Научная статья на тему 'Использование методов предварительной подготовки исполнения в процессе обучения игре на фортепиано'

Использование методов предварительной подготовки исполнения в процессе обучения игре на фортепиано Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАНТОВ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИСПОЛНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жмурова Л.В.

В данной работе рассматриваются методы предварительной подготовки исполнения, которые используются в практике обучения игре на фортепиано, требуют подробного теоретического описания и осознанного применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование методов предварительной подготовки исполнения в процессе обучения игре на фортепиано»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИСПОЛНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

© Жмурова Л.В.*

Иркутский областной музыкальный колледж имени Фредерика Шопена, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной работе рассматриваются методы предварительной подготовки исполнения, которые используются в практике обучения игре на фортепиано, требуют подробного теоретического описания и осознанного применения.

Ключевые слова методы, исполнительская деятельность музыкантов, процесс обучения игре на фортепиано, предварительная подготовка исполнения.

Известно, что для повышения эффективности процесса обучения игре на фортепиано целесообразно сочетать различные методы обучения. На аудиторных занятиях в классе фортепиано применяются методы, которые входят в традиционную классификацию методов обучения: практический метод (опыт, упражнение), наглядный (демонстрация, наблюдение учащихся), словесный (объяснение, разъяснение, беседа). Реже используются методы, которые можно отнести к специально используемым в практике обучения игре на музыкальных инструментах. Это так называемые методы предварительной подготовки исполнения: метод мысленной игры, метод мысленного пения, метод проговаривания вслух характеристик предстоящего исполнения.

На самостоятельных занятиях учащиеся чаще всего останавливают свой выбор только на методе многократных проигрываний - так называемом методе «проб и ошибок» (упражнения), что требует больших затрат по времени и физическим усилиям, постоянного наличия инструмента для занятий. В результате время, которое можно было использовать с максимальной пользой тратится на бесконечные повторения сложных фрагментов и частей. Наступает утомление, эффективность занятий снижается. Одним из путей преодоления подобного сценария развития событий может стать обучение учащихся использованию методов предварительной подготовки исполнения.

В педагогической литературе, как указывает И.П. Подласый [9], под методом обучения (от греч. métodos - «путь к чему-либо») принято понимать упорядоченную деятельность педагога и учащихся, направленную на достижение заданной цели обучения. Это сложное, многомерное, многокачест-

* Преподаватель Иркутского областного музыкального колледжа имени Фредерика Шопена, аспирант кафедры Психодиагностики и практической психологии ФГБОУ ВПО «ИГУ».

венное образование состоит из элементов - приемов, то есть разовых действий в реализации метода. Выбор методов обучения является ответственным этапом, поскольку именно методы определяют скорость обучения, позволяют проявить индивидуальное мастерство педагога. В структуре методов обучения выделяют две части: объективную и субъективную. Объективная часть метода - это те постоянные положения, которые встречаются в любом методе (общие дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности). Субъективная часть обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся и конкретными условиями [9, с. 470-471].

В музыкально-педагогической литературе встречается краткое описание некоторых методов предварительной подготовки исполнения [3, 8, 12]. Как правило, многие из подобных методов предполагают одновременно высокую степень активизации внутреннего слуха, яркость музыкально-слуховых представлений, функционирование процессов музыкальной памяти и определенных музыкально-исполнительских навыков и умений. Среди основных методов, принадлежащих к наиболее эффективным, следует рассмотреть те, которые используются в процессе работы с учащимися разной степени подготовленности. Это методы мысленной игры, мысленного пения, проговаривания вслух [5].

Суть метода мысленной игры, как указывают А.Д. Алексеев [1], А. Аляв-дина [15], К. Гринда [10], С. Клещёв [15], Г Коган [6], М.А. Кононенко и Т.В. Галкина [7] заключается в проигрывании «в уме» изучаемых произведений по нотам, но без инструмента, то есть в замене реальных пианистических движений музыканта их представлением. Работа основывается на активизации внутреннего слуха и зрительных представлений. Без инструмента ученик мысленно проигрывает задание, стремясь представить клавиатуру, требуемые клавиши, осознать последовательность пальцев и услышать в соответствующем темпе нужное звучание. Занимаясь за инструментом, представления такого рода чередуются с реальным воплощением их на фортепиано.

Бардас В. [16], Бузони Ф. [16], Гофман И. [3], Корто А. [16], Сафонов В. [16] также акцентировали внимание на значимости умственного яркого представления звукового, а не нотного рисунка; на осознании трудности технической проблемы, а не попытке ее решить многочисленными проигрываниями; на понимании соответствия строения пассажа со строением руки и его расположением на клавиатуре.

Метод мысленного пения (на основе внутрислухового представления) исследователь Г.П. Стулова [13, с. 157] считает одним из самых эффективных в работе с детьми как в процессе вокальной работы, так и в процессе обучения игре на музыкальных инструментах. По замечанию А.В. Бирмак [2], он имеет важное значение для воспитания эмоциональности и выразительно-

сти игры пианиста. Цыпин Г.М. [11] считает метод внутреннего пения одним из основных методов развития внутрислуховых представлений у студентов пианистов. На необходимость использования этого метода также указывали многие педагоги и теоретики в области вокального искусства, например, М. Гарсиа, А.Ф. Ламперти, И.П. Прянишников, П.Ф. Този [4].

Метод проговаривания вслух представляет собой предварительное озвучивание в громкой речи своих действий, предполагает проговаривание учеником особенностей предстоящего исполнения музыкального произведения или его фрагмента. Петрушин В.И. [8] замечает, что проговаривание в громкой речи характеристик исполнения, черт пианистического движения помогает точности выполнения.

Традиционную схему, знакомую даже начинающим пианистам «Вижу -слышу - играю», полезно расширить. Как показывает практика, затруднения в исполнении возникают чаще на этапе «слышу - играю»: ощущается неустойчивость навыков владения приемами игры на инструменте: неловкость крупных и мелких движений, неуверенное владение аппликатурными принципами, путаница в октавах и т.п.

Избежать трудностей поможет включение в схему четвертого элемента -«Думаю, осознаю». Это также не является новым, так как общеизвестно, что результат будет достигнут быстрее, если «сначала подумать - потом сделать». Так, основная схема может быть развернуто обозначена: «Вижу нотную запись - слышу будущий результат - продумываю свои пианистические движения - играю сразу правильно и точно».

На этапе «Продумываю свои пианистические движения» в начальном периоде обучения полезно применить все три вышеперечисленных метода, что поможет осознать учащемуся свои дальнейшие игровые действия. Вначале это может занимать относительно много времени, затем, по мере овладения методами предварительной подготовки исполнения, это время сокращается, «сворачивается» вся программа подготовительных действий.

В последующие периоды обучения в процессе подготовки к занятиям использование каждого из методов позволит сберечь физические затраты на многократные проигрывания. Осознаваемые проигрывания, как отмечают А.Д. Алексеев [1], Й. Гат [14], В. Натансон [14], С. Савшинский [12], позволяют преодолеть технические трудности, приобрести выдержку, ликвидировать возникающие мышечные напряжения. По мнению А.В. Бирмак [2], Г.М. Цыпина [11] сочетание осознаваемых проигрываний и методов предварительной подготовки исполнения позволяют добиться более качественного исполнения.

Таким образом, с первых шагов обучения игре на фортепиано важно приучить обучающегося к использованию в своей деятельности сочетания методов. Включение в занятия методов предварительной подготовки исполнения наряду с традиционными методами расширяет возможности учаще-

гося. Сочетание методов позволяет заниматься более осознанно, осваивая большее за меньшее время. Выдающиеся пианисты и педагоги прошлого всегда обращали внимание на внутреннюю подготовку предстоящего исполнения. Так, А. Рубинштейн говорил: «... раньше, чем ваши пальцы коснуться клавиш, вы должны начать пьесу в уме, то есть представить себе мысленно темп, характер туше и, прежде всего, способ взятия первых звуков, -все это до того, как начать играть фактически. Да, между прочим, каков характер этой пьесы? Что она - драматична, трагична, лирична, возвышенна, мистична? ...» [цит. по 3, с. 70].

Список литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.

2. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и методы работы / А.В. Бирмак. - М.: Музыка, 1973.

3. Гофман И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре / И. Гофман. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.

4. Деряжный В.А. О принципах и методах советской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. - М., 1967. - Вып. 3. - С. 30.

5. Жмурова Л.В. Мысленное исполнение и проговаривание вслух как методы развития психомоторных способностей музыкантов-инструменталистов / под ред. Л.А. Бабицкой, С.Н. Лосевой // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность: сборник научн. тр. - Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2013. - Вып. 6. - С. 113-118.

6. Коган Г.М. Работа пианиста / Г.М. Коган. - М.: Музыка, 1979.

7. Кононенко М.А., Галкина Т.В. Музыкально-исполнительская одаренность: соотношение общих и специальных компонентов // Музыкальная психология и психотерапия. - 2007. - № 2.

8. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. - М.: Академический проект, 2006.

9. Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2003. - С. 470-471.

10. Портная И.В. Карола Гринда и проблемы исполнительской свободы / под общ. ред. О.Ю. Кошелева // Фортепианное искусство на рубеже 20-21 веков. Проблемы современного творчества, исполнительства, педагогики: межвузовский сб. науч. трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - С. 46-53.

11. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003.

12. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой / С.И. Савшинский. -Л.: Музыка, 1968.

13. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором / Г.П. Сту-лова. - М.: Владос, 2002.

14. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники / А.П. Щапов. - М.: Музыка, 1968.

15. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Шульпяков. - Л.: Музыка, 1986.

16. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Проблемы методологии / О.Ф. Шульпяков. - Л.: Музыка, 1973.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

© Зверева Г.Ю.*

Средняя общеобразовательная школа № 2 - многопрофильная,

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

В статье рассматриваются особенности контрольно - измерительных материалов. Описывается технология проверки знаний. Выделены способы оценивания и рассмотрены положительные и отрицательные стороны контрольно-измерительных материалов. В данной работе предложена лекционно-зачётно-семинарская технология, способствующая качественно улучшить учебный процесс.

Ключевые слова мониторинг, КИМы, способы оценивания, дихотомическая система, политомическая система, теоретические подходы, педагогическая диагностика, лекционно-зачётно-семинарская технология.

В работе учителя важен инструмент, с помощью которого будет осуществлен мониторинг его работы, выявлены результаты совместной с учениками деятельности. Одними из таких инструментов стали КИМы ЕГЭ по истории. В 2009 г. назначение экзаменационной работы состояло в том, чтобы «оценить общеобразовательную подготовку по истории России выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования».

У КИМов 2010 г. были уже иные задачи: установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. Акцент сменился с оценочной функции на измерительную.

* Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ N° 2 - многопрофильная, аспирант кафедры Истории России, магистр педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.