Научная статья на тему 'Использование Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья при экспертизе детей и подростков'

Использование Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья при экспертизе детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3384
680
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / "МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ" / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / DISABLED / MEDICAL-SOCIAL EXAMINATION / INTERNATIONAL CLASSIFICATION OF FUNCTIONING / DISABILITY AND HEALTH / CHILDREN AND ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романова Зарифа Андреевна, Науменко Людмила Леонидовна

В статье рассмотрены основные понятия и структура Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Описаны приоритетные коды «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Дети и подростки» (МКФ-ДП) для четырех различных возрастных групп: 0-2 года, 3-5 лет, 6-12 лет, 13-17 лет, удобные для применения в повседневной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романова Зарифа Андреевна, Науменко Людмила Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the International Classification of Functioning, Disability and Health for the examination of children and adolescents

In the article considers the basic concepts and structure of the International Classification of Functioning, Disability and Health (ICFDH). Describes the priority code of the «International Classification of Functioning, Disability and Health. Children and Youth «(ICF-CY) for four different age groups: 0-2 years, 3-5 years, 6-12 years, 13-17 years old, convenient to use in daily practice.

Текст научной работы на тему «Использование Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья при экспертизе детей и подростков»

лЕкции

© З.А. роМАНовА, л.л. НАУМЕНКо, 2014 УДк 616-036.865-053.2:005

З.А. романова, л.л. Науменко

использование международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья при экспертизе детей и подростков

ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда россии, 127486, г. Москва

В статье рассмотрены основные понятия и структура Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Описаны приоритетные коды «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Дети и подростки» (МКФ-ДП) для четырех различных возрастных групп: 0-2 года, 3-5 лет, 6-12 лет, 13-17 лет, удобные для применения в повседневной практике.

Ключевые слова: инвалид; медико-социальная экспертиза; «Международная классификация функционирования; ограничений жизнедеятельности и здоровья»; дети и подростки.

THE USE OF THE INTERNATIONAL CLASSIFICATION OF FUNCTIONING, DISABILITY AND HEALTH FOR THE EXAMINATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS Z.A. Romanova, L.L. Naumenko

Federal Bureau of Medical and Social Expertise, 127486, Moscow, Russian Federation

In the article considers the basic concepts and structure of the International Classification of Functioning, Disability and Health (ICFDH). Describes the priority code of the «International Classification of Functioning, Disability and Health. Children and Youth «(ICF-CY) for four different age groups: 0-2 years, 3-5 years, 6-12 years, 13-17 years old, convenient to use in daily practice.

Key words: disabled; medical-social examination; International Classification of Functioning; Disability and Health; children and adolescents.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) и реабилитация являются важными составными частями проблемы охраны общественного здоровья в контексте социальной защиты населения [1]. Согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов", функциями МСЭ является "определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма" [2]. Данный закон не только определил понятия инвалида, ограничения жизнедеятельности, социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, но и передал полномочия признания лица инвалидом на Государственную службу МСЭ.

Одними из основных нормативно-правовых документов, по которым организована работа учреждений медико-социальной экспертизы, являются:

- приказ Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77 "Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь" [3];

- постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 "Правила признания лица инвалидом" [4];

- приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. №1013н «Об утверждении классификаций и

Для корреспонденции:

Науменко Людмила Леонидовна - д-р мед. наук, руководитель экспертного состава для освидетельствования лиц до 18 лет (специализированного профиля) № 16; 127486, г. Москва, ул Ивана Сусанина 3; e-mail: naumenko@f,mse.ru.

критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» [5].

Последний приказ был разработан на основе Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности - МКН (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps - ICIDH), 1980 г. [6]. МКН, тесно связанная с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), определяет основные виды нарушений функций организма, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты [5]. К основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических, языковых и речевых, сенсорных, статоди-намических функций, функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета, а также нарушения, обусловленные физическим уродством. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [5].

Действующий в настоящее время в РФ приказ №1013н уже не отвечает современным положениям нового документа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья - МКФ (International Classification of Functioning, Disability and

Таблица 1

Структура МКФ

Основные понятия МКФ

Часть 1. Функционирование и ограничение жизнедеятельности

Часть 2. Факторы контекста

Составляющие Домены

Параметры

Функции и структуры организма

Функции организма Структуры организма

Целостность или нарушения

Активность и участие Сферы

жизнедеятельности (задачи, действия)

Потенциальная способность, реализация или ограничение

Факторы окружающей среды Личностные факторы

Внешнее влияние на функционирование и ограничение жизнедеятельности

Облегчающее или затрудняющее влияние среды

Внутреннее влияние на функционирование и ограничение жизнедеятельности

Способствующие или препятствующие свойства личности

Health, WHO, 2001 - ICFDH), принятой в 2001 г. и пересмотренной в 2002 г. [7].

МКФ отошла от классификации «последствий болезни», чтобы акцентировать внимание на «составляющих здоровья» [8]. Информация в классификации систематизирована в двух частях и представлена в табл. 1. Часть первая включает данные о функциях и структурах организма, о функционировании (активности и участии) и ограничении жизнедеятельности, часть вторая охватывает контекстовые факторы - окружающей среды и личностные [9-12].

МКФ описывает аспекты здоровья человека посредством доменов, т.е. взаимосвязанных физиологических функций, анатомических структур, действий, задач и сфер жизнедеятельности, включающих: функции и структуры организма, активность и участие. Функции организма - это физиологические функции систем организма (включая психические функции). Структуры организма - это структурные или анатомические части организма, такие как органы, конечности и их компоненты, классифицированные в соответствии с основными системами и функциями организма [10, 11]. Соответствие основных функций структурам организма показано в табл. 2.

Функции и структуры организма могут быть нарушены в результате заболевания, травмы или увечья.

Нарушения - это утрата или отклонение от нормы структуры тела или физиологической функции. Критериями для оценки нарушений (как функций, так и структур организма) являются: 1) утрата или отсутствие; 2) снижение; 3) добавление или избыток; 4) отклонение [10, 11].

Активность - это выполнение задачи или действия индивидом (индивидуальная сторона функционирования). Участие - это вовлечение индивида в жизненную ситуацию (социальная сторона функционирования). Ограничение активности - это трудности в осуществлении активности, которые испытывает индивид. Данный термин заменяет понятие «ограничение жизнедеятельности» (ОЖД), используемый в МКН 1980 г. [10]. Соответствие доменов МКФ существующим сферам ОЖД показано в табл. 3 [13].

Ограничение возможности участия - это проблемы, которые испытывает индивид при вовлечении в жизненную ситуацию. Данный термин заменяет понятие «социальная недостаточность», используемый в МКН 1980 г. [10].

Вторая часть МКФ представлена контекстовыми факторами, включающими факторы окружающей среды и личностные факторы.

Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и устано-

вок, в которой существуют индивиды [10, 12]. Глава «Факторы окружающей среды» включает 5 разделов: 1) продукция и технологии; 2) природное окружение и изменение окружающей среды, осуществлённые человеком; 3) поддержка и взаимосвязи; 4) установки; 5) службы, административные системы и политика.

Личностные факторы - это индивидуальные характеристики, с которыми живёт и существует индивид, состоящие из черт индивида, не являющихся частью изменения здоровья или показателей здоровья (например, пол, раса, возраст, стиль жизни, привычки, воспитание, образование, профессия, тип личности и характера, склонности и др.). Личностные факторы в МКФ не классифицируются [8-10].

Составляющие функционирования и ограничений жизнедеятельности измеряются в МКФ с помощью параметров. Параметрами для составляющих «функции» и «структуры организма» являются их изменения, составляющие «активность» и «участие» измеряются параметрами реализации и потенциальной способности. Параметр реализации устанавливает, что делает индивид в условиях реально окружающей его среды («вовлечение в жизенную ситуацию» или «жизненный опыт»). Параметр потенциальной способности (капаситет) устанавливает способность индивида выполнять или справляться с какой-либо задачей или действием. Несмотря на

Функции и структуры организма

Функции организма Умственные функции Сенсорные функции и боль

Голосовые и речевые функции

Функции сердечно-сосудистой, кроветворной, иммунорегуля-торной и дыхательной систем

Функции пищеварительной, метаболической и эндокринной систем

Мочеполовые и репродуктивные функции

Нервные и мышечно-скелетные функции и функции, связанные с движением

Таблица 2

Структуры организма

Элементы нервной системы

Глаз, ухо и связанные с ними структуры

Структуры, связанные с голосом и речью

Элементы сердечнососудистой, кроветворной, иммунорегуляторной и дыхательной систем

Структуры, связанные с пищеварительной, метаболической и эндокринной системами

Структуры, связанные с мочеполовой и репродуктивной системами

Структуры, связанные с движением

то что помощь посторонних лиц, технические средства реабилитации, вспомогательные устройства не устраняют нарушений, они могут компенсировать ограничения функционирования в некоторых доменах [9, 10].

Все составляющие измеряются с помощью единой шкалы определителей:

0 — нет проблем (никаких, отсутствуют, ничтожные...) 0-4%;

1 - легкие проблемы (незначительные, слабые...)

5-24%;

2 - умеренные проблемы (средние, значимые...)

25-49%;

3 - тяжелые проблемы (высокие, интенсивные...)

50-95%;

4 - абсолютные проблемы (полные...) 96-100%;

8 - неопределимы;

9 - неприменимы.

В зависимости от составляющей наличие проблемы может означать нарушение, ограничение активности или ограничение возможности участия, препятствие [10].

МКФ пытается достичь более полной согласованности взглядов на различные стороны здоровья и болезни и определить влияние социума на организм человека. Однако интенсивный рост и развитие, происходящие в течение двух первых десятилетий жизни человека, были недостаточно охвачены в МКФ. Именно этим обусловлено появление в 2007 г. Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья. Дети и подростки - МКФ-ДП (International Classification of Functioning, Disability and Health. Children & Youth Version - ICF-CY) [13-16].

МКФ-ДП дает исчерпывающие описания функционирования индивида, однако довольно сложна в повседневной практике - класссификация содержит 1600 кодов для оценки здоровья и развития ребенка [14]. Для повседневной практики врачам требуются только некоторые категории МКФ-ДП. Именно поэтому в 2010 г. было проведено международное исследование с целью получить уменьшенное количество пунктов из множества кодов МКФ-ДП (K. Ellingsen и R. Simeonsson) [17]. Профессионалы из всех основных регионов мира приняли участие в трех этапах процедуры Delphi, приоритетности кодов МКФ-ДП для четырех различных возрастных групп: 0-2 года, 3-5 лет, 6-12 лет, 13-17 лет. Полученные из МКФ-ДП коды включают коды из областей функции, структур организма, активности и участия и факторы окружающей среды [14, 17].

Основные коды МКФ-ДП, установленные для детей с рождения до 36 мес (0-2 года).

Процитировано K. Ellingsen и R. Simeonsson [17]:

Функции организма

Функции сознания b110; функции зрения b210; функции слуха b230; функции осязания b265; ощущение боли b280; функции эмоций b152; функции голоса b310; функции сердца b410; функции дыхания b440; иммунный ответ (т.е. устойчивость к инфекциям) b4350; функции приема нутриентов b510; функции пищеварения b515; функция поддержания роста (достижение ожидаемых этапов физического развития) b560; моторно-рефлекторные функции b750; функции мышечного тонуса b735; спонтанная двигательная активность (двигательная позиция новорожденных и смена позиций тела) b761; функции непроизвольной двигательной активности (вызванные положением тела, равновесием и угрожающими стимулами) b755.

Активность и участие

Целенаправленное использование других ощущений

(голоса, осязания, вкусовой чувствительсти и обоняния) d120

Целенаправленное использование зрения и слуха d110/15

Обучение через действия с объектами d131 Обучение через игру и игровые действия с предметами dl31

Восприятие устных сообщений при общении d310 Произношение звуков при узнавании человека из ближайшего окружения d331

Изменение позы тела (подвижность) d410 Поддержание положения тела d415 Использование точных движений кисти d440 Передвижение способами, отличающимися от ходьбы d455

Способность различать близких людей (межличностные взаимодействия и отношения) d7106

Игровая деятельность (например, манипуляция с предметами, игрушками, вовлеченность в игровую деятельность, игра самостоятельно либо с кем-либо) d880 Факторы окружающей среды

Продовольствие (продукты питания и напитки, травы, микроэлементы, витамины и другие пищевые добавки) е1110

Лекарственные вещества (вещества, произведенные для медицинских целей) е1101

Продукты и технологии, используемые для игровой деятельности (адаптированные или специально разработанные предметы для игры в помещении и на детской площадке) е1152

Семья и ближайшие родственники е310 Профессиональные медицинские работники е355 Индивидуальные установки семьи и ближайших родственников е410

Службы, административные системы и политика общей социальной поддержки е575

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сопоставление доменов МКФ с действующей системой ОЖД

№ домена

Домен МКФ

Сферы ОЖД

^ Обучение и применение знаний

d2 Общие задачи и построение

d3 Общение

d4 Мобильность

d5 Самообслуживание

d6 Бытовая жизнь

d7 Межличностные взаимодействия и общение

d8 Главные сферы жизни

d9 Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь

Ограничение способности к обучению

Ограничение способности к общению

Ограничение способности к самостоятельному передвежению

Ограничение способности к самообслуживанию

Ограничение способности контролировать свое поведение

Ограничение способности к трудовой деятельности

Ограничение способности к ориентации

Службы, административные системы и политика здравоохранения e580

Основные коды МКФ-ДП, установленные для детей от 3 до 5 лет (3-5)

Процитировано K. Ellingsen и R. Simeonsson [17]:

Функции организма

Общими функциями организма для детей от рождения до 2 лет и от 3 до 5 лет являются следующие: ощущение боли, функции голоса, сердца, дыхания, иммунный ответ, функции приёма нутриентов, поддержания роста, мочеиспускания, мышечного тонуса, непроизвольной двигательной реакции.

Дополнительно у детей возрастной группы от 3 до 5 лет оцениваются следующие функции: функции сна b134; функции внимания b140; функции памяти b144; функции восприятия b156; функции дефекации b525; функции мочеиспускания b620; контроль произвольных двигательных функций b760. Активность и участие

Как и в возрастной группе от рождения до 2 лет, у детей от 3 до 5 лет оцениваются следующие составляющие активности и участия: обучение через игру и игровую деятельность с предметами; восприятие устных сообщений при общении; использование точных движений кисти; передвижение способами, отличающими от ходьбы; игровая деятельность.

Помимо вышеперечисленных составляющих активности и участия у детей данной возрастной группы оцениваются:

Разрабатывание способностей используя слова, фразы или предложения для представления человека, предмета, события и т.д. d133

Приобретение основных понятий, таких как размер, форма, количество, длина, сходство, противоложность d137

Выполнение отдельных задач (простых инструкций) d210

Восприятие сообщений при невербальном способе общения d315

Речь (воспроизведение устных сообщений) d330 Составление и изложение сообщений в невербальной форме d335 Разговор d350 Ходьба d450

Передвижение с использование технических средств d465

Физиологические отправления d530

Прием пищи и питье d550

Базисные межличностные взаимодействия d710

Дошкольное образование d815

Факторы окружающей среды

К факторам окружающей среды, оцениваемым у детей от рождения до 2 лет, в данной возрастной группе также учитываем следующие:

Изделия и технологии для личного повседневного использования (включая адаптированные или специально разработанные их виды, располагающиеся внутри, на теле или рядом с индивидом, использующим их) e115

Изделия и технологии для персонального передвижения и перевозки внутри и вне помещения e120 Средства и технологии коммуникации e125 Изделия и технологии для обучения (например, книги, компьютеры, обучающие игрушки, адаптированные материалы для обучения, такие как компьютерное обеспечение) e130

Изделия и технологии для культурного досуга, отдыха и спорта (например, катание на лыжах, игра на музыкаль-

ных инструментах, адаптированное оборудование) e140 Отдаленные родственники e315 Друзья e320

Персонал, осуществляющий уход и помощь, e340 Индивидуальные установки отдаленных родственников e415

Индивидуальные установки профессиональных медицинских работников e450

Дизайн, характер проектирования, строительства и обустройства зданий частного использования e155.

Основные коды МКФ-ДП, установленные для детей от 6 до 12 лет (6-12)

Процитировано K. Ellingsen и R. Simeonsson [17]: Функции организма

Общими функциями организма для детей от 6 до 12 лет и от 3 до 5 лет являются следующие: функции сна, внимания, памяти, функции сердца, дыхания, иммунный ответ, функция поддержания роста, мышечного тонуса, контроль произвольных двигательных функций.

Дополнительно у детей данной возрастной группы оцениваются следующие функции: функции сознания b110; темперамент и личностные функции b126; волевые и побудительные функции b130; психомоторные функции b147; функции эмоций b152; функции мышления b160; познавательные функции высокого уровня b164; умственные функции речи b147; функции артикуляции b320; функции беглости и ритма речи b330; функции сохранения массы тела b530. Активность и участие

В отличие от возрастной группы от 3 до 5 лет у детей в возрасте от 6 до 12 лет оценивается более обширная и сложная группа составляющих активности и участия: Усвоение навыков чтения d140 Усвоение навыков письма d145 Усвоение навыков счёта d150 Концентрация внимания d160 Чтение d166 Письмо d170 Вычисление d172

Решение проблем (т.е. умение находить решения в различных ситуациях) d175 Принятие решений d177 Мышление d163

Выполнение многоплановых задач d220 Выполнение повседневного распорядка d230 Преодоление стресса и других психологических нагрузок d240

Управление собственным поведением (например, умение приспосабливаться и реагировать на новые ситуации, управлять эмоциональной экспрессией) d250

Понимание значения невербальных сообщений через жесты тела, основные знаки и символы, рисунки и фотографии d320

Уход за частями тела d520 Мытье тела d510

Одевание, включая выбор подходящей для ситуации одежды d540

Умение избегать опасных ситуаций и не наносить вред себе d571

Семейные отношения d760 Сложные межличностные отношения d720 Школьное образование d820 Отдых и досуг d920.

Общими с возрастной группой от 3 до 5 лет являются перечисленные 3 параметра: разговор (умение вести беседу), базисные межличностные отношения, игровая деятельность.

Факторы окружающей среды

Оцениваются идентично факторам окружающей среды, установленным для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Дополнительно оцениваются следующие: Индивидуальные установки друзей e420 Дизайн, характер проектирования, строительства и обустройства зданий для общественного использования e150

Службы, административные системы и политика здравоохранения e580.

Основные коды МКФ-ДП, установленные для детей от 13 до 17 лет (13-17)

Процитировано K. Ellingsen и R. Simeonsson [17]: Функции организма

У детей в возрасте от 13 до 17 лет оцениваются те же самые функции, что и в возрастной группе от 6 до 12 лет (см. выше). Добавлены две функции организма: ощущения, связанные с функционированием сердечнососудистой и дыхательной систем b460; у девочек - менструальные функции b650. Активность и участие

У детей в возрасте от 13 до 17 лет оцениваются все составляющие активности и участия детей предыдущей возрастной группы, кроме следующих: усвоение навыков чтения, письма, счета; концентрация внимания; выполнение многоплановых задач; выполнение повседневного распорядка; понимание невербальных сообщений; школьное образование; игровая деятельность.

Дополнительно учитываются такие сложные составляющие активности и участия, как:

Использование средств связи и техник общения (телефон, электронная почта) d360 Использование транспорта d470 Забота о своем здоровье d570

Приготовление пищи, оказание помощи в приготовлении пищи d630

Выполнение работы по дому (например, чистка или уборка комнаты) d640 Помощь другим d660 Интимные отношения d770 Базисные экономические отношения d860. Факторы окружающей среды

Учитываются все факторы окружающей среды, установленные для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Дополнительно оцениваются следующие:

Изделия и технологии для персонального передвижения и перевозки внутри и вне помещения e120

Изделия и технологии для культурного досуга, отдыха и спорта (например, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, адаптированное оборудование) e140

Лица, обладающие властью и авторитетом e330 Персонал, осуществляющий уход и помощь e340 Индивидуальные установки знакомых, сверстников, коллег, соседей и членов сообщества e425 Транспортные службы e5400.

Таким образом, оценивая классификационные коды МКФ-ДП в различные возрастные периоды, мы можем анализировать здоровье детей и подростков в контексте стадий их развития и окружающей среды, в которой они живут. И прогресс МКФ-ДП сводится к тому, что из множества пунктов классификации, будет определяться минимальное стандартное содержание функционирования ребенка [14-16].

Заключение

Новая стандартизированная система кодирования в МКФ-ДП позволит врачам, преподавателям, исследо-

вателям, администраторам, лицам, разрабатывающим политику, и родителям документально фиксировать и измерять важнейшие характеристики роста, здоровья и развития детей и подростков. МКФ может помочь в идентификации того, в чем заключается основная «проблема» ОЖД: в окружающей среде, в снижении потенциальной способности самого индивида или в комбинации названных факторов. Выяснение причин ОЖД необходимо для эффективной охраны здоровья индивида, включая профилактику, укрепление здоровья, обеспечение социальной поддержки, что будет способствовать устранению неравных возможностей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями [14]. Таким образом, рекомендуем использовать МКФ-ДП специалистам системы здравоохранения и образования, медико-социальной экспертизы и социальных служб для объективизации воздействия внутренних и внешних факторов на организм ребенка в целях улучшения благополучия детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пузин С.Н., Науменко Л.Л. Организационно-методические и социально-правовые основы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации. М.: Медицина; 2009; 15.

2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принят Государственной Думой 20 июля 1995 г., одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г. М.; 1995.

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2007 г. № 77 (ред. от 28.10.2009) «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.2007 № 9089), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 28 октября 2009 г. № 853н. М.; 2009.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 (ред. от 04.09.2012) «Правила признания лица инвалидом». М.; 2006

5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н (ред. от 26.01.2012) «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.03.2010 № 16603). М.; 2012.

6. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности: Руководство по классификации последствий болезней и причин инвалидности, подготовлено Московским сотрудничающим с ВОЗ центром по международной классификации болезней, НИИ социальной гигиены, Институт управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН. М.; 1994.

7. International classification of functioning, disability and health, ICFDH. Geneva: WHO; 2001.

8. Аухадеев Э.И. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, рекомендованная ВОЗ, - новый этап в развитии реабилитологии. Казанский медицинский журнал. 2007; 88 (1): 5-9.

9 Голик В.А., Мороз Е.Н., Погорелова С.А. Использование Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в экспертной неврологической практике. Международный неврологический журнал. 2011; 5 (43): 136-42. 10. Коробов М.В. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: основные положения: Учебно-методическое пособие. СПб:

СПбИУВЭК; 2011. -©

11. Коробов М.В. МКФ. Классификация функций и структур организма: Учебно-методическое пособие. СПб: СПбИУВЭК; 2011.

12. Коробов М.В. МКФ. Классификация факторов окружающей среды: Учебно-методическое пособие. СПб: СПбИУВЭК; 2011.

13. МахмутоваА.М. Использование Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для оценки функционального статуса у детей школьного возраста, больных хроническими неврологическими заболеваниями: Дис. Астана; 2011.

14. Махмутова А. М., Ибраева К. Б. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. АО Медицинский университет Астана, Республика Казахстан. Available at: http://www. rusnauka.com/12_ENXXI_2011/Tecnic/2_85166.doc.htm (дата обращения 25.06.2013).

15. Всемирная организация здравоохранения. ВОЗ выпускает новый стандарт на документальную регистрацию здоровья детей и подростков. Available at: http://www.who.int/ mediacentre/news/releases/2007/pr59/ru/index.html (дата обращения 25.06.2013).

16. International Classification of Functioning, Disability, and Health (ICF). American Speech-Language-Hearing Association. Available at: http://www.asha.org/slp/icf.htm (accessed 25 June 2013).

17. WHO ICF-CY Developmental Code Sets. Available at: http:// www.icf-cydevelopmentalcodesets.com/Home_Page.html (accessed 25 June 2013).

REFERENCES

1. Puzin S.N., Naumenko L.L. Organizational, methodological and socio-legal bases of medical and social expertise and rehabilitation of children with disabilities in the Russian Federation. Moscow: Meditsina. 2009; 15 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Federal law of November 24th, 1995 № 181-FL (ed. of February 23th, 2013) "About social protection of invalids in the Russian Federation". Adopted by State Duma on July 20th, 1995. Approved by the Federation Council on November 15th, 1995. Moscow; 1995 (in Russian).

3. Order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation of January 31st, 2007 №77 (ed. of October 28th, 2009) "On approval of the form of direction to socio-medical expertise by the organization rendering treatment-and-pro-phylactic assistance" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on March 12th, 2007 № 9089), as amended by the order of Minzdravsotsrazvitija of Russia from October 28th, 2009 № 853n. Moscow; 2009 (in Russian).

4. Russian Federation Government Resolution of February 20th, 2006 № 95 (ed. of September 4th, 2012) "The rules of recognition a person disabled". Moscow; 2006 (in Russian).

5. Order of the Ministry of health and social development of the Rus-

sian Federation of December 23th, 2009 №1013n (ed. of January 26th, 2012) "On approval of classifications and criteria used in the implementation of the socio-medical expert examination of citizens of the Federal state institutions of medical and social expertise" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation of March 11th, 2010 №16603). Moscow; 2012 (in Russian).

6. "International nomenclature of violations, disability and social failure", a guide to the classification of the consequences of diseases and causes of disability, prepared by the Moscow center cooperating with the WHO for international classification of diseases, Scientific Research Institute of social hygiene, N.A. Se-mashko Institute of health management RAMS. Moscow; 1994; (in Russian).

7. International Classification of Functioning, Disability and Health, ICFDH. Geneva, WHO. 2001.

8. Auhadeev E.I. «International classification of functioning, disability and health, recommended by WHO, is a new stage in the development of rehabilitation». Kazanskiy meditsinskiy zhurnal. 2007; 88 (1): 5-9 (in Russian).

9. Golik V.A., Moroz E.N., Pogorelova S.A. «Use of the international classification of functioning, disability and health in the expert neurological practice», Ukrainian State Research Institute of medical and social problems of disability of Ministry of health of Ukraine, Dnepropetrovsk. 2011; 5 (43) / Review: 136-142 (in Russian).

10. KorobovM.V. International classification of functioning, disability and health: fundamentals. Teaching manual. St. Petersburg, SPbIUVEK. 2011 (in Russian).

11. Korobov M.V. ICF. Classification of body functions and structures. Teaching manual. St. Petersburg, SPbIUVEK. 2011: (in Russian).

12. Korobov M.V. ICF. Classification of Environmental Factors. Teaching manual. St. Petersburg, SPbIUVEK. 2011 (in Russian).

13. Makhmutova A.M. Use of the International Classification of Functioning, Disability and Health to assess the functional status of school-age children with chronic neurological disease. Dr. med. sci. diss. Astana. 2011 (in Russian).

14. Makhmutova A. M., Ibraeva K. B. International Classification of functioning, disability and health of children and youth. Astana medical university. The Republic of Kazakhstan. Available at: http://www.rusnauka.com/12_ENXXI_2011/Tecnic/2_85166. doc.htm (accessed 25 June 2013) (in Russian).

15. The World Health Organization. WHO publishes new standard for documenting the health of children and youth. Available at: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2007/pr59/ru/in-dex.html (accessed 25 June 2013) (in Russian).

16. International Classification of Functioning, Disability, and Health (ICF). American Speech-Language-Hearing Association. Available at: http://www.asha.org/slp/icf.htm (accessed 25 June 2013).

17. WHO ICF-CY Developmental Code Sets. Available at: http:// www.icf-cydevelopmentalcodesets.com/Home_Page.html (accessed 25 June 2013).

nocTynuna 24.12.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.