Научная статья на тему 'Использование мини АГНКС на компрессорных станциях'

Использование мини АГНКС на компрессорных станциях Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
76
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / NATURAL GAS / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / AGRICULTURAL VEHICLES / МИНИ-АГНКС / MINI FUELLING STATIONS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Коклин Иван Максимович, Потапенко Егор Сергеевич, Штепа Вячеслав Михайлович, Малёнкина Ирина Фёдоровна

В статье анализируется опыт эксплуатации мини-АГНКС на компрессорной станции (КС) «Сальская» с предложением по внедрению мини-АГНКС на КС ОАО «Газпром» с целью дальнейшего перевода корпоративной автотехники на природный газ и снижения затрат на топливо. Вносится также предложение по привлечению дополнительных потребителей КПГ транспортных средств работников газотранспортных систем с целью повышения их социальной защищенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Коклин Иван Максимович, Потапенко Егор Сергеевич, Штепа Вячеслав Михайлович, Малёнкина Ирина Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of mini fuelling stations at compressor stations

The article analyzes experience of operating mini fuelling stations at compressor station «Salskaya». Authors off er to integrate mini fuelling stations at compressor stations of «Gazprom» for further re-equipment of corporate motor vehicles into NGVs and reduction of fuel costs. Authors also suggest to attract additional CNG consumers, namely vehicles of gas transport industry workers for the purpose of increasing their social security.

Текст научной работы на тему «Использование мини АГНКС на компрессорных станциях»

Транспорт на КПГ

Использование мини-АГНКС на компрессорных станциях

И.М.Коклин,

зам. директора Невинномысского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», заведующий филиалами РГУ им. И.М. Губкина, доцент, к.т.н., Е.С. Потапенко,

машинист компрессорной станции «Сальская», аспирант РГУ им. И.М. Губкина, В.М. Штепа,

директор филиала Привольнинского ЛПУ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», И.Ф. Малёнкина,

начальниклаборатори и ООО «Газпром ВНИИГАЗ», к.т.н.

В статье анализируется опыт эксплуатации мини-АГНКС на компрессорной станции (КС) «Сальская» с предложением по внедрению мини-АГНКС на КС ОАО «Газпром» с целью дальнейшего перевода корпоративной автотехники на природный газ и снижения затрат на топливо. Вносится также предложение по привлечению дополнительных потребителей КПГ - транспортных средств работников газотранспортных систем с целью повышения их социальной защищенности.

Ключевые слова: природный газ, сельскохозяйственная техника, мини-АГНКС.

Using of mini fuelling stations at compressor stations

I.M. Koklin, E.S. Potapenko, V.M. Shtepa, I.F. Malenkina

The article analyzes experience of operating mini fuelling stations at compressor station «Salskaya». Authors offer to integrate mini fuelling stations at compressor stations of «Gazprom» for further re-equipment of corporate motor vehicles into NGVs and reduction of fuel costs. Authors also suggest to attract additional CNG consumers, namely vehicles of gas transport industry workers for the purpose of increasing their social security.

Keywords: Natural gas, agricultural vehicles, mini fuelling stations.

Важной задачей в современных условиях при эксплуатации газотранспортных систем является снижение затрат. Заметное значение при этом играют затраты на эксплуатацию транспортных средств, имеющихся на балансе организаций, или транспортные услуги, оказываемые по договорам [1, 2]. В этом направлении существенную роль играет

Наряду с преимуществами есть ряд проблем в использовании ком-примированного природного газа (КПГ), среди которых в настоящее время наиболее острой остается проблема малоразвитой сети АГНКС.

В целях обеспечения газомоторным топливом ведомственного автотранспорта газотранспортные предприятия ОАО «Газпром» ведут строительство мини-АГНКС небольшой производительности. В настоящее время насчитывается 32 таких станций.

ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» в 2004 г. на КС «Сальская» была построена и успешно эксплуатируется мини-АГНКС типа МКЗ-50У (рис. 1). Станция предназначена для одновременной «медленной» заправки, как правило, в ночное время транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива. Модуль компрессорный заправочный (МКЗ) легко устанавливается на территории компрессорных станций, подземных хранилищ газа и других объектах системы

Рис. 1. Компрессорный блок действующей МКЗ-50У

работа по переводу ведомственного автопарка на использование природного газа в качестве моторного топлива [3].

Экономическое преимущество газа, используемого в качестве моторного топлива, обусловлено снижением текущих затрат на топливо, как минимум, наполовину, плюс увеличение моторесурса двигателя.

ОАО «Газпром», на которых имеется избыточное давление природного газа в пределах от 2,94 до 7,35 МПа. МКЗ обеспечивает прием газа из магистрального газопровода, его очистку, осушку и сжатие до давления 19,6 МПа, необходимого для заправки транспортных средств.

Это дооснащение КС позволяет ведомственному парку автотранспортных средств использовать в качестве моторного топлива не бензин и дизельное топливо, а КПГ. МКЗ имеет простую технологическую схему.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 6 (18) ноябрь 2010 г.

Транспорт на КПГ

Газ из магистрали

Сепаратор

Маслоотделитель

Адсорбер Фильтр

1

Компрессорная установка Емкость

Пост заправочный

Рис. 2. Технологическая схема работы установки

Основные составные элементы МКЗ (рис. 2): компрессорный блок и заправочный пост (рис. 3).

МКЗ находится в составе ГКС «Саль-ская» и эксплуатируется службой АТХ, ремонт и техническое обслуживание проводится службами ГКС и КИПиА.

За время эксплуатации станции зафиксированы следующие отказы:

■ выход из строя контроллера и датчиков давления с их заменой;

■ износ колец и клапанов компрессора;

■ выход из строя сальников штока 1-й и 2-й ступеней.

На станции МКЗ-50-У1, где используется поршневой двухступенчатый компрессор, а привод осуществляется от электродвигателя с ременной передачей, была отремонтирована запорная арматура и заменены клиновые ремни привода компрессора.

Известно, что производительность компрессорной установки зависит от входного давления. Авторами была проанализирована производительность АГНКС на разных режимах газопровода (входное давление), что, в конечном счете, влияет на время заправки автомобилей. Ниже приведена продолжительность заправки на примере автомобиля УАЗ 3909 с объемом баллона 140 л и остаточным давлением 0,5 МПа.

На рис. 4 представлена динамика производства КПГ с начала эксплуатации (май 2004 г.).

В 2009 г. длительное время АГНКС «Сальская» находилась в ремонте. Это объясняет снижение производства КПГ в этом году. Наиболее результативным стал 2008 г. За период эксплуатации с мая 2004 г. по декабрь 2009 г. АГНКС работала 61 мес. За это время было выработано 15512 м3 КПГ. Уровень загруженности мини-АГНКС «Сальская» изменялся с 2,0 до 5,6 %. Резерв производительности составляет около 96,5 %.

В автопарке ГКС «Сальская» эксплуатируется 22 транспортных средства, из них восемь переведены на КПГ (36,3 %). За 2008 г. автопарк ГКС «Сальская» высвободил около 67 тыс. л нефтяного топлива, а экономия на топливе составила 537 тыс. руб. Стоимость пробега 1 км снижена на 75 % (только по затратам на топливо).

При переоборудовании остальных автомобилей ГКС «Сальская» предполагается получить следующие результаты (табл. 1).

Наряду с заправкой ведомственного транспорта, по мнению авторов, загрузку станции можно повысить, если заправлять транспортные средства, принадлежащие обслуживающему персоналу КС. Это позволит

Давление на входе АГНКС, МПа........................ .............. 4,5 5,0 5,5 6,0

Продолжительность заправки, мин................. .............. 37 31 25 21

снизить затраты семейного бюджета сотрудников станции на покупку топлива для личных автомобилей, что особенно важно для КС, удаленных от городов и населенных пунктов и главных путей сообщения.

С этой целью авторами проведено социологическое исследование в филиалах ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» численности транспортных средств, находящихся в личном пользовании сотрудников ЛПУМГ, и использования КПГ в качестве моторного топлива на личных автомобилях (табл. 2).

Результаты исследования показали, что 48 % работников ГКС

Транспорт на альтернативном топливе» № 6 (18) ноябрь 2010 г.

Транспорт на КПГ

т

Таблица 1

Показатели эффективности газификации автотранспортных средств

КС «Сальская»

Характеристики АТС с двигателями

бензиновым дизельным

Число негазифицированных ТС, ед./% 4/18,2 10/45,5

Срок окупаемости газобаллонного оборудования, год 1,9 2,9

Снижение стоимости топлива на 1 км, % 67 37

Предполагаемый объем высвобождаемого жидкого топлива, тыс. л/год 25,7 58,8

Расчетная экономия на топливе, тыс. руб. 375,2 735,0

Таблица 2

Автотранспорт работников филиалов Общества

Филиал Численность работающих, Число личного автотранспорта Число автомобилей, использующих ГМТ, ед./%

чел. КПГ СУГ

Моздокское ЛПУМГ 510 360 50/13,9 20/5,6

Георгиевское ЛПУМГ 450 159 21/13,2 13/8,2

Ставропольское ЛПУМГ 651 456 0 61/13,4

УАВР Минеральные-Воды 345 135 1/0,8 43/31,9

Изобильненское ЛПУМГ 620 397 1/0,3 92/23,2

Привольненское ЛПУМГ 437 178 0 12/6,8

Невинномысское ЛПУМГ 470 281 83/29,6 4/1,5

Кавказавтогаз 277 192 89/46,4 32/16,7

Всего 3760 2158 245/11,4 277/12,9

«Сальская» имеют личный автомобиль. Ежегодно они сжигают около 120 тыс. л жидкого нефтяного топлива на сумму до 2,3 млн. руб. При этом 522 автомобиля используют в качестве топлива газ. Это количество составляет около 25 % от числа транспортных средств, принадлежащих сотрудникам Общества, из них около 13 % автовладельцев используют СУГ в качестве моторного топлива

и 11 % - КПГ. Экономия составляет в среднем от 20 до 50 тыс. руб. на каждый автомобиль в зависимости от пробега.

При переоборудовании остальных автомобилей у 28 % автолюбителей затраты окупятся менее, чем за один год, у 36 % срок окупаемости составит от одного года до двух лет за счет экономии средств на покупку бензина.

В результате перевода личных автомобилей сотрудников на КПГ производительность сети АГНКС Общества повысится приблизительно на 7-10 %, а МКЗ КС «Сальская» могла бы достичь 100%-ной загрузки.

Внедрение мини-АГНКС на КС направлено на выполнение закона Российской Федерации «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (ФЗ-261-ФЗ от 23 ноября 2009 г.) и на повышение социальной защищенности работников Общества и членов их семей.

Опыт эксплуатации мини-АГНКС на ГКС «Сальская» подтверждает высокую эффективность использования природного газа в качестве моторного топлива и обосновывает практику оснащения ими компрессорных станций ОАО «Газпром», находящихся на значительном удалении от путей сообщения.

Литература

1. Коклин И.М. Транспортно-техни-ческое обеспечение эксплуатации магистральных газопроводов. Обз. инф. Транспорт и подземное хранение газа. - М.: ООО ИРЦ Газпром, 1998. - 31 с.

2. Кузнецов В.Ф. Опыт обеспечения транспортно-техническими услугами эксплуатационной работы Невинномысского ЛПУМГ. Материалы научно-практ. конф. -М.: ООО «Газпром ЭКСПО», 2010. - С. 65-71.

3. Коклин И.М. Система практической работы в области расширения использования газа в качестве моторного топлива в ООО «Кавказтрансгаз» на примере опыта Невинномысского ЛПУМГ Обз. инф. - М.:ООО ИРЦ Газпром, 2002. - 31 с.

Оформление АЗС

и фасадов зданий

г. Пермь,

ул. Героев Хасана. 105, корп. 70 тел: +7 (342) 749-44-26, 249-44-27 www.paritet-stroy.org

Серийное качество. Индивидуальный подход.

Паритет

гриппа кц*ап±ици

«Транспорт на альтернативном топливе» № 6 (18) ноябрь 2010 г.

ЩШ Л^^а, щт* те ВШ МП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.