Научная статья на тему 'Использование многофакторного моделирования для выявления факторов риска нарушения школьной адаптации'

Использование многофакторного моделирования для выявления факторов риска нарушения школьной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Порецкова Г. Ю., Печкуров Д. В., Пономарева Г. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование многофакторного моделирования для выявления факторов риска нарушения школьной адаптации»

'7-1 (63) ноябрь 2012 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 81

ПОРЕЦКОВА Г.Ю., ПЕЧКУРОВ Д.В., ПОНОМАРЕВА Г.П. уДк 37180621

Самарский государственный медицинский университет, г. Самара ММБУ «ГКБ № 8», г.о. Самара

Использование многофакторного моделирования для выявления факторов риска нарушения школьной адаптации

В настоящее время исследователи, говоря о нарушениях адаптации в начале периода обучения, указывают на наличие нескольких значимых групп факторов, как медикобиологических, так и социально-психолого-педагогических.

Цель исследования: Оценить течение и выявить факторы, влияющие на процесс школьной адаптации первоклассников.

Материалы и методы: Для реализации цели было осмотрено 395 детей первых классов образовательных учреждений г.о. Самара (202 мальчика и 193 девочки), у которых пятикратно в течение учебного года определялись уровни систолического и диастолического давления, частоты пульса и дыхания, антропометрические показатели, проводились функциональные пробы клиноортостатическая, Генча, Штанге, Халберга, определение жизненной емкости легких. Полученные данные интерпретировались более детально с использованием расчетных индексов: Скибински, Кердо, физической работоспособности, адаптационного потенциала.

Проведенные тесты выявили нормальную слабую возбудимость центров парасимпатической иннервации и тенденцию к усилению влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы. Был выявлен низкий уровень функционирования респираторной системы на фоне сниженной максимальной площади дыхательной поверхности. Проба Халберга показала значимое снижение ее средних значений, характеризуя нарушения биологических ритмов. Полученные уровня физической работоспособности, позволили заключить, что в динамике первого года обучения происходит ее снижение у большинства детей. Оценка компенсаторно-приспособительных механизмов, лежащих в основе поддержания системы кровообращения, как степени адаптации всего организма по уровню адаптационного потенциала выявила напряжения системы адаптации у 26,2% мальчиков и 30,5% девочек уже на первой неделе обучения с тенденцией к росту таких детей до 42,6 до 52,3% по гендерным группам соответственно.

Полученные результаты наблюдения были расценены как характерные, для периода адаптации к обучению. Однако активация и преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы, указывающая на активно идущие процессы диссимиляции, является настораживающей тенденцией в отношении дальнейшего развития патологических состояний.

Исследования в направлении выявления факторов риска нарушения состояния адаптированности школьников обосновал применение многофакторного моделирования (логистической регрессии с пошаговым включением большого числа предикторов) как возможность спрогнозировать событие по значениям множества признаков.

С помощью логистической регрессии мы выявляли факторы, приводящие к развитию напряжения адаптации в начале учебного года (начальная адаптация) и на его протяжении (перманентная или затяжная адаптация).

Из всех исходных факторов наиболее существенными для развития исходного напряжения адаптации явились сочетающиеся избыточная масса тела или ожирение (медикобиологический фактор) и эмоциональные взаимоотношения в семье, неустойчивое психологическое состояние ребенка, его быстрая возбудимость, наличие телевизора и компьютера в комнате ребенка (социально-психологические факторы). В качестве факторов снижающие исходное напряжение адаптации были выявлены больший возраст ребенка, более высокий образовательный статус отца и перенесенный трудный период адаптации к детскому дошкольному учреждению (расценен нами в качестве импритинга). Чувствительность данной модели составила 76,7%, специфичность — 82,5%.

Выявление факторов, приводящих к развитию перманентного напряжения адаптации, данным методом определило 2 переменные: наличие в анамнезе трудного периода адаптации к детскому организованному коллективу в дошкольном возрасте (дети, испытывавшие сильные психоэмоциональные реакции), в сочетании с имеющими место различными вегетативными дисфункциями у учащегося. Данная модель имела более низкие характеристики качества — ее чувствительность составила 59,3%, специфичность — 70,0%. Однако прогностическая ценность отрицательного результата (71,8%) позволяют утверждать, что большинство детей, не имевших трудного периода адаптации к детскому дошкольному учреждению и не имеющих вегетативных дисфункций, не реализуют и затяжного напряжения адаптации при поступлении в первый класс.

Выводы: Таким образом, выявление значимых факторов риска для течения школьной адаптации может быть использован в образовательном учреждении для выделения группы учащихся, нуждающихся в коррекционных мероприятия медицинского и социального характера и может стать звеном комплексного медико-психолого-педагогического подхода к наблюдению за учащимися в процессе обучения.

ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.