М.Е. МАНЬШИН (Волгоград)
использование мобильных приложений (ПЛЕйКАСтОв, буктрейлеров) на уроках литературы
Рассматриваются особенности использования мобильных технологий. Анализируются варианты применения приложений по созданию плейкастов, буктрейлеров на уроках литературы и при подготовке домашнего задания.
Ключевые слова: мобильные технологии, мобильные приложения, обучение литературе, методы и средства обучения.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуют глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью информатизации общества является информатизация образования.
Мобильные устройства как нельзя лучше позволяют обеспечить построение индивидуальной траектории развития, т. к. можно подготовить и спланировать задания для разных категорий детей, учитывающие их индивидуальные особенности. Термин мобильное обучение (м-обучение) / mobile learning (m-learning) относится к использованию мобильных и портативных ИТ-устройств, таких как карманные компьютеры PDA (Personal Digital Assistants), мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК в преподавании и обучении. Поскольку компьютеры и Интернет стали необходимыми образовательными инструментами, а технологии - более портативными, доступными, эффективными и простыми в использовании, это открывает широкие возможности для расширения доступа к ИКТ, в частности в Интернете. Мобильные устройства, такие как телефоны и карманные компьютеры, имеют гораздо более разумные цены, чем настольные компьютеры, и, следовательно, представляют собой менее дорогостоящий способ доступа в Интернет (хотя стоимость подключения может быть выше). Внедрение планшетных ПК
теперь позволяет использовать мобильный доступ в Интернет с равной (если не большей) функциональностью, чем у настольных компьютеров.
Выделим основные преимущества мобильных устройств перед стационарными ПК.
• Мобильный телефон и его функциональные возможности позволяют организовать обучение с использованием адаптированных электронных учебников, учебных курсов и файлов специализированных типов с обучающей информацией - учебные пособия разрабатываются непосредственно для платформ мобильных телефонов. Еще одним способом применения мобильных телефонов для обучения является использование специализированных электронных учебников и курсов, адаптированных для просмотра и выполнения на мобильных телефонах учащихся.
• Мобильный телефон - средство воспроизведения звуковых, текстовых, видео- и графических файлов, содержащих обучающую информацию. Особенно ценной данная возможность является для желающих изучить иностранные языки - доступно огромное множество аудиокурсов и аудиокниг, включающих файлы разного формата и длины. Источником информации также могут служить видео- и аудиофайлы, программы-плейеры для которых есть в каждом телефоне последних лет выпуска.
• Еще одним способом возможного применения мобильных телефонов для обучения является использование специальных программ для платформ сотовых телефонов, которые способны открывать и просматривать файлы офисных программ, таких как Office Word, Power Point, Excel. Таким образом, имея в памяти мобильного телефона такие файлы, содержащие обучающую информацию, можно просматривать их версии, адаптированные специально для экрана телефона, с удобными полосами прокрутки, подходящим шрифтом и удобным интерфейсом.
• Учащиеся могут взаимодействовать друг с другом и с преподавателем, а не прятаться за большими мониторами.
• Гораздо проще разместить в классе несколько мобильных устройств, чем несколько настольных компьютеров.
• Мобильные устройства и электронные книги легче и занимают меньше места, чем файлы, бумаги и учебники. Распознавание с
О Маньшин М.Е., 2019
помощью стилуса или сенсорного экрана становится более наглядным, чем при использовании клавиатуры и мыши.
• Существует возможность обмена заданиями и совместной работы; учащиеся и преподаватели могут посылать текст по электронной почте, вырезать, копировать и вставлять, передавать устройства внутри группы, работать друг с другом, используя инфракрасные функции КПК или беспроводной сети, например Bluetooth.
• Мобильные устройства могут быть использованы в любом месте, в любое время -это неоценимое значение для обучения по месту работы.
Большинство современных школьников технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании, и необходимо рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения. Решение этой задачи требует организационных усилий со стороны руководителей образования, педагогов по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс школьников.
Перечислим далее основные проблемы, которые нужно будет решать учителю при работе с мобильными технологиями, а также предложим некоторые пути их решения.
Возможные проблемы Физиологические
1. Длительная работа за устройством может быть вредна для зрения.
2. При ослабленном зрении (близорукости, дальнозоркости) работа с мобильными устройствами может вызвать дальнейшее падение зрения.
Варианты решения
1. Ввести ограничения по времени для работы с устройствами (10-15 минут).
2. Спланировать задания так, что учащиеся будут не постоянно работать с мобильным устройством, а время от времени.
3. Организовать работу в группах, где ученик с ослабленным зрением не будет непосредственно контактировать с мобильным устройством или будет достаточно далеко от него находиться.
4. Для защиты зрения возможна работа в специализированных очках с антибликовым покрытием.
5. Установить на устройстве учащихся, имеющих проблемы со зрением, больший размер шрифта, более высокие значения яркости.
'КИЕ науКИ -
6. Проводить физкультминутки для зрения при работе с мобильными устройствами. Старшеклассники могут выполнять специальные упражнения для глаз.
Социальные
1. Не у всех детей есть смартфоны и планшеты.
2. Не все родители согласны с такой технологией работы.
Варианты решения
1. Если не все ученики имеют персональное мобильное устройство, целесообразнее продумывать командный вариант работы, чтоб каждый мог что-то сделать на мобильном устройстве.
2. Родители, как правило, заинтересованы в том, чтоб ребенок с умом использовал мобильные устройства. На родительском собрании педагог может рассказать о предполагаемом способе работы, рассказать про ограничения по времени работы, посоветовать родителям приложения для обучения. Другими словами, учитель может заинтересовать родителей и привлечь их в союзники.
Педагогические
Ученики при работе с устройством могут не выполнять педагогическую задачу, а просто развлекаться.
Варианты решения
1. Организовать работу таким образом, чтобы у учеников не было времени на отвлечение. Такой же эффект дает командная работа.
2. Планировать образовательную деятельности таким образом, чтоб использование мобильных технологий было не только уместным, но даже необходимым. Учитель при планировании работы должен ответить на вопросы о том, возможен ли иной путь достижения его педагогических целей, есть ли более эффективные и простые в использовании средства. Только оправданное использование мобильных технологий будет иметь максимальный эффект.
технические
1. Доступ к Интернету для устройств, у которых нет GPRS (нет сим-карты).
Вариант решения
Возможность работы мобильного Интернета в школе (это требование современных ФГОС, которое, например, должно быть обязательно реализовано в школах г. Перми).
2. Покупка Wi-Fi-роутера на класс и работа его от проводного Интернета.
Вариант решения
современные ноутбуки (последних двух лет выпуска) сами могут быть точками досту-
па Wi-Fi, для этого просто необходимо прочитать инструкции к оборудованию.
3. Контент-фильтрация (или осуществление функции «родительский контроль»).
Варианты решения
Контент-фильтрация может быть осуществлена централизованно через школьный Wi-Fi. На iPad и Windows Phone можно установить родительский контроль. Для Android есть возможность установки мобильного приложения.
Существует множество методов обучения литературе, предполагающих использование интерактивных и компьютерных технологий. Уроки с использованием подобных технологий становятся гораздо информативнее, нагляднее. Но каким образом могут использоваться мобильные устройства при изучении предметных дисциплин? Попытаемся ответить на этот вопрос в аспекте использования мобильных технологий для обучения литературе.
Обучение при помощи мобильных технологий - легкодоступный, сравнительно новый способ обучения, стремительно набирающий популярность. На уроках литературы или в рамках домашней работы обучающиеся создают различные буктрейлеры, плейкасты, при выполнении таких заданий мобильные технологии облегчают и ускоряют процесс работы школьников.
Буктрейлер - короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача - рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. Плейкаст - это композиция, состоящая из картинки, текста и музыкального файла, которые связаны между собой определенной темой. Итак, какие же приложения наиболее эффективны для создания буктрейлеров и плей-кастов?
Опираясь на представленную в Интернете информацию, а также собственный анализ существующих мобильных приложений, приведем характеристики одних из самых популярных приложений.
iMovie - приложение, в котором благодаря удобному интерфейсу и поддержке понятных жестов Multi-Touch работать с видео и создавать свои фильмы стало еще проще и интереснее. самая значительная возможность приложения - создание трейлеров. Для этого предлагается 9 различных тем с шаблонами. У каждого шаблона есть хороший пример того, как он будет выглядеть.
Плюсы:
- простота приложения в использовании благодаря удобному пользовательскому интерфейсу;
- хорошо разработанные, качественные, простые и интересные темы;
- легкость создания и редактирования трейлеров;
- возможность «замораживания» кадров и деления клипов;
- множество предустановленных звуковых эффектов.
Минусы:
- выбранная песня будет играть на протяжении всего фильма, и ее продолжительность не может быть изменена;
- отсутствует возможность синхронизации с iMovie на других iOS-устройствах или на Mac;
- нельзя пользоваться фильмами, которые были импортированы в iPhone или iPad из iTunes (все видеоклипы должны быть взяты из альбомов, которые размещены в приложении Photos);
- выбирать небольшие куски видео для трейлеров точного размера не очень удобно.
в приложении удобно создавать буктрей-леры. Отдельного внимания заслуживает возможность создания трейлеров при помощи готовых шаблонов.
Что касается создания плейкастов, то в приложении их создавать неудобно, поскольку нет возможности записи голоса, а скачать готовую запись стихотворения из Интернета не всегда возможно.
Quik - один из лучших инструментов для быстрой сборки фотографий и фильмов. Приложение позволяет автоматически генерировать высокоэффективное видео, состоящее из эффектов, титров и, конечно же, контента, который мы записали на нашем смартфоне. Сама программа может выбрать соответствующие части фильма, расставить их в правильном порядке и смешать с выбранными фотографиями. Кроме того, Quik предложит фоновую музыку, которая идеально вписывается в атмосферу создаваемого видео.
Плюсы:
- 25 различных стилей, отличающихся цветами, шрифтами, переходами и анимациями, которые будут диверсифицировать видео;
- возможность заниматься монтажом самостоятельно, обрезать фрагменты видео, объединять их и самостоятельно собирать в один согласованный материал;
- возможность разместить в одном ролике до 50 различных элементов (текстовые доски, картинки или видеоклипы);
- возможность заранее определить длину фильма и выбрать формат.
Минусы:
- невозможность выбрать более одного стиля оформления продукта;
- проигрывание выбранной песни на протяжении всего фильма, невозможность изменения ее продолжительности.
Это отличное приложение для создания разнообразных буктрейлеров. Количество эффектов, возможность монтажа дают большие возможности для творчества школьников. Плейкасты создавать тоже удобно, но проблема с отсутствием записи голоса все же есть.
У1^аЬ - это достаточно серьезный видеоредактор с огромным количеством возможностей по созданию красивых видеороликов и фотоисторий с использованием фильтров, визуальных и звуковых эффектов, музыки.
Плюсы:
- добавление текста к видео с возможностью анимации текста и логотипа;
- возможность загружать свои собственные шрифты;
- создание видеоколлажей из нескольких клипов (несколько отдельных видео на одном экране);
- большой выбор анимированных эффектов, которые оживят ваши видео и сделают их более оригинальными;
- запись и добавление голоса к видео.
Минусы:
- большинство возможностей приложения платные;
- нет возможности делать видео из уже снятых роликов, можно лишь снимать прямо в приложении, делая паузы.
И буктрейлеры, и плейкасты создавать при помощи приложения VidLab удобно. Есть множество эффектов, возможность записи голоса, но, к сожалению, не все находится в бесплатном доступе.
Все рассмотренные нами приложения имеют свои особенности использования, специфику и возможности. к сожалению, на сегодняшний день нет универсального приложения для поставленных нами задач.
Существует большое количество мобильных приложений, реализующих идеи различных способов обучения литературе. Вместе с тем потенциал расширения возможностей обучения литературе заключается не только в продолжении уже существующих идей на мобильной платформе, разработке мобильных приложений для обучения литературе, но и в реализации принципиально новых моделей обучения, возможных с использованием мо-
КИЕ науКИ -
бильных устройств. Мы уверены, что будущее образования за мобильным обучением. Развитие технологий, способных сделать процесс этого обучения не только продуктивнее, эффективнее, но и легче, интереснее и доступнее для обучающихся, произойдет уже в ближайшем будущем.
Список литературы
1. Ахмедова А. Мобильное обучение как новая технология обучения иностранному языку // Теория и практика современной науки. 2017. № 5(23). С. 99-102.
2. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение в современном образовании // Школьные технологии. 2011. № 4. С. 113-118.
3. Меркулов А.М. Обучение при помощи мобильных устройств - новая парадигма электронного обучения // Мол. ученый. 2012. № 3. С. 70-75.
4. Савченко Е.В. Понятие мобильное обучение в исторической перспективе. Развитие личностно-ориентированного обучения // вестн. тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 4(168). С. 59-65.
* * *
1. Ahmedova A. Mobil'noe obuchenie kak novaya texnologiya obucheniya inostrannomu yazyku // Teo-riya i praktika sovremennoj nauki. 2017. № 5(23). S. 99-102.
2. Golicyna I.N., Polovnikova N.L. Mobil'noe obuchenie v sovremennom obrazovanii // Shkol'nye texnologii. 2011. № 4. S. 113-118.
3. Merkulov A.M. Obuchenie pri pomoshhi mo-bil'nyh ustrojstv - novaya paradigma elektronnogo obucheniya // Mol. uchenyj. 2012. № 3. S. 70-75.
4. Savchenko E.V. Ponyatie mobil'noe obuchenie v istoricheskoj perspektive. Razvitie lichnostno-orientirovannogo obucheniya // Vestn. Tamb. unta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2017. T. 22. № 4(168). S. 59-65.
Using mobile applications (playcasts, book trailers) in literature classes
The article considers the specificities of the use of mobile technology. The author analyses the options for using applications for creating playcasts, book trailers in literature classes and for preparing homework.
Key words: mobile technologies, mobile applications, learning literature, methods and means of learning.
(Статья поступила в редакцию 04.12.2018)