УДК 330 (075.8)
Сычева Ольга Анатольевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА Муромский институт (филиал)
Аннотация. В статье исследуются особенности промышленных изделий (брэндированной продукции) и ремесленных изделий. Материал рассматривается с использованием метода динамических системных матриц. Цель анализа - выявление наиболее эффективных путей развития промышленности на современном этапе развития экономики. Основной путь автор видит в развитии творчества.
Ключевые слова: брэнд, ремесло, системный анализ, матрицы, фактор времени.
Sychova Olga Anatoljevna Using the method of system matrices in the study of modern productof
labor
Abstract. The article investigates the characteristics of industrial products (branded products), and handicrafts. Material is treatedusing the method of dynamic system matrices. The purpose of the analysis - identifying the most effective ways of development of industry at the present stage of economic development. The mainway the author sees the development of creativity.
СИСТЕМНЫХ МАТРИЦ В ИССЛЕДОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОДУКТА ТРУДА
Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых к.э.н., доцент кафедры менеджмента е-mail - econom @ mivlgu.murom/ru
Keywords: brand, trade, system analysis, the matrix, the time factor.
Целый ряд авторов (Алексеева А., Денисова Д., Краснова В., Матвеева А.) в последние годы активно в своих статьях начинают противопоставлять промышленные брэнды и ремесленные изделия. Автор сделала попытку систематизировать данный материал с использованием метода динамических системных матриц.
Традиционными методами многие из современных экономических проблем эффективно решить невозможно в силу высокой динамичности современного мира. Интуиции и опыта становится недостаточно для выработки и принятия эффективных управленческих решений. При анализе сложных проблем и объектов необходимо использовать метод системного анализа. В данном исследовании использовался метод динамических системных матриц, предложенный в работе Толкачева В.К. [2]. В данной работе для упорядочения любого множества предлагается использовать Четырехмерную Динамическую Семантическую Матрицу (ЧДСМ), в основе которой использован постулат о том, что все реальные системы существуют в пространстве и во времени, обладают энергией и информацией. Поэтому изучение и анализ любой системы всегда проходит в плане этих четырех общенаучных категорий. В процессе анализа необходимо ответить на следующие вопросы: когда? (время), где? (пространство), что, как? (информация), зачем, каким образом? (энергия). Метод системного анализа предполагает исследование прошлого и будущего, элементы хаоса (творческого начала) и порядка, контрарные и комплиментарные отношения в системе. Динамические системные матрицы имеют целый ряд неоспоримых преимуществ, прежде всего в плане классификации любого материала.
Рассмотрим более подробно категорию «ВРЕМЯ» с точки зрения влияния на продукт труда (и наоборот) основных акторов этого процесса, среди которых, на мой взгляд, основными являются: производители - торговля -потребители - земля (природа - как источник ресурсов и самой жизни). Особенно важным, и в то же время самым сложным, является выявление сущности их отношений, поиски гармонии.
Рассмотрение любой проблемы в аспекте времени является важнейшим элементом именно системного подхода. Фактор времени рассматривается в следующих аспектах: прошлое - настоящее - будущее.
Время: прошлое. Производство - ремесло преобладало до начала ХХ века. Торговля - рынки, универсамы, небольшие магазины. Потребление - не было в центре внимания, пока в США не стали строить общество потребления. Земля -отрицательное воздействие на природу не было столь глобальным.
Время: настоящее. Производство товаров стало массовым в своей основе. Торговля перестала быть простым посредником между производителем и покупателем. Торговые центры превратились из мест покупок в центры общественной жизни. Потребление стало тотальным, потребляются не только и не столько вещи, сколько символы, т.е. налицо господство потребительских отношений. Брэнд становится символом неограниченного потребления. В России дыхание потребительской стихии пока слабее, чем в экономически развитых государствах, но мы тоже двигаемся в этом направлении.
Существует ли гармония отношений между основными акторами? В целом можно сказать, что нет - брэнд уже никого не спасает.
Производители - потребители: а) продукцию известных брэндов, часто, нельзя отличить от продукции поддельной или продукции мало известной фирмы, если только не смотреть на название брэнда; б) многочисленные исследования связывают многие заболевания напрямую с потребляемыми продуктами, водой, одеждой, мебелью и т.д. Соответственно, становится востребованной натуральность, но производство не всегда способно откликнуться на новые запросы; в) стремление к индивидуальности в одежде, мебели, в других сферах становится тенденцией и производство пытается его удовлетворить.
Торговля - потребители: а) потребители начинают отрицательно воспринимать однообразие и гигантский ассортимент продуктов, которые предлагают им крупные супермаркеты; б) обезличенность отношений (у менеджеров в крупных компаниях по производству и продаже нет времени на
связь с сообществом клиентов, когда компания становится слишком большой, она уже не может, как следует, заботиться о клиентах); в) становится востребованной натуральность. Продажи более дорогой, но более здоровой еды быстро растут. Бизнес «без добавок», «производство подлинного» - это мировая тенденция последних лет, реакция на глобализацию, стандартизацию и химизацию. Но пока такой бизнес позиционирует себя как еще одну нишу. Формально рынок в значительных размерах к подлинному не готов. Обычная розница не заинтересована в качественных натуральных продуктах, потому что они стоят дороже поддельных, требуют особых условий хранения или специального маркетинга; г) возникло особое явление - шопоголизм, своеобразная болезнь общества неограниченного потребления;
Земля - потребительское общество. Люди (потребители и производители) - только часть системы Земли и экономические отношения не могут рассматриваться изолированно от процессов, происходящих на планете Земля под воздействием этих отношений. Гармоничны ли эти отношения? Можно утверждать однозначно, что потребительское общество наносит непоправимый вред окружающей среде. Загрязнение воды, воздуха, земли, огня вследствие господства потребительских отношений описано многогранно и подробно. Важно лишь, когда все эти количественные изменения в природе приведут к появлению нового качества, физически несовместимого с жизнью. Это и будет ответ на вопрос - когда наступит конец эры потребительского общества.
Время: будущее.
Производители: настоящим спасением для европейских производителей одежды и обуви в последние годы считается сегмент fast fashion [1]. Например, дизайнеры Zara ежегодно создают более 40 тыс. образцов одежды и обуви. Поскольку они заинтересованы в быстром изготовлении и доставке обуви и одежды, то заказы размещаются на фабриках поближе к магазинам. Конкуренты из Китая и Индии с их дешевой рабочей силой - не успевают за быстрой модой (перевозка товаров из этих стран в Европу занимает слишком много времени). Это помогает избежать полного краха отрасли, но не возродит
европейскую текстильную индустрию, решение не является стратегическим. Необходимо учитывать выдающийся рост китайской экономики уже в течение целого ряда лет. Масштаб Китая столь велик, что страна уже в ближайшие годы начнет оказывать едва ли не доминирующее влияние на мировое хозяйство. Китайские компании становятся глобальными и будут иметь заметный эффект экономии на масштабах (отсюда возможность гораздо более низких цен на аналогичные мировым товарам), здесь формируются собственные брэнды, покупаются западные, иностранные владельцы патентов и брэндов получают от производства в Китае основную часть доходов - это, кстати, морально обесценивает брэндированную продукцию в виду её огромной массовости. Китайские товары быстро становятся все более качественными. Быстро формируется самое большое потребительское общество в мире.
Торговля: новые товары сегмента fast fashion в крупных магазинах (а не в бутиках) появляются каждую неделю в количестве несколько экземпляров, это заставляет чаще ходить в магазины и делать больше покупок.
Потребители: Некоторые модели сегмента fast fashion являются
упрощенными копиями дорогих дизайнерских марок, но по более низким ценам. Потребители довольны.
Земля: Это не возродит европейскую легкую промышленность, поскольку все действия осуществляются в сегменте fast fashion в рамках прежней парадигмы потребительского общества, себя уже почти исчерпавшей -потребителя, по-прежнему, вынуждают делать все больше и больше покупок.
Итак, современное производство продукции - массовое в своей основе. Для данного этапа характерна глобализация, стандартизация и химизация. Брэнды господствуют. Хотя есть и другие товары - настоящий luxury, который живет во времени. Однако, эпоха массового производства заканчивается. Хотя в России еще не все рынки близки к насыщению и это дает нам некоторое время на размышление. Все большее значение приобретает постоянная способность структуры к быстрым качественным изменениям, т.е. гибкость с целью генерирования инноваций. Пока идут изменения в рамках прежней
стратегии, но мир уже стоит на пороге качественного скачка от прежней парадигмы к новой. И примет тому много: растет товарное изобилие качественных товаров; увеличение рекламных бюджетов перестало автоматически приносить прибыль, нужен непосредственный контакт с потребителем, который хочет индивидуальности; все изменения в бизнесе происходят с невиданной для прошлого столетия быстротой, соответственно, с целью удержания конкурентного преимущества необходимо использовать инновации практически непрерывно; ресурс традиционных методов управления практически исчерпан и на первый план выходят так называемые «мягкие методы управления»: сотрудники, совместные ценности.
Итак, главный ресурс инноваций - творчество: предпринимателя,
менеджеров, работников, потребителей. Главное - задействовать потенциал каждого сотрудника. Появляется все больше предпринимателей и производителей нового типа, но их количество еще не стало критическим. Нужна большая работа по вовлечению людей в процесс принятия решений и творчество, по созданию гармоничных отношений.
Список литературы
1.Кокшаров А. Быстро запрягают, быстро едут//Эксперт, 2006, №23.
2.Толмачев В.К., Роскошь системного мышления. Руководство-практикум по развитию мышления/В.К.Толмачев. - СПб, ЦПП «Эмпатия», 1999. - 350с.