Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
974
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-терапия / психосоматика / психосоматические заболевания / методы арт-терапии / аrt-therapy / psychosomatics / psychosomatic diseases / methods of art therapy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бойко Ольга Валериевна

В статье обсуждаются теоретические и практические проблемы, связанные с использованием методов арт-терапии в деятельности практического психолога при работе с психосоматическими заболеваниями. Представлены особенности, организационные условия, а также некоторые лечебно-реабилитационные эффекты применения различных современных методов арт-терапии при психосоматических заболеваниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF METHODS OF ART THERAPY IN THE WORK WITH PSYCHOSOMATIC DISEASES

The article discusses theoretical and practical problems associated with the use of art therapy methods in the work of a practical psychologist in dealing with psychosomatic diseases. Features, organizational conditions, as well as some treatment and rehabilitation effects of various modern methods of art therapy in psychosomatic diseases are presented.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ»

3. Шнейдер Л.Б. Личностная тенденция и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. Учебно-методическое пособие. / Л.Б. Шнейдер. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.

4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М. : МОСУ, 2001. - 272 с.

5. Шпота В.А. Профессиональная идентичность специалиста: сущность, этапы формирования / В.А. Шпота. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://qps.ru/GLMFz

Бойко Ольга Валериевна

кандидат психологических наук, доцент ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков»

(г. Горловка, ДНР)

УДК 159.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕЗАНИЯМИ

USE OF METHODS OF ART THERAPY IN THE WORK WITH PSYCHOSOMATIC DISEASES

В статье обсуждаются теоретические и практические проблемы, связанные с использованием методов арт-терапии в деятельности практического психолога при работе с психосоматическими заболеваниями. Представлены особенности, организационные условия, а также некоторые лечебно-реабилитационные эффекты применения различных современных методов арт-терапии при психосоматических заболеваниях.

Ключевые слова: арт-терапия, психосоматика, психосоматические заболевания, методы арт-терапии.

The article discusses theoretical and practical problems associated with the use of art therapy methods in the work of a practical psychologist in dealing with psychosomatic diseases. Features, organizational conditions, as well as some treatment and rehabilitation effects of various modern methods of art therapy in psychosomatic diseases are presented.

Key words: аrt-therapy, psychosomatics, psychosomatic diseases, methods of art therapy.

На современном этапе развития науки, проблема психосоматического здоровья составляет значительную часть «болезней общества». Эта проблема является объектом исследований в рамках одной из современных отраслей психологической науки - психосоматике.

Психосоматика - это отрасль научных знаний, которая стоит на стыке медицины и психологии. Это направление, которое изучает причины заболеваний через психическое состояние человека.

В современной психологии представления о психосоматических заболеваниях опираются на три основных источника: психоанализ, когнитивно-поведенческую психологию и гуманистическую психологию.

Современное развитие психосоматики было бы невозможно без введённой психоанализом дифференцированной психологии с её особым вниманием к истории жизни и интроспекции. Были открыты осознанные и бессознательные конфликты, возрастные кризы, становящиеся психогенными причинами заболеваний. Толкования неврозов и психоаналитическая теория либидо определяли в основном содержание психосоматики в первой половине XX века. При этом представления о психогенезе и сексуальных конфликтах как причинах заболеваний распространялись на психосоматические заболевания.

Благодаря психоанализу ученые установили, что при определённых соматических заболеваниях, например, при бронхиальной астме, обнаруживается более или менее явная связь между внешними и внутренними конфликтами и появлением симптомов болезни. Это и привело к определению их как психосоматических.

Отцом психосоматики считается Франц Александер. В своих исследованиях он отошел ещё дальше от господствовавших в то время взглядов на психогенез заболевания: наряду со специфическим неосознанным конфликтом ученый подчеркнул значение фактора предрасположенности и возникающую в связи с этим индивидуальную специфическую соматическую диспозицию. Кроме того, Франц Александер установил эволюционную связь вегетативных симпатических и парасимпатических реакций. Этим самым была подчёркнута связь между индивидуальным развитием и биологическими факторами в ходе естественной истории человека [1].

Представители разных современных психотерапевтических направлений и школ по-разному рассматривают психосоматику как отрасль психологической науки и используют разные подходы при лечении психосоматических расстройств.

Так, согласно И.Г. Малкиной-Пых, психосоматика (греч. psyche - душа, soma - тело) - направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Исследователь указывает на то, что согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или

системы. Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы - психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание, в том числе и методами психотерапии [4].

Сегодня под психосоматическими расстройствами понимают, прежде всего, соматические заболевания. В протекании этих заболеваний существенную роль играют психологические процессы. Согласно новым классификационным критериям, эти психосоматические заболевания диагностируются как органические болезни, а психологическим процессам придается огромное значение в возникновении и поддержании этих болезней. Это подчеркивает единство биологических и социально-психологических механизмов «сомы» и «психики» в происхождении этих расстройств [5].

Процесс оказания помощи взрослым, детям и подросткам с психосоматическими расстройствами включает в себя огромное количество мероприятий. При этом обычно требуется участие не только врачей, но также и психотерапевтов, психиатров, психологов.

Среди различных методов в работе с психосоматическими расстройствами в настоящее время используются как традиционные психотерапевтические методики (аутогенная тренировка, рациональная терапия, аналитическая терапия, бихевиоральная терапия, клиент-центрированная терапия), так и различные методы арт-терапии.

Арт-терапия (терапия искусством) - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Арт-терапия - это метод лечения нервных и психических заболеваний средствами искусства и самовыражения в искусстве. Центральным компонентом в процессе арт-терапии является искусство [2; 3].

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Для некоторых людей это единственный способ дать миру знак о себе, заявить о себе как о личности. Средствами искусства человек может также больше узнать о себе и о других

людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, т.е. языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

В творчестве человек воплощает свои чувства, надежды, страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арт-терапии, - это их интеллектуальное, эмоциональное развитие, раскрытие творческого потенциала, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами, вплоть до инвалидности.

На данный момент выделяют следующие задачи арт-терапии: без принуждения и опасности создавать условия для исследования чувств, развития самопонимания и самоуважения, для облегчения и побуждения к самовыражению, общению и социализации, к приобретению личной ценности; дать возможность обратиться к внутренним творческим способностям для изменения отношения к себе и другим, что ведет к ослаблению внутренних и внешних конфликтов; создать условия для самопознания и самоисследования, что расширяет диапазон личностного творческого опыта; дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам; развить творческие способности и повысить самооценку.

Показаниями для проведения арт-терапии являются: стресс, депрессия, эмоциональная неустойчивость, сниженное настроение, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, повышенная тревожность, фобии, страхи, низкая самооценка.

Методы арт-терапии применяются также при коррекции и лечении психосоматических нарушений. Арт-терапия используется при бронхиальной астме, желудочно-кишечных болезнях, язвенном колите, сахарном диабете, при сексуальных расстройствах, заболеваниях пищеварительной системы и при других заболеваниях, в основе которых лежит психологический фактор.

В зависимости от средства воздействия выделяют различные виды арт-терапии: музыка - музыкотерапия; литература, книга - библиотерапия; театр, образ - имаготерапия; изобразительное искусство - изотерапия; танец, движение - кинезитерапия. Но все эти виды арт-терапии основаны на мобилизации творческого потенциала человека. Они являются «мягкими», «экологичными», позволяют обходить «цензуру сознания», дают возможность выразить наиболее важные мысли и переживания, осознать содержание собственного внутреннего мира. Поэтому многие ученые признают перспективность применения методов арт-терапии в работе с психосоматическими расстройствами у детей, подростков и взрослых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение: Пер. с англ. С. Могилевского / Ф. Александер. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 352 с.

2. Копытин А.И. Арт-терапия. Хрестоматия / А.И. Копытин. - СПб. : Питер, 200. - 320 с.

3. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: лечение, рабилитация, тренинг / А.И. Копытин. - М. : «Когито-Центр», 2008. - 288 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2008. - 563 с.

5. Михайлов Б.В. Генеалогия, механизмы формирования, клиника и основные принципы терапии соматоформных расстройств / Б.В. Михайлов, И.Н. Сарвир, В.В. Чугунов, Н.В. Мирошниченко // Медицинские исследования. - 2001. - Т. 1. - Вып. 1. - С. 36-38.

Маховицкая Татьяна Петровна

старший преподаватель кафедры охраны здоровья ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.013

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ

ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

SOME PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS ADAPTATION TO HIGHER EDUCATION

Решение проблемы адаптации студента к условиям обучения в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются психофизиологические особенности адаптационного процесса студентов-первокурсников, обосновывается детерминация, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты психофизиологического исследования.

Ключевые слова: адаптация, адаптивность, психофизиологические характеристики, показатели кардиогемодинамики.

The solution of the problem of student adaptation to the conditions of study at the higher educational institution is of theoretical and practical interest for psychology and pedagogy. In the article psychophysiological features of the first-year students adaptation process are considered, determination is justified, the significance of the problem is revealed and the results of psychophysiological research are presented.

Key words: adaptation, adaptability, physiological characteristics, indicators of cardiac hemodynamics.

Одним из основных условий успешного становления будущего специалиста-педагога, а также фактором снижения риска возникновения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.