Научная статья на тему 'Использование мнемоники для разработки визуализированных инструкций к лекарственным средствам'

Использование мнемоники для разработки визуализированных инструкций к лекарственным средствам Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
317
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мнемоника / инструкция к лекарственному препарату / визуализация / НПВС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лукша Елена Александровна, Корнеева Ирина Николаевна, Савченко Ирина Александровна, Подгурская Вера Викторовна

информацию о лекарствах пациенты, врачи и провизоры получают в основном из официальных инструкций к лекарственным препаратам. При этом инструкции содержат в себе большой массив текстовой информации, достаточно сложной для восприятия и запоминания. Для визуализации текстовой информации можно использовать различные мнемонические техники, которые значительно упрощают понимание инструкций. В результате исследования разработан и усовершенствован графический дизайн визуализированных инструкций к лекарственным средствам на примере препаратов, относящихся к группе нестероидных противовоспалительных средств. Представленный графический дизайн значительно облегчает понимание и запоминание сведений о лекарственных средствах, необходимых для консультирования пациентов работниками фармацевтической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лукша Елена Александровна, Корнеева Ирина Николаевна, Савченко Ирина Александровна, Подгурская Вера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мнемоники для разработки визуализированных инструкций к лекарственным средствам»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОНИКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫХ ИНСТРУКЦИЙ К ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВАМ

1 л

Лукша Е.А. , Корнеева И.Н. , Савченко И.А. , Подгурская В.В.4

1 Лукша Елена Александровна - кандидат фармацевтических

наук, доцент;

2

Корнеева Ирина Николаевна - кандидат химических наук,

доцент;

Савченко Ирина Александровна - кандидат фармацевтических наук, доцент;

4Подгурская Вера Викторовна - ассистент, кафедра фармацевтической, аналитической и токсикологической химии, Омский государственный медицинский университет, г. Омск

Аннотация: информацию о лекарствах пациенты, врачи и провизоры получают в основном из официальных инструкций к лекарственным препаратам. При этом инструкции содержат в себе большой массив текстовой информации, достаточно сложной для восприятия и запоминания. Для визуализации текстовой информации можно использовать различные мнемонические техники, которые значительно упрощают понимание инструкций. В результате исследования разработан и усовершенствован графический дизайн визуализированных инструкций к лекарственным средствам на примере препаратов, относящихся к группе нестероидных противовоспалительных средств.

Представленный графический дизайн значительно облегчает понимание и запоминание сведений о лекарственных средствах, необходимых для консультирования пациентов работниками фармацевтической отрасли. Ключевые слова: мнемоника, инструкция к лекарственному препарату, визуализация, НПВС.

УДК 615.1:615.071+159.953

Развитие коммуникаций и информационных технологий в XXI веке, доступность, объем и разнообразие информации, необходимой для профессиональной деятельности, приводит к возникновению трудностей с ее запоминанием [1].

Для решения данной проблемы существует множество техник развития памяти, но наиболее эффективной считается мнемоника или мнемотехника, включающая приемы и способы, облегчающие запоминание нужной информации путём образования ассоциаций [2].

Основная цель мнемоники - запомнить большой объем информации и сохранить ее в памяти для дальнейшего использования. Мнемоника используется в самых различных областях науки. Наиболее часто мнемонические техники можно встретить при изучении иностранных языков. Лингвисты со всего мира используют различные приемы мнемотехники, создавая новые способы образования ассоциативных связей. Ученые Университета Западного Сиднея в своей работе упоминают такие эффективные приемы запоминания иностранных слов, как акронимы, акростиксы и чанкинг [3].

Известны случаи применения мнемоники при изучении биохимии в медицинских ВУЗах [4] и в практической медицине [5]. Имея несомненные преимущества, этот метод запоминания информации недостаточно хорошо развит в фармации.

В связи с большим объемом информации, необходимостью оптимизации времени на обработку и запоминание информационного материала инструкций на лекарственные средства (ЛС) возникла необходимость внедрения мнемонических приемов в область фармацевтической деятельности.

Целью данной работы явилось усовершенствование графического дизайна визуализированной информации о лекарственных препаратах (ЛП) для фармацевтических работников.

Материалы и методы

Методологической основой данной работы являются принципы системного подхода и комплексного анализа в изучении особенностей использования мнемоники в фармации. При выполнении проекта были применены методы научного исследования, идеализации, формализации, абстрагирования и моделирования.

Графический дизайн выполнен на базе программы Microsoft Power Point 2016, которая имеет в своем арсенале все необходимые функции для визуализации.

Исходной информацией послужили данные государственного реестра лекарственных средств (РЛС); инструкции к ЛП, находящимся в обороте на территории Российской Федерации; научные статьи зарубежных исследователей; статьи периодических

специализированных изданий.

Результаты и обсуждение

Как известно, одной из функций провизоров и фармацевтов является отпуск товаров аптечного ассортимента (в основном ЛП) населению и консультирование по вопросам, связанным с применением и использованием данных товаров. Для этого работникам фармацевтической отрасли необходимо в совершенстве владеть знаниями о препаратах, их фармакодинамике и фармакокинетике, дозировках и показаниях к применению, противопоказаниях и побочных действиях. Конечно, вся эта информация имеется в инструкции, но зачастую в ней сложно выделить основные моменты, необходимые для выбора одного конкретного препарата из имеющегося множества.

Учитывая специфику работы фармацевтических специалистов, следует обратить пристальное внимание на визуальный способ восприятия информации, который в значительной степени сокращает время на обработку и запоминание данных [6-9]:

1. до 90% информации поступает через органы зрения;

2. работает большая часть мозга;

3. обработка и запоминание символов происходит меньше, чем за секунду;

4. воспринимаемость иллюстрированного текста выше, чем текста без иллюстраций.

Таким образом, визуализация инструкций к ЛП является необходимым шагом для повышения качества знаний работников фармации.

С использованием различных приемов мнемоники студентами фармацевтического факультета [10] был разработан графический дизайн визуализированных инструкций к ЛП группы нестероидных противовоспалительных средств (НПВС). Однако данный дизайн отличается неудачным цветовым решением (карминно-розовый, сине-серый и лиственный зеленый цвета), перегруженностью информацией, нарушением последовательности запоминания.

Нами усовершенствован графический дизайн, подобраны комфортные для восприятия цвета - синий, желтый и бледно-желтый; структурированы блоки информации, оставлен только актуальный информационный материал.

Из множества разделов инструкций к ЛП выделены основные:

1. фармакодинамика;

2. показания к применению;

3. способы применения и дозы;

4. противопоказания;

5. побочные эффекты.

Визуализированные инструкции содержат названия референтного лекарственного средства, его фирмы-производителя и названия воспроизведенных аналогов. Для лучшего запоминания и усвоения информации были использованы различные мнемонические приемы. Например, чанкинг - разбивание текстового материала на блоки вместо представления недифференцированного потока информации. Кроме того, каждому фармакологическому эффекту, показанию к применению, противопоказанию, побочному действию и каждой лекарственной форме присвоена

соответствующая иконка, часть из которых взята из бесплатного раздела ресурса www.iconfinder.com.

В результате работы подготовлены иллюстрированные инструкции к лекарственным средствам группы НПВС.

Пример усовершенствованного графического дизайна визуализированной инструкции представлен на рис. 1.

Рис. 1. Графический дизайн визуализированной инструкции к лекарственному препарату целекоксиб

Выводы

2. Показана возможность применения мнемотехники в практической фармации.

3. На базе программы Microsoft Power Point 2016 разработан и усовершенствован графический дизайн для визуализации информации о лекарственных препаратах. Подобраны цветовая гамма, геометрические фигуры и иконки.

4. Визуализированные инструкции к лекарственным средствам могут использоваться фармацевтическими работниками в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Klingberg T. The overflowing brain: Information overload and the limits of working memory. Oxford University Press, 2009. 202 p.

2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 632 с.

3. Польщикова А.К. Мнемоника как метод запоминания иноязычных слов // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 12. Ч. 3. С. 88-90.

4. Андрусенко С.Ф., Денисова Е.В. Использование мнемонических приемов при изучении биохимии // Наука. Инновации. Технологии, 2011. № 72. С. 72-74.

5. Fernandes C.J., Speer M.E. Using mnemonics and visual imagery to teach the new neonatal resuscitation program // Journal of perinatology, 2002. Vol. 22. № 5. P. 411.

6. Воронов Н.П., Столяренко О.М. Влияние физических упражнений на студентов с нарушением органов зрения // Физическое воспитание студентов, 2010. № 6. С. 13-15.

7. Marieb E., Hoehn К. Human anatomy and Physiology. San Francisco: Pearson, 2012. 436 p.

8. Lester P.M. Visual Communication Images with Messages. Belmont, CA : Wadsworth Publishing Company, 2006. 74 p.

9. Levie W.H., Lentz R. Effects of text illustrations: A review of research // Educational Technology Research and Development, 1982. Vol. 30. № 4. P. 195-232.

10. Тастенов Р.К. Мнемоника в фармации. Разработка визуализированных инструкций к лекарственным препаратам // Сборник материалов IV Межвуз. науч. сессии молодых учёных и студентов (Омск, 2018), в 3-х частях: Ч. 1. Омск: Изд-во ОмГМУ, 2018. С. 343-352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.