Научная статья на тему 'Использование методов имитационного моделирования для определения стратегии устойчивого развития предприятия в целях безопасности развития социально-эколого-экономической системы'

Использование методов имитационного моделирования для определения стратегии устойчивого развития предприятия в целях безопасности развития социально-эколого-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / SIMULATION / МЕТОД КОМПЬЮТЕРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА / COMPUTER SIMULATION METHOD / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / BUSINESS MANAGEMENT / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / QUASI-PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дёмина Анна Васильевна

В статье представлен разработанный программный модуль «Устойчивое развитие предприятия», позволяющий осуществлять планирование стратегии развития предприятия с учетом концепции устойчивого развития, используемый как один из методов квазипрофессиональной деятельности для формирования компетенций специалистов-менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SIMULATION METHODS FOR DEFINING STRATEGIES OF SECURE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIAL, ECOLOGICAL AND ECONOMIC SYSTEMS

The paper presents an original software module “Sustainable development of the enterprise” which helps to plan enterprise development strategy based on the concept of sustainable development and which can be used as a method of quasi-professional activity for developing business competencies of professional managers.

Текст научной работы на тему «Использование методов имитационного моделирования для определения стратегии устойчивого развития предприятия в целях безопасности развития социально-эколого-экономической системы»

АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

УДК 004.94

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

USING SIMULATION METHODS FOR DEFINING STRATEGIES OF SECURE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIAL, ECOLOGICAL AND ECONOMIC SYSTEMS

В статье представлен разработанный программный модуль «Устойчивое развитие предприятия», позволяющий осуществлять планирование стратегии развития предприятия с учетом концепции устойчивого развития, используемый как один из методов квазипрофессиональной деятельности для формирования компетенций специалистов-менеджеров.

Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивое развитие предприятия, имитационное моделирование, метод компьютерного эксперимента, управление предприятием, квазипрофессиональная деятельность, программное обеспечение системы управления.

The paper presents an original software module "Sustainable development of the enterprise" which helps to plan enterprise development strategy based on the concept of sustainable development and which can be used as a method of quasi-professional activity for developing business competencies of professional managers.

Keywords: sustainable development, sustainable development of the enterprise, simulation, computer simulation method, business management, quasi-professional activity, management system software.

Дёмина Анна Васильевна

Demina Anna Vassilyevna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационные системы в экономике, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеха-

нова», г. Саратов

Cand. Sc. (Pedagogics), associate professor of the department of information systems in economics, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: annadavi405@ya.ru

Одними из компонентов сложноорганизо-ванной и многомерной социально-эколого-экономической системы являются предприятия и организации. Поскольку менеджер призван принимать управленческие решения и отвечать за их последствия, то его роль в устойчивом развитии как предприятий, организаций, так и социально-эколого-экономической системы в целом становится наиболее важной. Влияние менеджеров на состояние данной системы осуществляется по принципу обратной связи. Принимаемые управленческие решения должны постоянно корректироваться в зависимости от полученных результатов, при этом должны учитываться новые цели и условия развития предприятия и всей системы [5]. В профессиональной деятельности менеджер должен уметь использовать полученные знания и умения, определять проблему и условия ее решения. Цель и задачи проекта должны быть четко сформулированы, определены способы и методы их достижения. Менеджер должен быть способен оценить результаты принятых решений и при необходимости провести их корректировку [7]. Для этого в процессе обучения необходимо создавать ситуации, приближенные к профессиональным задачам, т. е. необходима организация квазипрофессиональной деятельности.

Одним из методов квазипрофессиональной деятельности в рамках разработки стратегии устойчивого развития предприятия является использование имитационного моделирования. Для поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности в учебном процессе вузов используются имитационные модели, являющиеся одним из методов активного обучения. В имитационных моделях учебная деятельность студентов может быть наиболее приближена к профессиональной, что позволяет путем моделирования производственных ситуаций активизировать процесс обучения, стимулировать познавательный интерес к будущей профессии, способствовать общему и профессиональному развитию личности специалиста [8].

Разработка стратегии устойчивого развития предприятия необходима для определения и обоснования основных целей, достижению которых должна быть подчинена его деятельность с учетом устойчивого развития предприятия и социально-эколого-экономи-ческой системы, частью которой оно является. Основной задачей стратегического планирования предприятия является прогнозирование будущих проблем и возможностей предприятия при сохранении его устойчивости. Следовательно, стратегия устойчивого разви-

тия предприятия должна опираться на методы стратегического планирования и концепцию устойчивого развития. Определение возможных траекторий развития предприятия с использованием имеющихся возможностей путем расширения объектов деятельности и разнообразия действий применимо к предприятию с устойчивой тенденцией роста и развития, а также при наличии необходимых возможностей и ресурсов для достижения экономического роста предприятия за счет их более эффективного использования [3].

Устойчивое развитие предприятия включает постоянное динамическое изменение количественных и качественных показателей предприятия посредством внедрения новых технологий и совершенствования бизнес-процессов [2]. Основным условием этого является наличие статической и динамической устойчивости предприятия, а также грамотное управление экономическим потенциалом предприятия. Для разработки стратегии устойчивого развития предприятия необходимо равновесное сбалансированное поступательное изменение всех показателей устойчивости предприятия, способного противостоять энтропийным тенденциям, при сохранении его целостности и основных свойств. Устойчивость развития предприятия должна обеспечиваться на основе учета влияния внешней среды и совершенствования хозяйствования внутри предприятия в целях повышения эффективности его деятельности и непрерывного развития. Предприятию важно не просто сохранять устойчивость, но и добиваться устойчивого развития.

Устойчивое развитие предполагает оптимальное управление экономикой и природно-ресурсным потенциалом, следовательно, менеджер является ответственным за устойчивое развитие как предприятия, так и социально-эколого-экономической системы в целом. Таким образом, проблема формирования навыков управления предприятием как одной из составляющих социально-эколого-экономи-ческой системы с позиции устойчивого развития становится особо значимой и может найти свое решение в профессиональной подготовке будущих специалистов-менеджеров [6].

Компетентностный подход и базовые положения содержания образования менеджера послужили основанием для разработки авторского программного модуля «Устойчивое развитие предприятия». Игровой модуль может использоваться для моделирования стратегии предприятия и позволяет воспроизводить процессы управления, рассчитывать экономические показатели, производственные мощно-

сти, учитывать коэффициент образованности кадров, определять показатели конкурентоспособности продукции, рассчитывать показатели финансовой устойчивости предприятия в виртуальном мире, открывать новые линии по вторичной переработке ресурсов, моделировать очистку производственных отходов с возвратом их в производственный цикл для обеспечения экологической безопасности производства, реализовывать взаимосвязь «цепочки решений» для вывода предприятия на устойчивое развитие с учетом изменяющихся внутренних и внешних факторов.

С помощью данного модуля игроки выявляют взаимосвязанные механизмы процесса производства, процесса возникновения и внедрения новых технологий, производства новых потребительских товаров или товаров с новыми качествами с учетом процесса эволюции структуры потребления и процесса загрязнения окружающей среды, научно-технического прогресса и внедрения новых наукоемких технологий.

Одним из основных вопросов, изучаемых в модуле «Устойчивое развитие предприятия», является проблема, каким образом при росте промышленного производства можно минимизировать антропогенное влияние на окружающую среду. Например, при моделировании процесса управления предприятием необходимо следить за тем, чтобы уровень токсичности выбрасываемых в окружающую среду загрязнений в единицу времени не превышал определенной предельной величины. Решение данного вопроса состоит в инициировании механизма, превращающего затраты на обеспечение чистоты производства из издержек производства в необходимое людям потребительское качество, которое должно содержаться в покупаемых ими товарах. Считается, что в виртуальном мире, который воспроизводится моделью, имеется единая мера токсичности различных загрязнителей. Разработаны система измерения этой токсичности, а также система сертификации чистых технологий и производимых по этим технологиям товаров. Чистой считается технология, обеспечивающая выбросы загрязнителей на единицу производимой продукции с токсичностью меньшей некоторого предела. Указанный предел устанавливается на законодательном уровне и периодически пересматривается: он должен уменьшаться с увеличением суммарных производственных мощностей на предприятии. Чистыми считаются товары, производимые по чистым технологиям. Чистые товары снабжаются соответствующей меткой. В модели основным механизмом стабилизации

качества окружающей среды является процесс формирования спроса на экологически чистую продукцию. Средства, полученные от установленных ставок налогов, штрафов за выбросы токсичных загрязнителей, отчисляются на мероприятия по очистке среды обитания, образование, науку и производство «чистых» технологий. Таким образом, игроки должны увеличить объемы производства и прибыль предприятия не нарушив устойчивого состояния социально-эколого-экономической системы.

В игровом модуле «Устойчивое развитие предприятия» между участниками игры роли распределяются таким образом, что каждый самостоятельно определяет ролевую цель в соответствии с главной стратегической целью предприятия. Как правило, ролевые цели могут быть различны, что способствует возникновению противоречий между участниками игры при выработке управленческих решений. Участники игры взаимодействуют между собой, исполняя свои роли, объединенные общей игровой целью. В результате происходит принятие коллективного решения с учетом многоальтернативности мнений. Кроме того, существует возможность индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Игроки разбиваются на группы по 3 человека, отвечающие за:

• экономическую;

• производственную;

• управленческую;

• маркетинговую;

• экологическую;

• финансовую устойчивость предприятия.

В экономическом отделе участники определяют себестоимость выпускаемой продукции, затраты на единицу выпускаемой продукции, устанавливают цену на продукцию, определяют объем производства, рентабельность производства.

В производственном отделе определяются объем капитальных вложений в основное оборудование, коэффициент использования производственной мощности, численность про-мышленно-производственного персонала, коэффициент производительности труда.

Количество произведенных товаров зависит от численности рабочих и их производительности труда. Производительность труда зависит от количества оборудования, от использования новых технологических линий и от уровня образования работающих. Рост любого из этих факторов может увеличить выпуск товаров. И наоборот, сокращение любого из них приведет к сокращению выпуска. Уровень производства товаров в игре зависит от

объема активного капитала предприятия, численности рабочей силы и производительности труда.

Коэффициент производительности труда отражает уровень оборудования каждого рабочего места. Эта величина измеряется отношением величины активного производительного капитала к численности рабочей силы. Чем больше приходится активного производительного капитала на одного рабочего, тем выше производительность труда.

В отделе управления определяются основные направления деятельности, разрабатывается бизнес-план, определяется кадровый управленческий персонал, рассчитывается образовательный коэффициент управленческих кадров и рабочих, определяются затраты на использование передовых технологий.

Отдел маркетинга проводит исследование рынка, спроса, определяет показатели конкурентоспособности продукции, определяет ассортимент производимых товаров, осуществляет прогнозирование различных показателей.

В отделе экологии проводятся мероприятия, обеспечивающие экологическую устойчивость предприятия, рассчитывается коэффициент экологической устойчивости.

В финансовом отделе участники разрабатывают прогнозы экономического развития предприятия, составляют перспективные и текущие финансовые планы и бюджет предприятия, проводят комплексный экономический и финансовый анализ деятельности, разрабатывают мероприятия по повышению эффективности управления финансами, снижению финансовых рисков и увеличению прибыльности предприятия, анализируют финансовые, объемные и стоимостные показатели.

В начале игры участникам выделяются средства на развитие производства, которые необходимо распределить таким образом, чтобы при стабильном экономическом росте производства выбросы в окружающую среду были меньше установленного порогового значения. В случае, когда выделенных средств не хватает, применяются правила принятия согласованного решения, направленные на выделение наиболее приоритетных направлений. После определения приоритетных направлений развития вычисляется ожидаемый эффект от выделенных направлений в случае его финансирования в полном объеме. Таким образом, финансовые ресурсы предприятия распределяются пропорционально ожидаемым эффектам от направлений при их достаточном финансировании.

Целевой функцией игроков является получение максимальной прибыли предприятия с

жестким ограничением по выбросам отходов и необходимостью внедрения в производство технологических линий по их переработке, что так же увеличивает прибыль предприятия. Результаты принятия решений игроки анализируют с помощью полученных графиков, иллюстрирующих развитие производства. Игра заканчивается, когда стратегии игроков приводят производство к стабильному росту при минимальных показателях выбросов в окружающую среду.

Имитационное моделирование позволяет воссоздать профессиональную деятельность (целостные фрагменты производства, их предметно-технологическое и социально-ролевое содержание), в результате чего игроки проводят анализ различных стратегий развития предприятия с учетом безопасности развития социально-эколого-экономической системы, определяют эффективность стратегий при решении задач управления, а также пределы их возможностей и принимают управленческие решения. В процессе совместной деятельности происходит закрепление и понимание системных связей, существующих в реальном мире между экономическими и экологическими проблемами. Отчет о проделанной работе игроки представляют в виде пакета документов, позволяющих вывести предприятие на устойчивое развитие. Полученные результаты иллюстрируются графическими материалами.

Основными критериями сформированно-сти компетенций будущих менеджеров являются: наличие необходимых и достаточных знаний студентов о механизмах стратегии устойчивого развития предприятия и соци-ально-эколого-экономической системы; ориентация на устойчивое развитие региональной социально-эколого-экономической системы при принятии управленческих решений; наличие готовности к принятию ответственности за последствия управленческих решений. Для контроля полученных знаний и навыков у обучающихся проводились контрольные работы, анкетирование и письменный опрос, что позволило определить уровень сформированности компетентности будущих менеджеров [6].

Имитационные игры, основанные на имитационных моделях реальных процессов, позволяют исследовать различные потенциально возможные ситуации, а так же исследовать проблемы устойчивого развития социально-эколого-экономической системы в целом и ее составляющей - предприятий. С их помощью повышается интерактивность в процессе обучения, улучшаются коммуникативные навыки игроков в команде, отрабатывается механизм принятия решений и ответственности, трени-

руются аналитические навыки. Имитационное моделирование и имитационные игры, построенные на их основе, можно считать перспективным научным средством анализа проблем устойчивого развития [1].

Таким образом, с помощью методов имитационного моделирования и средств разработанного программного обеспечения задается движение деятельности студента от учебной к профессиональной деятельности вместе с трансформацией высших ценностей, регуля-тивов деятельности, потребностей, мотивов,

целей и поступков [9]. При обучении моделируется целостное предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов. Усвоение теоретических знаний и опыта осуществляется в ходе разрешения моделируемых профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия формирования познавательных и профессиональных мотивов студента, а с ними и трансформацию академической процедуры усвоения знаний в профессионально-практическую деятельность будущего специалиста.

Библиографический список (References)

1. Белотелов Н.В., Бродский Ю.И., Оленев Н.Н., Павловский Ю.Н., Тарасова Н.П. Имитационная игра на основе эколого-демографо-экономической модели (ЭДЭМ) [электронный ресурс]. URL: http://pc.-nick.ccas.ru:8888/ph/0478040p.rtf (дата обращения 14.09.2015).

Belotelov N.V., Brodskiy Yu.I., Olenev N.N., Pavlovskiy Yu.N., Tarasova N.P. Imitatsionnaya igra na osnove ekologo-demografo-ekonomicheskoy modeli (EDEM) [Simulation game based on eco-demographic and economic models (EDEM) (online source)]. URL: http://pc.-nick.ccas.ru:8888/ph/0478040p.rtf (date of access: 14.09.2015).

2. Бережнов Г.В. Стратегия устойчивого развития предприятия // Российское предпринимательство. 2002. № 7 (31). С. 3 - 9.

Berezhnov G.V. (2002) Strategiya ustoychivogo razvitiya predpriyatiya [Strategy for sustainable development of the enterprise ] // Rossiyskoye predprinimatel'stvo. № 7 (31). P. 3 - 9.

3. Гришаков К.Р. Понятие устойчивого развития промышленного предприятия // SCI-ARTICLE. 2013. № 3. .

Grishakov K.R. (2013) Ponyatiye ustoychivogo razvitiya promyshlennogo predpriyatiya [Concept of sustainable development of the industrial enterprise] // SCI-ARTICLE. № 3.

4. Демина А.В. Концепция курса «Экологическая культура управления» // Вестник Тамбовского университета. 2008. № 9.

Demina A.V. (2008) Kontseptsiya kursa «Ekologicheskaya kul'tura upravleniya» [Fundamentals of the course "Environmental management culture"] // Vestnik Tambovskogo universiteta. № 9.

5. Демина А.В. Формирование экологической культуры менеджера при подготовке в вузе [электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-ekologicheskoi-kultury-menedzhera-pri-podgotovke-v-vuze.

Demina A.V. Formirovaniye ekologicheskoy kul'tury menedzhera pri podgotovke v vuze [Developing environmental awareness of future managers in higher education institutions]. URL: http://www.dissercat.com/content/ formirovanie-ekologicheskoi-kultury-menedzhera-pri-podgotovke-v-vuze.

6. Демина А.В. Экологическое сознание как параметр порядка биосферы на этапе перехода общества к устойчивому развитию [электронный ресурс] : Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование 2008». Мурманск: МГТУ, 2008. 1 опт. компакт-диск (CD-ROM), 20 Мб. С. 353 - 355.

Demina A.V. (2008) Ekologicheskoye soznaniye kak parametr poryadka biosfery na etape perekhoda ob-shchestva k ustoychivomu razvitiyu [Environmental awareness as a parameter of the biosphere in the transition towards sustainable development] : Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauka i ob-razovaniye 2008». Murmansk: MGTU, 1 opt. kompakt-disk (CD-ROM), 20 Mb. P. 353 - 355.

7. Демина А.В., Преображенская Е.В. Параметрическая модель подготовки бакалавров направления «Бизнес-информатика» с использованием гипертекстовых технологий // Информационная безопасность регионов. 2015. № 1 (18). С. 5 - 10.

Demina A.V., Preobrazhenskaya Ye.V. (2015) Parametricheskaya model' podgotovki bakalavrov naprav-leniya «Biznes-informatika» s ispol'zovaniyem gipertekstovykh tekhnologiy [Parametric model of bachelor programs in "Business Informatics" involving hypertext technology] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1 (18). P. 5 - 10.

8. Кручина Е.Б., Оленев Н.Н., Павловский Ю.Н., Белотелов Н.В., Бродский Ю.И. Имитационная игра на основе эколого-демографо-экономической модели (ЭДЭМ) [электронный ресурс] // Сб. научных и методических работ «Имитационные модели и игры в управлении природными ресурсами». М.: Университетский гуманитарный лицей. 2004. C. 28 - 40. URL: http://www.ccas.ru/olenev/edem.html (дата обращения 14.09.2015).

Kruchina Ye.B., Olenev N.N., Pavlovskiy Yu.N., Belotelov N.V., Brodskiy Yu.I. (2004) Imitatsion-naya igra na osnove ekologo-demografo-ekonomicheskoy modeli (EDEM) [Simulation game based on eco-demo-graphic and economic models (EDEM) (online source)] // Sb. nauchnykh i metodicheskikh rabot «Imitatsionnyye

modeli i igry v upravlenii prirodnymi resursami». Moscow: Universitetskiy gumanitarnyy litsey. P. 28 - 40. URL: http://www.ccas.ru/olenev/edem.html (date of access: 14.09.2015).

9. Погребная Е. Психолого-педагогические основы активных методов обучения [электронный ресурс]. URL: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=72449 (дата обращения 14.09.2015).

Pogrebnaya Ye. Psikhologo-pedagogicheskiye osnovy aktivnykh metodov obucheniya [Psycho-pedagogical foundations of active learning] (online source). URL: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_ id=72449 (date of access: 14.09.2015).

10. Шепель, В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999-

Shepel' V.M. (1999) Chelovekovedcheskaya kompetentnost' menedzhera. Upravlencheskaya antropologiya [Human competence in management. Managerial anthropology]. Moscow: Narodnoye obrazovaniye.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.