Научная статья на тему 'Использование метода проектов при подготовке интегрированного урока'

Использование метода проектов при подготовке интегрированного урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзаева Марьям Мирзаевна, Гаджиев Гаджияв Магомедович

В статье рассматривается проектировочная деятельность, как метод подготовки интегрированного урока, приведены этапы разработки интегрированного обобщающего урока в 11 классе на тему: «Электромагнитные колебания и волны».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов при подготовке интегрированного урока»

64

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

УДК 371.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

© 2013 Мирзаева М. М., Гаджиев Г. М. Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается проектировочная деятельность, как метод подготовки интегрированного урока, приведены этапы разработки интегрированного обобщающего урока в 11 классе на тему: «Электромагнитные колебания и волны».

The article deals with the design activities as a method of preparation of the integrated lesson, shows the stages of development of an integrated synthesis of the lesson in 11th form on the theme: «Electromagnetic oscillations and waves».

V stat’e rassmatrivaetsja proektirovochnaja dejatel’nost’, kak metod podgotovki integrirovannogo uroka, privedeny jetapy razrabotki integrirovannogo obobshhajushhego uroka v 11 klasse na temu: «Jelektromagnitnye kolebanija i volny».

Ключевые слова: метод проектов, проектирование интегрированного урока, интеграция, интегрированный урок.

Key words: project method, designing an integrated lesson, integration, integrated lesson.

Kljuchevye slova: metod proektov, proektirovanie integrirovannogo uroka, integracija, integriro-vannyj urok.

Важное место при подготовке интегрированных уроков занимает проектировочная деятельность. Она позволяет организовать эффективную самостоятельную работу студентов по решению методических проблем, делает этот процесс более осмысленным и целостным. Такая работа может выполняться индивидуально и в группе.

Вариантами методических проектов может быть построение и обоснование системы межпредметных связей физики и другого предмета с указанием способов ее реализации в учебном процессе (групповой проект), разработка интегрированного урока по конкретной теме с обоснованием его содержания и подобранных приемов (индивидуальный проект), составление системы межпредметных задач для установления связей между физикой и другим предметом (индивидуальный проект по разработке дидактических средств), разработка презентаций с межпредметным материалом по теме с использованием компьютерных моделей, компьютерных лабораторных экспериментов и пр. (индивидуальный или групповой проект), разработка межпредметного курса по выбору для предпрофильной подготовки и т. д.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают зна-

ния, умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов [1], или способ организации самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, направленной на разработку и выполнение учебного проекта. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой -интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [2].

Проектная деятельность предполагает действия по определенному плану, алгоритму. Его общие основные этапы:

1 этап. Погружение в проект

- Поиск и анализ проблемы.

- Формулирование целей (и исходной гипотезы).

2 этап. Организация деятельности

- Планирование проектной работы по этапам.

- Выбор критериев оценки результатов деятельности

3 этап. Осуществление деятельности

- Поиск оптимального решения задачи проекта.

- Выполнение проекта.

- Оценка результатов.

Психолого-педагогические науки •••

4 этап. Презентация

- Представление и защита проекта

С этими этапами, а также с образцом реализации студенты знакомятся на лекции, на практических занятиях - выполняют простой проект для отработки плана деятельности.

Рассмотрим проектирование интегрированного урока.

Интегрированный урок - урок, направленный на рассмотрение и решение какой-либо межпредметной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность; это урок, цель которого может быть достигнута лишь при использовании знаний из разных дисциплин. На интегрированных уроках осуществляется синтез знаний различных наук, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний. Подобные уроки лучше проводить в старшей школе, но возможны они и в основной.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала [4]. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. При построении такого урока один из предметов является стержневым. Он задает тему, вокруг которой группируется материал из других учебных предметов. Тема урока, выражающая проблему одного предмета, определяет главный интерес школьников, фокусирует его на учебном материале. Учебный материал других предметов поддерживает этот интерес в течение всего урока или является вспомогательным, позволяет лучше понять основной.

Разработка урока предполагает выполнение определенных действий, деятельность по плану:

1) формулирование цели и задач урока;

2) анализ содержания физического материала, выделение тех его состав-

65

ляющих (знаний), которые позволят установить межпредметные связи;

3) анализ уровня знаний учащихся по предметам, с которыми устанавливаются межпредметные связи (по программам и учебникам);

4) составление плана урока с указанием рассматриваемого материала по предметам (можно в виде таблицы);

5) отбор дополнительного материала по предметам, с которыми устанавливаются межпредметные связи, определение вида межпредметных связей;

6) определение форм организации деятельности участников учебного процесса (коллективная, групповая, индивидуальная);

7) подбор оптимальных методов и средств к каждому этапу;

8) составление плана-конспекта урока, корректировка его содержания;

9) определение способов представления результатов урока (краткая запись, таблица, схема);

10) определение способов оценки достижения цели (беседа, анкета).

Студентов нужно обучить целепола-ганию при формировании межпредметных связей. Диагностируемая цель задается через ожидаемые результаты. Причем задание ее для учителя (дидактическая, методическая цель) и для учащихся несколько различно, цель для учителя «развертывается» в цели для учащегося.

Если интегрированный урок является уроком совершенствования знаний и умений, то главная его цель - формирование обобщенных межпредметных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, учатся их применять в ситуациях, решение которых возможно лишь на интегративной основе. Значит, в соответствии с целью, весь материал урока должен «работать» на формирование умения в специально организованной деятельности (умение - способ деятельности). Как правило, оно формируется по схеме алгоритм - алгоритмическое предписание - самостоятельная деятельность.

Если интегрированный урок - урок формирования новых знаний, то его

66

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

планируемым результатом будет новое (интегративное) знание (например, общее для нескольких предметов понятие). Можно заметить, что цели для учащихся звучат как вопросы, как проблема, которая будет решена на уроке.

Рассмотрим этапы разработки интегрированного обобщающего урока в 11 классе «Электромагнитные колебания и волны» (физика с биологией и медициной). Главная цель такого урока - систематизации и обобщение знаний, результат его - система знаний, поэтому формулировка целей близка. В данном случае она будет звучать следующим образом:

- для учителя (методическая): сформировать систему знаний об электромагнитных колебаниях и волнах и их значении для живых организмов;

- для учащихся: систематизировать знания по теме и выявить, какую роль играют электромагнитные колебания и волны для живых организмов.

Материал для реализации данных целей довольно обширен, но и возможности его в формировании миропонимания велики, поэтому целесообразнее отвести на данный урок 2 часа, а также часть сведений можно предложить подготовить учащимся в виде сообщений. В основу содержания урока должны быть положены знания по физике из данной темы, биологический материал будет дополнительным. Учащимся на предыдущем уроке (или ранее) дается задание повторить материал по учебнику физики, а также некоторые темы по биологии или ОБЖ («Клетка», «Нервная система», «Ядерное оружие. Защита от ядерного оружия», «Биологические ритмы и работоспособность человека»).

После постановки цели необходимо очертить планируемый результат по физике (основной предмет), т. е. построить систему знаний (Рис. 1). Это должен сделать учитель, затем схема будет постепенно составляться в ходе урока.

Рис. 1. Система знаний по теме «Электромагнитные колебания и волны»

На основе анализа материала выявляются основные понятия и закономерности, связи (внутрипредметные) между ними. Из них выбираются ключевые для обращения к материалу по биологии и медицине (при знакомстве с информацией по этому предмету возможны до-

полнения), определяется, каким образом он будет представлен - рассказ учителя, беседа, демонстрация, сообщение учащихся, фрагмент видеофильма, результаты домашнего эксперимента и пр.

Планирование урока начинается с анализа содержания схемы. Во-первых, зна-

Психолого-педагогические науки •••

чительная часть биолого-медицинского материала - прикладная (медицина). Этот материал практически не рассматривается в биологии, но он интересен, найти его можно в сети Интернет, книгах по биофизике, научно-популярной литературе. Частично он может быть рассказан учителем, частично (например, о физиотерапии, электрокардиографе, воздействии высокочастотных излучений электроподстанций, микроволновой печи, сотовой связи и т.д. на человека) - подготовлен учащимися в кратких сообщениях. Знания о разряде ската и др. «электрических» животных, о автоколебательных системах организма, раздражимости клеток и нервном импульсе актуализируются в беседе.

Во-вторых, физический материал состоит из двух взаимосвязанных частей -о колебаниях и волнах, именно они составляют основное систематизируемое содержание. Ранее говорилось, что урок данного типа начинается с повторения (актуализации) знаний, в данном случае о двух объектах изучения физики - электромагнитных колебаниях и электромагнитных волнах. Это можно сделать в виде опроса или беседы, второй вариант предпочтительней, т. к. активизирует работу всех учащихся и позволяет сразу строить логические связи. Схема беседы такова: что такое э/м колебания - какие они бывают - как можно получить - каковы их свойства и характеристики и т. д. Затем - так же для волн, сначала «перекинув мостик» между понятиями «колебания» и «волны» - колебания и колебания, распространяющиеся в пространстве (смысловые понятийные связи). Важно, что при рассмотрении э/м колебаний и волн устанавливаются аналогии с механическими (для этого можно использовать систематизированный материал по этой теме). Получив систему

67

знаний по физике, дополняем ее знаниями из медицины и биологии (отдельная подсистема прикладных знаний - фактологические связи).

Таким образом, план урока такой:

- актуализация физических знаний по теме «Электромагнитные колебания» с постепенным включением их в систему в логике изучения;

- установления связи между понятиями «электромагнитные колебания» и «электромагнитные волны»;

- актуализация физических знаний по теме «Электромагнитные волны» с постепенным включением их в систему;

- выявление межпредметных связей физики с биологией и медициной на уровне фактов;

- подведение итогов.

Возможен и несколько иной подход к выявлению межпредметных связей -сразу по включении элемента физического знания в схему выясняется, где и как применяется это знание в биологии или медицине. Но, по нашему мнению, это не очень эффективно, т. к. смешение предметов сделает менее ясной систему физических знаний по теме. Устанавливаем формы организации деятельности на каждом этапе - это сочетание коллективной и индивидуальной работы. Основные методы мы уже определили -беседа, сообщения учащихся, построение системы знаний, из средств возможно использование рисунков, фотографий, видеофрагментов, презентаций учащихся к сообщениям, а также физический эксперимент - в самом начале рассмотрения подсистем знаний «электромагнитные колебания» и «электромагнитные волны» (их получение).

Дальше подготавливается развернутый план-конспект с вопросами для бесед, с демонстрациями и т. д., со способом оценки достижения цели.

Примечания

1. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д. : Учитель, 2001. 2. Российская педагогическая

энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 2. М. : Большая Российская энциклопедия,

1998. 672 с. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. М. : Академия, 1999. 224 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование». Квалификация (степень) «бакалавр». М., 2009. 25 с.

Notes

1. Kul'nevich S. V., Lakotzenina T. P. Quite unusual lesson: Practical guide for teachers and classroom assistants, students of secondary and higher pedagogical educational institutes, students

68

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

of the IPK. Rostov on Don: Teacher, 2001. 2. Russian pedagogical encyclopedia: In 2 parts / The main editor is V. V. Davi'dov. P. 2. M. : Big Russian encyclopedia, 1998. 672 p. 3. New pedagogical and informational technologies in the education system: Textbook. for students. of ped. universities and system of qualified ped. Personnels / ed. by E. S. Polat. M. : Academy, 1999. 224 p. 4. Federal state educational standard of higher professional education on the direction of preparation «Pedagogical education». Degree «bachelor». M., 2009. 25 p.

Primechanija

1. Kul'nevich S. V., Lakotzenina T. P. Sovsem neobi'chni'i urok: Prakticheskoe posobie dlya uchitelei i klassni'h rukovoditelei, studentov srednih i v'sshih pedagogicheskih uchebni'h zavedenii, slushatelei IPK. Rostov n/D.: Uchitel', 2001. 2. Rossiiskaja pedagogicheskaja entziklopedija: V 2-h t. / Gl. Redactor V. V. Davi'dov. T. 2. M. : Bol'shaja Rossiiskaja entziklopedija, 1998. 672 c.

3. Novi'e pedagogicheskie I informatzionni'e tehnologii v sisteme obrasovanija: Ucheb. Posobie dlja studentov ped. vuzov i sistemi' povi'shenija kvalif. ped. kadrov / pod red. E. S. Polat. M. : Akademija,

1999. 224 c. 4. Federal'ni'i gosudarstvenni'i obrasovatel'ni'I standart vi'sshego professional'nogo obrasovanija po napravleniju podgotovki «Pedagogicheskoe obrasovanie». Kvalifikatzija (stepen') «bakalavr». M., 2009. 25 c.

Статья поступила в редакцию 29.11.2013 г.

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

© 2013 Мугаджирова А. С. Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрываются особенности решения проблемы личности ребенка с помощью арт-терапии, предполагающей использование разнообразных изобразительных средств, с помощью которых он может выразить содержание своего внутреннего мира.

The article deals with the features of the solution of the problems of the child’s personality through art therapy involving the use of diverse pictorial means by which he can еxpress the content of your inner world.

V stat’e raskryvajutsja osobennosti reshenijaproblemy lichnosti rebenka spomoshh’ju art-terapii, predpolagajushhej ispol’zovanie raznoobraznyh izobrazitel’nyh sredstv, s pomoshh’ju kotoryh on mozhet vyrazit’ soderzhanie svoego vnutrennego mira.

Ключевые слова: арт-терапия, ребенок, терапевт, педагог, дети-сироты, детский дом, адаптация, эффект, процесс, чувства, среда.

Keywords: art-therapy, child, therapist, teacher, orphan, orphanage, adaptation, effect, process, feelings, environment.

Kljuchevye slova: art-terapija, rebenok, terapevt, pedagog, deti-siroty, detskij dom, adaptacija, jeffekt, process, chuvstva, sreda.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дети, лишенные родительской опеки, воспитывающиеся в детских домах, помимо проблем, связанных с их сиротством имеют проблемы в психологопедагогическом развитии, в частности повышенный уровень агрессии. Причины возникновения данного явления вторичны: ощущение отторгнутости и заброшенности вследствие неудач в фор-

мировании родительской привязанности, возникновение впоследствии негативной «я-концепции», дефекты в становлении идентичности. При неустойчивости, спутанности, противоречивости и неопределенности «Я-концепции» неизбежно постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта, как правило, выливающегося в агрессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.