Научная статья на тему 'Использование метода сквозных линий для формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов в процессе их обучения на военных кафедрах гражданских вузов'

Использование метода сквозных линий для формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов в процессе их обучения на военных кафедрах гражданских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хромов И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода сквозных линий для формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов в процессе их обучения на военных кафедрах гражданских вузов»

11

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКВОЗНЫХ ЛИНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗОВ

И.Н. Хромов

В статье рассматривается использование сквозных линий в процессе военной подготовки для формирования у будущих специалистов профессионально значимых качеств (на примере педагогов профессионального обучения).

Как известно [6], в основе теории общей структуры содержания образования лежит определение самого понятия содержания образования как сущностной стороны процесса становления личности. Это детерминируется на макроуровне степенью развития культуры общества в целом и социального института образования, в частности, а на микроуровне - закономерностями становления личности. Исходной информационной базой для теории структуры содержания образования является совокупная характеристика структуры личности, включающая те ее составляющие, которые подлежат формированию, развитию и воспитанию.

Системный взгляд на структуру личности, отвечающий задачам теории содержания образования, сформулирован В.С. Ледневым [4]. Согласно этому подходу, структура личности характеризуется тремя основными составляющими: опытом, функциональными механизмами психики и типологическими свойствами. Кроме этого, необходимо учитывать динамику становления и индивидуальные качества личности. Некоторая упрощенность и неполнота представленной концепции заключается в том, что названные стороны в структуре личности представляют систему (исследуемый объект) только в виде ее базовых статических проекций.

Такой подход не позволяет учитывать все содержательные связи между базовыми компонентами системы, ибо при его использовании не рассматривается динамическая модель «в сборе». Но он позволяет сформулировать основные положения общей теории структуры содержания образования.

Согласно этой теории [4], в содержательной структуре обучения как процессе образования личности выделяют сквозные линии процесса становления личности и последовательные этапы этого процесса. Сквозными компонентами образования личности являются такие его составляющие, которые, последовательно развиваясь, «пронизывают» все ступени (этапы) образования и являются обязательными для каждой из них.

Проанализируем процесс формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста как одной из сквозных линий его подготовки в вузе по основной образовательной программе и по программе военной подготовки. Опишем опыт взаимодействия в этом направлении кафедры технологий профессионального обучения и Института комплексного военного образования Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.

Структура содержания образования предопределяется двумя основными детерминантами: структурой деятельности и структурой объекта изучения [6].

Каждая из сквозных линий содержания образования, имея свою достаточно сложную структуру, развертывается в дидактическую «цепочку», распределенную по годам и ступеням обучения. Так, сквозная линия общего образования включает в себя систему общеобразовательных учебных предметов; специальное образование включает в се-

бя теоретические предметы профессионального цикла, учебные практики и учебное проектирование; военная подготовка включает общевоенную, общественно-государственную, тактическую и военно-специальную подготовки и учебные военные сборы. В свою очередь, каждый из названных компонентов содержания имеет собственную структуру.

В теории содержания образования используется его градация по технологическому признаку: теоретическое обучение, практическое обучение, учебное проектирование. Сквозная линия практического обучения подразделяется на последовательные ступени учебно-практической деятельности обучаемых, особым образом отобранные по содержанию, характеризующиеся адекватными формами и методами. Структура практического обучения детерминируется в части сквозных компонентов содержания структурой осваиваемой деятельности, в ее ступенчатом выражении - структурой поэтапного освоения деятельности.

Учебное проектирование представляет собой второй пропедевтический отрезок одной из сквозных линий содержания образования и способствует развитию способностей обучающегося к научному творчеству.

Задача разработки содержания структурных составляющих конкретного вида профессионального образования сводится к конкретизации их содержания применительно к соответствующей отрасли производства и производственному профилю специалиста. В дальнейшем эти компоненты разворачиваются в систему учебных дисциплин, отражающих содержательную специфику соответствующей сферы деятельности будущего педагога профессионального обучения. Отсюда вытекает необходимость выделения на уровне макроструктуры двух компонентов содержания подготовки педагогов профессионального обучения: производственно-отраслевого (технико-технологического) и педагогического. Важным фактором, влияющим на те составляющие структуры личности, которые подлежат формированию, развитию и воспитанию, является военное обучение студентов по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах вузов.

С целью решения проблемы подготовки будущих педагогов профессионального обучения в новых социально-экономических условиях мы выявили и проанализировали их индивидуально-личностные качества, влияющие на результат профессиональной деятельности в изменившихся условиях.

Совокупность индивидуально-личностных качеств, способствующих успешной профессиональной деятельности в области педагогики и соответствующих современным требованиям профессии, определена нами как профессионально значимые качества педагогов профессионального обучения. Чтобы получить полное содержание подготовки педагога профессионального обучения конкретной отраслевой специализации в его системном выражении, необходимо, как обоснованно отмечает П.Ф. Кубрушко [2], с учетом феномена инвариантности профессионального образования интегрировать содержание отраслевой и педагогической составляющих профессионально-педагогического образования в рамках единого учебного плана.

Очевидно, если говорить о влиянии потенциала университета технического типа на подготовку педагогов профессионального обучения, то оно более всего может проявиться в производственно-отраслевом (технико-технологическом) компоненте его содержания. Одновременно военное обучение по военно-учетным специальностям военно-гуманитарного профиля позволяет использовать и совершенствовать педагогический компонент. Некоторые из форм, методов и приемов были рассмотрены ранее [7].

Феномен инвариантности профессионального образования свойственен и профессиональной подготовке, специальной по своему совокупному предмету. Что касается общеобразовательных и технических предметов, то они являются инвариантными по отношению к профессиональному образованию по своему определению [2].

Учитывая триединую природу образования (знания и умения, развитие и воспитание человека), можно констатировать, что профессиональное (в частности, военно-профессиональное) образование в части воспитания и развития уже во многом является инвариантным. Конкретные предметные знания и особенно умения также не лишены инвариантности, поскольку потенциально они создают реальную базу для переноса умений выполнять действия в новых условиях, в частности военной службы.

В военной дидактике, т.е. теории обучения военнослужащих, относительно военного обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса отмечается его ярко выраженный социально-педагогический характер. Многоплановая природа учебного процесса определяется действием закономерностей трех уровней: социального, собственно педагогического и индивидуального [5].

Социальный уровень включает наиболее общие законы и закономерности общественного развития и вооруженной борьбы, определяющие цели, содержание, организацию и методику воинского обучения. Педагогические закономерности отражают структуру военного обучения как двусторонне активный процесс совместной деятельности обучающего (офицера-преподавателя) и обучаемых по овладению обучаемыми соответствующими знаниями, навыками и умениями, формированию у них профессионально значимых качеств.

Особое значение для построения содержания бипрофессионального образования имеет проявление феномена инвариантности при объединении дисциплин отраслевой и психолого-педагогических составляющих. В этом случае инвариантность проявляется в частичном взаимопоглощении объединяемых предметов. Это приводит к тому, что трудоемкость полученной в результате объединения дисциплины за счет инвариантности значительной части содержания объединяемых дисциплин существенно снижается и, следовательно, не равна арифметической сумме трудоемкости объединяемых дисциплин.

Таким образом, рассмотрев исследуемую проблему, можно выдвинуть гипотезу: военная подготовка способна существенно влиять на формирование будущих педагогов, на их психологическую адаптацию к профессиональной деятельности, на формирование у них педагогического мышления.

Это обусловлено тем, что, согласно государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, военная подготовка проводится в объеме 450 академических часов и 225 часов самостоятельной работы студентов за время обучения в вузе. Кроме этого, студенты проходят дополнительную практику в период проведения учебных военных сборов в войсковых частях и на кораблях, на которую отводятся 144 часа аудиторного времени и 71 час самостоятельной работы студентов. Общая трудоемкость военного обучения по программам подготовки офицеров запаса -1008 часов, что составляет, как правило, свыше 10 % общего объема часов освоения основной образовательной программы.

Рассмотрим пути достижения поставленных целей и применяемые при этом методические приемы.

Феномен инвариантности связан с интеграцией отраслевой и педагогической составляющих содержания ППО. Это дает особый эффект в профессиональном развитии человека, ибо в этом случае специалист обладает качествами как инженера, так и гуманитария. Четкость и конструктивизм инженерного мышления органически сочетаются в нем с коммуникативными и другими качествами педагога. Очевидно, в этом случае в процессе обучения имеет место более интенсивное развитие за счет биполярности предмета изучения. Всестороннее использование на практике возможностей военного обучения и воспитания позволяет существенно усилить эффект развития будущего педагога профессионального образования.

Так, сквозная линия общевоенной подготовки включает в себя систему учебных предметов, необходимых военнослужащему любого вида Вооруженных Сил РФ; сквозная линия общественно-государственной подготовки способствует его государственно-патриотическому воспитанию; сквозная линия тактической подготовки готовит будущего офицера к действиям в бою, а в человеке развивает абстрактно-логическое мышление, умение принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение; сквозная линия военно-специальной подготовки предусматривает освоение конкретной военно-учетной специальности.

На основании анализа научной литературы и профессиограммы педагогов профессионального образования в работе выделены пятнадцать профессионально значимых качеств, которые необходимы для трудовой деятельности педагогов профессионального образования, и раскрыто их содержание.

Использование методики корреляционного анализа для выявления тесноты связей между профессионально значимыми качествами позволило выделить восемь ведущих качеств, воздействие на которые повлечет за собой формирование семи остальных. К ведущим качествам отнесены креативность, ассоциативность мышления, аналитичность мышления, инициативность, ответственность, социальная активность, коммуникабельность, лидерство. Все они в ходе военного обучения наполняются специфическим содержанием.

Важным компонентом комплексного подхода является личностная направленность процесса формирования профессионально значимых качеств. Личностная направленность проявляется в процессе гуманизации образования как одна из сквозных линий. В процессе исследования установлено, что путями реализации идеи гуманизации и гуманитаризации являются интеграция общеобразовательных и специальных дисциплин путем их содержательного взаимопроникновения, применение методов обучения, максимально активизирующих познавательную активность каждого студента, раскрывая его творческий потенциал.

Автором исследования на базе Института комплексного военного образования СПб ГУ ИТМО проведен педагогический эксперимент по формированию у будущих педагогов профессионального обучения профессионально значимых качеств как одной из сквозных линий вузовской подготовки. Экспериментальная проверка гипотезы исследования с 1999 по 2005 год проводилась на контингентах студентов факультетов естественнонаучного, гуманитарного, инженерно-физического, информационных технологий и программирования, компьютерных технологий и управления, точной механики и технологий в количестве свыше 3000 человек, среди которых 113 студентов обучались по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)», причем военные специальности обследованных имели инженерно-технический профиль, связанный с эксплуатацией корабельного вооружения. С 2003 по 2006 год на заключительном этапе студенты названной специальности обучались по военно-гуманитарной специальности.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

• изучение военно-специальных дисциплин положительно повлияло на уровень сформированности профессионально значимых качеств студентов обеих подгрупп; в то же время, наибольшие изменения произошли в экспериментальной подгруппе;

• развитие педагогического мышления возможно при изучении не только профессиональных педагогических, но и военных дисциплин.

Результаты показали, что для усиления эффекта целесообразно использовать педагогический компонент и готовить будущих педагогов по военно-гуманитарным специальностям. Примерами первичных должностей офицеров, обучающихся по ВУС «Организация информационного обеспечения» являются заместитель командира роты (боевой части корабля 1 и 2 ранга, корабля 3 ранга) по воспитательной работе. Техническая направленность вуза и отраслевая подготовка будущего специалиста, его инже-

нерное мышление позволят будущему офицеру лучше и быстрее ориентироваться в быстро меняющейся обстановке современной войны, связанной с использованием самых передовых технологий. Информационная эра изменила способ ведения боевых действий, обеспечив командиров беспрецедентным количеством и качеством информации. Примерами современных войн могут являться война информационной эры, информационная война и кибервойна [1]. Поскольку владение компьютерными технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации есть особенность военной подготовки будущих специалистов образовательной отрасли «Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии», т. е. их профессиональная педагогическая подготовка, то именно им будет легче организовать информационное обеспечение командиров. После получения выпускниками практического опыта военной службы мы получим обратный эффект внесения передового опыта воспитательной работы Вооруженных Сил в педагогическую деятельность педагогов профессионального образования.

Практическая реализация результатов исследования будет окончательно оценена по критериям результативности и затрат времени после трудоустройства выпускников 2007 года или призыва их на военную службу во второй половине этого года.

В статье рассмотрено использование сквозных линий и феномена инвариантности в процессе военной подготовки для формирования у будущих специалистов профессионально значимых качеств (на примере педагогов профессионального обучения).

Литература

1. Жигулин Г.П. Информационная война и информационная безопасность. СПб: СПб ГИТМО(ТУ), 2002. 126 с.

2. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. М., 2001. 236 с.

3. Леднев В. С. Научное образование: Развитие способностей к научному творчеству. М., 2002. 120 с.

4. Леднев В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива. / 2-е изд., перераб. М.,1991. 224 с.

5. Овечкин А. Н. Педагогика и психология высшей военной школы: теория и практика. В 2 т. Том 2. СПб.: ИВТОБ СПГПУ, 2005. 298 с.

6. Потеев М. И. Развитие профессионально-педагогического образования в университетах технического типа. Монография. СПб, 2005. 440 с.

7. Хромов И.Н. Воспитание командирских качеств как составная часть формирования педагогического мышления у будущих педагогов профессионального обучения. // На-учно-тех. вестник СПб ГУ ИТМО. Вып. 20. Современные технологические решения / Главный редактор В Н. Васильев. СПб: СПб ГУ ИТМО, 2005. С.15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.