Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КАПЕЛЬНОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ МОТОРНОГО МАСЛА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КАПЕЛЬНОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ МОТОРНОГО МАСЛА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
307
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОРНОЕ МАСЛО / ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / ДИАГНОСТИКА / НАДЕЖНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Мяло О.В., Мяло В.В., Демчук Е.В.

Качество и соответствие требованиям моторных масел, используемых при эксплуатации, - один из решающих факторов надежности работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Условия работы моторных масел в ДВС существенно изменились с усовершенствованием конструкции двигателя, повышением мощности, увеличением давления в цилиндрах и изменением крутящего момента коленчатого вала. Требования, предъявляемые к моторным маслам в процессе эксплуатации, все время повышаются, увеличились регламентированные сроки их замены. Состав моторных масел также изменился, технологи подстраивают композиции готового масла под возрастающие требования. Исходя из этого необходим постоянный контроль состояния масла в процессе эксплуатации ДВС, использование традиционных экспресс-способов проверки его качества не всегда возможно для новых марок. В исследовании рассмотрено теоретическое обоснование применения способа капельной пробы для марок высокощелочных масел Vanellus C6 Global «BP» (U) 15W-40 и Neste Tyrbo LXE. Теоретическое исследование основывалось на физической модели, представляющей поперечное сечение капли масла, при этом выделяются две зоны: поверхностный слой и объем капли. Для определения сил давления на поверхность капли использовали уравнения свободной энергии системы. Рассмотрено взаимодействие частиц примесей в физической модели. Выявлено, что для диагностики высокощелочных масел при помощи метода капельной пробы необходимо сократить влияние величины Um (электростатической силы отталкивания частиц) за счет добавления в масло или на поверхность фильтра нейтрализатора щелочного числа - кислотной составляющей. С определенной чувствительностью следует рассчитывать поправочные коэффициенты. В процессе эксплуатации ДВС методика позволяет повысить надежность и долговечность узлов и агрегатов, сократить затраты на техническое обслуживание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Мяло О.В., Мяло В.В., Демчук Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL STUDY OF ENGINE OIL CHROMATOGRAM FORMATION USING THE DROP SAMPLE METHOD

The quality and compliance with the requirements of engine oils used in operation is one of the decisive factors for the durability and reliability of the internal combustion engine (ICE). The operating conditions of engine oils in an internal combustion engine have changed significantly with improvements in engine design, increased power, increased cylinder pressure and changes in crankshaft torque. The requirements for engine oils are constantly growing during operation, the regulated oil change periods have increased. The composition of motor oils has also changed, technologists are adjusting the compositions of the finished oil to meet the increasing requirements. Based on this, it is necessary to constantly monitor the condition of the oil during the operation of the internal combustion engine; the use of traditional express methods of checking the oil quality is not always possible for new brands. The study considered the theoretical substantiation of the application of the drop sample method for high-alkaline oils Vanellus C6 Global “BPˮ (U) 15W-40 and Neste Tyrbo LXE. The theoretical study was based on a physical model, which represents the cross section of an oil droplet, with two zones, the surface layer and the droplet volume, being distinguished. To determine the forces of pressure on the droplet surface, the equations of the free energy of the system were used. The interaction of impurity particles in a physical model was considered. As a result of the study of the physical model, it was revealed that for the diagnosis of highly alkaline oils using the “drop testˮ method, it is necessary to reduce the influence of the Um value (electrostatic repulsive force of particles) by adding an acid component to the oil or to the surface of the filter of the alkaline number neutralizer. To use this technique with a certain sensitivity, you need to calculate the correction factors. The use of this technique during the operation of the internal combustion engine will increase the reliability and durability of components and assemblies, and reduce the cost of maintenance.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КАПЕЛЬНОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ МОТОРНОГО МАСЛА»

neering". - URL: https://iopscience.iop.org/article/10. 1088/1757-899X7221/1/012016 Yurga, 2017. Russian Federation.

13. Redreev G.V. Ensuring Machine and Tractor Aggregates Operability / G.V. Redreev // IOP Conference Series : Materials Science and Engineering. -2016. - 1(45). - DOI: 10.1088/1757-899X/ 142/1/012085.

14. Properties of petroleum and synthetic oils as bases for anticorrosion materials / V.I. Vigdorovich, L.G. Knyazeva, L.E. Tsygankova et al. - Text : direct // Chemistry and Technology of Fuels and Oils. - 55. -2019. - Рр. 412-423.

15. Закупра В.А. Определение состава работающих моторных масел методами хроматографии и спектроскопии / В.А. Закупра, В.Д. Резников, В.В. Полетуха. - Текст : непосредственный // Химия и технология топлив и масел. - Москва, 1991. -№ 12. - С. 27.

Мяло Ольга Владимировна, канд. техн. наук, доц., Омский ГАУ, ov.myalo@omgau.org; Мяло Владимир Викторович, канд. техн. наук, доц., Омский ГАУ, vv.myalo@omgau.org.

neering". - URL: https://iopscience.iop.org/article/10. 1088/1757-899X/221/1/012016 Yurga, 2017. Russian Federation.

13. Redreev G.V. Ensuring Machine and Tractor Aggregates Operability / G.V. Redreev // IOP Conference Series : Materials Science and Engineering. -2016. - 1(45). - DOI: 10.1088/1757-899X/ 142/1/012085.

14. Properties of petroleum and synthetic oils as bases for anticorrosion materials / V.I. Vigdorovich, L.G. Knyazeva, L.E. Tsygankova et al. - Text : direct // Chemistry and Technology of Fuels and Oils. - 55. -2019. - Pp. 412-423.

15. Zakupra V.A. Opredelenie sostava rabo-tayushchih motornyh masel metodami hromatografii i spektroskopii / V.A. Zakupra, V.D. Reznikov, V.V. Poletuha. - Tekst : neposredstvennyj // Himiya i tekhnologiya topliv i masel. - Moskva, 1991. - № 12. -S. 27.

Myalo Olga Vladimirovna, Cand. of Techn. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU, ov.myalo@omgau.org; Myalo Vladimir Viktorovich, Cand. of Techn. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU, vv.myalo@omgau.org.

УДК 631.173.2 DOI 10.48136/2222-0364_2021_3_137

О.В. МЯЛО, В.В. МЯЛО, ЕВ. ДЕМЧУК

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КАПЕЛЬНОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ МОТОРНОГО МАСЛА

Качество и соответствие требованиям моторных масел, используемых при эксплуатации, - один из решающих факторов надежности работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Условия работы моторных масел в ДВС существенно изменились с усовершенствованием конструкции двигателя, повышением мощности, увеличением давления в цилиндрах и изменением крутящего момента коленчатого вала. Требования, предъявляемые к моторным маслам в процессе эксплуатации, все время повышаются, увеличились регламентированные сроки их замены. Состав моторных масел также изменился, технологи подстраивают композиции готового масла под возрастающие требования. Исходя из этого необходим постоянный контроль состояния масла в процессе эксплуатации ДВС, использование традиционных экспресс-способов проверки его качества не всегда возможно для новых марок. В исследовании рассмотрено теоретическое обоснование применения способа капельной пробы для марок высокощелочных масел Vanellus C6 Global «BP» (U) 15W-40 и Neste Tyrbo LXE. Теоретическое исследование основывалось на физической модели, представляющей поперечное сечение капли масла, при этом выделяются две зоны: поверхностный слой и объем капли. Для определения сил давления на поверхность капли использовали уравнения свободной энергии системы. Рассмотрено взаимодействие частиц примесей в физической модели. Выявлено, что для диагностики высокощелочных масел при помощи метода капельной пробы необходимо сократить влияние величины Um (электростатической силы отталкивания частиц) за счет добавления в масло или на поверхность фильтра нейтрализатора щелочного числа - кислотной составляющей. С определенной чувствительностью следует рассчитывать поправочные коэффициенты. В процессе

© Мяло О.В., Мяло В.В., Демчук Е.В., 2021

эксплуатации ДВС методика позволяет повысить надежность и долговечность узлов и агрегатов, сократить затраты на техническое обслуживание

Ключевые слова: моторное масло, двигатель внутреннего сгорания, диагностика, надежность, техническое обслуживание.

Введение

Надежность работы ДВС зависит от качества используемых при эксплуатации смазочных материалов и технических жидкостей. В процессе наработки техники моторные масла подвергаются различным тепловым и механическим нагрузкам, загрязняются механическими примесями, водой, используемым топливом, при определенных значениях браковочных параметров теряют свои свойства. Как отмечается в работах С.В. Корнеева, если использовать моторные масла, отвечающие требованиям техниче-кого регламента, вероятность безотказной работы ДВС увеличивается и снижаются затраты на техническое обслуживание (ТО) и ремонт [1]. Поэтому необходимо регулярно контролировать состояние моторных масел при их эксплуатации [2]. Из анализа методов их экспресс-диагностики как наиболее подходящий выделен метод капельной пробы, с его помощью достаточно легко и с должной достоверностью можно определить некоторые значительные параметры моторных масел при работе ДВС [3]. Метод эффективно использовался для диагностики параметров средне- и низкощелочных масел. При попытке его использования для анализа высокощелочных масел хроматограмма на фильтровальной бумаге не распределилась на характерные зоны, по диаметру и соотношению которых определяют коэффициенты годности масла к дальнейщей эксплуатации. На хроматограмме проявилось однородное пятно капли, распределенной равномерно по фильтру с проявлением его структуры.

Необходимо выяснить, возможно ли образование концентрических зон при анализе высокощелочных масел методом капельной пробы. В исследовании теоретически обоснован процесс растекания капли масла по фильтру, механизм образования концентрических зон хроматограммы.

Объекты и методы

Теоретическое исследование основывалось на физической модели, которая представляет поперечное сечение капли масла, при этом выделяются две зоны: поверхностный слой и объем капли. Для определения сил давления на поверхность капли использовали уравнения свободной энергии системы. Рассмотрено взаимодействие частиц примесей в физической модели высокощелочных масел Vanellus C6 Global «BP» (U) 15W-40 и Neste Tyrbo LXE.

Результаты исследований

Проба работающего моторного масла (капля, взятая из двигателя) - это сложная неоднородная система, включающая масло, пакет несработанных присадок, химические элементы сработанных присадок (деструкции масла) и примеси, которые образуются при работе двигателя. У примесей разная форма, структура, размеры, плотность, отличаются они и по химическому составу. При нанесении капли на фильтр примеси в растекающейся капле масла перемещаются по определенным закономерностям. Масло растекается по поверхности фильтра и заполняет его поры, самые крупные механические примеси в первую очередь осаждаются на фильтр, почти не перемещаются в растекающемся масле. У растворимых элементов присадок очень малые размеры, поэтому они перемещаются по объему растекающейся капли. В зависимости от изношенности деталей двигателя, срока использования масла и отклонения от рекомендуемых заводом-изготовителем регулировок ДВС содержание в капле масла присадки и примесей будет отличаться. Указанные нами механизмы образования зон хроматограммы приводят к различным диаметрам зон и их соотношению. За счет того, что механические

примеси, имеющие большие размеры и большую плотность, которая выше плотности масла и присадки, они осаждаются в центре хроматограммы и образуют зону 1 - ядро (рис. 1). Присадка образует зону диффузии - 2, а масло, заполняя поры фильтра, образует зону 3 - чистого масла [4]. Определяются зоны хроматограммы радиусом г, его величина будет зависеть от количества компонентов загрязнения или присадки в контролируемом масле, а также плотности примеси или присадки рк, плотности самого масла рм, его исходной вязкости ук, пористости фильтра в, объема пробы Ук, температуры прогрева пробы скорости растекания масла по поверхности фильтра Ж.

Рис. 1. Схема распределения концентрических зон на поверхности фильтра в зависимости от разной плотности компонентов масла: 1 - ядро;

2 - зона диффузии присадки; 3 - зона чистого масла

Аналитическое описание модели процесса образования концентрических зон за счет влияния большого количества факторов - достаточно сложная задача. Диссоциация компонентов присадки при анализе высокощелочных моторных масел осложняет процесс образования концентрических зон. Из-за процесса диссоциации появляются электростатические силы, воздействующие на характер силового взаимодействия частиц в анализируемой пробе [5]. Для оценки загрязненности масел различными примесями необходимо создать математическую модель описания распределения компонентов присадки и примесей, дающую возможность рассчитывать количество компонентов по их содержанию в зонах хроматограммы.

Для решения этой задачи движение компонентов в концентрических зонах нами описано системой уравнений. Физическая модель, представленная на рис. 2, использована при математическом описании процесса образования хроматограммы.

Рис. 2. Физическая модель растекания пробы масла на поверхности фильтра: 1 - поверхностный слой; 2 - капля масла; 3 - частицы примесей; 4 - фильтр;

5 - поры фильтра

Модель представлена поперечным сечением капли масла, растекающейся по фильтру, содержит две зоны:

1-я - поверхностный слой толщиной 10-9 м, являющийся границей пробы масла. Частицы масла и примесей, находящихся в поверхностном слое, взаимодействуют с молекулами масла и воздуха;

2-я - внутренний объем пробы масла, который содержит само моторное масло и компоненты присадки, механических примесей, а также элементы разрушения присадок - деструкции масла.

Осаждение примесей в поверхностном слое масла и внутри пробы рассматривали отдельно, так как возникает разное силовое взаимодействие.

В поверхностном (пограничном) слое между окружающим воздухом и пробой (каплей масла) за счет разной плотности воздуха и масла равновесие нарушается. Это приводит к переносу части движения через границу контакта; перенос осуществляется за счет взаимодействия воздуха и капли масла. Из гипотезы Дж. Бетчелор следует, что в поверхностном слое полная свободная энергия зависит не только от объема капли, но и от площади контакта разных сред [6]:

dП = — Р\(ЗУ1 — + 2aF, (1)

где Р - общая площадь поверхности пробы; с- натяжение поверхностное; р\, р2 - давление воздуха и масла; П - свободная энергия.

При равновесном положении системы дифференциал от свободной энергии dП = 0

ЫР = + Р2^2. (2)

При решении уравнения (2) можно определить изменение давления в разных точках пограничного слоя

Р1 — Р2 =с

( ^ { г1 г2 )

(3)

В этом уравнении радиусы кривизны г1 и г2 вычисляют при пересечении поверхности пробы двумя ортогональными плоскостями по оси z. Если форма поверхности симметричная, сферическая, г1 = г2, уравнение (3) принимает вид

2с ...

Р1 — Р2 =-, (4)

г

где г - радиус поверхности сферы.

Если поверхность капли становится плоской, радиусы г1 и г2 —> , рассчитывают поверхностное натяжение

'1 1 Л

с

= О. (5)

+

V г1 г2 )

Соотношение давления воздуха и масла определиться выражениями: Р1 — Р2 = 0 и Р1 = Р2 .

Если предположить, что плотность масла постоянна и изменение давления зависит только от высоты поверхностного слоя капли, разность давлений в зависимости (4) вычисляют по уравнению р1 — р2 = , которое можно преобразовать

Р2 =-, (6)

г

где g - сила тяжести пробы; р - плотность капли масла; 2 - высота верхнего слоя капли масла.

При рассмотрении уравнения (6) можно устанавить влияние силы тяжести и силы поверхностного натяжения на изменение формы поверхности раздела двух сред: воздуха - масла, при этом поверхностное натяжение и сила тяжести капли масла оказывают

одинаковое влияние. Из выражения можно сделать вывод: влиянием по-

верхностного натяжения на изменение формы поверхности растекающейся пробы масла можно пренебречь. Далее определяли порядок величин в уравнении (6) при нормальных условиях воздуха р = 1,225 ; г = 10 3 м; *12 = 0,0294 —. В этом слу-

м м

2* 2 • 0 0294

чае pgz = 101325 Па, а величина -=--— = 58,8 Па; из выражения и вели-

г 10"3

чины коэфициентов ясно, что при расмотрении физической модели образования хрома-тограммы нельзя пренебрегать величиной силы натяжения.

При небольшом увеличении поверхности dF свободная энергия фазы определиться из зависимости

dF = odF, (7)

1

где М - химический потенциал ьтых компонентов; F - поверхность пробы; N - количество частиц ьтых компонентов.

Выражение X нЩ, правой части уравнения (7) можно представить зависимостью

г

X = dX нЩ, - XdМiNi. (8)

г i !

В результате подстановки в уравнение (7) зависимости (8) получили равенство

d(F - dX нЩ ) = odF - X. (9)

i

Часть данного уравнения (левая) представляет полный дифференциал, поэтому ее можно представить выражением

^ = N = к , (10)

где К, =

^)

I dмi

dн¡ dF

- избыток плотности компонентов в единице поверхности.

Т, V, н

Химический потенциал ьтых компонентов можно представить линейной зависимостью от их концентрации

н = Н + аТ 1п С., Г ¡ ^ 0 ¡'

при этом выражение примет вид

ЛСг, (11)

dц = аТ

н С

преобразуя зависимость (11), получим

К, =- С—

i dT

V J

(12)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где а - постоянная величина. Если рассмотреть идеальный газ, то а = К, где К - постоянная величина, приведенная Больцманом.

Проанализировав зависимость (12), можно сделать вывод, что отношение С±. бу-

dT

дет положительной величиной при положительном dT , а при < 0 наблюдается

переизбыток концентраций компонентов, таким образом К > 0. При увеличении концентрации компоненты, находящиеся в поверхностном слое, уменьшают поверхностное натяжение, поэтому называются коагуляторами.

При положительном dT и если отношение будет также положительным, то

dT

при dс > 0 наблюдается сокращение концентрации компонентов, т.е. К < 0, эти ком-

dCi

поненты будут вытесняться из верхнего слоя из-за того, что от них будет зависеть увеличение свободной энергии системы.

Таким образом, в верхнем (пограничном) слое пробы содержатся частицы, которые уменьшают поверхностное натяжение, к ним относят сажу и продукты разрушения присадок в масле, как правило, они будут темного цвета. Плотность данных примесей будет соразмерна плотности моторного масла, в связи с чем их распределение по фильтру под воздействием силы тяжести опишем по закону Стокса. В высокощелочных маслах молекулы диссоциируют на положительные и отрицательные ионы, в связи с чем энергия взаимодействия частиц в пограничном слое будет меняться и примет вид

V (г) = Vэ + Vв, (13)

где Ув - ван-дер-ваальсова сила притяжения разных примесей; Уэ - электрическая энергия отталкивания примесей.

Данное выражение (13) описывает общую энергию взаимодействия сферических коллоидных примесей определенного радиуса г0 как функцию расстояния между центром примеси.

Если сделать допущение, что распределение примесей в поверхностном слое будет проходить диффузионным путем, стационарный диффузионный поток примесей к

условной стационарной частице радиусом г0 может быть записан зависимостью

I = 4лг

CdV (г

D— +

(14)

dг / dг

где D - коэффициент диффузии примесй; С - концентрация примесей, находящихся на расстоянии г от условной неподвижной частицы; /л - сопротивление масла, зависящее от вязкости; /л и D связаны соотношением Эйнштейна.

/Ю = (15)

Дж

где коэфициент k = 1,380662 -10~23 - это постоянная, предложенная Больцманом;

К

Т - температура абсолютная.

Исследованием Б.В. Дерягина установлено, что в процессе сближения частиц в случае постоянного потенциала поверхности фильтра ¥ - это электрическая энергия отталкивания Уэ, рассчитывают ее по формуле [7]

V =^°1п(1 + е-1" ), (16)

где е - постоянная среды диэлектрической энергии; щ = (5г0, в - дебаевский обратный радиус.

Вычисляли ван-дер-ваальсову силу притяжения

V =--

а 12

1

- + -

1

и 4 + и и /4 + и +1

■ + 21п-

и2 / 4 + и Л

и /4 + и +1

(17)

У

где А - постоянная, предложенная Гамакером; и - потенциал взаимодействия примесей

и =■

г - 2г

Г

Таким образом, функции, определенные уравнениями (16) и (17), примут графический вид (рис. 3).

Рис. 3. Зависимости энергии взаимодействия примесей: 1 - V = VR + VA - график полной энергии;

2 - график функции

Р(и)

(и + 2)2

ехр

V (и) кТ

; 3 - график ван-дер-ваальсовой энергии

Присутствие составляющей ит при определении взаимодействия частиц приводит к их отталкиванию при растекании капли масла по фильтру, а также при эксплуатации масла в двигателе, этим обусловлен механизм действия диспергирующих присадок, содержащихся в масле, имеющих как раз щелочную среду [8]. Для диагностики высокощелочных масел при помощи метода капельной пробы необходимо сократить влияние величины ит за счет добавления в масло или на поверхность фильтра нейтрализатора щелочного числа - кислотной составляющей. С определенной чуствительно-стью следует рассчитывать поправочные коэфициенты. В процессе эксплуатации ДВС данная методика позволит повысить надежность и долговечность узлов и агрегатов, сократить затраты на техническое обслуживание [9; 10].

Заключение

Научные исследования выполнены с использованием оборудования центра коллективного пользования Омского ГАУ «Аддитивные технологии и обработка материалов». В результате теоретического исследования физической модели капли масла, растекающейся по поверхности фильтровальной бумаги, установлено:

• в высокощелочных маслах процесс распределения механических примесей проходит с теми же закономерностями, что и в низко- и среднещелочных маслах;

• образование концентрических зон хроматограммы, по которым определяют пригодность моторного масла для дальнейшей эксплуатации, связано с присутствием электростатического потенциала отталкивания частиц, вызванного щелочной средой в пробе масла, это препятствует укрупнению примесей и их коагуляции с проявлением концентрических зон хроматограммы;

• для проявления картины хроматограммы с концентрическими зонами следует уменьшить потенциал отталкивания частиц примеси. Этому может способствовать нанесение на поверхность фильтра слоя диэлектрика, нейтрализующего щелочную среду.

O.V. Myalo, V.V. Myalo, E.V. Demchuk

Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk

Theoretical study of engine oil chromatogram formation using the drop sample method

The quality and compliance with the requirements of engine oils used in operation is one of the decisive factors for the durability and reliability of the internal combustion engine (ICE). The operating conditions of engine oils in an internal combustion engine have changed significantly with improvements in engine design, increased power, increased cylinder pressure and changes in crankshaft torque. The requirements for engine oils are constantly growing during operation, the regulated oil change periods have increased. The composition of motor oils has also changed, technologists are adjusting the compositions of the finished oil to meet the increasing requirements. Based on this, it is necessary to constantly monitor the condition of the oil during the operation of the internal combustion engine; the use of traditional express methods of checking the oil quality is not always possible for new brands. The study considered the theoretical substantiation of the application of the drop sample method for high-alkaline oils Vanellus C6 Global "BP" (U) 15W-40 and Neste Tyrbo LXE. The theoretical study was based on a physical model, which represents the cross section of an oil droplet, with two zones, the surface layer and the droplet volume, being distinguished. To determine the forces of pressure on the droplet surface, the equations of the free energy of the system were used. The interaction of impurity particles in a physical model was considered. As a result of the study of the physical model, it was revealed that for the diagnosis of highly alkaline oils using the "drop test" method, it is necessary to reduce the influence of the Um value (electrostatic repulsive force of particles) by adding an acid component to the oil or to the surface of the filter of the alkaline number neutralizer. To use this technique with a certain sensitivity, you need to calculate the correction factors. The use of this technique during the operation of the internal combustion engine will increase the reliability and durability of components and assemblies, and reduce the cost of maintenance.

Keywords: engine oil, internal combustion engine, diagnostics, reliability, maintenance.

Список литературы

1. The influence of the KAMAZ diesel engines design on changing engine oil performance / S.V. Korneev, Y.V. Yarmovich, S.V. Saveliev et al. -Text : electron // AIP Conference Proceedings 020017. -

2018. - URL: https://doi.org/10.1063/L5051856.

2. Mathematical Modeling and Information Technologies in the Management of Tractor Maintenance Operations / O.V. Myalo, A.P. Solomkin, S.P. Prokopov, A.S. Soyunov. - Text : electron // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 582 - 2019. - URL: https://iopscience.iop.org/article/ 10.1088/1757-899X/582/1/012014/.

3. Determination of Dispersing-Stabilizing Properties of Motor Oils and Their Dirtiness in Performance // V.V. Ostrikov, S.N. Sazonov, V.I. Oro-binskii, D.N. Afonichev. - Text : direct // Conditions Chemistry and Technology of Fuels and Oils. - 2019. 55(5) DOI:10.1007 / s10553-019-01069-7.

4. Synthesis of nanosize Co-Rh systems and study of their properties / A.I. Gubanov, E.M. Chura-kova, S.D. Badmaev [i dr.]. - Text : direct // Russian Journal of Applied Chemistry - 2011. 84(10) DOI: 10.1134 / S1070427211100016.

5. Properties of petroleum and synthetic oils as bases for anticorrosion materials / V.I. Vigdorovich, L.G. Knyazeva, L.E. Tsygankova et al. - Text : direct // Chemistry and Technology of Fuels and Oils 55,

2019. - Рр. 412-423.

References

1. The influence of the KAMAZ diesel engines design on changing engine oil performance / S.V. Korneev, Y.V. Yarmovich, S.V. Saveliev et al. -Text : electron // AIP Conference Proceedings 020017. -

2018. - URL: https://doi.org/10.1063/L5051856.

2. Mathematical Modeling and Information Technologies in the Management of Tractor Maintenance Operations / O.V. Myalo, A.P. Solomkin, S.P. Prokopov, A.S. Soyunov. - Text : electron // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 582 - 2019. - URL: https://iopscience.iop.org/article/ 10.1088/1757-899X/582/1/012014/.

3. Determination of Dispersing-Stabilizing Properties of Motor Oils and Their Dirtiness in Performance // V.V. Ostrikov, S.N. Sazonov, V.I. Oro-binskii, D.N. Afonichev. - Text : direct // Conditions Chemistry and Technology of Fuels and Oils. - 2019. 55(5) DOI:10.1007 / s10553-019-01069-7.

4. Synthesis of nanosize Co-Rh systems and study of their properties / A.I. Gubanov, E.M. Chura-kova, S.D. Badmaev [i dr.]. - Text : direct // Russian Journal of Applied Chemistry - 2011. 84(10) DOI: 10.1134 / S1070427211100016.

5. Properties of petroleum and synthetic oils as bases for anticorrosion materials / V.I. Vigdorovich, L.G. Knyazeva, L.E. Tsygankova et al. - Text : direct // Chemistry and Technology of Fuels and Oils 55,

2019. - Pp. 412-423.

6. Keruchenko L.S. Improvement of antiwear properties of diesel fuels by compounding with additive based on tall and linseed oil / L.S. Keruchenko, R.V. Damanskiy. - Text : direct // International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT). - ISSN: 2249-8958, 2019. Volume-8 Issue-5.

7. Дерягин Б.В. Коагуляция коллоидов / Б.В. Де-рягин. - Текст : непосредственный // Известия АН СССР. - Москва, 1937. - Серия химия. 5 11-16.

8. Material and technical support of the enterprises of the agro-industrial complex of the Omsk region management and certification of the technical component of the production processes in crop production / O.V. Myalo, S.P. Prokopov, V.V. Myalo et al. -Text : electron / IOP Conference Series : Materials Science and Engineering. 2019. 282 - URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/582/ 1/012028/.

9. Redreev G. V. Ensuring Machine and Tractor Aggregates Operability / G.V. Redreev. - Text : direct // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2016. 1(45) DOI: 10.1088/1757-899X/ 142/1/012085.

10. Ivanov N.M. Technique of agro-industrial complex - quality service / N.M. Ivanov, A.E. Nemtsev, V.V. Korotkikh. - Text : direct // Achievements of Science and Technology of the Agrarian and Industrial Complex V, 2016 30. (4). -Рр. 81-82.

Мяло Ольга Владимировна, канд. техн. наук, доц., Омский ГАУ, ov.myalo@omgau.org; Мяло Владимир Викторович, канд. техн. наук, доц., Омский ГАУ, vv.myalo@omgau.org; Демчук Евгений Владимирович, канд. техн. наук, доц., Омский ГАУ, ev.demchuk@omgau.org.

6. Keruchenko L.S. Improvement of antiwear properties of diesel fuels by compounding with additive based on tall and linseed oil / L.S. Keruchenko, R.V. Damanskiy. - Text : direct // International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT). - ISSN: 2249-8958, 2019. Volume-8 Issue-5.

7. Deryagin B.V. Koagulyaciya kolloidov / B.V. Deryagin. - Tekst : neposredstvennyj // Izvestiya AN SSSR. - Moskva, 1937. - Seriya himiya. 5 11-16.

8. Material and technical support of the enterprises of the agro-industrial complex of the Omsk region management and certification of the technical component of the production processes in crop production / O.V. Myalo, S.P. Prokopov, V.V. Myalo et al. -Text : electron / IOP Conference Series : Materials Science and Engineering. 2019. 282 - URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/582/ 1/012028/.

9. Redreev G.V. Ensuring Machine and Tractor Aggregates Operability / G.V. Redreev. - Text : direct // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2016. 1(45) DOI: 10.1088/1757-899X/ 142/1/012085.

10. Ivanov N.M. Technique of agro-industrial complex - quality service / N.M. Ivanov, A.E. Nemtsev, V.V. Korotkikh. - Text : direct // Achievements of Science and Technology of the Agrarian and Industrial Complex V, 2016 30. (4). -Pp. 81-82.

Myalo Olga Vladimirovna, Cand. of Techn. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU, ov.myalo@omgau.org; Myalo Vladimir Viktorovich, Cand. of Techn. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU, vv.myalo@omgau.org; Dem-chuk Evgenij Vladimirovich, Cand. of Techn. Sci., Ass. Prof., Omsk SAU, ls.keruchenko@omgau.org.

УДК 631.331 DOI 10.48136/2222-0364_2021_3_145

А.В. ЧЕРНЯКОВ, ВС. КОВАЛЬ, М.А. БЕГУНОВ, А.В. ЕВЧЕНКО

Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, Тара

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕПАРАТОРА С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ВОЗДУШНЫМ ПОТОКОМ

Представлено исследование движения частиц зернового вороха по цилиндрической поверхности сепаратора. При производстве зерновых культур послеуборочная обработка является одной из наиболее ответственных и энергоемких операций. Машины, агрегаты и комплексы для послеуборочной обработки

© Черняков А.В., Коваль В.С., Бегунов М.А., Евченко А.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.