of the functionality and possibilities of using this program, reveals the main points of working with the menu, the main ways of creating interactive elements of the textbook.
In conclusion, the main advantages of interactive textbooks are revealed as an effective auxiliary tool that allows increasing the motivation of students, creating a situation of success for each student.
Key words: interactive textbook, online, PDF format, software.
References
1. Stashkevich I. R. Informacionno-obrazovatel'naja sreda professional'noj obrazovatel'noj organizacii smena obrazovatel'noj paradigmy [Information and educational environment of a professional educational organization, change of the educational paradigm], Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Professional education and labor market], 2014, No. 9 (13), pp. 26-28. (In Russian)
2. Stashkevich I. R. Razvitie poznavatel'noj samostojatel'nosti kursantov voennyh vuzov pri kompjuternom soprovozhdenii uchebnogo processa: monogr. [Development of the cognitive independence of cadets of military universities with computer support of the educational process: monograph.]. Chelyabinsk, Chelyab. state un-t, 2005, 204 p. (In Russian)
3. Panfilova A. P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie [Innovative pedagogical technologies: active learning: textbook. Allowance]. Moscow, Izd. centr «Akademija», 2009, 192 p., ISBN 978-5-7695-6220-4. (In Russian)
4. Stupina S. B. Tehnologii interaktivnogo obuchenija v vysshej shkole : ucheb.-metod. posobie [Technologies of interactive teaching in higher education: textbook-method. allowance]. Saratov, Izd. centr «Nauka», 2009, 52 p., ISBN 978-5-91272-909-6. (In Russian)
Дорофеева Лариса Сергеевна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осад-чего», г. Челябинск, e-mail: larissa174@mail.ru
Dorofeeva Larisa Sergeevna, teacher, Chelyabinsk college of industry and municipal economy named after Ya. P. Osadchiy, Chelyabinsk, e-mail: larissa174@mail.ru
Сведения для цитирования: Прихода, Т. Е. Использование методов активного обучения как условие формирования общих компетенций обучающихся при изучении иностранного языка / Т. Е. Прихода, Л. М. Гунашян // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 25-32.
УДК 372.016:811.111 ББК 74.268.1Англ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Т. Е. Прихода, Л. М. Гунашян
В статье рассмотрен опыт применения методов активного обучения преподавателем иностранного языка с целью формирования общих компетенций обучающихся по специальности СПО. Предлагается авторский алгоритм коллективной работы над содержанием кейса в формате технологической последовательности хода учебного занятия, делающем возможным применение данного алгоритма на уроке теоретического обучения любого типа.
Ключевые слова: методы активного обучения, общие компетенции обучающихся, кейс-метод, применение кейс-метода при изучении иностранного языка, алгоритм (порядок) работы над кейсом.
Инновационное развитие профессионального образования
Выпускники организаций среднего профессионального образования, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда, который требует способности самостоятельно активно действовать, принимать решения в нестандартных ситуациях. В этих условиях, помимо знаний и умений, важным показателем действительной, а не формальной образованности студентов становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, выполнения социальных функций, практических навыков деятельности. Достижение именно этих результатов является основой компетентностного подхода в профессиональном образовании.
В профессиональном образовании общая компетенция понимается как совокупность социально-личностных качеств выпускника, способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, характерных для многих видов профессиональной деятельности. Не являясь профессионально обусловленными, общие компетенции в то же время представляют собой суть модели выпускника среднего профессионального образования по любой профессии или специальности и являются основой для формирования и развития профессиональных компетенций. Общие компетенции полностью формируются обучающимися в результате успешного освоения ими образовательной программы по профессии или специальности СПО. При из-
учении конкретного учебного курса, а также на отдельном учебном занятии обучающиеся формируют и развивают лишь отдельные элементы общих компетенций: знания, умения, опыт, качества личности и психические процессы [1]. При этом опытные педагоги-практики говорят о низкой познавательной и профессиональной мотивации студентов, низком уровне развития самоконтроля и профессионального самосознания. Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной деятельности обучающихся. Ориентация на применение методов активного обучения — способов активизации учебно-познавательной деятельности студентов, побуждающих их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе обучения — в профессиональном образовании становится все более актуальной [2-6]. В основе методов активного обучения лежит диалог — как между преподавателем и обучающимися, так и между самими обучающимися. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов, что особенно важно при изучении иностранного языка [7].
При формировании общих компетенций обучающихся (на примере специальности СПО 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений») на уроках английского языка нами используются следующие методы активного обучения (табл. 1).
Код и название компетенции Наименование методов активного обучения Педагогические возможности метода (ожидаемый результат)
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Имитационные ситуации, тренинги. Игровые. Проблемного обучения. Кейс-метод Возможность приблизить процесс учения к поисковой, исследовательской деятельности. В сотрудничестве с преподавателем обучающиеся самостоятельно приобретают новые умения, формируют модели профессионального поведения
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Игровые. Проектные. Мозговой штурм. Олимпиады. Кейс-метод Возможность объединить усилия обучающихся для решения общей задачи, при этом каждый выполняют свою конкретную часть работы; далее обучающиеся обмениваются полученными знаниями
ОК 3. Планировать и реали-зовывать собственное профессиональное и личностное развитие Игровые. Проектные. Мозговой штурм. Олимпиады. Кейс-метод Активизация познавательной деятельности в ходе формулирования проблемы в проблемной ситуации, продумывания многовариантных путей ее решения; формирование умения акцентировать внимание на деталях ситуации, умения действовать в нестандартных профессиональных ситуациях, решать нестандартные производственные задачи
Таблица 1
Методы активного обучения, используемые для формирования общих компетенций обучающихся ПОО СПО
Окончание таблицы
Код и название компетенции Наименование методов активного обучения Педагогические возможности метода (ожидаемый результат)
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Игровые. Проектные. Дискуссии. Кейс-метод Формирование умений генерировать возможно большее количество максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы; аргументировать и отстаивать свою точку зрения с учетом мнений членов группы
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста Игровые. Проектные. Дискуссии. Кейс-метод Формирование и развитие умений корректной передачи и представления достоверной информации; устной и письменной коммуникации в ходе делового общения
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Олимпиады. Кейс-метод Возможность моделирования учебной ситуации и ее последующего проигрывания на компьютере с целью ее решения. Возможность развития скорости реакции обучающегося; углубления способностей к решению профессиональных задач; развития умений анализа полученной информации и принятия управленческих решений
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Олимпиады Возможность развития самооценки обучающимися уровня умений использовать профессиональную документацию на государственном и иностранном языках для решения профессиональных задач
Рассмотрим алгоритм (порядок) реализации методов активного обучения на уроке иностранного языка на примере наиболее используемого из этой группы метода — кейс-метода, при применении которого основные усилия обучающихся направляются на самостоятельное формирование знаний и образцов профессиональной/предметной деятельности, а не на овладение готовыми, на совместную деятельность преподавателя и обучающихся [8; 9]. Алгоритм реализации кейс-метода интегрирован нами в методическую структуру урока теоретического обучения (табл. 2).
Кейс-метод построен на использовании более простых методов активного обучения, таких как моделирование ситуации, системный анализ и описание конкретной ситуации, мысленный эксперимент, проблемные и игровые методы, мозговой штурм, учебная дискуссия и др.
Как показал практический опыт, применение кейс-метода способствует развитию умения обучающихся анализировать ситуации, формулировать и оценивать возможные варианты решений, выслушивать и учитывать альтернативные точки зрения, обосновывать собственную позицию, выбирать оптимальный вариант и составлять план поэтапного достижения цели. Если в течение учебного года такой метод реализуется
преподавателем неоднократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивое умение решения практических задач как элемент общих компетенций.
Использование кейс-метода способно значительно развить коммуникативные навыки обучающихся, помочь преодолеть так называемый языковой барьер при общении на иностранном языке, развить социокультурную и языковую компетентность.
Результаты практического применения методов активного обучения, в частности кейс-метода, при формировании общих компетенций обучающихся позволяют сделать следующие выводы.
Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые в реальной ситуации решения качественно переходят в жизненный опыт. Основная ценность кейс-метода — максимальное приближение процесса обучения к реальной жизни.
Использование кейс-метода не отменяет традиционных методов обучения, которые были и остаются основой для обучения иностранным языкам. Кейс-метод — это эффективный сплав всех существующих методов и приемов обучения.
Таблица 2
Алгоритм работы над кейсом «Преимущества и недостатки строительных материалов» на уроке английского языка (для студентов 3-го курса специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»)
к» 00
ХОД УРОКА
Элементы внешней структуры урока Элементы внутренней (дидактической)структуры урока, содержание этапа работы над кейсом Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Результат деятельности — формируемые ОК (элементы ОК) Формы контроля результатов
1. Подготовительный этап 1.1. Организационный момент — выдача кейса. Содержание кейса: - статья «The Most Important and Widely Used Building Materials». («Самые важные и часто используемые строительные материалы»); - аудиозапись и статья на тему «Glass» («Стекло»); - заполненная таблица «Преимущества и недостатки строительных материалов»; - сравнительный анализ преимуществ и недостатков строительных материалов; - резюме текста «Кирпич»; - A Useful Language Bank for Communication and Writing (список полезных фраз) Организует группу на занятие учебной деятельностью Готовятся к учебному занятию, принимают учебные кейсы от преподавателя. Воспринимают информацию преподавателя ОК 2 (умение осуществлять анализ и интерпретацию необходимой информации) Наблюдение
1.2. Целевая установка — формулирование цели обработки профессиональной ситуации, содержащейся в кейсе Мотивирует обучающихся на продуктивную работу на уроке, выполнение целей учебного занятия. Совместно с обучающимися формулирует цели урока Воспринимают и осознают цели урока. Создают внутреннюю мотивацию на реализацию целей урока — формирование элементов ОК ОК 1 (умение выбирать способы решения задач применительно к различным контекстам). ОК 3 (умение планировать и реализовы-вать) Наблюдение. Собеседование. Оценивание ответов на вопросы
о п ш с
о
CD
"О
ш
со
п
тз О
CD О О
ш (Г
о о о» ■а ш
со О ГО
ш
Продолжение таблицы 2
ХОД УРОКА
Элементы внешней структуры урока Элементы внутренней (дидактической)структуры урока, содержание этапа работы над кейсом Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Результат деятельности — формируемые ОК (элементы ОК) Формы контроля результатов
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся — ознакомление с текстом кейса. Деление на подгруппы, обсуждение содержания кейса в подгруппах (подгруппа А — сторонники природных строительных материалов, подгруппа В — их оппоненты, сторонники искусственных строительных материалов) Организует ознакомление обучающихся с текстом (чтение, перевод) в группах, деление группы на подгруппы, обсуждение в подгруппах, управляет этими видами деятельности Читают и переводят текст в подгруппах. Подгруппа А обсуждает преимущества, качество, характеристики природных строительных материалов. Подгруппа В обсуждает важность и преимущества искусственных строительных материалов (обучающиеся выбирают нужные лексические единицы, составляют предложения, вопросы для обсуждения проблемы в группе) ОК 2 (умение осуществлять поиск, анализ и интерпретацию необходимой информации). ОК 3 (умение планировать и реализовы-вать). ОК 4 (умение эффективно взаимодействовать с коллегами) Наблюдение за ходом ознакомления с текстом и обсуждения проблемы, оценивание качества чтения, знания и уместного употребления лексики, умения выстраивать фразы в соответствии с ситуацией и целью общения. Оценивание ответов на вопросы
2. Основной этап 2.1. Систематизация знаний и умений — анализ кейса. Предварительное обсуждение в группах используемой в статье лексики. Выполнение предтекстовых заданий. Представление результатов исследования в виде диаграмм (таблиц, схем и т. п.) Организует анализ кейса, работу обучающихся в подгруппах (предварительное обсуждение в подгруппах, оформление диаграмм, выполнение заданий к тексту), управляет этими видами деятельности Работа обучающихся в подгруппах. Предварительное обсуждение в подгруппах используемой в статье лексики. Обучающиеся изучают список лексических единиц, используемых в статье, и выбирают наиболее интересные в плане обсуждения. Заинтересовавшие студентов слова и выражения обсуждаются в подгруппах А и В. Обучающиеся выполняют пред-текстовые задания, читают текст «The Most Important and Widely Used Building Materials» и определяют соответствие (T) и несоответствие (F) содержанию текста; подбирают к словам из левого столбика (русский язык) слово из правого столбика (английский язык); составляют ОК 1 (умение выбирать способы решения задач применительно к различным контекстам). ОК 2 (умение осуществлять анализ и интерпретацию необходимой информации). ОК 4 (умение эффективно взаимодействовать с коллегами). ОК 5 (умение осуществлять устную и письменную коммуникацию). Наблюдение за ходом обсуждения в подгруппах; оценивание знания и уместного употребления лексики, умения составлять фразы в соответствии с ситуацией и целью общения, обоснованности и качества представления результатов исследования проблемы
О
о»
"О
ш со О ГО
ш ч
CD
ш
(Г X О"
CD
н
CD X X
о о
ш <
ж ш
■а
ш
5
ж ш
Окончание таблицы 2
и) о
ХОД УРОКА
Элементы внешней структуры урока Элементы внутренней (дидактической)структуры урока, содержание этапа работы над кейсом Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Результат деятельности — формируемые ОК (элементы ОК) Формы контроля результатов
как можно больше предложений с фразами из левого и правого столбика (фразы на английском языке); составляют и записывают вопросы к тексту (на английском языке). Оформляют представление результатов исследования в виде диаграмм (таблиц, схем и т. п.) ОК 10 (умение пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках)
2.2. Закрепление усвоенных знаний и освоенных умений — сравнение полученных результатов исследований в подгруппах. Учебная дискуссия на тему «Преимущества и недостатки современных строительных материалов» (на английском языке, коллективная работа). Выдвижение решения / альтернативных решений данной проблемы Организует деятельность обучающихся по сравнению полученных результатов (обмен вопросами, учебная дискуссия), управляет этой деятельностью Подгруппы А и В обмениваются вопросами по преимуществам и недостаткам строительных материалов. Исследуют видеоматериалы (фотографии, мультимедийные презентации). Прослушивают аудиозаписи по проблеме на английском языке. Участвуют в учебной дискуссии на тему «Преимущества и недостатки современных строительных материалов» (на английском языке). Формулируют решения / альтернативные решения данной проблемы ОК 1 (умение выбирать способы решения задач применительно к различным контекстам). ОК 2 (умение осуществлять поиск, анализ и интерпретацию необходимой информации). ОК 4 (умение эффективно взаимодействовать с коллегами). ОК 5 (умение осуществлять устную и письменную коммуникацию) Наблюдение за ходом учебной дискуссии в группе; оценивание знания и уместного употребления лексики, умения составлять фразы в соответствии с ситуацией и целью общения, обоснованности и качества представления результатов исследования проблемы
3. Заключительный этап 3.1. Подведение итогов работы над кейсом — обобщение результатов, контроль лекси-ко-грамматических навыков, усвоенных в процессе работы над кейсом, подведение итогов учебного занятия Обобщает результаты работы над кейсом. Оценивает работу каждого обучающегося на уроке Высказывают свое мнение о прошедшем уроке. Оценивают свою деятельность и деятельность коллег на уроке с точки зрения формирования и развития ОК и их элементов ОК 3 (умение планировать и реализовы-вать). ОК 5 (умение осуществлять устную и письменную коммуникацию)
О п ш с
о ф
■а
ш и п
тз о
е-
<т> о о
ш (Г
о о о» ■а
ш
и
о го
ш
Поиск решения проблемы с помощью кейса — это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, студенты учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, которое может быть
неоднозначным. Даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. Кейс-метод — действенное средство познания и повышения мотивации обучающихся, формирования знаний и умений, являющихся элементами компетенций обучающихся.
Библиографический список
1. Истомина, В. В. Методика формирования общих компетенций по профессиям и специальностям среднего профессионального образования : учеб.-метод. пособие /
B. В. Истомина. — Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. — 96 с. — ISBN 978-5-93407-069-5.
2. Вербицкий, А. А. Методы обучения: традиции и инновации / А. А. Вербицкий // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 9. — С. 10-14.
3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход /
A. А. Вербицкий. — Москва : Высшая школа, 1991. — 204 с. ISBN 5-06-002079-7.
4. Вербицкий, А. А. Деловая игра как метод активного обучения / А. А. Вербицкий // Современная высшая школа. — 2015. — № 3. — С. 23-28.
5. Андрусенко, Р. Использование активных форм и методов в образовательном процессе / Р. Андрусенко // Общие компетенции студентов организаций среднего профессионального образования: факторы и условия формирования и развития : сб. докладов и материалов науч.-практ. семинара организаций СПО. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2018. — С. 11-15.
6. Архипенкова, А. А. Методы формирования и развития общих компетенций у студентов организаций СПО / А. А. Архипенкова // Общие компетенции студентов организаций среднего профессионального образования: факторы и условия формирования и развития : сб. докладов и материалов науч.-практ. семинара организаций СПО. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2018. —
C. 24-29.
7. Подольская, В. Л. Применение активных методов обучения на уроках английского языка для формирования общих и профессиональных компетенций у студентов колледжа /
B. Л. Подольская // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования : сб. науч. ст. и материалов III Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Архангельск, 2016. — Ч. 2. — С. 107-110.
8. Сажнева, С. В. Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения / С. В. Сажнева, Е. О. Кузьменко // Международный экономический форум [сайт]. — 2012. — URL: https://be5.biz/ekonomika1/r2012/1907.htm (дата обращения: 02.11.2020).
9. Смолянинова, О. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов / О. Смолянинова. — URL: http://docplayer.ru/37724128-Didakticheskie-vozmozhnosti-metoda-case-study-v-obuchenii-studentov-k-p-n-docent-dekan-ppf-kgu-smolyaninova-olga-georgievna.html (дата обращения: 02.11.2020).
For citation: Prikhoda, T. E. The using of active learning methods as a condition for the formation of general competencies of students in the study of a foreign language / T. E. Prikhoda, L. M. Gunashyan // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 4 (28). — P. 25-32.
THE USING OF ACTIVE LEARNING METHODS AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF GENERAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE STUDY OF A FOREIGN LANGUAGE
T. E. Prikhoda, L. M. Gunashyan
The article discusses the experience of using methods of active learning by a teacher of a foreign language in order to form the general competencies of students in the specialty SVE. The author's algorithm of collective work on the content of the case is proposed in the format of the technological sequence of the course of the training session, which makes it possible to use this algorithm in the lesson of theoretical training of any type.
Инновационное развитие профессионального образования
Key words: methods of active learning, general competencies of students, case method, application of the case method in learning a foreign language, algorithm (order) of work on a case.
References
1. Istomina V. V. Metodika formirovanija obshhih kompetencij po professijam i special'nostjam srednego professional'nogo obrazovanija : ucheb.-metod. posobie [Methodology for the formation of general competencies in professions and specialties of secondary vocational education: textbook. Allowance.]. Cheljabinsk, Izd-vo GBU DPO ChlRPO, 2020, 96 p., ISBN 978-5-93407-069-5. (In Russian)
2. Verbitsky A. A. Metody obuchenija: tradicii i innovacii [Teaching methods: traditions and innovations], Professional'noe obrazovanie. Stolica [Professional education. Capital], 2015, No. 9, pp. 10-14. (in Russian)
3. Verbitsky A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod [Active learning in higher education: a contextual approach]. Moscow, Vysshaja shkola, 1991, 204 p., ISBN 5-06-002079-7 (In Russian)
4. Verbitsky A. A. Delovaja igra kak metod aktivnogo obuchenija [Business game as a method of active learning], Sovremennaja vysshaja shkola [Modern higher school], 2015, No. 3, pp. 23-28. (In Russian)
5. Andrusenko R. Ispol'zovanie aktivnyh form i metodov v obrazovatel'nom processe [Using active forms and methods in the educational process], Sb. dokladov I materialov nauch.-prakt. seminara organizacij SPO "Obshhie kompetencii studentov organizacij srednego professional'nogo obrazovanija: faktory i uslovija formirovanija i razvitija" [Digest of reports and materials scientific and practical seminar of open source organizations "General competences of students of secondary vocational education organizations: factors and conditions for formation and development"]. Cheljabinsk, Izd-vo ChiRPO, 2018, pp. 11-15. (In Russian)
6. Arkhipenkova A. A. Metody formirovanija irazvitija obshhih kompetencij u studentov organizacij SPO [Methods of formation and development of general competences among students of secondary vocational education organizations], Sb. dokladov i materialov nauch.-prakt. seminara organizacij SPO "Obshhie kompetencii studentov organizacij srednego professional'nogo obrazovanija: faktory i uslovija formirovanija i razvitija" [Digest of reports and materials scientific and practical seminar of open source organizations "General competences of students of secondary vocational education organizations: factors and conditions for formation and development"]. Cheljabinsk, Izd-vo ChIRPO, 2018, pp. 24-29. (In Russian)
7. Podolskaya V. L. Primenenie aktivnyh metodov obuchenija na urokah anglijskogo jazyka dlja formirovanija obshhih i professional'nyh kompetencij u studentov kolledzha [The use of active teaching methods in English lessons for the formation of general and professional competencies in college students], Sb. nauch. st. i materialov III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Opyt, problemy iperspektivy postroenija pedagogicheskogo processa v kontekste standartizacii obrazovanija" [Digest of scientific articles and materials III International scientific-practical conf. "Experience, problems and prospects of building the pedagogical process in the context of education standardization"]. Arkhangelsk, 2016, Part 2, pp. 107-110. (In Russian)
8. Sazhneva S. V., Kuzmenko E. O. Kejs-metod kak sovremennaja tehnologija professional'no-orientirovannogo obuchenija [Case-method as a modern technology of professionally oriented education], International Economic Forum, 2012, available at: https://be5.biz/ekonomika1/r2012/1907. htm (accessed: 02.11.2020).] (In Russian)
9. Smolyaninova O. Didakticheskie vozmozhnosti metoda case-study v obuchenii studentov [Didactic possibilities of the case-study method in teaching students], available at: http://docplayer. ru/37724128-Didakticheskie-vozmozhnosti-metoda-case-study-v-obuchenii-studentov-kpn-docent-dekan-ppf-kgu-smolyaninova-olga-georgievna.html (accessed: 02.11.2020). (In Russian)
Прихода Татьяна Егоровна, начальник центра мониторинга и научно-методического обеспечения качества профессионального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: centr_m74@mail.ru
Гунашян Лианна Мушеговна, преподаватель ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова», Челябинская область, г. Копейск, e-mail: aramura@rambler.ru
Prikhoda Tatyana Egorovna, Head of the Center for Monitoring and Scientific and Methodological Quality Assurance of Professional Education, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, e-mail: centr_m74@mail.ru
Gunashyan Lianna Mushegovna, lecturer, Kopeisk Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov, Chelyabinsk Region, Kopeysk, e-mail: aramura@rambler.ru