Научная статья на тему 'Использование модели импортозамещения в рамках ЕврАзЭС'

Использование модели импортозамещения в рамках ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЕВРАЗЭС / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / іМПОРТОЗАМіЩЕННЯ / ЄВРАЗЕС / ЕКСПОРТ / іМПОРТ / IMPORT SUBSTITUTION / EURAZEC / EXPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Е. Ю., Каленюк А. А., Козырева О. Н.

Статья посвящена проблеме торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и использования странами модели импортозамещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the model of import substitution within the EurAzEC framework

The article covers the problems of trade and economic cooperation within the EurAzEC and the use of the model import substitution in the countries

Текст научной работы на тему «Использование модели импортозамещения в рамках ЕврАзЭС»

Е.Ю. Сидорова, А.А. Каленюк, О.Н. Козырева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РАМКАХ ЕВРАЗЭС

Модернизация является одной из наиболее популярных тем в экономических кругах, потому что исследование вопросов формирования организационно-экономических условий, направлений модернизации развития производств, анализ их конкурентоспособности, в том числе выпускаемой продукции, является актуальным в современных условиях.

Политика импортозамещения формируется преимущественно за счет внутренних ресурсов страны с учетом ее национальных особенностей. Стратегия импортозамещения должна опираться на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий, применяемых на предприятиях, развития инноваций, а это является наиболее актуальным для стран, уровень производственных отраслей которых отстает от уровня государств, с которыми они взаимодействуют.

Осуществление политики импортозамещения следует проводить при помощи инструментов стимулирующего характера, которые включают организационно-правовые, денежно-кредитные, бюджетно-налоговые, таможенные меры, поощряющие научно-исследовательские работы, производителя и потребителя национальной импортозамещающей продукции.

Основная задача политики импортозамещения состоит в

формировании его национальной модели и создании системы стимулов, способных поддержать национальное производство импортозамещающей продукции, одновременно стимулируя ее экспорт. Сущность импортозамещающей модели развития заключается в протекционизме по отношению к большинству отраслей национальной экономики, часто подкрепленном государственной монополией внешней торговли и неконвертируемостью национальной валюты.

Если говорить об экономической эффективности импортозамещения, то она заключается в предоставлении рабочих мест своим гражданам за счет отечественного производства, что позволяет сохранить прибавочную стоимость, которая не попадает в страну, если приобретать продукцию за рубежом. Политическая целесообразность продиктована интересами безопасности, поскольку стране даже себе в убыток приходится производить продукцию первой необходимости, без которой просто невозможно существовать, как например, продукты питания. Можно сказать, что импортозамещение в этом случае является средством достижения утраченной продовольственной безопасности, одной из наиболее вероятных стратегий экономического развития государства.

Автор Н.А. Сучкова справедливо выделяет два подхода к понятию «импортозамещение» [1].

Первый подход рассматривает импортозамещение как некий нерегулируемый, в целом положительный для страны, часто ограниченный временными рамками, процесс, в результате которого происходит поэтапная замена зарубежной продукции и товаров их отечественными аналогами.

Во втором подходе используется широкий функциональный взгляд, рассматривающий импортозамещение как определенный тип экономической стратегии и политики государства, направленных на замену импорта товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства. Высокие импортные пошлины сочетаются с налоговыми льготами местным производителям. Разрабатывается и реализуется программа развития необходимой производственной инфраструктуры. Проведение импортозамещающей стратегии характерно для импортозамещающего этапа индустриализации.

Среди стран ЕврАзЭС большой опыт в реализации программ по импортозамещению имеют Республики Беларусь и Казахстан. В этих государствах программы импортозамещения законодательно закреплены на государственном уровне. В Беларуси реализация данной программы ведется под строгим контролем государства, определен перечень проектов, разработаны формы отчетности. Результаты, полученные по итогам реализации импортозамещающих проектов, свидетельствуют о высвобождении денежных средств, которые

© Е.Ю. Сидорова, А.А. Каленюк, О.Н. Козырева, 2012

поступают в соответствующий фонд и перераспределяются в виде адресной поддержки внутри отраслей, способствуют созданию новых рабочих мест в экономике. Приоритетным направлением является импортозамещение потребительского спроса. При этом особо отметим, что в России не существует государственных программ, конечной целью которых является импортозамещение.

Следует отметить понятие, что существует множество подходов к определению «импортозамещение». Так, П.А. Кадочников под процессом импортозамещения понимает «увеличение производства и внутреннего потребления отечественных товаров при снижении потребления импортных товаров (в физическом выражении)». Д.Н. Зайцев указывает на то, что «под импортозамещением можно понимать относительное уменьшение или прекращение ввоза в страну определенного товара в связи с организацией производства того же или аналогичного товара на месте». Е.Н. Назарчук - «под импортозамещением следует понимать, прежде всего, увеличение производства отечественной продукции при снижении потребления импортных товаров (только для товаров, по которым такое замещение возможно и экономически целесообразно)» [2].

По мнению Л.Н. Перегородиевой, импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя, путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства [3]. Также в работе отмечается, что целью политики импортозамещения является создание благоприятной среды для роста национальной промышленности как путем поддержки развития производства и инноваций, так и с помощью ограничения импорта [3]. С этим нельзя не согласится. Рассмотрим, как эту модель можно применить в рамках

ЕврАзЭС.

В настоящее время в ЕврАзЭС существует зона свободной торговли. Россия и Казахстан являются крупными экспортерами сырья и одновременно производителями обширной товарной номенклатуры, особенно для России. Беларусь специализируется на производстве готовой продукции, преимущественно из импортного сырья, значительная часть которого поступает из третьих стран. Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, отстающие от других участников ЕврАзЭС по уровню развития промышленного производства, являются импортерами значительного числа промышленных товаров из стран дальнего зарубежья. В связи с этим Россия объективно заинтересована в защите с помощью тарифов более широкого круга товарных позиций, нежели другие государства ЕврАзЭС Различие структуры национальных экономик ограничивает сферы возможного развития совместных проектов. В этой связи особенно заметно выдвижение на первый план отраслей топливно-энергетического комплекса, главным образом со стороны России. Россия, Казахстан и Узбекистан выступают в качестве крупных экспортеров нефтегазовых ресурсов.

Динамика экспорта в ЕврАзЭС за 2007-2012 гг. увеличилась на 9073 млн дол., или на 129,61%. Преобладает экспорт из Республики Беларусь - 62,76% (2012 г.), на втором месте Республика Казахстан - 32,5%, Киргизия - 3,36, Таджикистан - 2,03%. Рост объемов экспорта в разрезе стран ЕврАзЭС соответственно следующий: Республика Беларусь - 7736 млн дол., или 145,01% (2012 г.), на втором месте Республика Казахстан - 944 млн дол., или 107,89%, Киргизия -281 млн дол., или 131,97%, Таджикистан- 112 млн дол., или 118,42%.

Динамика импорта за 2007-2012 гг. увеличилась на 6973 млн дол., или на 149,97%. Преобладает экспорт из Республики Беларусь - 65,39 % (2012 г.), на втором месте Республика Казахстан - 32,78 %, Киргизия - 1,4, Таджикистан - 0,43%. Рост объемов импорта в разрезе стран ЕврАзЭС соответственно следующий: Республика Беларусь - 4798 млн дол., или 153,99 % (2012 г.), на втором месте Республика Казахстан - 2246 млн дол., или 148,69%, Киргизия - 3 млн дол., или 101,03 %, Таджикистан - 74 млн дол. (снижение в 2012 г.).

Внешнеторговый оборот за 2007-2011 гг. увеличился на 16046 млн дол., или на 36 %. Основной рост пришелся на увеличение внешнеторгового оборота: на Республику Беларусь -12534 млн дол. и Казахстан - 3190 млн дол.

В структуре экспорта преобладает торговля с Республикой Беларусь и Казахстан (соответственно 62,76 и 32,5 % в 2012 г.). Общая тенденция по структуре следующая: доля Республики Беларусь за 5 лет снизилась на 6,66%, в то время как доля Республики Казахстан увеличилась на 6,54%, по остальным странам серьезных изменений не произошло. Вторая важная

тенденция - снижение доли Республики Беларусь в импорте на 1,71% и рост доли стран Киргизии и Таджикистана на 0,68 и 0,75% соответственно.

Сальдо торговли между странами ЕврАзЭС на протяжении всего исследуемого периода имеет положительное значение (18783 млн дол. - 2012 г.). Так, с Республикой Беларусь - 11238 млн дол., Казахстаном - 6048, Киргизией - 867, Таджикистаном - 630 млн дол.

Таким образом, в области внешней торговли имеется два крупных игрока - Россия и Республика Беларусь. Можно говорить, что ядром союза ЕврАзЭС являются три страны - Россия, Республика Беларусь и Казахстан.

Если проанализировать товарную номенклатуру стран

ЕврАзЭС, то в части экспорта в 2010 г. преобладает торговля по группе «минеральные продукты» - 46,1%, по группе «металлы, драгоценные камни и изделия из них» - 14%, по группе «машины, оборудование и транспортные средства» - 13,9%, на четвертом месте группа «продукция химической промышленности, каучук» - 10,1%. Незначительные объемы по группе «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» - 6,6%, «древесина и целлюлозно-бумажные изделия» - 4,3%, «прочие товары» - 3,4%.

В части импорта в 2010 г. преобладает торговля по группе «машины, оборудование и транспортные средства» - 23,5%, по группе «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)» - 21,9%, по группе «минеральные продукты» - 14,4%, на четвертом месте группа «продукция химической промышленности, каучук» - 10,9 %, на пятом месте «текстиль, текстильные изделия и обувь» - 9,6 %. Незначительные объемы по группе «кожевенное сырье, пушнина и изделия из них» - 0,2%, «прочие товары» - 4,4%, «древесина и целлюлозно-бумажные изделия» - 1,6 %. Таким образом, можно выявить сырьевую направленность экспорта, а именно - 64,4%, направленность импорта - в большей степени промышленные товары.

Проведенный анализ экспорта и импорта РФ со странами ЕврАзЭС позволил сделать следующие выводы. Все экспортируемые товары можно разделить на 4 укрупненные группы в зависимости от доли группы в общей структуре экспорта. Рассмотрим их более подробно.

Минеральные продукты - доля данной группы в товарной структуре экспорта в 2010 г. составила 46,1%, произошло уменьшение по сравнению с 2009 г. на 4,8%. В денежном выражении произошло увеличение на 175,7 млн дол. Во вторую укрупненную группу авторы отнесли следующие группы товаров: металлы, драгоценные камни и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства.

В группе «металлы, драгоценные камни и изделия из них» произошло увеличение на 1,3%, а в денежном выражении - на 861,1 млн дол. В группе «машины, оборудование и транспортные средства» в процентном выражении произошло увеличение на 1,3%, а в денежном - увеличение составило 844,2 млн дол.

В третью группу входят следующие товары: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) и продукция химической промышленности, каучук. В группе «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)» в процентном выражении увеличение составило 0,6%, в денежном - 44,8 млн дол. В группе «продукция химической промышленности, каучук» объем экспорта увеличился на 1,6%, что в денежном выражении составило 806,5 млн дол.

Четвертую укрупненную группу составили: древесина и целлюлозно-бумажные изделия, текстиль, текстильные изделия, обувь, кожевенное сырье, пушнина и изделия из них и прочие товары. Кратко охарактеризуем каждую группу. Процентное увеличение по группе «древесина и целлюлозно-бумажные изделия» составило 0,2%, а в денежном выражении - 191,1 млн дол. Процентное увеличение в группе «текстиль, текстильные изделия, обувь» составило 0,1%, экспорт вырос на 32,3 млн дол. Группа «кожевенное сырье, пушнина и изделия из них» - рост в процентном и денежном выражении был незначителен - 0,1% и 9 млн дол. Рост по группе прочие товары составил - 1% и 388,1 млн дол.

Таким образом, в торговых отношениях внутри ЕврАзЭС можно выделить по меньшей мере две характерные особенности, которые отражены в исследованиях ученых-экономистов, занимающихся этой проблематикой и нами в нашем исследовании:

Во-первых, в большинстве стран - членов ЕврАзЭС, в частности Беларуси, Казахстане и России, наблюдается сокращение динамики взаимной торговли и переориентация экспортных поставок в дальнее зарубежье [4]. Также мы выявили, что темпы роста объемов экспорта с третьими странами выше, чем эти же показатели внутри группировки, в разрезе импорта наблюдается аналогичная тенденция. Причины этого вполне объяснимы: развитые страны запада

более выгодны в плане торгово-экономического сотрудничества, чем страны ближнего зарубежья, уровень диверсификации торговли внутри группировки низкий, товары стран ЕврАзЭС менее конкурентоспособны, чем аналогичные товары развитых стран дальнего зарубежья.

Во-вторых, за десятилетний период образования ЕврАзЭС ни одна страна, за исключением России, не имеет положительного баланса во взаимной торговле. Причем для России положительное значение этого показателя ежегодно повышается, хотя в последние два года произошло его некоторое снижение. Для остальных стран - членов ЕврАзЭС отрицательный баланс ежегодно увеличивается. Безусловно, такая негативная тенденция, вызванная, прежде всего различием в размерах экспортного потенциала стран - членов ЕврАзЭС, не свидетельствует об усилении интеграционных процессов внутри интеграционного объединения. Так-же произошли изменения в структуре экспорта в сторону преобладания поставок сырья, в том числе сырой нефти и черных и цветных металлов. Это характерно для трех стран ЕврАзЭС, которые наиболее богаты природными ископаемыми, - Республика Беларусь, Казахстан и Российская Федерация. Темпы роста в структуре экспорта продукции перерабатывающей промышленности остаются низкими. Но для России характерен рост экспорта машин и оборудования, а для Республики Беларусь -увеличение экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также машин, оборудования и транспортных средств.

Наиболее тесные торгово-экономические отношения внутри группировки сложились между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией.

Таким образом, в рамках реализации модели импортазамещения можно предложить следующее:

1. Республика Беларусь:

заменить поставки природного газа, черных металлов, из третьих стран поставками из Российской Федерации;

заменить поставки сырой нефти из третьих стран поставками из Российской Федерации или Киргизии.

2. Российская Федерация:

заменить поставки говядины, молока, сгущеного молока, сыра, творога из третьих стран на поставки из Республики Беларусь.

3. Республика Таджикистан:

заменить поставки природного газа из третьих стран поставками из Российской Федерации;

заменить поставки сырой нефти из третьих стран поставками из Российской Федерации или Киргизии.

Следует отметить, что при разработке модели импортозамещения необходимо разработать и использовать показатель уровня импортозамещения, который рассчитывается как отношение объема импорта, возможного к замещению странами в рамках интеграционной группировки, к общему объему импорта интеграционной группировки.

Положительные результаты от его реализации позволяют достичь одновременно трех видов эффекта: экономического, социального, внешнеторгового. Экономический эффект выражен в сокращении внешнего долга, экономии валютных средств, увеличении объема инвестиций, развитии ведущих отраслей, сокращении затрат на закупку товаров (работ, услуг).

Внешнеторговый эффект представлен такими показателями, как: уменьшение импорта замещаемой продукции, выравнивание сальдо внешнеторгового баланса по импортозамещающей группе товаров. И наконец, социальный эффект заключается в организации новых рабочих мест, привлечении квалифицированных научно-технических кадров, увеличении потребляемой продукции, улучшении благосостояния населения.

Данный показатель и эффекты позволят определить эффективность реализации политики импортозамещения в странах с большой, «растущей» и малой открытой экономикой. Выбор модели импортозамещения, инструментов его реализации предопределен типом экономики, размерами рынка страны, возможностью влиять на мировую конъюнктуру рынка.

Литература

1. Сучкова Н.А. Импортозамещение в продовольственном секторе России: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: спец. 08.00.14 "Мировая экономика" / Н.А.Сучкова. -Москва, 2009. - С. 7-8.

2. Назарчук Е.Н. Теоретические и методические основы эффективного импортозамещения на российских промышленных предприятиях: автореф. дис. на соискание ученой степени канд.

экон. наук: спец. 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности" / Е.Н. Назарчук. -

Самара, 2007. - С.8-10.

3. Перегородиева Л.Н. Развитие управления импортозамещением на отечественных промышленных предприятиях: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: спец. 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством" / Л.Н. Перегородиева. - Саратов, 2013. - С.9.

4. Сабден О. Единое экономическое пространство: Новые возможности интеграционного сотрудничества [Электронный ресурс] / О. Сабден. - Режим доступа: http:// www.gosbook.ru/system/files/documents/2011/10/27afVsexvnccos_mewgybgmpfct-xpwubxobck_ uhhquksicfmz_lk.- 1.doc.

Представлена в редакцию 01.08.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.