ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ CASE-STUDY И «МОЗГОВОГО ШТУРМА» ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ
Коваленко Ирина Викторовна
аспирант кафедры фармакологии Воронежской медицинской академии имени
Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: kovalenkoirin@gmail. com Колесниченко Павел Дмитриевич канд. мед. наук, ассистент кафедры фармакологии Воронежской медицинской
академии имени Н. Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: _ farpavel @yandex. ru Лаптева Валерия Игоревна аспирант кафедры фармакологии Воронежской медицинской академии имени
Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж E-mail: vista. vrn@mail. ru
USING THE METHODS OF CASE-STUDY AND "BRAINSTORMING" AT
TRAINING IN MEDICAL SCHOOL
Irina Kovalenko
pharmacology graduate student Voronezh Medical Academy behalf N. Burdenko,
Russia, Voronezh Pavel Kolesnichenko
candidate of Medical science,assistant professor of pharmacology Voronezh Medical
Academy behalf N. Burdenko, Russia, Voronezh
Valeria Lapteva
pharmacology graduate student Voronezh Medical Academy behalf N. Burdenko,
Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
Цель работы — сравнить метод case-study и метод «мозгового штурма», оценить их эффективность и выявить наиболее подходящий из них метод. Были рассмотрены метод кейсов и метод «мозгового штурма», используемые при обучении в высших медицинских учебных заведениях, оценивалась эффективность этих методов и выявлялся наиболее подходящий из них для обучения студентов медицинских ВУЗов. Установили, что ни один из данных методов обучения полностью не удовлетворяет потребностям клинических кафедр. Сделаны выводы о необходимости комбинированного применения данных методов обучения в медицинских ВУЗах.
ABSTRACT
Purpose — to compare the case-study method and the method of "brainstorming", to evaluate their effectiveness and to identify the most appropriate method of them. We have examined the method of cases and the method of "brainstorming" as used in teaching in higher medical education. Further evaluated the effectiveness of these methods and identify the most suitable ones for training medical students. Found that none of these teaching methods are not fully meet the needs of clinical departments. Findings of the combined application of these methods of training in medical schools.
Ключевые слова: метод кейсов; case-study; метод «мозгового штурма»; высшие медицинские учебные заведения; студенты.
Keywords: case method; case-study; method of "brainstorming"; medical school; students.
На данный момент существует множество различных методов обучения в высших учебных заведениях. Одними из самых распространенных являются метод кейсов (case-study) и метод «мозгового штурма» [4]. Метод case-study — это неигровой имитационный метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (кейсов). Цели данного метода состоят в том, чтобы группы студентов совместными усилиями проанализировали ситуацию — кейс, возникающую при конкретном стечении обстоятельств, найти практическое решение, оценить все предложенные варианты и выбрать из них наиболее подходящий [1]. Метод мозгового штурма — это способ решения вопросов, основанный на стимулировании творческой активности группы участников [3]. Данный метод способствует преодолению стереотипов мышления [2].
Зачастую преподавателю медицинского ВУЗа сложно выявить наиболее подходящий метод. Это связано со спецификой обучения в медицинских учебных заведениях. Студентам таких учреждений необходимо осваивать огромное количество материала в сжатые сроки. Для этого им необходимо
умение пользоваться большим количеством базовых знаний, полученных ранее. К примеру, фармакология объединяет в себе множество смежных дисциплин, таких как анатомия, гистология, нормальная физиология, биохимия и другие. Фармакология является переходной дисциплиной между фундаментальными и клиническими предметами. Для правильного усвоения знаний по фармакологии необходимо уметь пользоваться знаниями смежных дисциплин. Как правило, студентам сложно сразу вспомнить накопленные базовые знания и в связи с этим часто требуется краткое повторение курсов. Уровень знаний студентов в одной группе различен, поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы оценить какие блоки необходимы для повторения. Учитывая все вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что проблема выбора наиболее подходящего метода обучения в медицинских ВУЗах в настоящее время очень актуальна.
Цель нашей работы — сравнить метод case-study и метод «мозгового штурма», оценить их эффективность при обучении в высших медицинских учебных заведениях и выявить наиболее подходящий из них метод.
На кафедре фармакологии ВГМА им. Н.Н. Бурденко нами были проведены занятия с внедрением методов case-study и «мозгового штурма». По завершению проведения подобных практических занятий мы оценили эффективность данных методов и сравнили их на предмет наиболее подходящего для применения в медицинских образовательных учреждениях.
В результате мы выявили, что оба метода актуальны при обучении в высших медицинских учебных заведениях, так как имеют ряд преимуществ. Применение метода case-study при обучении студентов медицинских ВУЗов позволяет выработать навыки коллективной работы при решении реальных проблем, дает студентам возможность научиться принимать важные решения при возникновении серьезной жизненной ситуации, что особенно важно для будущих врачей, а также вырабатывает навыки правильного построения вопросов и ответов на них. Метод «мозгового штурма» помогает студентам овладеть навыками четко и кратко выражать свои мысли, тренировать
мышление, развивать умение слушать и слышать коллег. С помощью данного метода легко заинтересовать студентов, использование метода «мозгового штурма» показывает недостаточность их знаний, тем самым стимулирует их тягу к учебе. Но вместе с тем эти методы имеют и свои недостатки. Метод кейсов требует достаточно длительной подготовки; кейсы могут быть слишком подробными, дающими исчерпывающую информацию по конкретной ситуации, исключая необходимость у студента в поиске информации для решения подобной проблемы в дальнейшем. И наоборот, кейсы могут быть слишком ограничены, что ставит свободу для принятия решения в определенные рамки. Таким образом, оценка результата деятельности при использовании данного метода субъективна. Метод «мозгового штурма» требует тщательной подготовки, так как при определенных условиях он может спровоцировать конфликт, результаты сильно зависят от подготовки и проведения.
В результате оценки эффективности исследуемых методов в процессе обучения студентов на кафедре фармакологии, нами было установлено, что ни один из этих методов по отдельности не удовлетворяет потребностям обобщающих клинических кафедр. Использование метода case-study требует больших затрат времени на подготовку кейсов, что очень затруднено в медицинских ВУЗах. Метод «мозгового штурма» не подходит для блокового освоения большого объема материала.
Таким образом, для достижения максимальной эффективности обучения студентов в высших медицинских образовательных учреждениях, необходимо комбинированное применение методов case-study и «мозгового штурма». С помощью метода «мозгового штурма» легко выявить уровень базовых знаний у студентов, после чего можно либо ввести блок краткого повторения материала, необходимого для освоения новой темы, либо сразу предложить студентам набор кейсов, включающие иллюстративные учебные ситуации, учебные ситуации и прикладные упражнения. Для достижения максимальной эффективности, в разработке ситуационных задач должен быть задействован
весь коллектив преподавателей, что позволит существенно сократить время подготовки.
Список литературы:
1. Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие. 2-е изд., исправл. и допол. Воронеж, ВГМА, 2011. — 383 с.
2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 157 с.
3. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. Спб.: Питер, 2005. — 496 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.