Государственно-частное партнерство как форма привле- действие Федерального закона № 224-ФЗ создало основу
чения дополнительных инвестиционных ресурсов требует для формирования необходимой законодательной базы в
дальнейшего изучения и совершенствования. Использование сфере ГЧП, но в настоящее время существует значительное
налоговых методов поддержки частной инвестиционной ини- количество неурегулированных вопросов в части налогообло-
циативы, как на федеральном, так и на региональном уровнях жения государственно-частного партнерства, препятствующих
должно опираться на стабильное и детально проработанное его эффективному развитию. Законодательное определение
налоговое законодательство, создающее предпосылки для всех основных условий исчисления налогов при реализации
увеличения прозрачности бюджетной и налоговой политики проектов ГЧП в ближайшем будущем повысит предсказуемость
страны и повышения эффективности государственной эко- ведения бизнеса на территории РФ и будет способствовать
номической политики Российской Федерации. Введение в улучшению инвестиционного климата в России.
Литература
1. Ravinder K. Public-private Partnerships and E-governance: An Indian Experience. Chengdu, Univ Electronic Science & Technology China Press, 2009, pp. 3-10.
2. Van Haaften W.F., Van Engers T.M. Private Financing of Road Taxation. Electronic Government and Electronic Participation. Amsterdam, Ios Press, 2014, pp. 185-194.
3. Sengupta U. Government intervention and public-private partnerships in housing delivery in Kolkata. Habitat International, 2006, vol. 30, no. 3, pp. 448-461.
4. Min H., Jun C.Y. Public-private partnerships for the development of port hinterlands and their ramifications for global supply chain management. Maritime Economics & Logistics, 2014, vol. 16, no. 3, pp. 250-275.
5. Schwartz, P. Public Private Partnerships and Government Services in Least Developed Countries: Regulatory Paradoxes. Developments in Services of General Interest, 2011, pp. 197-230.
6. Private Participation in Infrastructure Database. Режим доступа: https://ppi.worldbank.org/visualization/ppi.html#sector=&status =&ppi=&investment=®ion=&ida=&income=&ppp=&mdb=&year=&excel=false&map=&header=true.
7. Официальный сайт Группы Всемирного банка. Режим доступа: https://ppi.worldbank.org.
8. Private Participation in Infrastructure (PPI) ANNUAL REPORT. 2017. Режим доступа: http://ppi.worldbank.org/~/media/GIAWB/PPI/ Documents/Global-Notes/PPI_2017_AnnualReport.pdf.
9. Официальный сайт платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА». Режим доступа: http://www.pppi.ru/.
10. Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации.Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdf.
11. Исследование рынка государственно-частного партнерства в России: Проблемы и перспективы развития. «АйПиТиГруп», 2016. Режим доступа: http://iptg.ru/upload/iblock/5a5/5a5d4440ca6eec9837c16003dc2f69c2.pdf.
12. Yang T., Long R.Y., Li W.B. Suggestion on tax policy for promoting the PPP projects of charging infrastructure in China. Journal of Cleaner Production, 2018, vol. 174, pp. 133-138.
13. Герман А.А., Макарова В.А. Влияние налоговых льгот на инвестиционную деятельность российских корпораций // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2017. № 4 (84). С. 73-82.
14. Официальный сайт Правительства России. План мероприятий («дорожная карта») по развитию инструментария государственно-частного партнерства.Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Vz5AJIaGycR7wLxmfDAfGGR0xxBKURKa.pdf.
15. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». //Consultant.ru document/cons_doc_LAW_182660/ Дата обращения: 15.07.2018
использование метода моделирования в управлении предпринимательством
A.A.Горбунов,
завкафедрой экономики и менеджмента Смольного института Российской академии образования (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
gorbunov39@bk.ru
Е.В. Песоцкая,
профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук
А.Х. Хакимов,
докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
В статье анализируются общенаучные подходы к социально-экономическому моделированию: системный, функциональный, динамический, маркетинговый. С учётом специфики предпринимательской деятельности отмечается особое значение маркетингового подхода. Раскрываются базовые принципы маркетингового подхода и метода, и модели их использования в управлении предпринимательством.
Ключевые слова: предпринимательство, управление предпринимательством
УДК 338.142.2 ББК 65.29
Отличительной чертой предпринимательства является, как известно, высокая степень неопределенности и рисков. Их наличие и способность инициировать появление целого ряда негативных тенденций предопределяет повышение требований,
предъявляемых к формированию управленческих решений, обеспечению их результативности и эффективности.
При формировании управленческих решений в предпринимательских структурах (как стратегических, так и тактических)
следует опираться на использование метода познания сложных систем, который в общем виде можно интерпретировать, как метод моделирования. Конкретность и надежность данного метода доказана теоретически и подтверждена практически. Несмотря на богатый опыт его использования в отечественной и зарубежной практике, в различных отраслях и хозяйственных сферах, не удалось, к сожалению, достичь полной обоснованности методического инструментария, применяемого в модельных построениях и в процессе реализации конкретных моделей. В этой связи не теряет своей актуальности проблема формирования механизмов, способных использовать все преимущества метода моделирования и свойственного ему потенциала развития в системе управления предпринимательством.
Социально-экономическое моделирование, как самостоятельное явление [1], опирается на ряд общенаучных подходов. Основными из них являются: системный, функциональный, динамический, маркетинговый [2].
Системный подход рассматривает объект моделирования, в качестве которого выступает, в данном случае, предпринимательская организация, в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости всех его элементов. С позиций системного подхода предпринимательская организация есть целостный, системно-организованный объект и ему безусловно присущи все свойства систем, сформированные на принципах абстрагирования от конкретных условий, в которых функционирует система, от ее природы, масштаба, специфики.
Применительно к задачам управления предпринимательской организацией, системный подход выражается, прежде всего, в концентрации внимания на внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях, а также взаимосвязях и взаимозависимостях между организацией и сложноустроенной предпринимательской средой.
Функциональный подход рассматривает предпринимательскую организацию в совокупности ее главных и второстепенных функций. В его рамках формируется оптимальное состояние и соотношение функциональных качеств организации. Функциональный подход позволяет решать целый ряд управленческих задач. На его основе выстраивается, в частности, организационная структура предпринимательской единицы, определяются возможные направления ее организационного развития. В стратегическом плане функциональный подход выражается в определении структуры функций, реализуемых на различных рыночных сегментах, что сопряжено с определением перспективных параметров спроса, конкуренции, возможностью установления рыночных контактов и взаимодействий с другими факторами, детерминирующими выбор стратегии функционирования и развития организации предпринимательского типа.
Суть динамического подхода заключается в исследовании предпринимательской организации с позиции диалектического развития. Рассматривается ретроспективная динамика развития организации в длительном периоде, определяются устойчивые тенденции и прогнозируются параметры, которые могут быть достигнуты в обозримой перспективе. Применительно к тем предпринимательским организациям, которые еще не накопили достаточного опыта, не обладают длительным периодом функционирования, ретроспективный анализ может проводиться с использованием аналогового метода. Если и использование аналогового метода невозможно (отсутствуют аналоги), говорить о применении динамического подхода не приходится. При этом важно понимать и учитывать, что если хотя бы один из ключевых научно-методологических подходов при формировании управленческих решений не используется, точность и надежность этих решений снижается, а риски возрастают.
Маркетинговый или рыночно-ориентированный подход отражает стратегию достижения полного количественного и качественного соответствия продуктов, производимых предпринимательской организацией, и потребительского спроса. Его реализация осуществляется за счет создания в организации системы маркетингового обеспечения, призванной осуществлять все функции, присущие современному маркетингу.
В современных условиях маркетинговый подход к формированию управленческих решений упрочил свои позиции в системе общенаучных подходов. Восприятие маркетинга как комплекса тактических действий в области продвижения продуктов уступило место его интеграции как формирующего элемента в построении экономической логики предпринимательства, в определении его стратегических приоритетов, в разработке предпринимательской стратегии и соответствующей ей тактики, в масштабных, углубленных исследованиях рынков и определении рыночных закономерностей, в организации разнохарактерных действий, успешная реализация которых и позволяет предпринимательским организациям достигать максимально возможных эффектов в периодах различной п родолжител ьн ости.
Маркетинговый подход к управлению предпринимательством в наиболее полном виде может быть реализован за счет создания системы маркетингового обеспечения. Функционирование данной системы должно осуществляться по трем направлениям (функциям). Первая из функций заключается в проведении предварительного маркетингового исследования, в ходе которого исследуется и прогнозируется потребительский спрос в его количественных и качественных параметрах, определяется ключевой сегмент, анализируются конкурентные преимущества предпринимательской организации и перспективы их развития, а также анализируются факторы внешнего окружения и прогнозируется их динамика.
В ходе выполнения данной функции формируется стратегия маркетинга и стратегия управления маркетинговой деятельностью. Важно обеспечить органическую связь стратегии маркетинга с производственной стратегией и другими элементами стратегического управления. Такая связь обеспечивается комплексностью стратегического управления, детерминируемой его методологией.
Вторая функция, выполняемая системой маркетингового обеспечения, заключается в разработке, а затем и реализации плана маркетинга, в котором представлены основные цели и задачи в области маркетинга и конкретные мероприятия, с помощью которых эти цели и задачи могут быть достигнуты. В рамках данной функции осуществляется и реализация намеченных мероприятий, поддерживаемая соответствующими управленческими решениями.
Третья из функций маркетингового обеспечения — организация постоянного наблюдения за динамикой рынка и корректировка реализуемых решений. Успешное выполнение данной функции обеспечивается применением средств мониторинга [3]. Мониторинг рынка должен включать в себя следующую последовательность процедур:
• определение структуры рыночных подсистем, требующих изучения, наблюдения и постоянного анализа (подсистемы спроса, конкуренции, партнерства, внешнего воздействия и т.п.);
• определение структуры параметров, требующих наблюдения;
• формирование источника необходимой информации;
• определение способов обработки, анализа и использования информации;
• формирование методического инструментария, обеспечивающего верную интерпретацию информации и получение обоснованных результатов;
• определение направлений и способов корректировки мероприятий, осуществляемых системой маркетингового обеспечения.
Внедрение в практику маркетинговых обоснований средств мониторинга и обеспечивает, по сути, ту гибкость и адаптивность, которая отличает предпринимательство от других видов хозяйственной деятельности.
Особое внимание следует уделять методам проведения мониторинга. Если опираться на устоявшуюся и широко используемую точку зрения в отношении сути термина «мониторинг», то его следует идентифицировать, как наблюдение. Но такая трактовка вряд ли является полной. Более содержательная трактовка (предлагаемая в частности в [4]), которая рассмат-
ривает мониторинг, как единство трех последовательных процедур: наблюдение, анализ и прогноз*
Выполнение комплекса данных процедур обеспечивает не только непрерывное получение информации, необходимой для принятия верных управленческих решений, но и ее обоснование, всесторонний анализ, возможность разработки рекомендаций в области управления предпринимательством на принципах вариативности [5].
Если строго следовать методологии социально-экономического моделирования, то предварить модельные построения следует разработкой гипотез. Гипотезы формируются на основе предварительной информации и представляют собой, соответственно, предварительные суждения о динамике развития моделируемого объекта [6]. В управлении предпринимательством необходимость формирования гипотез возрастает вместе с возрастанием сложности объекта — предпринимательской организации, а также с возрастанием сложности и неопределенности рыночной среды, в которой она функционирует. Гипотезы в этих условиях всегда основываются не на доказательствах, а на предположениях, снабженных оценкой вероятности появления той или иной ситуации.
В структуре модельных построений в качестве основных, наиболее полных, структурно и содержательно завершенных и способных быть полностью реализованными выделяются программы и проекты. Программирование в данном случае проявляется в разработке комплексных программ развития предпринимательской организации, «встроенных» в единую логику моделирования.
Ключевой особенностью комплексной программы является формирование основной цели, которая может и должна быть достигнута в ходе реализации программных мероприятий и действий. Такая цель представляет собой модель ожидаемого результата, что, кстати, является еще одним проявлением использования метода моделирования в управлении предпринимательством.
Цели, как известно, могут выражаться и в количественных, и в качественных оценках. Но предпочтительнее использовать количественные параметры, т.к. на их основе значительно проще оценить впоследствии полученные результаты.
По отношению к единой цели осуществляется процедура последовательной декомпозиции, по результатам которой формируется еще одна модель, получившая называние «дерева целей».
Одновременно с целевым моделированием разрабатывается и модель ресурсного обеспечения. Ресурсные обоснования включают в себя две процедуры:
• определение объема ресурсов (всех видов), которые необходимы для реализации выдвинутых целей, с использованием укрупненных оценок или аналогового метода;
• определение объема ресурсов, которые могут быть привлечены к реализации целей, заявленных в комплексной программе.
Следует стремиться к полной сопоставимости объема необходимых и фактических ресурсов. В случае отсутствия такой сопоставимости неизбежна корректировка целевого блока.
По завершению формирования целей и задач следует приступать непосредственно к разработке мероприятий, предназначенных для реализации в рамках комплексной программы развития предпринимательской организации. При разработке таких мероприятий необходимо охватить все направления деятельности организации. Их структура должна соответствовать организационному устройству субъекта предпринимательства и быть взаимосвязанной.
Исключительно важно обеспечить согласованность намеченных мероприятий, их непротиворечивость и возможность взаимной поддержки (синергии). Необходимо исходить из принципа их полной ресурсной обеспеченности и уже на этой стадии охарактеризовать подходы к их организационному сопровождению.
Важной особенностью комплексной программы развития предпринимательской организации является обеспечение со-
* Такой подход к идентификации данного термина используется, например, в военной науке.
ответствия ее целей и мероприятий направлениям регионального регулирования, планам и приоритетам регионального развития, другим документам, регламентирующим отраслевое и территориальное развитие. Нельзя не отметить, что такие согласования отличает высокая сложность и трудоемкость. Сложность обусловлена, как сложностью самого моделируемого объекта, так и множественностью используемых в территориальном управлении регламентирующих документов. Однако такое согласование представляется совершенно необходимым. При этом важно не только учесть неизбежные ограничения, но и найти дополнительные стимулы к реализации программных мероприятий (например, в форме госзаказа).
Продолжительность периода, на который разрабатываются программные мероприятия, может быть различной. Она может ограничиваться сроком реализации комплексной программы, а может выходить за его пределы с обязательной фиксацией тех промежуточных результатов, которые должны быть достигнуты к периоду окончания программы.
Способом осуществления комплексной программы развития предпринимательской организации является инвестиционное проектирование — особая форма моделирования, имеющая реализационный характер. Такая форма опирается на единую методологию моделирования, но может осуществляться как модель последовательного или параллельного инвестиционного проектирования.
При последовательном инвестиционном проектировании программирование и проектирование рассматривается как единый, неразрывный процесс и вычленение такой стадии, как разработка проекта, имеет некоторую условность. На первой стадии разрабатывается собственно комплексная программа, а на второй осуществляется детализация и конкретизация программных мероприятий с учетом всей совокупности реализационных предпосылок, подкрепленных соответствующими инвестиционными обоснованиями. Мероприятия соответствуют целям и задачам программы и разрабатываются с использованием инструментария инвестиционного проектирования.
Последовательность в цепочке «программа-план» проявляется в данном случае наиболее полно, что с точки зрения возможностей для успешного внедрения программных мероприятий представляется весьма целесообразным, т.к. используется единая ресурсная схема, образуется единый цикл, началом которого является поиск инвестиций и выявление ресурсных резервов, а окончанием — детализированный план поступления инвестиций (с конкретизацией сроков, источников, последовательности). Такой подход позволяет снизить инвестиционные риски, но его целесообразно использовать не во всех случаях. Наибольший эффект может быть достигнут в ситуации, когда моделируемый объект представляет собой крупную, и главное, структурно целостную организацию, а комплексная программа его развития реализуется в один этап или содержит ограниченное число этапов, которые четко следуют один за другим. В этом случае результаты предпринимательской деятельности на предыдущем этапе являются стартовыми условиями для последующего. Параллельный режим проектирования используется в тех случаях, когда реализация программы осуществляется в совокупности ряда этапов. Причем некоторые или даже все промежуточные этапы могут начинаться до того, как полностью завершены мероприятия по предыдущему этапу, но уже получена часть важных промежуточных результатов. В этом случае создается достаточно сложная поэтапная структура процесса реализации, которая требует детальной, глубокой проработки, а также анализа и контроля собственно реализационного процесса, но достигается значительный эффект за счет экономии времени и внутренней синергии реализационных схем.
Как проявление параллельного подхода следует рассматривать ситуацию, когда одна комплексная программа реализуется с помощью нескольких инвестиционных проектов, стартующих и заканчивающихся в те же сроки, что и программа. Такая ситуация складывается, например, в тех случаях, когда комплексная программа развития предпринимательской организации состоит из ряда отдельных блоков. Блоки могут быть выделены по функциональному признаку (подразделения ор-
ганизации, выполняющие различные функции, выпускающие отдельные виды продукции) или по пространственному признаку (подразделения организации, размещенные на различных территориях), а также на «стыке» этих признаков или на условиях их детализации и поиска дополнительных признаков.
И последовательный, и параллельный режим отражает единство модельных построений и интерпретирует инвестиционное проектирование как механизм, развивающий и предметно ориентирующий программные установки, приближая их к условиям практики. Но оно представляет собой самостоятельный, методологически завершенный элемент моделирования, нуждающийся в собственном методическом обеспечении. В его основу закладываются положения инвестиционных концепций.
Формирование инвестиционных концепций следует интерпретировать как процесс разработки комплексной программы развития предпринимательской организации, с учетом ее целей, задач, ресурсов, что позволяет, в конечном счёте, разрабатывать инвестиционные проекты. Инвестиционный
проект — модель, которая полностью соответствует требованиям логической обоснованности, что обеспечивается ее соответствием единой логике моделирования и требованиями практической реализуемости. Второе из требований диктует необходимость применения методов, объединенных в рамках управления проектом. Управление проектом есть процесс управления ресурсами проекта (финансовыми, материально-техническими, трудовыми, интеллектуальными и другими) на протяжении жизненного цикла проекта — периода времени от его начала до его окончания. При этом дифференцированно (в зависимости от специфики стадий жизненного цикла) используется методический инструментарий, вобравший в себя положения ряда экономических и инженерно-экономических дисциплин, теории управления в ее «классической» и современной методологии, экономики и организации производства, техники и технологии, теории маркетинга, а также положения предпринимательской парадигмы, видоизменившей традиционные представления о механизмах, моделях и методах ведения производственно-хозяйственной деятельности.
Литература
1. Томша П.П., Лобанов О.С., Минаков В.Ф. Основа для определения объективной оценки эффективности организационной структуры // Международный научно-исследовательский журнал= Research Journal of International Studies. — 2015. — № 3-3 (34). — С. 89-90.
2. Песоцкая Е.В. Селютина Л.Г., Управление жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки: монография. — СПб.: ВВМ, 2006. — 272 с.
3. Селютина Л.Г., Песоцкая Е.В. Управление инновационно-инвестиционными процессами в строительстве: Монография. — СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2011.
4. Менеджмент: учебник для бакалавров / Под ред. А.Н. Петрова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 645 с.
5. Минаков В.Ф. Информация как фактор производства // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки. Материалы международной научно-практической конференции. — Нефтекамск: ООО «Наука и образование». — 2015. — С. 212-216.
6. Минаков В.Ф., Корчагин Д.Н., Король А.С., Шевцов М.А. Пустахайлов С.К. Математическое моделирование автоматизированных информационных процессов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2006. — № 3. — С. 15-19.
7. Горбунов А.А., Асаул А.Н., Заварин Д.А., Особенности инвестиционного планирования инновационных инвестиционно-строительных проектов // Экономика строительства. — 2015. — №3. 1.5п.л
8. Горбунов А.А., Буянов О.В. Государственная поддержка предпринимательства в сфере строительства малоэтажного жилья // Проблемы современной экономики — 2015. — №4(53). — С.224-227.
9. Горбунов А.А. Буянов О.В. Оценка эффективности государственной поддержки предпринимательства в сфере строительства малоэтажного жилья // Вестник Национальной академии туризма. — 2015. — №19. — С.100-104.
классификация инноваций в промышленности как предпосылка
для принятия оптимальных управленческих решений в бизнесе
М.А.Горенбургов,
профессор кафедры туризма и гостеприимства Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук gorenburgow@mail.ru
В.В. Гончаров,
докторант Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук gonchww@gmail.com
Статья посвящена проблеме эффективного поиска потенциальных промышленных инноваций для их практической реализации в бизнесе. В качестве способа повысить эффективность предлагается поиск потенциальных инноваций в рамках отдельных видов изобретений, представленных в стандартной и авторской классификациях.
Ключевые слова: инновации, изобретения, управление, предприятие, эффективность, промышленность
УДК 338.45 ББК 65.30
В современной рыночной экономике наиболее эффективные управленческие решения в бизнесе нередко достигаются за счёт инноваций. При этом на этапе разработки таких решений инновации, как правило, предстают в формах изобретений, полезных моделей, промышленных образцов или иных произведений интеллектуального труда. Среди этих форм особую важность имеют изобретения, которые рассматриваются в качестве потенциальных инноваций, отражающих научно-технический прогресс.
К изобретениям для бизнеса, безусловно, относятся те, в паспорте которых прямо указано на их предназначение для тех или иных бизнес-процессов. Однако необходимо отметить, что полезные для бизнеса изобретения зачастую не содержат такого указания. В этой связи поиск полезных для бизнеса изобретений требует самостоятельного анализа паспортов изобретений. Чтобы снизить трудоёмкость поиска целесообразно ограничить набор рассматриваемых изобретений отдельными видами, наиболее соответствующими управленческой