Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПОДКАСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПОДКАСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

695
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудирование / аудитивные навыки / аудитивная компетентность / мобильный подкаст / урок английского языка / эксперимент / listening / listening skills / listening competence / mobile podcast / English lesson / experiment

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А.А. Гусева, Е.А. Калинина

Статья посвящена вопросам использования мобильных подкастов для развития навыков аудирования на уроках английского языка. В статье даны определения понятиям «аудирование», «аудитивная компетентность», «мобильный подкаст». Выделены основные дидактические свойства мобильного подкастинга. Дано описание и анализ проведенного эксперимента по использованию мобильных подкастов на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MOBILE PODCASTS FOR DEVELOPING LISTENING SKILLS AT ENGLISH LESSONS

The article discusses the issues of using mobile podcasts for developing listening skills at English lessons. It includes the definitions of such terms as «listening», «listening competence», «mobile podcast». The article indicates the didactic features of mobile podcasting. It describes and analyzes the experiment of using mobile podcasts at English lessons.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПОДКАСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

А.А. Гусева, Е.А. Калинина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 371.315.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПОДКАСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования мобильных подкастов для развития навыков аудирования на уроках английского языка. В статье даны определения понятиям «аудирование», «аудитивная компетентность», «мобильный подкаст». Выделены основные дидактические свойства мобильного подкастинга. Дано описание и анализ проведенного эксперимента по использованию мобильных подкастов на уроках английского языка.

Ключевые слова: аудирование, аудитивные навыки, аудитивная компетентность, мобильный подкаст, урок английского языка, эксперимент.

USING MOBILE PODCASTS FOR DEVELOPING LISTENING SKILLS

AT ENGLISH LESSONS

Abstract. The article discusses the issues of using mobile podcasts for developing listening skills at English lessons. It includes the definitions of such terms as «listening», «listening competence», «mobile podcast». The article indicates the didactic features of mobile pod-casting. It describes and analyzes the experiment of using mobile podcasts at English lessons.

Keywords: listening, listening skills, listening competence, mobile podcast, English lesson, experiment.

Аудирование является одним из видов речевой деятельности. Достаточно подробно понятие аудирование рассматривается в работе А.В. Матиаш «Методика обучения аудированию на занятиях по иностранному языку в средней школе» [1, с. 214]. Автор приводит различные определения, данные учеными: Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной, Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, а также И.А. Зимней Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о том, что аудирование представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием речи на слух.

Навык аудирования способен положительным образом влиять на развитие письма, чтения и говорения. Фактически, без навыка аудирования невозможно существование навыка говорения, поскольку последнее связано с коммуникацией, когда говорящий должен не только выразить свою мысль, но и понять обращенную к нему речь. Однако при всей своей значимости, многие специалисты отмечают, что аудированию на занятиях английского языка уделяется мало времени и внимания. Работа с данным видом деятельности сводится к выполнению заданий учебника, тогда как в реальной жиз-

194

ни учащимся придется понимать носителей языка. Именно способность построить коммуникацию с носителем, будет говорить об уровне владения английским языком. Совокупность аудитивных умений и навыков будет свидетельствовать о приобретении учащимся аудитивной компетентности. При этом, понятие аудитивной компетентности значительно шире понятия аудирования. По мнению Н.Л. Федотовой, «аудитивная компетентность представляет собой способность реципиента понимать общую идею звучащего текста и выраженный в нем смысл, различать эмоциональное состояние и значение высказываний, формулировать собственное отношение к услышанной информации» [2, с. 78]. То есть аудитивная компетентность заключается не только в восприятии и понимании речи, но также и в понимании ситуации общения, эмоционального аспекта сообщения и выражении своей позиции относительно услышанного.

Методисты подчеркивают значимость формирования навыков аудирования для развития коммуникативной компетенции [3; 4; 5]. Сейчас существует огромное количество методов, с помощью которых возможно развить аудитивные навыки учащихся в процессе обучения английскому языку. С развитием информатизации все большую популярность приобретают современные технологии обучения, особенностями которых являются их скорость, доступность, открытость и эффективность. Особое место среди таких технологий занимает сервис подкастов. В настоящей работе речь пойдет именно о мобильных подкастах.

Мобильный подкаст - это аудиофайл, созданные любым человеком и распространяемый в сети Интернет с помощью мобильного устройства. Многие исследователи выделяет различные дидактические свойства подка-стинга [6, с. 152]. Свойствами, наиболее полно отражающими особые черты подкастинга, в том числе и мобильного, на наш взгляд, являются: доступность, аутентичность, актуальность, интерактивность, мотивирующий потенциал, продуктивность и многофукциональность. Процесс работы с мобильными подкастами, как и с любым текстом в рамках аудирования, включает в себя три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Для проведения эксперимента нами был выбран сервис сайта BBC 6 minute English (https://www.bbc.co.uk/leamingenglish/english/features/6-minute-english.) [6]. Получить доступ к сервису подкастов возможно с помощью мобильного устройства посредством выхода в сеть Интернет, а также возможно установить приложение «6 Minute English - Practice Listening Everyday».

Для работы с учениками 9 класса нами был выбран учебник «Solutions. Intermediate. Third Edition». Ученики были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В рамках изучения раздела «Unit 1 Generations, Reading «Adolescence»» экспериментальной группе было предложено выполнить задания на аудирование, прослушав подкаст «Theteenage brain» с сайта BBC 6 minute English (https://www.bbc.co.uk/learningenglish/features/6-minute-english/ep-181213).

Работа с указанным материалом была разделена на три этапа (предтексто-вый, текстовый и послетекстовый).

На предтекстовом этапе учителем была введена тема урока «Adolescence». Ученикам было предложено составить spidergram к слову teenager: назвать слова (существительные, прилагательные), вызывающие наиболее яркие ассоциации с ним.

Среди существительных ученики назвали: school, parents, friends, homework, problems, relationship, music, hobby, sport, freedom, feelings, emotions, character, interests. Названные существительные были разделены на группы: 1. relationship, parents, friends, 2. school, homework, interests, hobby, sport, music 3. problems, feelings, emotions, character, freedom.

Среди прилагательных ученики назвали: happy, sad, difficult, self-confident, furious, proud, upset, disappointed, excited, tired. Названные прилагательные были разделены на 2 группы: 1. positive: happy, self-confident, proud, excited, 2. negative: sad, difficult, furious, disappointed, tired.

Затем ученики ознакомились со списком ключевых слов, встречающихся в тексте, и их толкованием. Среди ключевых слов были выделены те, что упоминаются в качестве основной лексики непосредственно авторами текста: adolescence, papers, dogma, prefrontal cortex, cognitive tasks, adolescent. Кроме того, была разъяснена следующая лексика подкаста: adulthood, childhood, mid-childhood, stretch one's brain, mental action, make plan, take decision, to be a nightmare, stay out late, hung out with, out of control, behave, delve inside, wrap up, research, conscious thinking.

Для снятия грамматических трудностей с учениками предварительно были повторены темы: Present Simple Passive, Past Simple Passive (выполнены упражнения из учебника R. Murphy «Essential Grammar in Use. Fourth Edition», Unit 21, p. 51, 52), конструкция «used to» (выполнено упражнение из учебника «Solutions. Student's book.Third Edition, p. 12 Ex. 7), word formation «Adverbs, suffix -ly (выполнены упражнения из учебника R. Murphy «Essential Grammar in Use. Fourth Edition», Unit 86, p. 181, 182) [7].

Перед прослушиванием материала учащиеся были ознакомлены с правилами работы с текстом: материал необходимо было прослушать дважды и выполнить следующее задание: дать ответ на вопрос «When was the word «teenager» first used to refer to the 13-19 age group? Was it a.) the 1920s, b.) the 1930s, c.) the 1950s?».

Кроме задачи извлечения информации из текста обучающимся было дано задание вставить в предложения подходящие по смыслу наречия: badly, really, apparently, originally, exactly, mostly, fully, surprisingly, recently (2), strongly, consciously, actually, automatically.

1. Until ______ , it was thought that human brain development was all over

by early childhood.

2. Dogma is a set of beliefs that are _ held and which are not

challenged.

3. Cognitive tasks are mental activities that we _have to think

about like making plans and taking decisions.

196

4. Well, much the same_.

5. They go through a period where they are out of control and behave _. But_, it's not their fault. At least not_.

6. _she was a guest on the BBC Radio programme, The Life

Scientific.

7. So when did the research into the teenage brain come out? _, it wasn't until the late 1990s.

8. And she didn't_talk about teenagers, did she?

9. Our brains are_ _developed in early childhood,

long before adolescence.

10. So our brains are still developing much later _thought.

11. It doesn't happen_, you have to think about it.

12. So in the adolescent years this part of the not_developed.

На послетекстовом этапе учащимся было предложено задания:

1. Соотнести термин и определение (См. Таблицу 1).

Таблица 1 - Заданий на соотношение терминов и определений

1. adolescence an important part of the brain involved in many complex mental actions like planning or personality

2. papers the period in someone's life when they are developing from a child to an adult

3. dogma • mental activities that we consciously have to think about like making plans and taking decisions

4. prefrontal cortex • published scientific research

5. cognitive tasks • a set of beliefs that are strongly held and which are not challenged

6. adolescent • the adjective or the noun to describe behavior of someone who is in adolescence

7. adulthood • the part of someone's life when they are children

8. childhood • not able to be limited by people

9. mental action • a detailed study of a subject, especially in order to discover (new) information or reach a (new) understanding

stretch one's brain • to learn something new

than was

brain is выполнить

a nightmare • not to go home at night, or to go home late

make a plan • to spend a lot of time in a particular place or with a particular group of people

take a decision • to do or say things in particular way

stay out • to make a decision

hung out with to make plans about things that will or may happen in the future, so that you will be prepared for them

out of control to search inside somewhere to find something

behave a very upsetting or frightening dream, or an extremely unpleasant event or experience

delve inside to complete or finish something

wrap up something action relating to the mind, or involving the process of thinking

research the part of someone's life when they are an adult

2. Соотнести по смыслу заголовки и абзацы (См. Таблицу 2).

Таблица 2 - Задание на соотношение заголовков и абзацев

A. The programme will study the teenage brain. 1. The first study showing that the human brain undergoes this very substantial and significant development throughout adolescence and into the twenties; the first papers were published in the late 90s. Before that, and for example when I was at university, the dogma in the text books was that the vast majority of brain development goes on in the first few years of life and nothing much changes after mid-childhood. That dogma is completely false.

B. Teenage period is a difficult one. 2. Teenagers' brains are still developing in areas which could mean that you can't blame them for acting the way they do

C. The development of teenager's brain does not stop after early childhood. 3. Rob Oh, I was a nightmare. I was rude to my parents, always stayed out late, never did my homework, hung out with the wrong people and made lots of bad decisions. How about you, Neil? Neil Well, much the same really. People always say that about teenagers, don't they? That they go through a period where they are out of control and behave badly. But apparently, it's not their fault. At least not directly.

D. Beliefs became old-fashioned. • Until recently, it was thought that human brain development was all over by early childhood but research in the last decade has shown that the adolescent brain is still changing into early adulthood. This programme delves inside the teenage brain, hears from an expert and teaches some useful vocabulary along the way to stretch your own brain!

3. Продолжить дискуссию по теме, ответив на вопросы к тексту:

• What are the difficulties of adolescence for teenagers and their parents?

• What new did scientists discover about teenager's brain?

• Whom this new knowledge can be useful for?

В дальнейшем и экспериментальная, и контрольная группа работали с темой «Adolescence» учебника «Solutions. Intermediate. Third Edition». При выполнении заданий учебника (p. 14-15 «Solutions. Intermediate. Third Edition».) [8]. Ученики экспериментальной группы показали хорошее владение лексическим и грамматическим материалом. Они легче справились с упражнением на соотнесение заголовков с выделенными в тексте словами, с упражнением на вставление в текст подходящих по смыслу предложений, а упражнений на словообразование и активно участвовали в дискуссии по теме урока.

Итоговым стал контрольный этап - прослушивание подкаста («The joy of free diving» по другой тематике с сайта BBC 6 minute English (https://www.bbc.co.uk/learningenglish/russian/features/6-minute-english/ep-191128) обеими группами с выполнением задания на вычленение запрашиваемой информации (ответить на вопрос): «How far underwater do you have to go until the weight of water is equal in pressure to another atmosphere? Is it: A: 1 metre, B. 10 metres, C. 100 metres ?».

Проведенный эксперимент подтвердил некоторые дидактические свойства мобильного подкастинга. Материал, с которым работали ученики, находится в свободном бесплатном доступе, является аутентичным, посвящен актуальной для учеников тематике. Интерактивность подкаста выражается в том, что его легко найти. Мотивирующий потенциал выражается в том, что учащиеся слышат «живую» речь носителей языка, то есть ситуация максимально приближена к реальному общению, что безусловно вызывает интерес и желание изучать иностранный язык. Многофункциональность мобильного подкаста связана с тем, что учащиеся, которые работали с мобильным подкастом, в дальнейшем лучше усвоили грамматический и лексический материал, что позволило им успешно справиться с коммуникативными заданиями в рамках учебника.

При этом данный эксперимент показал сравнительно одинаковые результаты понимания прослушанного текста, что, безусловно, говорит о том, что развитие аудитивных навыков требует постепенной, последовательной и регулярной работы. Для формирования у учащихся полноценной аудитивной компетентности необходимо более длительное и регулярное выполнение подобных заданий, что зависит от многих факторов как то: учебная программа, требования образовательных стандартов и нагрузка учителя. Тем не менее, будем надеяться, что современные информационные технологии позволят внедрить практику подобного аудирования на уроках английского языка и сделают процесс обучения более насыщенным и интересным.

Список использованной литературы

1. Матиаш A.B. Методика обучения аудированию на занятиях по иностранному языку в средней школе // Сборник статей XV Международной научно-практической конференции «WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS» - г. Пенза - 30 ноября 2017 г. С. 214-216.

2. Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. // Практический курс. СПб: «Златоуст», 2015.

3. Хижняк И. М. Роль аудирования в формировании языковой компетенции / И. М. Хижняк // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов VIII Международной конференции, Саратов, 25-26 февраля 2016 года. Саратов: ИЦ "Наука", 2016. С. 482-486.

4. Никитина Г. А. Методика обучения английскому языку : Пособие для подготовки к лекциям и практическим занятиям / Г. А. Никитина. Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2019. 315 с.

5. Авдеева Л.И., Тернова Н.В. Комплексное развитие навыков иноязычного аудирования на среднем этапе обучения // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2020. С. 248-253.

6. Сапух Т.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2016. Т. 5 - № 3 (16). С. 150-153.

7. BBC 6 minute English [Электронный ресурс]. URL:https://www.bbc.co.uk/learningenglish/english/features/6-minute-english (дата обращения: 27.10.2020). Загл. с экрана. Яз. англ.

8. Murphy R. Essential Grammar in Use. Fourth Edition // Cambridge University Press, 2015. p. 51-52, p. 181-182.

9. Tim Falla, Paul A. Davies Solutions. Intermediate. Third Edition. Student's book. Oxford University Press, 2017. p. 12, p. 14-15.

Е.А. Ермолаева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 37.09

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена специфике реализации прагмалингводидактиче-ского подхода в системе иноязычного обучения в ВУЗе. В работе рассматриваются характерные черты данной тенденции в ее тесной связи со смежными тенденциями. Также, в качестве примера приводятся возможности организации процесса обучения иностранному языку в рамках ряда базовых языковых дисциплин.

Ключевые слова: прагмалингводидактический подход, иноязычное обучение, процесс обучения, современные тенденции.

IMPLEMENTING MODERN TRENDS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE UNIVERSITY

Abstract. The article is devoted to the specifics of the implementation of the pragma-lingvodidactic approach in the system of foreign language teaching at the university. The article examines the characteristic features of this trend in its close connection with related trends. Also, as an example, the possibilities of organizing the process of teaching a foreign language within the framework of some basic language disciplines are given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: pragmalingvodidactic approach, foreign language teaching, the process of teaching, modern trends.

Развитие теории обучения иностранным языкам в условиях формирования нового образовательного пространства непосредственным образом связано с непрерывной прагматизацией и компьютеризацией всех сфер человеческой жизнедеятельности. Необходимые условия для формирования новых образовательных технологий обусловлены стремительным переходом мирового сообщества к новым видам коммуникации. Модернизация организационных форм обучения иностранным языкам обусловлена, в свою очередь, качественно новыми характеристиками информационных технологий. Современное высшее образование не может не реагировать на изменения требований к языковой подготовке студентов.

Актуальность данной работы видится в необходимости изучить, систематизировать и осветить спектр реализуемых на языковом факультете современных образовательных тенденций. Прагматический характер владе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.