УДК 373.24
Абраменкова Е.В.
Магистрант Профессионально-педагогического института, ФГБОУ ВО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
г. Челябинск, РФ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
Аннотация
В данной статье будут рассмотрены возможности использования мнемотехники, как одной из инновационных технологий речевого развития детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова:
Мнемотехника, современные технологии, дошкольники, зрительные образы, развитие речи.
Дети с ОВЗ обладают психолого-педагогическими особенностями, которые влияют на их адаптацию в обществе и нуждаются в коррекции нарушений.
Одна из ключевых задач коррекционных педагогов дошкольных образовательных учреждений -это развитие речи. Педагоги должны создать такую предметно-образовательную и эмоциональную среду, которая способствует свободному овладению разговорной речью дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Следовательно, педагог постоянно находится в поиске эффективных приемов, методов и технологий обучения, дающие индивидуальное проявление речевой активности дошкольника с ОВЗ.
В данной статье рассмотрим инновационную технологию - мнемотехника.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Мнемотехника - является системой разных приемов, дающих возможность легче запоминать и увеличивать объем памяти через создание дополнительных ассоциаций. Подобные приемы имеют особое значение для дошкольников, потому что наглядный материал усваивается намного лучше вербального [5, с. 5].
Ученые дают ей разные названия. В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко- предметно-схематическими моделями, Т.В. Большева - коллажём, Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа [4, с. 86].
Использование технологии мнемотехники развивает у детей с ОВЗ общие способности без нагрузки на психофизиологические процессы. Данная методика основывается на сличении зрительных образов и речевых понятий.
Следовательно, применение мнемотехники коррекционными педагогами в образовательной деятельности развивает у дошкольников с ОВЗ:
- память (слуховую, зрительную, тактильную, двигательную, долговременную);
- образное и логическое мышление;
- воображение (преобразование образов в символы и наоборот);
- связную речь;
- мелкую моторику рук;
- учебные навыки.
Рассмотрим методику использования мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОВЗ.
Смысл мнемотехники заключается в использовании символов, которые ребенок придумал самостоятельно или предложил педагог, а не иллюстраций. Этот способ упрощает запоминание слов детьми.
Освоение мнемотехникой дошкольниками с ОВЗ должно происходить поэтапно. Первый этап. Знакомство детей с символами.
Второй этап. Использование символов в образовательной деятельности. Знакомство с мнемоквадратами. Мнемоквадрат - это простое изображение, которое обозначает слово, словосочетание, простое предложение.
Третий этап. Введение приема отрицания. Обозначение символами образов с частицей не. На четвертом этапе цель педагога научить сливать мнемоквадраты в мнемодорожки. Мнемодорожки - это набор изображений, с помощью которого дети учатся составлять предложения, рассказы.
На пятом этапе дошкольнику предоставляется возможность самостоятельно подбирать изображения (символы) обозначающие предмет, качество, действие.
Знакомство с мнемотаблицей происходит на шестом этапе. Рассматривание и разбор таблицы осуществляется под контролем коррекционного педагога, с помощью которого ребенок с ОВЗ осознает изображенное и сопоставляет с речью.
Седьмой этап. После преобразования из символов в образы, ребенку предлагается пересказать текст с помощью мнемотаблицы.
Восьмой этап. Самостоятельное, или под руководством педагога, создание мнемотаблицы для пересказа текста или разучивания стихотворения.
При создании мнемотаблицы следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Единый стиль изображения. Цветные таблицы у детей вызывают больший интерес, чем черно-белые.
2. Использовать знакомые изображения, символы.
3. Объем информации должен соответствовать возможностям ребенка.
Коррекционный педагог, используя мнемотехнику в работе с детьми с ОВЗ, предоставляет им возможность эффективно воспринимать информацию, а затем запоминать и воспроизводить её.
Мнемотехника, как образовательная технология в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ, позволяет расширить возможности детей с особыми образовательными потребностями. А именно:
- запоминать информацию большего объема;
- пересказывать длинные тексты;
- кодировать информацию;
- развивать воображение;
- преодолевать робость, застенчивость;
- активизация словарного запаса;
- расширение кругозора.
Постоянное использование мнемотехники в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ позволяет эффективно решить проблему бедности связной речи. Список использованной литературы:
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие для студентов / М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 297 с.
2. Бизикова, О.А. Теория и методика развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / О.А. Бизикова, Н.С. Малетина. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2009. - 86 с.
3. Википедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 23.03.2020).
4. Григорьева А.А. Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики / А.А. Григорьева, Л.В. Николаева, Т.И. Никифорова, Л.С. Ядрихинская. - Якутск: МЦНИП, 2013.- 543 с.
5. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники // Система запоминания «Джордано» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mnemonikon.ru (дата обращения: 23.03.2020).
© Абраменкова Е.В., 2021