Научная статья на тему 'Использование метода реконструкции научной биографии в библиотековедческом исследовании'

Использование метода реконструкции научной биографии в библиотековедческом исследовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
491
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКОНСТРУКЦИЯ / НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ / БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПЕРСОНА / "ЛИНЕЙНО-ШАХТНЫЙ" ПРИЕМ / A "LINEAR-MINE" TECHNIQUE / RECONSTRUCTION / SCIENTIFIC BIOGRAPHY / LIBRARY SCIENCE STUDY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колесникова Марина Николаевна

Освещается опыт использования метода реконструкции научной биографии применительно к библиотековедческому исследованию-персоналии. Впервые представлен прием «линейно-шахтного» структурирования и изложения материала о персоне в диссертационном исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Колесникова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of scientific biography reconstruction method in librarianship studying

The experience of the using the scientific biography reconstruction method for studying a personality within a library science investigation is described. For the first time the technique of a «linear-mine» structuring and presenting the material on a person in a dissertational research is shown.

Текст научной работы на тему «Использование метода реконструкции научной биографии в библиотековедческом исследовании»

БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 3, с. 3-5

Методология НИР

УДК 02(092):001.8 ББК 78.3в+78.3д

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА РЕКОНСТРУКЦИИ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ В БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

© М. Н. Колесникова, 2014

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

Освещается опыт использования метода реконструкции научной биографии применительно к библиотековедческому исследованию-персоналии. Впервые представлен прием «линейно-шахтного» структурирования и изложения материала о персоне в диссертационном исследовании.

Ключевые слова: реконструкция, научная биография, библиотековедческое исследование, персона, «линейно-шахтный» прием.

The experience of the using the scientific biography reconstruction method for studying a personality within a library science investigation is described. For the first time the technique of a «linear-mine» structuring and presenting the material on a person in a dissertational research is shown.

Key words: reconstruction, scientific biography, library science study, a personality, a «linear-mine» technique.

Современная наука характеризуется постоянно возникающими «вызовами» - социальным, экономическим, культурологическим, эстетическим и т. п., каждый из которых требует поиска нового ориентира в оптимизации познавательного процесса, вызывает исследовательский интерес ученых. Жанр персональной истории может рассматриваться в качестве одного из таких ориентиров. В основе этого жанра - воссоздание «истории личности» во всей ее уникальности и достижимой полноте, взаимосвязи с «научной лабораторией», конструкцией «жизненных нарративов» индивида. Жизнь и деятельность ученого, формирование и развитие его внутреннего мира, результаты его трудов в разномасштабных промежутках пространства и времени служат адекватным средством познания социума, в котором жил и творил этот человек. Без реконструкции «личной ментальной истории» человека нельзя понять его мировоззрение, выявить генезис идей, специфику принятия его наследия научным сообществом.

Метод реконструкции научной биографии широко используется в исторической науке. В статье рассмотрены особенности применения этого метода в библиотековедческих исследованиях-персоналиях.

Не ставя перед собой задачи проводить специальный терминологический анализ понятия «реконструкция», так как это уже неоднократно осуществлено историками, обратимся к его общепринятым, устоявшимся определениям. Согласно наиболее общей философской дефиниции, реконструк-

ция - это особый метод изучения произведения или интересующего исследователя явления (истории, культуры, событий и пр.) [5, с. 814-815]. В толковых энциклопедических словарях реконструкция определяется как «восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам» [3, с. 665].

Таким образом, в общем плане будем понимать под реконструкцией биографии изучение и восстановление жизненной судьбы персоны в том конкретно-историческом контексте, который характеризует данную эпоху в неразрывной связи с творчеством персоны.

Для реконструкции, в частности, может быть использована получившая широкое распространение типология биографий американского историка Дональда Уокера:

• биография личности - время и место рождения, семейные корни, воспитание, черты характера, личная жизнь;

• библиографическая биография - анализ трудов автора;

• профессиональная биография (профессиональная деятельность, соотношение внутри профессиональных сообществ);

• ситуационная биография, или биография среды - события и условия социально-экономической и политической жизни общества и эпохи [2, с. 332-333].

Для исследования феномена личности ученого с целью воссоздания действительно его научной

МЕТОДОЛОГИЯ НИР

биографии целесообразно скомбинировать все перечисленные типы биографий, а не ограничиваться каким-то выбором.

Трактовка понятия «научная биография» имеет разные нюансы, но в основном в него вкладывают содержание, соответствующее определению известного российского историка, члена-корреспондента РАН, ведущего специалиста в области методологии истории, историографии и интеллектуальной истории Л. П. Репиной. По сути, оно совпадает с типологией Д. Уокера: научная биография - это «вся совокупность фактов личностного, профессионального, ситуационного и библиографического характера» [4, с. 452-454].

Именно научная биография признана наиболее верным и точным способом освещения особенностей жизни и творчества известной личности. Это доказывают биографические серии «Жизнь замечательных людей», «Мыслители прошлого», издание биобиблиографических словарей.

Методология реконструкции научной биографии предполагает синтез биографического, исторического и текстуального анализа. Прежде всего, это работа с фактической стороной биографии, установление неизвестных фактов, сопоставление их с уже вошедшими в научный оборот, уточнение. Однако факты - лишь каркас биографии, подлинным содержанием является их восприятие: то, каким значением факты наделялись прежде, когда они имели место, и по прошествии времени.

В биографии должна восстанавливаться и картина мира изучаемого человека, формировавшаяся сообразно его эпохе в связи с тем историческим контекстом, в который он был погружен, т. е. система ценностей, приоритетов, этических, политических и иных взглядов.

Кроме того, важно показать формирование библиотековеда как профессионала, т. е. представить биографию именно теоретика и практика библиотечного дела в библиотечных реалиях определенного периода.

Решить эти задачи возможно лишь используя широкий круг опубликованных и неопубликованных источников, имеющих отношение к ученому, в частности:

• документы личного происхождения (так называемые эго-документы) из архива библиотековеда, если таковой сохранился, научно обработан, либо хранится в семье и т. д.;

• публикации ученого, включая монографии, научные статьи, предисловия к публикациям других ученых, учебно-методические работы и др. Для этого можно применять ретроспективное по-текстовое интервью (метод предложен В. С. Крей-денко), контент-анализ и другие методы. Целесообразно репрезентировать выявленные публикации в библиографическом указателе об ученом;

• библиотековедческие труды рассматриваемого периода, дающие необходимую информацию для воссоздания «библиотечной картины» эпохи;

• материалы нарративного интервью с учениками, коллегами, родственниками ученого. Этот исследовательский инструмент может использоваться в рамках метода сетевого анализа межличностных взаимодействий, распространенного в биографике. Тем самым мы можем взглянуть на персону также через призму ее приватных отношений, многообразных интеракций.

Информационный потенциал перечисленных пластов документов чрезвычайно велик и в совокупности является основой реконструкции биографии.

Далее подчеркнем, что невозможно ограничиться простой хронологической регистрацией событий жизни человека. Углубленный анализ тех или иных направлений его профессиональной деятельности приведет к неизбежным, но необходимым повторам и экскурсам при освещении тех или иных страниц его жизни. В связи с этим впервые в библиотековедении нами предложен прием «линейно-шахтного» структурирования и изложения материала для реконструкции научной биографии1. С одной стороны, факты и события жизни ученого описываются в прямой хронологической последовательности («линия жизни»). С другой - ведущая научная составляющая его деятельности (в совокупности ее идей, разработок, проектов и т. д.) отражается в результате углубленного изучения и осмысления их сущности («шахтное погружение»). Другими словами, приоритетные направления научной деятельности библиотековеда могут быть выделены в самостоятельные главы (параграфы) -«шахты» его биографии (рис. 1).

«Линейно-шахтный» метод позволяет не перегружать разделы исследования дублирующей информацией и в то же время связывать вехи биографии и интеллектуальные интенции ученого. Научная деятельность творческой личности таким образом становится ее биографией, приобретая особую «смысло-временную целостность, к которой применимы понятия "уникальности", "событийности", "развития", "самоосуществления"» [6].

Обратим внимание на установленные в эпистемологии критерии правильно произведенной реконструкции:

• последовательность (логика) движения в выбранном для объяснения научном предмете;

• искусство интерпретации, т. е. умение в данном научном предмете убедительно описать проявления реконструируемого явления;

1 При подготовке диссертационного исследования Е. В. Бахтиной (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств), посвященного выдающемуся библиотековеду В. Ф. Сахарову (1901-1986 гг.).

М. Н. Колесникова, 2014, № 3, с. 3-5

1901 1921 1938 1957 1974 1986

На «линии жизни» отмечены переломные годы биографии В. Ф. Сахарова, стрелками - условное начало разработки определенного направления теории и практики библиотечного дела, а также возврат к ней на другом этапе жизни.

Рис. 1. Прием «линейно-шахтного» структурирования и изложения материала в реконструкции научной биографии В. Ф. Сахарова (1901-1986 гг.)

• возможность решить те проблемы и задачи, ради которых проводится реконструкция [5, с. 814-815].

Методологический сценарий библиотековедческого исследования-персоналии будет подчиняться императиву указанных критериев. Логику изложения задают особенности жизненной истории изучаемой персоны, ее переплетение с историями современников, входивших в ближайшее окружение (семья, друзья), в широкое окружение (профессиональная и общественная среда). Интерпретация поступков, решений, взглядов и других личностных проявлений ученого требует уважительного и тактичного отношения, но не в ущерб объективности.

Результатом предпринятой реконструкции выступит полная, обстоятельная картина жизненного и профессионального пути ученого для осмысления его личности, обстоятельств и факторов ее формирования. Следствием этого осмысления станет объективная оценка научного вклада ученого в библиотековедение, его преемственности с современным этапом развития библиотечной науки и практики, а также выявление и актуализация идей, представляющих профессиональную значимость и сегодня. «Ведь библиотековедение, как лю-

бая сфера деятельности, имеет свои истоки, свои

корни, свои маяки» [1, с. 100].

Литература

1. Макарова И. И. Этапы большого пути : памяти Николая Семеновича Карташова // Библиотечное дело-2013: библиотечно-информационная деятельность в пространстве науки, культуры и образования : Сквор-цовские чтения : материалы восемнадцатой между-нар. науч. конф. (24-25 апр. 2013 г.). - М., 2013. -Ч. 1. - С. 99-102.

2. Нейман А. М. Биография в истории экономической мысли : опыт интеллектуальной биографии Дж. М. Кейнса // История через личность: историческая биография сегодня. - М., 2010. - С. 332-333.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - 25 изд., испр. и доп. - М. : Оникс : НИР и образование, 2006. -976 с.

4. Репина Л. П. Историческая биография и интеллектуальная история // Ейдос : альманах теорп та ^торп вторично! науки. - Ки!в, 2009. - Вип. 4. -С. 452-454.

5. Розин В. М. Реконструкция // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М., 2009. - 1248 с.

6. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас (очерки по истории философии и культуры). - М. : Политиздат, 1991. - 432 с.

Материал поступил в редакцию 10.01.2014 г.

Сведения об авторе: Колесникова Марина Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотековедения и теории чтения, тел.: (812) 315-50-13, e-mail: marik008@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.