Научная статья на тему 'Использование методологии при моделировании внутренней среды предприятий'

Использование методологии при моделировании внутренней среды предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПОНЯТИЯ / ОСОБЕННОСТИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / КРИТЕРИИ / ЭТАПЫ / METHODOLOGY / METHODS / MODELING / CLASSIFI CATION / CONCEPTS / FEATURES / RESEARCH / ORDERING / CRITERIA / STAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлюкова Антонина Викторовна

Осуществлена систематизация имеющихся понятий методологии, выявлена её сущность на основе изучения трудов учёных, разработана классификация методов и моделей исследования внутренней среды предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Павлюкова Антонина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ordering of available concepts of methodology is carried out also, its essence on the basis of studying of works of scientists is revealed, classifi cation a method and models of research of the internal environment of the enterprises is developed.

Текст научной работы на тему «Использование методологии при моделировании внутренней среды предприятий»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251).

Экономика. Вып. 35. С. 143-149.

А. В. Павлюкова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Осуществлена систематизация имеющихся понятий методологии, выявлена её сущность на основе изучения трудов учёных, разработана классификация методов и моделей исследования внутренней среды предприятий.

Ключевые слова: методология, методы, моделирование, классификация, понятия, особенности, исследование, систематизация, критерии, этапы.

Для научного обоснования перспектив развития организаций существенное значение имеет методология выполняемого исследования. Обзор и систематизация дефиниций «методология» свидетельствует о том, что единство терминологии в данном случае отсутствует, так как имеется несколько трактовок этой категории.

Поскольку составной частью методологии является метод, то приведём примеры и его толкования в трудах учёных: система правил и приёмов изучения явлений; способ теоретического исследования и практического осуществления чего-то; путь исследования; теория, учение; совокупность приёмов или операций теоретического или практического исследования действительности; способ достижения целей; совокупность приёмов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности, достижения определённых результатов [1].

Вторая часть термина «методология»-------ло-

гия (от греч. logos — учение, понятие) может пониматься как учение, знание. Таким образом, сущность методологии можно определить как учение о системе методов. По своему содержанию методология должна включать совокупность методов, принципов, понятий, подходов, норм, порядок исследования, систему целей, показателей, критериев и другие научно-методические положения. Методология разрабатывается и применяется в тех случаях, когда отсутствуют достаточные сведения о проблемной ситуации, позволяющие выбрать метод её формализованного представления, применить один из новых подходов к моделированию, сочетающий качественные и количественные приёмы при принятии решения с использованием различных методов. Чтобы организовать такой процесс, необходимо определить последовательность этапов, выбрать методы для их выполнения. Такая последовательность определённым образом выде-

ленных и упорядоченных этапов и методов представляет собой методологию исследования.

I. Методология разрабатывается для того, чтобы организовать процесс принятия решения в сложных проблемных ситуациях, ориентирована на обоснование полноты анализа, адекватно отображающего изучаемые процессы развития организаций. Методология исследования включает в себя следующие последовательные этапы: постановка проблемы — начальный этап исследования: исследованию сложной системы предшествует работа по структурированию проблемы; расширение проблемы до проблематики, т. е. нахождение системы проблем, существенно связанных с исследуемой проблемой, без учёта которых она не может быть решена; выявление целей: цели указывают направление исследования, результаты которого позволят поэтапно решить проблему; формирование критериев: критерий — это количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей, правило выбора предпочтительного варианта решения из имеющегося ряда альтернатив. Критериев может быть несколько. Многокритериальность является одним из способов повышения адекватности достижения цели. Критерии должны описать по возможности все важные аспекты цели, но при этом необходимо минимизировать число необходимых критериев, например, путём их агрегирования. Агрегирование критериев — выявленные критерии могут быть объединены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием; генерирование альтернатив и выбор с использованием критериев наилучшей из них.

Формирование множества альтернатив является творческим этапом системного анализа; исследование ресурсных возможностей, включая информационные ресурсы; выбор формализованных моделей и ограничений для решения проблемы; построение системы управления

организацией; использование результатов проведённого системного исследования; выбор методов определения синергетического эффекта; проведение расчётов; разработка модели принятия управленческих решений по развитию системы.

Для исследования сложных систем необходимо особое единство процедур анализа и синтеза. Существуют различные подходы к их сочетанию. Необходимо отметить, что на практике далеко не всегда используются многие приёмы и процедуры системного анализа. Попытки исследовать сложные логистические объекты простыми средствами, стремление объяснить многогранные взаимодействия в многокомпонентных системах упрощёнными схемами ведут к дезориентации в динамичной и противоречивой действительности, к одностороннему подходу, что в современных рыночных условиях может привести к снижению темпов развития. С. А. Камионский предлагает перечень процедур системного анализа, который может быть эффективно применён к исследованию таких систем, как организация [2].

Воспользуемся рекомендациями автора, приемлемыми для данного случая, когда нужно определить границы исследуемой системы. Эти границы условны и диктуются конкретной задачей исследования границы с учётом всех поставщиков предприятия, его потребителей и любых иных субъектов, каким-либо образом с ним связанных: совокупность структур, в которые входит исследуемая система в качестве части (экономика страны, комплекс, отрасль, интеграционная территориальная система и т. д.); основные черты и направления развития всех структур, к которым принадлежит организация, в частности, цели их развития и противоречия между ними; роль исследуемой системы в каждой структуре, рассматривая эту роль как средство достижения её целей (реальных и проектируемых); состав системы, т. е. составляющие её компоненты; структуру системы, представляющую собой совокупность связей между её компонентами; функции компонентов системы, т. е. целенаправленные их действия, «вклад» в реализацию цели организации; причины, объединяющие отдельные части в целостную организацию.

В силу взаимосвязанности всех форм экономики и общества систему организации следует изучать в качестве составной части, например,

экономической, государственной, региональной, социальной и др. Каждая из этих структур, например, экономическая, в свою очередь, имеет немало компонентов, с которыми связана изучаемая система через поставщиков, потребителей, конкурентов, партнёров, банки, фонды. Эти же компоненты входят одновременно и в другие структуры — социальную, экологическую. А если учесть, что каждая из них, а также каждый из их компонентов имеют свои специфические цели, противоречащие друг другу, то становится ясна необходимость изучения внешней среды организации, т. е. её инфраструктуры.

Основными составляющими системного анализа являются: чёткое формулирование целей создания и развития системы; сбор конкретных данных, характеризующих систему для разработки комплекса мероприятий по её исследованию и анализу; выявление назначения компонентов системы с тем, чтобы определить их состав, методы, формы и способы взаимодействия с другими элементами; выявление основных целей развития системы; разработка нескольких вариантов развития системы при воздействии различных факторов внешней среды; выбор оптимального курса развития системы; выявление критериев эффективности функционирования системы; установление степени взаимосвязи целей системы со средствами их достижения; разработка программы развития системы; проверка эффективности взаимодействия элементов системы, выявление и устранение узких мест; разработка конкретных показателей функционирования системы.

В процессе изучения конкретной системы осваиваются новые, дополнительные приёмы, позволяющие осуществлять дальнейшее углубление в понимании объекта исследования. Применение данных процедур системного анализа изучения современной организации позволяет осуществить в какой-то степени проникновение в сущность её деятельности, сфокусировать внимание именно на тех внутренних и внешних факторах и аспектах деятельности, которые имеют особое значение для увеличения прибыли и перспективного развития.

Наряду с этим необходимо исследовать мно-гоструктурность организации. Например, организационная структура предприятия представляет совокупность отношений субординации и координации, т. е. подчинённости и согласо-

ванности. Предприятие имеет и информационную структуру, отражающуюся в определённых формальных и неформальных потоках информации. Существуют также потоки движения материалов, сырья, готовых изделий, составляющих свои структуры. Особо следует выделить экономическую структуру на предприятии, представляющую собой совокупность отношений собственности. Большую роль играют и сугубо человеческие отношения — симпатии и антипатии между работниками, нормы поведения, отношение к делу, составляющие морально-психологическую структуру.

II. При исследовании любой системы, как отмечают О. Н. Жариков, В. И. Королевская и С. Н. Хохлов, важным является гармоническое, непротиворечивое сочетание функций разных компонентов [3]. Именно непротиворечивость, согласованность функций отличает гармоническую систему от хаотического набора предметов и процессов. При этом сами функции должны быть качественно равными, что позволяет им, дополняя друг друга, обеспечивать реализацию достаточно широкого спектра действий, который представляет собой роль системы в целом. Вместе с тем в любой системе функции компонентов могут быть согласованы не полностью, между ними могут иметься противоречия, нередко снижающие уровень эффективности функционирования системы в целом. Поэтому познание функций компонентов должно осуществляться не по отдельности, а в единстве, во взаимодействии, в выявлении противоречий между ними, степени их согласованности. Эта проблема особенно актуальна для подразделе -ний крупных предприятий, чьи функции часто во многом «несостыкованы», недостаточно подчинены общей концепции.

В целом интегрирующим фактором, формирующим различные организации по производству продовольствия, является человеческая потребность. Для удовлетворения потребностей внутренних и внешних потребителей предприятия определяют пороговые значения своих интересов, цели, формируют системы средств их достижения. Исходным первичным интегрирующим фактором является цель в области удовлетворения потребностей покупателей.

Метод — это способ познания, основанный на некоторой совокупности ранее полученных общих знаний. Системный анализ может осуществляться только при наличии арсенала специфи-

ческих методов системного исследования организаций.

Примем за основу вывод, сделанный В. Н. Спиц-наделем, что если системный метод представляет собой общий подход к решению какой-либо сложной проблемы объекта с учётом его целостности, способ достижения цели, определённым образом упорядоченную деятельность, то системным средством называется совокупность принципов и понятий [4].

Состав методов системного анализа достаточно большой, как показал автор, каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, а также область применения по отношению как к типу объекта, так и к этапу его исследования.

В соответствии с проведённым исследованием базовых понятий установлено, что методология системного исследования должна включать следующие этапы: изучение состава компонентов и структуры системы; установление основных ресурсов системы, их потоков движения; сбор информации о масштабах производства, видах и ассортименте выпускаемой продукции во временном интервале; изучение параметров, характеризующих основные компоненты системы, их взаимосвязи и зависимости; установление общих и индивидуальных параметров системы; выявление особенностей и специфики функционирования системы; определение функционального назначения системы и её места в разделении общественного труда; проведение качественного и количественного анализа объёмов конечного продукта; исследование цели системы и её влияния на процессы, происходящие в системе; исследование системы в разрезе структурного и функционального аспектов с оценкой уровня организованности и его влияния на эффективность системы; определение специфических системных критериев эффективности и оптимальности.

В общем виде представим состав и порядок методологии данного исследования в следующем виде: сбор информации и выявление имеющихся проблем; определение конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения; осуществление структуризации исследуемой системы; накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез); анализ имеющейся информации и определение причин низких

темпов развития предприятий; выявление факторов и их связей, влияющих на проблему; выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов; сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических предположений; определение условий, путей и методов решения задач; формулирование исходных гипотез; поиск конкретных векторов развития предприятий; планирование и организация экспериментов; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка научных прогнозов.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что исследование внутренней среды организации должно основываться на разработанной методологии, методы которой учитывают особенности и условия функционирования системы. В свою очередь, методология должна давать представление о наиболее приемлемых методах исследования и системного анализа как в целом организации, так и основных её составляющих элементов.

Одна из наиболее известных изученных классификаций методов исследования систем, базирующаяся на формализованном их представлении, включает следующие методы: аналитические (методы классической математики, математического программирования); статистические (математическая статистика, теория вероятностей, теория массового обслуживания); теоретико-множественные, логистические, лингвистические, семиотические; графические (теория графов).

Основными научными инструментами исследования и реструктуризации предприятий являются следующие методы: неформальные (метод сценариев, метод экспертных оценок, метод «мозговой атаки», индексный метод, диагностические методы); графические (метод дерева целей, матричные методы, сетевые методы); количественные (методы экономико-статистического анализа, статистические методы); моделирования (кибернетические модели, описательные модели, нормативные операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые)).

Особенностью системного анализа является сочетание качественных и формальных методов, которое составляет основу любой применяемой методики. Рассмотрим основные методы,

направленные на использование интуиции и опыта специалистов, а также методы формализованного представления систем. Основной целью метода «мозговой атаки» признан поиск новых альтернативных идей, выстраивание гипотез, их широкое обсуждение и конструктивная критика, разработка концепции.

И. В. Василевская в развитие метода «мозговой атаки» предлагает применять метод синек-тики. Данный метод использует те же правила, однако в синектике для генерирования новых идей привлекаются специалисты из различных областей, смежных с той, в которой сформулирована проблема. Этот приём позволяет повысить оригинальность и качество предлагаемых идей, так как участники свободны от стереотипов при выработке решения и не обременены специальными знаниями, в рамках которых могут выдвигаться идеи. Таким образом, синектика используется для расширения видения проблемы и снижения зависимости от мнений узкоквалифицированных специалистов [5].

При этом, как пишет В. М. Мишин, важную роль играет гипотеза — научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение, предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки [6]. Помимо приведённого определения под термином «гипотеза» понимают: вероятностное знание, объяснение, понимание; вариант объяснения при недостаточной информации; пробное объяснение причинно-следственных связей и поведения; научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено; априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта или процесса.

По существу, гипотеза — ориентировочное объяснение (ни в коем случае не категоричное) причинно-следственных связей исследуемого объекта. Это своего рода форма перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям, позволяющая использовать гипотезу в качестве необходимого инструмента практически каждого научного исследования различных объектов.

Каждая из гипотез, принимаемая, как правило, на основе опыта, интуиции и имеющейся предварительной информации, в большинстве случаев может быть выражением изначальной ориентированности исследований на достижение определённых целей. Это позволяет концен-

трировать усилия исследователей на наиболее перспективном и результативном направлении и в определённой мере снижать расход ресурсов на проведение исследовательских работ.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем, что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определённым критериям научности. В общем виде гипотезу можно рассматривать как часть научной теории, научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки. По исследуемой проблеме, согласно О. Н. Жарикову, следует использовать следующие правила, интерпретированные автором настоящего исследования [3]: формулировка проблемы с использованием общепринятых терминов и понятий с чётким выделением центральной основы; выработка совокупности идей, предполагающих многоаспект-ность и многовариантность векторов развития организации; равнозначное изучение всех идей без выделения каких-либо особых; широкое обсуждение всех идей с выявлением их преимуществ и недостатков; сопоставление результативности реализации всех идей; выбор наиболее приоритетных идей и разработка проекта их реализации.

III. Результатом исследования должна являться концепция, которая понимается как: комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемой системы и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии развития; комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность коллективов и направленных на достижение определённой цели. Целью исследования может быть создание новой концепции, разработка концепции разрешения комплекса проблем, разработка концепции новой теории и т. п.

Так, концепция национальной безопасности России, разработанная Правительством РФ,— политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей.

Концепция исследования должна представлять собой систему основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, общий его замысел, т. е. комплекс методологических положений, определяющих подход к исследовательской работе и организации её проведения, способствующих разрешению проблем. Она должна определить содержание многих компонентов и звеньев механизма разрешения исследуемых проблем. Структурно концепция может содержать такие разделы, как характеристика объекта концепции, цель и задачи концепции, основные принципы концепции, основные направ ле-ния развития, механизм реализации концепции.

Метод сценариев развития организации является средством первичного упорядочения проблемы в области наращивания производственнокоммерческого потенциала, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития.

Сценарий представляет собой преимущественно качественное описание возможных вариантов развития исследуемой системы при различных сочетаниях определённых условий. Сценарий в развёрнутой форме показывает возможные варианты развития событий для их дальнейшего анализа и выбора наиболее реальных и благоприятных вариантов.

Группа экспертов составляет план сценария, где описываются функциональные сферы деятельности, а также факторы внешней среды, учитываемые при постановке и решении задач. Различные разделы сценария обычно описываются разными группами экспертов, где развёртывается вероятный ход событий во времени.

Основой методов экспертных оценок являются различные формы экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором наиболее предпочтительного варианта. Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности основывается на том, что неизвестная характеристика исследуемого объекта трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от группы экспертов, и что обобщённое коллективное мнение является достоверным. Спорный момент в данных

методах — установление весовых коэффициентов по высказываемым экспертами оценкам и приведение противоречивых оценок к некоторой средней величине.

Метод Дельфи позволяет повысить объективность оценок экспертов, также может использоваться самостоятельно. Его основа — обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего этапа и учёт этих результатов при оценке значимости экспертами. Метод Дельфи предполагает выполнение следующих этапов: поиск экспертов; каждому эксперту предлагается один и тот же вопрос; каждый эксперт вырабатывает свои оценки независимо от других экспертов; ответы собираются и статистически усредняются; экспертам, ответы которых сильно отклоняются от средних значений, предлагается обосновать свои оценки; эксперты разрабатывают обоснования и выносят их на рассмотрение; среднее значение и соответствующие обоснования предъявляются всем экспертам.

Метод дерева целей. В системном анализе в качестве основной модели, подлежащей совершенствованию и насыщению данными, используется метод «дерево целей». Термин «дерево целей» предполагает использование иерархической структуры, полученной путём разделения общей цели на подцели. Данный метод ориентирован на получение относительно устойчивой системы целей проблем. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.

Удачно использовав метод матрицы, В. Н. Вят-кин во главе коллектива учёных разработал модель интегративного управления рисками в виде гипертаблицы [7].

Основная идея модели проста — это гипертаблица, которая строится в одной компьютерной директории, вмещающей в себя связанные гиперссылками файлы различных программ пакета MS Office. В таблице специальным образом изображена организационная структура фирмы и различные аспекты управления рисками: виды рисковых экспозиций, виды рисков, источники финансирования. В клетках поля таблицы помещаются количественные и качественные характеристики рисков, планы мероприятий с их бюджетами, а также средства повышения наглядности материала.

Программно-целевой метод предусматривает решение, ориентированное для достижения поставленной цели путём реализации комплекса мер в течение определённых этапов их реализаций. Программно-целевой подход позволяет объединить усилия участников цепи поставок, направить их усилия на достижение конкретных целей, увязать с соответствующими ресурсами, учесть важнейшие взаимосвязи, которые при обычных подходах нередко теряются или учитываются не полностью.

Программа — это комплекс мероприятий, намеченный к планомерной реализации, направленный на достижение единой цели, приуроченный к определённым срокам и обеспеченный необходимыми ресурсами.

Метод анализа систем применяется для оценки альтернативных курсов действия при распределении ресурсов в соответствии с целями систем. При наличии установленных целей для решения определённых задач предлагаются различные программы. Анализ систем включает в себя процесс определения целей и оценку альтернативных планов. Ставятся задачи возможности технической реализации предложения и разработки средств достижения поставленной цели. По мере увеличения числа альтернатив, которые можно технически реализовать, процесс анализа систем будет включать выбор соответствующего обслуживания в зависимости от того, характеристики какого из них лучше отвечают требованиям потребителей. При этом учитываются как количественные, так и качественные параметры оценки качества функционирования логистических систем.

Планирование, программирование, составление бюджета требуют для каждой системы обслуживания определения его назначения и всех необходимых затрат, начиная от постановки задачи и заканчивая доставкой.

IV. Состав методов можно расширить за счёт мультиколлинеарности, которая, как считает

О. О. Замков, означает сильную коррелирован-ность двух или нескольких объясняющих переменных в уравнении регрессии. Эта проблема возникает в модели множественной регрессии, когда оказывается сложным разделить влияние двух или нескольких факторов на зависимую переменную. Она появляется тогда, когда некоторые объясняющие переменные коррелированы и поэтому меняются синхронно [8].

Природа мультиколлинеарности может быть проиллюстрирована на примере совершенной

мультиколлинеарности, т. е. точной линейной зависимости. Если, например, в уравнении

У = Ро + в1 Х1 + в2 Х2 + 8

объясняющие переменные х1 и х2 связаны линейной зависимостью х2 = Хх1 то первоначальное уравнение может быть сведено к следующему виду с одной объясняющей переменной:

У = Ро + в1 Х1 + в2 Ч + 8 = Ро + в1 Х1 + 8,

для которого можно оценить коэффициенты Р0 и Р/1 = Р1 + ^Р2. Последнее уравнение содержит два неизвестных параметра Р1 и Р2, которые не могут быть найдены по отдельности. Таким образом, при совершенной мультиколлинеарности невозможно оценить коэффициенты регрессии (здесь это Р1 и Р2) и разделить вклад переменных х1 и х2 в формирование поведения переменной у. Несовершенная мультиколлинеарность, т. е. стохастическая связь переменных х1 и х2, характеризуется величиной их коэффициента корреляции р. Чем ближе к единице абсолютная величина р, тем ближе мультиколлинеарность к совершенной и тем труднее разделить влияние объясняющих переменных.

К сожалению, это признаёт и О. О. Замков: метод мультиколлинеарности слишком трудоёмок и вызывает необходимость применения сложного математического аппарата. Думается, что использование на практике этого метода будет способствовать повышению объективности оценки производственно-экономического потенциала предприятия.

Остальные методы, которые в данном исследовании не использованы, ограничиваются их перечислением. При выборе приемлемых методов исследования по оптимизации направлений развития компаний необходимо использовать достоверную исходную информацию. Информация должна быть не только количественной, но и характеризоваться объективностью, точностью. Количественная информация выражается численными значениями соответствующих показателей; она может обрабатываться с помощью статистических методов и использоваться для оценки параметров мате-

матических моделей; отражает вербальное описание или оценку суждений о данном объекте и процессе. Оба типа информации могут быть полезны при управлении, хотя количественная информация предпочтительнее, так как позволяет численно измерять исследуемые процессы [9].

Таким образом, на основе выполненного исследования можно сделать вывод о том, что менеджеры, принимающие решения, должны чётко осознавать степень достоверности используемой информации, поскольку недостоверная информация может привести к неправильным выводам и ошибкам при управлении и выборе перспектив развития, т. е. к росту потенциального экономического ущерба. В большинстве случаев о степени достоверности информации можно судить только качественно, поэтому вопрос о численном измерении степени достоверности даже не ставится.

Список литературы

1. Глобальная экономика : энциклопедия. М. : Финансы и статистика, 2011.

2. Камионский, С. А. Системные аспекты современного менеджмента // Системные исследования. Методологические проблемы. Ч. I. М. : Эди-ториал УРСС, 1999.

3. Жариков, О. Н. Системный подход к управлению / О. Н. Жариков, В. И. Королевская, С. Н. Хохлов. М. : Юнити-Дана, 2001. 62 с.

4. Спицнадель, В. Н. Основы системного анализа. СПб. : Бизнес-пресса, 2000. 560 с.

5. Василевская, И. В. Инновационный менеджмент. М. : Приор, 2005. 96 с.

6. Мишин, В. М. Исследование систем управления. М. : Юнити-Дана, 2003. 527 с.

7. Вяткин, В. Н. Управление рисками фирмы. М. : Финансы и статистика, 2006. 400 с.

8. Замков, О. О. Эконометрические методы в макроэкономическом анализе. М. : ГУ ВШЭ, 2001. 122 с.

9. Гусев, В. В. Система государственного регулирования агропромышленного комплекса России : монография / В. В. Гусев, А. С. Чижик. М. : МГУТУ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.