Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФГОС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихий В.И., Кадиева М.И.

В статье рассматриваются основные определения понятия «проект», типология и классификация проектов, реализация проектной деятельности в рамках ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE PROJECT METHOD IN TEACHING GEOGRAPHY

The article discusses the main definitions of the concept of «project», the typology and classification of projects, the implementation ofproject activities within the framework of the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ»

УДК 373.5 ТИХИЙ В.И.

кандидат географических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: tikhiivi@yandex.ru КАДИЕВА М.И.

учитель географии, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - школа №7 имени Н.В. Сиротинина города Орла E-mail: kadievamelisa@gmail.com

UDC 373.5 TIKHII V.I.

Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor,

Orel State University E-mail: tikhiivi@yandex.ru KADIEVA M.I.

Geography Teacher, Nunicipal Budgetary Educational Institution-School №. 7 Named After N. V. Sirotinin of the

City of Orel

E-mail: kadievamelisa@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ USING THE PROJECT METHOD IN TEACHING GEOGRAPHY

В статье рассматриваются основные определения понятия «проект», типология и классификация проектов, реализация проектной деятельности в рамках ФГОС.

Ключевые слова: проект, проектная технология, ФГОС, самостоятельная работа, личностно-ориентированное обучение, компетентностный подход.

The article discusses the main definitions of the concept of «project», the typology and classification of projects, the implementation ofproject activities within the framework of the Federal State Educational Standard.

Keywords: project, project technology, FSES, independent work, personality-oriented training, competence-based approach.

В условиях современной школы остро возросла необходимость появления новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В паспорте специальности 13.00.02 подчеркивается важность теоретических основ создания и использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования. Одной из таких форм обучения, направленной на личностно-ориентированный подход в обучении и мотивации школьников, является реализация проектных технологий. Возникновение и развитие теории и практики проектной деятельности отражены в диссертационных исследованиях И.И. Джужук (2004), Н.И. Прокопьевой (2005), Л.Л. Блохина (2005) и др.

Термин «проект» (projectio) в переводе с латинского означает «бросание вперед».

Существует большое количество различных трактовок данного понятия. Так, в своих трудах Е.С. Полат утверждает: «Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия».

К.М. Кантор рассматривает проект как один из способов проявления творческой активности. Автор полагает, что работа над проектом развивает специфическую форму сознания, без которой не возможен трудовой процесс.

Процесс создания проекта носит название проектирование. В работах Дж. К. Джонсона приводится большое количество определений этого процесса, основное из которых «проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». На сегодняшний день считается, что проектирование представляет собой планомерную работу, направленную на изменение естественной или искусственной среды.

В процессе выполнения проекта учащийся, находясь под руководством учителя, получает возможность самостоятельно научиться составлять план работы и действовать согласно его пунктам, что является одним из необходимых учебных, а также социальных навыков.

По мнению Т.Г. Беловой, проектная работа обучающихся имеет очевидные развивающие возможности. Это связано с развитием у школьников интереса к дисциплине, а также развитием у них познавательных навыков конструирования знаний, а также умения ориентироваться в огромном информационном пространстве [1].

Наиболее важной в настоящее время является задача сформировать личность, которая способна быстро адаптироваться в постоянно изменяющейся среде [2]. Благодаря стремительному развитию информационно-коммуникационных технологий людям стал доступен большой объём информации, поэтому встаёт необходимость в кадрах, способных быстро обрабатывать ее. Основной целью школьного обучения становится не передача детям знаний, а оттачивание умения получать

© Тихий В.И., Кадиева М.И. © Tikhii V.I. Kadieva M.I.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

их из различных источников. Неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность, позволяющая осуществлять личностно-ориентируемый подход в обучении.

На сегодняшний день разработано большое количество различных видов учебных проектов. Их классификация может осуществляться по срокам изготовления, масштабу работы, качеству разработки, количеству используемых ресурсов и т.д. Различные подходы к рассмотрению проекта объясняют многообразие их видов.

Существуют следующие основания классификации проектов. По предметно-содержательной области она производится на три группы. Монопроекты - проходящие в рамках одной дисциплины; межпредметные

- предполагающие применение знаний двух и более учебных предметов; внепредметные проекты, работа над которым требует знаний, выходящих за рамки школьных предметов.

По длительности выделяют мини-проекты, разрабатывающиеся в течение одного урока; краткосрочные

- работа над которыми происходит в ходе несколько уроков (обычно от 2 до 4); долгосрочные проекты - выполняющиеся четверть и более.

По месту выполнения учащимися проекты подразделяются на: изготавливаемые на уроке в классе, после уроков в школе, а также домашние или комплексные.

По числу участников они классифицируются на: индивидуальные, групповые, классные.

Подробно разработана и типология проектов.

1. Практико-ориентированный проект направлен на социальные интересы учащегося. Данный тип проектной работы отличает большое разнообразие получаемого продукта. Это может быть календарь, плакат, коллаж, учебное пособие, разработанные рекомендации и т.п. Особое внимание уделяется возможности дальнейшего использования продукта на практике, например, в жизни класса, школы, а, в зависимости от качества и актуальности работы, города или страны.

2. Исследовательский проект имеет строгую структуру. Обязательным условием является обоснование актуальности выбранной темы, а также выделение основных задач исследования. Совместно с учителем обучающемуся необходимо выдвинуть гипотезу, произведя в последствии ее проверку. По окончанию работы должно производиться обсуждение полученных в процессе работы результатов.

3. Информационный проект представлен целенаправленной работой учащихся по сбору и обработке информации о каком-либо явлении или объекте. Полученные данные анализируются и обобщаются. По окончанию работы производится обнародование полученных результатов в формате статьи, доклада, буклета и так далее.

4. Творческий проект отличается от остальных проектов отсутствием детально проработанной структуры и подразумевает свободное оформление результатов. Итогом работы могут послужить театрализованное представление, создание видеофильма, спортивные игры и т.д.

5. Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации, так как воссоздает социальные или деловые отношения. В ходе проекта участники пробуют себя в образе различных литературных героев и исторических персонажей. Конечной целью данного проекта является проведение какого-либо мероприятия.

По комплектности выделяют два типа проектов.

1. Монопроекты. Такие проекты применятся для изучения конкретной области или учебной дисциплины.

При этом возможно применение информации из других учебных предметов, а также научной и практической деятельности.

2. Межпредметные (интегрированные) проекты. Данный тип проектной деятельности охватывает две и более дисциплины. Для выполнения интегрированного проекта необходима консультация учителей различных дисциплин. Такие проекты могут быть как небольшими, так и продолжительными. В процессе работы над проектом происходит интеграция школьных знаний друг в друга, позволяющая сформировать у учащихся целостную картину мира.

По характеру контактов между участниками проекта различают:

- внутриклассные;

- внутришкольные;

- региональные;

- межрегиональные;

- международные [3].

Проектная деятельность сложно структурирована и многогранна. В нее включены цель, задачи, функции, содержание, внутренние и внешние условия, результат. Присутствие важной проблемы в проекте, которая требует интегрированного знания, дает возможность учащимся не только усвоить учебный материал, но и развивает их мышление, самостоятельность и познавательную активность. По мнению А.И. Савенкова «Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» [4].

Проверка и подведение итогов проектной деятельности необходимы учащемуся и учителю, так как это позволяет дать оценку и соответственно самооценку результатов [5].

Конечный продукт проектной работы может быть представлен в письменном формате, например, это может быть эссе, реферат, отчет, стенд, газета и др.; в качестве творческой работы - театральный номер, музыкальное выступление, создание компьютерной анимации и др.; в виде материального объекта, такого как макет, или любое другое конструкторское изделие, соответствующее заявленной теме проекта.

Существование различных форм проектов способствует поиску новых подходов к реализации проектной деятельности. Методической разработкой учебных проектов занимаются многие педагоги различных образовательных организаций. Так, Н.М. Водянова в своей работе «Родному району - чистые водоемы», предлагает учебный прикладной проект по географии, целью

которого является формирование умений и навыков проектной деятельности у обучающихся 5-7 классов [6].

В методической разработке С.Н. Фоминых «Проектная деятельность на уроках географии» обосновывается применение метода проекта, в целях повышения эффективности и качества процесса обучения. Отмечается, что в ходе работы над проектом у учащихся формируется навык работать и мыслить самостоятельно, происходит повышение интереса к предмету, развиваются коммуникативные способности и творческая активность [7].

В последние годы сложилась стойкая система использования проектных технологий на уроках географии. Первое знакомство с методом проектов у учащихся происходит уже в 5 классе, когда начинается курс прохождения данной дисциплины. Работа над проектами продолжается до окончания образования в общеобразовательном учреждении. Безусловно, работы, выполняемые учениками 5 или 6 классов, не носят реальный исследовательский характер. Тем не менее, именно в этот период происходит формирование навыков по постановке цели, определению задач, умению формулировать основополагающие и проблемные вопросы, выдвижение гипотез, формулирование выводов и т.п. С каждым классом происходит повышение степени сложности проектных работ, систематическая работа над которыми, позволяет выйти на более высокий уровень в исследовательской деятельности.

Нами предлагается методическая разработка информационного проекта по географии для учащихся 5 классов на тему «Материки земного шара», основной учебной задачей которого является формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию различного содержания.

Тема проекта: «Путешествие по материкам Земли».

Цель работы:

1. Закрепление знаний, полученных на уроках, об особенностях природы материков, о странах, населении и его хозяйственной деятельности, достопримечательностях и т.д.

Задачи работы:

1. Составить маршрут путешествия, выделить основные пункты остановок.

2. Изучить основные пункты остановок.

3. Оформить маршрут на географической карте.

4. Презентация своего туристического маршрута с применением иллюстраций, карты, статистического материала.

5. Разработать памятку туристу, путешествующему по заданному маршруту.

Результатом данного проекта должно стать создание маршрута путешествия, а также получение углубленных знаний о материках земного шара.

Работа над проектом способствует развитию индивидуальности, творческого мышления, инициативы, а также умению применять полученные знания на практике.

В зависимости от типа проекта осуществляется раз-

ная система оценивания. Общими критериями, позволяющими оценить данный проект являются:

1. Даны обоснования выбора маршрута.

2. Произведена качественная обработка информации.

3. Осуществлено аккуратное оформление работы.

4. Выступление правильно сконструировано, обучающимся продемонстрирована готовность сотрудничать, обсуждать работу и отвечать на возникающие у слушателей вопросы.

При использовании педагогом проектной технологии на уроке географии одной из важнейших задач учителя становится создание условий для активации познавательной деятельности учащихся. Учитель выступает в качестве координатора и консультанта, в то время как роль исполнителя отводится выполняющим проектную работу. Успешному выполнению проектов школьниками способствуют не только их умения и навыки, но и личностные качества самого педагога. Учитель должен обладать творческом мышлением и широким кругозором, уверенно владеть учебным материалом.

Применение проектных технологий на уроках географии является необходимым звеном в школьном образовании. Это создает прочную связь между теоретическими знаниями и практической деятельностью, повышает познавательную активности у школьников, способствует их личностному росту и развивает ключевые компетенции.

Метод проектов (проектная технология) является одной из наиболее эффективных форм личностно-ориентированного обучения 8]. Он позволяет организовать самостоятельную деятельность обучающихся, с помощью решения задач учебного проекта. В процессе выполнения учебного проекта, учащиеся вовлекаются в активную учебно-познавательную работу, результатом, которой является формирование компетенции.

Личностным результатом, в соответствии ФГОС, является развитие у обучающегося в ходе образовательного процесса ценностного отношения к себе, одноклассникам, педагогу, а также к самому образованию и его результатам» [9].

К личностным результатам освоения курса «Проектная деятельность» относятся:

- повышение самооценки, самоуважения, удовлетворение от полученного успеха по итогу работы;

- улучшение коммуникативных навыков благодаря общению и сотрудничеству с учителем и другими учащимися [8].

Метод проектов позволяет реализовать основную цель современного образования - компетентностный подход, который подразумевает создание профильной школы. На сегодняшний день профильное обучение рассматривается как помощь обучающемуся в выборе дальнейшего образования, а также как подготовку учащегося к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

В результате освоения проектной технологии обу-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

чающимися будут освоены умения и навыки, необходимые в современном обществе. Проектная деятельность повышает качество образования, а также демократизирует стиль общения между учителем и учащимся.

Согласно ФГОС проектную деятельность рассматривается в нескольких направлениях:

- процесс как работа по выполнению проекта,

- результат продукт в форме материализованного продукта,

- демонстрация образовательного достижения обучающегося посредством защиты проекта[9].

Использование проектной деятельности становится все более актуально в современной педагогике. Это обу-

словлено тем, что благодаря такой форме самостоятельной работы у детей наиболее эффективно формируется культура умственной деятельности.

Знания, умения и навыки, полученные в школе, являются фундаментом образования человека. Развитие не только интеллектуального, но и творческого потенциала у обучающихся вошло в требование современного школьного образования [10]. Метод проектных технологий развивает мотивацию и интерес у школьников, а также прививает азы сотрудничества и совместной деятельности. Проектная технология рассматривается как самостоятельная структурная единица воспитательного и образовательного процесса.

Библиографический список

1. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании. URL: ftp://lib.herzen.spb. ru/text/belova_35_76_2_30_35.pdf

2. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. [Текст] / И.И. Джужук. Ростов на Д., 2004. 180 с.

3. Полат Е.С., БухаркинаМ.Ю., МоисееваМ.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2009. C. 71.

4. СавенковА.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учеб. пособие. М., 2006. С. 231.

5. Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005 112 с. (Метод. биб-ка)

6. https://uchportfolio.ru/S6412979602/?page=54661

7. https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2020/03/22/metodicheskaya-razrabotka-proektnaya-deyatelnost-na-urokah

8. Белухин А.Д. Личностно-ориентированная педагогика. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2014. 448 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки российской федерации 2012. - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/, свободный. - Загл. с экрана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Школьная проектная лаборатория / авт.-сост. Н.В. Кашлева, Ж.В. Дмитриева, Т.В. Игнаткина. Волгоград, 2009.

References

1. Belova T.G. Research and project activities of students in modern education. URL: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/belova_35_76_2_30_35.

pdf

2. Dzhuzhuk I.I. Method of projects in the context of personality-oriented education: dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01. [Text] / I.I. Juzhuk. Rostov on D., 2004. 180 p.

3. PolatE.S., BukharkinaM. Yu., MoiseevaM.V., PetrovA.E. New pedagogical and information technologies in the education system: textbook. 4th ed. M .: Publishing center "Academy", 2009.Pp.71

4. Savenkov A.I. Psychological foundations of the research approach to teaching: Textbook. allowance. M., 2006. p. 231.

5. Pakhomova N.Yu.Method of a training project in an educational institution: A guide for teachers and students of pedagogical universities. 3rd ed., Rev. and add. - M .: ARKTI, 2005 112 p. (Method. Bib-ka)

6. https://uchportfolio.ru/S6412979602/?page=54661

7. https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2020/03/22/metodicheskaya-razrabotka-proektnaya-deyatelnost-na-urokah

8. Belukhin A.D. Personality-oriented pedagogy. M .: Mosk. psychological and social institute, 2014. 448 p.

9. Federal state educational standard of basic general education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 N 1897) [Electronic resource] / Ministry of Education and Science of the Russian Federation -2012. - Access mode: https: // xn --80abucjiibhv9a.xn - p1ai /, free. - Title from the screen

10. School design laboratory / author-comp. N.V. Kashleva, Zh.V. Dmitrieva, T.V. Ignatkin. Volgograd, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.