Плотникова О.В. ©
Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей физики, Дальневосточный федеральный университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КРУГЛОГО СТОЛА» НА СЕМИНАРАХ ПО КУРСУ
ОБЩЕЙ ФИЗИКИ
Аннотация
Обосновывается эффективность использования метода «круглого стола» при проведении семинаров. Рассматриваются его возможности, как одного из методов активного обучения, и условия, позволяющие реализовать эти возможности. Подчеркивается важность проведения профессионально-ориентированных «круглых столов» и приводятся примеры учебных занятий с использованием данного метода в курсе общей физики.
Ключевые слова: методы активного обучения, «круглый стол», семинар, профессиональная подготовка, общая физика.
Keywords: active training methods, round-table discussion, recitation, professional training, general physics.
Модернизация высшего образования невозможна без применения современных образовательных технологий. Они предполагают использование таких методов обучения, которые позволяют учащимся не только получать знания, но и дают им возможность самим активно участвовать в учебном процессе. При этом деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Методы активного обучения направлены на развитие у обучаемых самостоятельности в суждениях и действиях, мобильности, способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Для этих методов характерны активная познавательная деятельность обучаемых, тесная связь теории с практикой, направленность на овладение диалектическим методом анализа и решения сложных проблем, атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.
Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует группу методов, которые учитывают особенности конкретной учебной дисциплины, отвечают используемой форме обучения и наиболее полно помогают осуществлению поставленных дидактических задач. Широкие возможности для использования методов активного обучения предоставляются такой формой учебных занятий, как семинар. И одним из наиболее эффективных методов при проведении семинаров является метод «круглого стола».
В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем в условиях, моделирующих форму деятельности научных работников. При этом осуществляется активная познавательная деятельность, позволяющая студенту актуализировать, скорректировать и закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение аргументировать свою точку зрения, научиться культуре ведения дискуссии, повысить свою самооценку. Как правило, проведение «круглого стола» требует от студентов предварительной самостоятельной работы с дополнительным материалом, в том числе - профессионального характера, поиска вопросов и проблем для последующего обсуждения.
Основной частью «круглого стола» является тематическая дискуссия [1], в ходе которой происходит коллективное обсуждение какой-то проблемы, вопроса, или группы вопросов, сопоставление и обобщение информации, выявление связей между теоретическими знаниями и практическими задачами, решаемыми в интересующей
© Плотникова О.В., 2015 г.
студентов профессиональной области. На этой основе формируются необходимые предметные и социальные качества профессионала, студенты получают реальную практику формулирования своей точки зрения, ее аргументации, т. е. превращения информации в знание, а знаний в убеждения и взгляды.
Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях и в процессе самостоятельной работы [1]. Поэтому не менее важно, чтобы студенты были подготовлены к проведению «круглого стола»: изучили или повторили теоретический материал по рассматриваемой теме, ознакомились с дополнительной информацией, выделили интересные вопросы для обсуждения. Для этого студентам заранее даются задания для подготовки сообщений.
Особенно эффективно проведение профессионально ориентированного «круглого стола» по завершению изучения определенного модуля дисциплины - большой темы, подраздела, раздела. Это позволяет обобщить и систематизировать полученные теоретические знания, обозначить проблемы, выявить и устранить ошибки, установить связи между изученным теоретическим материалом и задачами профессиональной подготовки, сформировать умения использовать полученные при изучении конкретной учебной дисциплины знания для решения профессиональных задач, повысить мотивацию к изучению предмета.
В качестве примера приведем темы и вопросы для проведения профессионально ориентированных «круглых столов» по завершению изучения некоторых подразделов курса общей физики со студентами 1 курса Дальневосточного федерального университета, обучающихся по направлению 19.03.2004 «Технология продукции и организация
общественного питания».
Подраздел курса общей физики: «Основы термодинамики».
Тема «круглого стола»: Использование тепловых явлений в технологии
приготовления пищи (4 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Теплоемкость тела. Удельная и молярная теплоемкости. Учет теплоемкости сырья и упаковки при определении режима приготовления и хранения пищевых продуктов.
2. Виды теплообмена. Использование контактного нагрева, конвекции и излучения в технологии приготовления продуктов.
3. Теплопроводность материалов и ее учет при изготовлении посуды и упаковки пищевых продуктов.
4. Антипригарные покрытия.
5. Процессы плавления и отвердевания в пищевых технологиях. Шоковая заморозка продуктов.
6. Влажность, ее влияние на потребительские качества продуктов и способы определения.
Раздел курса общей физики: «Оптика».
Тема «круглого стола»: Оптические методы в пищевых технологиях (4 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Ультрафиолетовое излучение, его свойства. Использование УФ-излучения в технологии обработки пищевых продуктов.
2. Инфракрасное излучение, его свойства и законы. Использование ИК- излучения в процессах обработки пищевых продуктов.
3. Поляриметры. Использование поляриметрических методов исследования качества пищевых продуктов.
4. Рефрактометрия. Рефрактометрические методы исследования пищевых продуктов.
Раздел курса общей физики: «Ядерная физика».
Тема «круглого стола»: Радиоактивность. Вопросы радиационной безопасности в пищевых производствах (4 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Радиоактивность. Радиоактивные изотопы. Виды радиоактивного излучения.
2. Действие радиоактивного излучения на живые организмы. Дозы облучения.
3. Способы защиты при угрозе радиоактивного облучения.
4. Приборы для регистрации радиоактивного излучения. Естественный
радиоактивный фон.
5. Применение радиоактивных изотопов в медицинских исследованиях.
6. Радиационный контроль пищевого сырья и готовой продукции.
Проведение профессионально-ориентированных «круглых столов» удачно сочетается с другими методами активного обучения, нацеленными на усиление профессиональной подготовки студентов вуза - проблемными лекциями и семинарами, лекциями-прессконференциями, учебно-исследовательскими проектами.
Литература
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. - 336с.