statis-ticheskogo i ekonomiko-matematicheskogo modeli-rovaniya v prikladnykh nauchnykh issledovaniyakh [A role of statistical and economic-mathematical modeling in the applied research]. Available at: http://journals. kantiana.ru/vestnik/1263/3623/. (In Russ.)

4. Mikishanov A.L. Sotsial'no orientirovannye raskhody regional'nykh byudzhetov v period ekonom-icheskogo krizisa [Socially-oriented regional budget expenses during the economic crisis]. Problemy prog-nozirovaniya - Problems of forecasting, 2012, no. 1, pp. 98-108.

5. Myslyaeva I.N. Gosudarstvennye i munitsipal 'nye finansy [The State and municipal finance]. Moscow, INFRA-M Publ., 2007, 360 p.

6. Plyshevskii B. O sotsial'noi orientatsii ekonomiki Rossii [The social orientation of the economy of Russia]. Ekonomist- Economist, 2012, no. 10, pp. 6-13.

7. Roi O.M. Sistema gosudarstvennogo i muni-tsipal'nogo upravleniya [A system of State and municipal management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007, 336 p.

8. Rukavishnikova A.S. Mekhanizmy optimizatsii raskhodov mestnykh byudzhetov [The mechanisms of optimization of local budgets]. Problemy ucheta i finansov - Problems of accounting and finance, 2013, no. 4, pp. 37-40.

9. Sistema munitsipal'nogo upravleniya [The system of municipal government]. St. Petersburg, Lider Publ., 2005, 493 p.

10. Chirkin V.E. Gosudarstvennoe i munitsipal 'noe upravlenie [The State and municipal management]. Moscow, Yurist" Publ., 2003, 320 p.

Petr V. GULYAEV

Scientific-Research Institute of Regional Economy of North, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation [email protected]

Tat'yana N. POPOVA

Scientific-Research Institute of Regional Economy of North, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation [email protected]

Acknowledgments

The article was prepared with the financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in the framework of the basic part of the State job to perform scientific research work on "The optimization of control systems of regional finance" (project ID No. 01201460079).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.