Научная статья на тему 'Использование межпредметного принципа при работе студентов с текстом по специальности'

Использование межпредметного принципа при работе студентов с текстом по специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / REALIZATION OF ALL FUNCTIONS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаустова Г. А.

The article deals with the necessity of formation of interrelations between disciplines. The interrelation of a foreign language with other disciplines helps to solve large educational and teaching tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE INTERDISCIPLINARY PRINCIPLE FOR WORK STUDENTS WITH TEXT IN THE SPECIALTY

The article deals with the necessity of formation of interrelations between disciplines. The interrelation of a foreign language with other disciplines helps to solve large educational and teaching tasks.

Текст научной работы на тему «Использование межпредметного принципа при работе студентов с текстом по специальности»

УДК 378.14 Khaustova G.A. USING THE INTERDISCIPLINARY PRINCIPLE FOR WORK STUDENTS WITH TEXT IN THE SPECIALTY. The article deals with the necessity of formation of interrelations between disciplines. The interrelation of a foreign language with other disciplines helps to solve large educational and teaching tasks.

Key words: interdisciplinary connections, realization of all functions of teaching.

Г.А. Хаустова, каед. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail:[email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ПРИНЦИПА ПРИ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ С ТЕКСТОМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В работе отражена взаимосвязь иностранного языка с другими дисциплинами, описаны требования к владению иностранным языком, выделены основные задачи курса «Профессионально-ориентированный перевод». Ключевые слова: межпредметные связи, реализация всех функций обучения.

Одной из важных характеристик специалиста высшей квалификации профиля подготовки «Физика и информатика» является владение иностранным языком. Знание иностранного языка - это конкурентное преимущество при устройстве на работу или продвижении по карьерной лестнице. Например, техническому специалисту необходимо уметь читать документацию и информацию о зарубежных новинках.

Студенты, которые освоили на первом курсе дисциплину «иностранный язык» и приобрели коммуникативные умения и навыки, закрепляют их, а также формируют новые компетенции, необходимые для профессиональной деятельности, при изучении «практического курса профессионально-ориентированного перевода».

Целью дисциплины является развитие иноязычной коммуникативной компетентности, необходимой для использования иностранного языка как средства успешной коммуникации в профессиональной (научно-исследовательской, познавательной) деятельности и межкультурной сфере.

Задачи:

- формирование коммуникативных навыков ведения профессиональной деятельности на иностранном языке;

- развитие готовности обучающихся к межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь пользоваться научной, методической, справочной литературой на иностранном языке, использовать знания иностранного языка для понимания специальных текстов, а также владеть навыками устного и письменного перевода с иностранного языка на родной и с родного на иностранный.

Основное внимание данного курса уделяется работе с текстом по специальности, которая основывается на межпредметном принципе. Его реализация служит дидактическим условием активизации учебной деятельности, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса. Принцип межпредметности взаимосвязан со всеми принципами обучения - систематичности, доступности, активности, научности, индивидуального подхода. Таким образом, принцип межпредметности способствует реализации каждого из остальных принципов обучения, которые совместно с ним создают дидактические основы для совершенствования образования. Межпредметные связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. [1]

Овладение практическим курсом профессионально-ориентированного перевода основывается на уже изученном материале по учебному курсу физики и информатики. На занятиях студенты читают оригинальный неадаптированный текст по специальности со словарем и передают содержание текста как на русском, так и кратко излагают содержание текста на иностран-

ном языке в качестве контроля прочитанного и умения говорить на темы по специальности [2].

Работа с текстом по специальности предполагает несколько этапов:

1) прочитать текст, понять общее содержание, вывести из контекста значение незнакомых слов (основываясь на знаниях по курсу физики и информатики);

2) обратиться к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов;

3) проработать новый лексический материал (послетексто-вые упражнения);

4) прочитать текст еще раз, стараясь запомнить информацию (контрольные задания);

5) составить список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал канву содержания.

Исходя из принципа межпредметности, студентам-физикам предлагаются тексты, относящиеся к основным разделам физики (механика, оптика, термодинамика и т.п.).

Например, в данном тексте по специальности «Физика и информатика» (отрывок) [3, c. 21] «Man unterscheidet feste, flьssige und gasf^mige Stoffe. Fest, f^ssig und gasf^mig sind Aggregatzustдnde. Es gibt Stoffe, deren Aggregatzustдnde man дndern kann, und Stoffe, for die nderungen der Aggregatzustдnde nicht m^lich sind. Bei Zimmertemperatur sind zum Beispiel Holz und Blei fest. Бтдrmt man diese Stoffe mehr und mehr, so wird das Holz bei einer bestimmten Temperatur chemisch zersetzt. Das Blei dagegen wird bei 327,3 oC f^ssig. Diesen Vorgang nennt man Schmelzen. Wдhrend des Schmelzvorganges bleibt die Temperatur des Bleis konstant, und man muss jedem Kilogramm Blei eine Wдrmemenge von 5,9 kcal zufьhren. Nachdem alles Blei geschmolzen ist, steigt die Temperatur weiter an» студенты изучают определения на немецком языке - вещество, жидкое, твердое и газообразное вещество, агрегатное состояние и т.п. Они выполняют упражнения такие, как «найди значение слова», «дополни предложение нужными словами», «составь словосочетания с данными словами», «назови антонимы к данным глаголам», «ответь на вопросы», «переведи на немецкий язык предложения» и другие. Самостоятельной исследовательской работой студента может служить поиск информации в интернете. Предлагается сайт http://de.wikipedia.org со статьями по изученным определениям. Например, понятие «физические величины»

- на странице http://de.wikipedia.org/wiki/Physikalische_GrцЯe.

Реализация межпредмтеного принципа при работе с текстом по специальности дает возможность объединить в единую систему все знания, которые были получены на занятиях по другим дисциплинам, а также в результате осуществления этого принципа приобрести новые знания.

Библиографический список

1. Афанасьева, И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования [Э/р]. - Р/д: http: festival. 1 september. ru/articles/527712/

2. Гильченок, Н.Л. Практикум по переводу научных и публицистических текстов с немецкого языка на русский. - СПб., 2008.

3. Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности (на материале немецкого языка): учебно-методич. пособ. / сост. Г.А. Хаустова. - Барнаул, 2012.

Bibliography

1. Afanasjeva, I.A. Realizaciya mezhpredmetnihkh svyazeyj kak odno iz napravleniyj povihsheniya kachestva obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http: festival. 1 september. ru/articles/527712/

2. Giljchenok, N.L. Praktikum po perevodu nauchnihkh i publicisticheskikh tekstov s nemeckogo yazihka na russkiyj. - SPb., 2008.

3. Inostrannihyj yazihk v sfere professionaljnoyj deyateljnosti (na materiale nemeckogo yazihka): uchebno-metodich. posob. / sost. G.A. Khaustova. - Barnaul, 2012.

Статья поступила в редакцию 18.09.13

УДК 37.013.42

Yudina A.I., Khorosheva T.A. MONITORING SYSTEM EFFECTIVENESS OF EVALUATION WITH FAMILY. This paper proposes a novel approach to evaluating the effectiveness of rehabilitation programs for children who are at risk. In order to maintain a family environment and prevention of family problems, the monitoring of the process aims to work with the family. This approach allows us to improve information management decisions.

Key words: evaluation of the process of rehabilitation, family socialization.

А.И. Юдина, канд. пед. наук, доц., директор института социально-культурных технологий Кемеровского гос. университета культуры и искусств, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]; Т.А. Хорошева, канд. технич. наук, доц. каф. автоматизации исследований и технической кибернетики Кемеровского гос. университета, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

В статье предложен оригинальный подход к оценке эффективности программ реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении. С целью сохранения семейного окружения и профилактики семейного неблагополучия, система мониторинга данного процесса направлена на работу с семьей. Данный подход позволяет повысить информативность принимаемых управленческих решений.

Ключевые слова: оценка эффективности, процесс реабилитации, семья, социализация.

Современный этап развития социально-экономических процессов в России характеризуется одной из наиболее актуальных проблем - интенсивный рост количества детей «группы риска». Термин «дети группы риска» появился относительно недавно и непосредственно связан с изменениями экономического и общественно-политического строя в стране. К данной категории обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, проявляющих девиантное поведение.

С целью осуществления мероприятий, направленных на уменьшение количества детей данной категории в Российской Федерации реализуется федеральная целевая программа «Дети России», одним из направлений действия которой предусмотрена организация социально-педагогической реабилитации детей, попавших в группу риска.

Социально-педагогическая реабилитация рассматривается нами, как восстановление у ребенка основных социальных функций личности, психического и нравственного здоровья, социального статуса. Мероприятия по социальной реабилитации детей осуществляются на уровне детских специализированных учреждений социальной защиты населения - социально-реабилитационных центров (Центр) [1, с. 4]

Для решения стратегических и оперативных задач управления процессом реабилитации в условиях Центра необходимо наличие объективной информации о ресурсах, процессах и результатах реабилитации, что в свою очередь требует создания и поддержания в актуальном состоянии системы мониторинга для

оценки эффективности программ реабилитации, в частности, при работе с семьей. При создании такой системы важно определить объекты мониторинга, существенно влияющие на процесс принятия управленческого решения.

Основной целью мониторинга является информационное обеспечение управления качеством программ реабилитации, реализуемых в рамках работы Центра.

Разработка системы мониторинга осуществляется на основе построенной информационной модели. Информационная модель позволяет символически выразить технологию подготовки управленческих решений.

На рис. 1. представлен граф системы реабилитации, включающий основные объекты и связи между ними.

Такой граф называют информационно-логической моделью или инфологической моделью предметной области.

Мы видим, что без взаимодействия с семьей процесс реабилитации становится неполным. Невозможно рассматривать ребенка как объект воздействия в отрыве от семьи, в связи с этим, к процессу реабилитации необходимо подходить комплексно, решая проблемы ребенка, находящегося в Центре, и уменьшая социальную дезадаптацию семьи в трудной жизненной ситуации [2].

Обеспечивает взаимодействие специалистов и семьи в рамках реабилитационного процесса служба сопровождения семьи. Рассмотрим схему формирования информационного поля социального сопровождения семьи в рамках работы Центра (рис. 2).

Рис. 1. Граф системы работы с семьей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.