Протокол судебного заседания. Линия обвинения
Участники процесса Приведенные аргументы Их доказан- ность Проверка подлинности свидетелей Оспаривание, критика аргументов обвинения
Прокурор
Свидетель
Свидетель
Свидетель
Свидетель
Специалист (историк)
Общий итог
Примечание: протоколы заполняет помощник судьи, фиксируя в словесной форме (а в третьей и четвертой колонках возможно использование знаков + и - ) результаты работы групп. А в первой колонке вписываются в каждую клетку фамилии учеников, играющих указанные роли, и имена исторических персонажей, являющихся свидетелями.
В статье рассмотрен опыт применения наиболее эффективных форм и методов обучения программированию, которые в то же время могли бы способствовать повышению мотивации учащихся. Использование проектной деятельности на уроках решает эту проблему особенно удачно.
Новикова Елена Игоревна,
учитель информатики МОУ СОШ № 2 г. Геленджик Краснодарский край
Использование метода проекта на уроке информатики с целью повышения мотивации школьников
Как можно использовать проектную методику на уроках информатики?
Ключевые слова: мотивация школьников, метод проектов, информационные технологии в образовании, методы обучения программированию, проектная деятельность, деятельностный способ обучения, бесконфликтная педагогика.
Если в мозг подавать не подкрепляемую чувствами (эмоциями) информацию, то в коре его формируются центры нейтрализации этой информации.
И.П.Павлов
В задачи курса «Информатика и информационные технологии» входит формирование мышления, адекватного современным требованиям, поэтому необходимо учить детей самостоятельно мыслить, при-
Приложение 2
Список свидетелей, представленных стороной обвинения:
1. Андрей Курбский, князь, член Избранной Рады, впоследствии бежавший в Литву
2. Филипп Колычев, митрополит
3. Генрих Штаден, опричник Ивана Грозного
4. Елизавета I Тюдор, английская королева.
Список свидетелей, представленных стороной защиты:
1. Анастасия Романовна Захарьина - Юрьева, первая жена Ивана IV
2. Макарий, митрополит
3. Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири (список свидетелей защиты на одну позицию короче, чем список свидетелей обвинения, т.к. в группу защиты входит также подсудимый, который тоже может давать показания. Мы старались делать группы одинаковыми по численности)
влекая для этой цели знания из разных областей, развивать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
В настоящее время прослеживается тенденция уменьшения объема изучаемого материала по теме «Алгоритмизация и программирование», несмотря на его учебновоспитательную значимость (развивается умение предвидеть, прогнозировать, планировать, управлять). Наблюдается и снижение уровня мотивации к освоению данного материала. Так как наличие большого количества интересных прикладных программ значительно уменьшает интерес учащихся к изучению программирования. Тема сложна, материал традиционно излагается в довольно сухой форме, и дети, не склонные к изучению точных наук, не проявляют к теме должного интереса.
Проблема становится острее также в связи с тем, что традиционно олимпиады по информатике включают в себя задания по программированию, требующие от учащихся повышенной подготовки. И в материалах ЕГЭ по предмету так же самый большой процент заданий относится к теме «Алгоритмизация и программирование». Поэтому возникает необходимость в поиске наиболее эффективных форм и методов обучения программированию, которые в то же время могли бы способствовать повышению мотивации учащихся.
Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для ребенка. Основное условие всякого обучения - наличие стремления к приобретению знаний.
Ведущей деятельностью младшего подросткового возраста по утверждению психологов является стремление к общению, у них снижается учебная мотива-
ция; появляется страх быть непризнанным среди ровесников; а еще 12-13 лет считается оптимальным возрастом для развития навыков решения проблем.
Младший подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональностью. А это значит, что знания, не подкрепленные телесным опытом или чувственным впечатлением, не усваиваются. Чувства и эмоции - важнейшая сторона личности, неразвитость которой с возрастом ведет к снижению интеллектуальных способностей.
Поэтому организация учебной деятельности методом проектов особенно благоприятна именно для детей этого возраста. Работа над проектом развивает их коммуникабельность, дает возможность проявить индивидуальные способности в различных направлениях проектной работы, у каждого ребенка есть возможность проявить свои лучшие качества и заслужить похвалу.
Для развития и поддержания высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроке я использую метод проектов. Суть метода проектов заключается в том, что всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка. Метод проектов в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства. Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию. Использование этого метода делает учебный процесс творческим, сжатым, а ученика - раскованным и целеустремленным.
Ученикам интереснее работать с теми программными средами, где результаты их деятельности не заставляют себя долго ждать. Обучение программированию, напротив, процесс длительный и кропотливый, требующий умения сосредоточиться и упорно
двигаться к поставленной цели. Поэтому возникает необходимость в поиске наиболее эффективных форм и методов обучения программированию, которые могли бы способствовать повышению учебной мотивации учащихся. В рамках проекта происходит интеграция тем «Программирование» и «Компьютерные технологии». Учащиеся решают не только задачи по программированию, но и совершенствуют свои навыки работы с графическим, текстовым редакторами, осуществляют поиск, классификацию информации, учатся ориентироваться в файловой структуре носителей.
Благодаря наглядности среды ребенок практически сразу видит результат своей работы, может проанализировать и исправить ошибки, а, значит, не бояться их. Это очень важно, ведь именно страх совершить ошибку зачастую заставляет ребенка не выполнять ту или иную работу, отказываться от более сложной и интересной идеи, заменяя ее простым шаблоном. Только в процессе многоплановой работы может появиться положительная мотивация обучения. Когда ребенку интересно на уроке, он сам стремится к познанию нового, и учителю остается только правильно направлять и корректировать этот путь. И тогда обычный «троечник» превращается в талантливого художника, дизайнера или аниматора с неординарным мышлением и индивидуальным восприятием окружающего мира.
Работа над учебным проектом позволяет мне выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную работу. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки для самостоятельной работы. Новые знания для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но только в момент его востребованности обучающимися. Проведение уроков в рамках проекта велось по схеме:
В начале первого урока детям были даны необходимые ЗУН, затем они самостоятельно работали над проектами, в результате чего у них возникали вопросы, и обнаруживалась недостаточность знаний. Все эти проблемные моменты ложились в основу первой части следующего урока (части получения ЗУН). Таким образом, ученики сами составляли запрос на необходимые для их дальнейшей работы в рамках проекта ЗУН.
і
Урок 1: ЗУН Творческая работа в рамках
проекта
Вопросы
Проблемы
Недостаточность знаний
V
Урок 2: ЗУН Творческая работа в рамках
проекта
г Урок N Презентация и защита проекта
Работа над индивидуальным проектом развивает у детей умение планировать свою деятельность, логическое мышление, творческие способности; возрастает учебная мотивация. Дети учатся получать знания самостоятельно, пользоваться приобретенными навыками для решения практических задач. Учащиеся развивают свои коммуникативные навыки (автор проекта постоянно контактирует с другими учениками, преподавателем). Положительная мотивация к обучению, формируемая при использовании метода проектов, является мощным фактором сохранения и разви-
тия здоровья детей. Школьники, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении целей, предпочитают задачи повышенной сложности.
Результативность использования метода проектов подтверждается победами учащихся: на городском конкурсе программ и технологий; на Всероссийской открытой олимпиаде «Созвездие», на предметных олимпиадах муниципального и зонального уровня. А так же высокими баллами набранными выпускниками, сдавшими ЕГЭ по информатике.
Данная статья посвящена проблемам и способам пропедевтического формирования у учащихся начальных классов умений проектирования; развитию творческой активности детей.
Мошняга Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина pza641@mail.ru
Активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе при использовании в начальной школе метода проектов
Как активизировать учебный процесс и повысить личную заинтересованность ученика в проектной деятельности?
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, мировоззрение, развитие способностей к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Л'роектная деятельность - относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее.
Проекты в младших классах это очень проблематичная, трудная работа, так как дети слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Одна оговорка - речь, скорее всего не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно это только элементы проектной деятельности в ее классическом понимании.
Проект - цель, которую ребенок понял, принял, реализовал в процессе деятельности. Слово «проект» произошло от латинского слова - «брошенный впе-
ред», то есть это замысел, план для достижения поставленной цели.
Учебный проект - это совокупность заданий учащимся, проблемы, которую надо решить, способов ее решения, форм организации взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности
и, наконец, анализа результата и сопоставления его с предварительной гипотезой или намеченной целью.
Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность и интерес к работе.
Проект, несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформулировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот отойдут от самоуверенности и поймут, что без труда ничего не добиться. Ученик учится работать в коллективе, учится брать на себя ответственность и решать поставленные вопросы.
Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью с учащимися младших классов необходимо также помнить о том, что для них характерны невысокий общий образовательный уровень, несформиро-ванность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация и быстрое переключение внимания. Потому в младших классах учитель только знакомит учащихся с алгоритмом процесса исследования (его этапами).
Приступая к работе надо помнить, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативные. Поэтому, если тема выбрана приступать нужно к ней немедленно, пока не угас интерес, с учетом гендерных различий детей.
Главным смыслом исследования в рамках образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата.