МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
ЗОЛОТОВ Александр Николаевич, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры патофизиологии. Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.
Адрес для переписки: [email protected] ©Л. Ю. Золотова, Л. М. Ломиашвили, А. Н. Золотов
УДК 378.147:616-002.5 Д. р. МОРДЫК
О. Г. ИВДНОВД
Омская государственная медицинская академия
ИСПОЛЬЗОВДНИЕ МЕТОДД КЕЙСОВ В ПРЕПОДДВДНИИ ФТИЗИДТРИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Проведен анализ результатов обучения студентов с использованием кейс-метода при освоении отдельной темы по циклу фтизиатрии. Днализ показал, что в группах, где применяли кейс-метод, студенты имели достоверно более высокие показатели (на 18,8 %) результатов обучения, проявляли большую заинтересованность в изучении темы и творческий подход при выполнении заданий.
Ключевые слова: кейс-метод, результаты обучения студентов, фтизиатрия.
В России началась модернизация высшего образования, направленная на повышение научного потенциала вузов, целью которой является переход на более высокий уровень качества преподавания, содействие мобильности высококвалифицированных кадров, повышение престижа российской системы высшего профессионального медицинского образования путем приведения ее в соответствие с идеологией Болонского процесса [1, 2].
Создание новой парадигмы ориентированного на интересы студента образования и необходимость сосредоточиться на управлении знаниями требует создания новых подходов к преподаванию, определению результатов обучения — компетенций, ответственности преподавательского состава, его готовности работать в новых условиях, используя современные педагогические технологии. Компетентностное обучение призвано помочь будущему специалисту решать новые проблемы в незнакомых ситуациях, способствовать формированию профессиональной компетентности, представляющей собой совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения направлен на формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций и развитие способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [3 — 6]. В связи с этим в современной российской дидактике широкое распространение получили активные методы обучения: метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры, метод кейсов и т. д. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации, превращать процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, в творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод вызывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят
в нем игру, имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, творческие способности, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решений проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение [3 — 9].
Цель исследования — оценка результатов использования кейс-метода в обучении студентов 6-го курса педиатрического факультета на цикле фтизиатрии.
Материал и методы исследования. Исследование, проводимое в 2012/13 учебном году, было организовано в два этапа. На первом этапе изучали статистические характеристики и надежность заданий тестового контроля, которые были использованы для оценки результатов обучения по теме «Туберку-линодиагностика» в группах студентов, включенных в исследование. На втором этапе оценивали результаты обучения в группах сравнения и эффективность внедрения кейс-метода по теме «Туберкулинодиаг-ностика». В исследование были включены студенты шести групп 6-го курса педиатрического факультета (n = 48). Основную группу составили 23 студента (3 группы), в обучении которых использовали кейс-метод, группу сравнения — 25 студентов (3 группы), обучение которых не предполагало применение кейс-метода. Средний возраст составил в основной группе 22,0 ±1,2 года, в группе сравнения 22,2 ±0,5 лет (t= —0,158; р = 0,88). Использованные в нашей работе методы — педагогические (наблюдение, эксперимент) и статистические — были определены спецификой изучаемого объекта и поставленными задачами.
Статистическую обработку результатов проводили с помощью пакетов программ Microsoft Excel и Statistica 6.0. Использовали методы описательной статистики с определением среднего арифметического (М), ошибки среднего (m), стандартного (среднеквадратичного) отклонения (ст); дисперсионный, корреляционный анализ, критерий Стьюдента. Началу анализа предшествовало определение характера
распределения. Различия величин считали достоверными при р < 0,05.
Результаты и их обсуждение. В связи с избранным курсом на модернизацию российского образования в последнее время все более активизируется поиск новых эффективных методов обучения, позволяющих организовывать учебный процесс в соответствии с современными подходами в образовании и требованиями социума.
Одним из таких методов обучения стал кейс-метод, или метод анализа ситуаций. Суть данного метода заключается в том, что обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема, как правило, не имеет однозначных решений. Созданные для практического занятия наборы кейсов позволяют сформировать основную профессиональную компетенцию (ПК), которая не может быть сформирована при изучении других дисциплин (ПК-13 согласно содержанию Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности «Педиатрия»), и закрепить имеющиеся базовые компетенции, развитые студентами при изучении других дисциплин.
Источниками учебно-методического кейса по теме «Туберкулинодиагностика» послужили реальные жизненные ситуации, с которыми сталкивается ежедневно в практической деятельности участковый врач-педиатр, основанные на выписках из историй развития и сертификатов профилактических прививок детей, направленных на консультацию к врачу-фтизиатру после проведения туберкулиновой пробы Манту и оценки ее результатов. Контроль усвоения материала темы в группах сравнения проводили с помощью тестирования. Поскольку тестирование является методом педагогической диагностики, с помощью которого выборка поведения, репрезентирующая предпосылки или результаты учебного процесса, должна максимально отвечать принципам сопоставимости, объективности, надежности и валидности измерений, пройти обработку и интерпретацию и быть готовой к использованию в педагогической практике, нами были определены надежность и валидность тестовых заданий. Использованное нами тестовое задание закрытого типа включало 20 вопросов, по каждому из которых в случае правильного ответа студент получал 1 балл, при неправильном ответе — 0 баллов. Суммарный тестовый балл, рассчитанный нами, был равен 321, средний балл по тесту — 12,84 — в основной группе, 10,44 — в группе
сравнения ^ = 78,47; р = 0,001). Сумма квадратов отклонений от среднего — 197,36. Дисперсия тестовых баллов испытуемых составила 8,2; стандартное отклонение — 2,86. С учетом величины среднего балла по тесту (12,84) и стандартного отклонения, основываясь на «правиле двух сигм» (95,5 % всех вариант находились в диапазоне от —2ст до +2ст), было установлено, что распределение величин баллов по каждому ответу на вопрос в группах сравнения отвечало критериям нормального распределения. Оценка надежности теста предполагала расчет коэффициента корреляции. Коэффициент надежности с помощью среднего коэффициента корреляции по всему тесту был равен 0,75. Это позволило нам утверждать, что тестовое задание характеризовалось удовлетворительной надежностью при отличной валидности. Коэффициент надежности по двум половинам, вычисленный по формуле Пирсона, был равен 0,79. Полученные результаты показали, что коэффициенты надежности, посчитанные различными способами (г1 = 0,75; г2 = 0,79), были близки друг к другу, следовательно, тест можно было считать разработанным. Надежность теста (согласно величинам коэффициентов корреляции 0,75 — 0,79 по двум способам расчета) была расценена как удовлетворительная при отличной валидности.
Эффективность использования метода кейсов в процессе преподавания оценивали на основании анализа результатов обучения студентов в группах сравнения. Также нами была предпринята попытка определить роль внедряемого метода кейсов в учебном процессе на кафедре с позиции его влияния на обучающихся и практическую деятельность преподавателей.
Материалом для анализа служили результаты тестового контроля по теме «Туберкулинодиагностика», характеристики которого были представлены выше. Нами был определен средний балл ответов на вопросы теста в группах сравнения, распределение баллов представлено в виде гистограмм. При сопоставлении средних величин баллов за ответ на каждый вопрос в группах сравнения установлено, что достоверно более высокие показатели (на 18,8 %) имели студенты основной группы, где средний балл ответов на вопросы составил 12,84 ± 0,03 против 10,44 ± 0,01 в группе сравнения (р = 0,001).
Кроме этого, преподаватели, применявшие кейс-метод, отметили повышенный интерес обучающихся к изучению темы занятия, более высокие показатели при оценке знаний и умений, креативность в выборе путей решения проблемы, хорошую «выживаемость» знаний. Характеризуя собственную деятельность, преподаватели выявили следующие положительные
1 -
0 0,9 -
1 0,8 -
0 0,7 -
‘А
3 0,6 -
= 0,5
1 0,4
в 0,3
* 0,2
О
4 0,1
ту»ЖшТ**,,,Т«Л,,мт.1.Д„„|ДД..„|.*.»„„т<1.11.„.г1.*.....................................,,1,*.I
2 10 1 6 11 4 8 12 17 3 5 9 18 14 16 13 7 15 20 19 номер вопроса
Рис. 1. Гистограмма распределения долей правильных ответов по всем заданиям теста (основная группа)
0
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
номер вопроса
Рис. 2. Гистограмма распределения долей правильных ответов по всем заданиям теста (группа сравнения)
2 0,8
£ 0,6 —
3. 0,4
0,2
0
изменения в своей профессиональной деятельности: увеличение уровня мотивации по применению кейс-метода, формирование целостного отношения к процессу овладения навыками и умениями использования данного метода обучения, развитие способности к творческой реализации и рефлексивной самооценке (рис. 1, 2).
Выводы
1. Результаты обучения в группах студентов, где применяли кейс-метод, были достоверно выше (на 18,8 %; р = 0,001), что подтвердило эффективность внедряемой технологии.
2. При использовании предложенной нами рабочей программы по интеграции кейс-метода в содержании профессиональной компетентности молодого специалиста были выявлены следующие положительные изменения в деятельности преподавателя: увеличился уровень мотивации по применению кейс-метода в обучении фтизиатрии в учебном процессе; сформировалось целостное отношение к процессу овладения навыками и умениями использования данного метода обучения; развилась способность к творческой реализации и рефлексивной самооценке.
3. Преподаватели, активно применявшие кейс-метод, отметили повышенный интерес студентов к изучению перечисленных выше тем занятий, более высокие показатели при оценке знаний и умений, хорошую «выживаемость» знаний. Данные обстоятельства позволяют рекомендовать кейс-метод как средство формирования клинического мышления, овладения важными аналитическими, практическими, коммуникативными, социальными навыками и навыками самоанализа у будущего молодого специалиста.
4. Использование метода кейсов в процессе преподавания фтизиатрии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ориентировано в первую очередь на формирование профессиональной компетенции молодого специалиста, согласно которой он должен обладать способностью и готовностью своевременно выявлять жизнеопасные нарушения у пациентов. Кейс-технология не только способствует развитию критического мышления и воспитанию ответственного отношения студентов к изучаемому материалу, но и стимулирует интеллектуальный потенциал студентов.
5. Полученные данные позволяют вести дальнейшие теоретические разработки в области формирования профессиональных компетенций будущих
врачей с использованием кейс-метода в процессе преподавания фтизиатрии.
Библиографический список
1. Байденко, В. И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 2. — С. 16-21.
2. Байденко, В. И. Компетенции: к проблемам освоения ком-петентностного подхода / В. И. Байденко. — М., 2002. — 78 с.
3. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков// Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 65 — 68.
4. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. / А. А. Вербицкий. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 64 с.
5. Кейс-метод [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.casemethod.ru/ (дата обращения: 27.12.2013).
6. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий : учеб.-метод. пособие / Под ред. В. Г. Зарубина, Л. А. Громовой. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 112 с.
7. Метод кейс-стади [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nntu.ru/RUS/otd_sl/metod_uprav/inov_met/keis.doc (дата обращения: 10.01.2014).
8. Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Д. Равен. — М., 2002. — 224 с.
9. Зайцев, В. М. Прикладная медицинская статистика : учеб. пособие / В. М. Зайцев, В. Г. Лифляндский, В. И. Маринкин. — 2-е изд. — СПб. : Изд-во ФОЛИАНТ, 2006. — 432 с.
10. Стратегия модернизации содержания общего образования : материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001. — 216 с
МОРДЫК Анна Владимировна, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой фтизиатрии и фтизиохирургии.
ИВАНОВА Ольга Георгиевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры фтизиатрии и фтизиохи-рургии.
Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Ленина, 12.
Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.
©А. В. Мордык, О. Г. Иванова