А. А. Бесчасная
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ФОКУС-ГРУППЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа представлена кафедрой философии и культурологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы
Социология детства, являясь междисциплинарной научной дисциплиной, обладает широким арсеналом методов исследования. Использование метода фокус-группы предоставляет возможности для широкого привлечения детей разного возраста к исследованию вопросов, связанных с детством. Метод фокус-группы позволяет гармонично сочетать психо-физиологические, социальностатусные, этнические, культурные и другие социально значимые характеристики детей.
Ключевые слова: методология в социологии, количественные и качественные методы социологических исследований, фокус-группа, детство, дети, ребенок, социология детства, возрастные особенности, психологические возможности.
A. Beschasnaya
USE OF A FOCUS GROUP IN SOCIOLOGICAL RESEARCH ON ELDER
PRESCHOOL CHILDREN
Being an interdisciplinary science branch, childhood sociology possesses a comprehensive inventory of investigation methods. Usage of the focus group method opens up opportunities for wide attraction of children of various ages to investigate the issues connected with childhood. The focus group method makes it possible to harmoniously combine psycho-physiological, social, ethnical, cultural and other socially important characteristics of children.
Key words: methodology in sociology, quantities and qualitative methods of sociological research, focus group, childhood, children, child, sociology of childhood, age peculiarity, psychology opportunities.
Современный этап развития социологии ных социологических направлений и иссле-характеризуется бурным ростом специаль- довательских методик, среди которых боль-
шое значение принадлежит качественным методам поиска эмпирической информации. Это утверждение применимо к такой социологической отрасли знания, как социология детства. С целью изучения образа детства, формирующегося у детей в старшем дошкольном возрасте, автором проведено исследование (март-апрель 2007 г.) с использованием метода фокус-группы. Не останавливаясь подробно в статье на результатах проведенного исследования, мы хотели бы изложить некоторые методологические особенности использования метода фокус-группы у детей.
Социология детства, подобно многим институциализированным наукам, имеет свои методы поиска и добывания информации, экспериментальных данных и проверки теоретических выводов. Для полномасштабного изучения детей как феномена социальной жизни социология детства использует широкий спектр методов сбора теоретического и эмпирического материала [3; 10].
Сегодня существуют два полярных взгляда на возможности социологии детства. Ряд ученых утверждает, что изучение детства необходимо производить на основе опроса взрослых - родителей и специалистов-экс-пертов. Сторонники этого мнения отрицают возможность проведения социологических опросов детей, аргументируя свои позиции тем, что дети как группа населения не включена в деятельностные социальные отношения в обществе, не имеет сформировавшегося мнения. Последователи этого взгляда считают достаточным получать информацию о детях от их родителей и воспитателей. Другие исследователи полагают, что изучение мнения детей является возможным и необходимым. Данные ученые, наоборот, незрелость позиций и несформированность мнений, а следовательно, непосредственность и независимость от внешних условностей оценок определяют как достоинство в поиске объективной истины [10, с. 68]. Добиться компромисса между данными противоположными точками зрениями позволяет сочетание количественных и качественных методов исследования.
В современной социологии сосуществуют два подхода к методам получения пер-
вичной социальной информации - количественный и качественный [11, с. 396]. Если в начале - середине ХХ века в период зарождения и развития качественных методов исследования (таких как фокус-группы, глубинное интервью, анализ случая, биографический метод, проективные и другие «мягкие» методики) социологи достаточно осторожно причисляли их к объективным методам исследования, то в настоящее время большинство ученых сходятся во мнении, что количественные и качественные методики являются комплементарными подходами. Это взаимодополнение позволяет получить богатую информацию об объекте исследования, потому что одни методы получения исходных данных (чаще всего принадлежащие к количественному подходу) исследуют на-диндивидуальные структуры, скрепляющее общество в целостную систему, а другие (методы, принадлежащие к качественному подходу) стремятся познать обыденную жизнь людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям [1; 2; 8; 9]. Выбор подхода и методов исследования зависит от проблемной ситуации, задач, объекта и предмета изучения, от степени обобщения результатов анализа. Кроме того, цель и результат социологического исследования при выборе количественного подхода в основном формулирует количественные характеристики социального объекта, явления, процесса и т. д., а при выборе качественного подхода происходит попытка постижения и толкования происходящих процессов, явлений и других фактов социальной действительности, что предполагает отвечать на такие вопросы: «Почему?» и «Как?». Таким образом, сочетание количественных и качественных методов исследования позволяет социологии детства не только описывать и объяснять собственную предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания и проникновения в еще не изученные сферы существования детского общества.
Социология детства ввиду специфики объекта изучения может в полной мере использовать весь арсенал количественных и
качественных методологий в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков. Сочетание количественных и качественных методик в социологических исследованиях детей является полноценной формой приобретения нового знания. Этот подход историчен и близок российскому менталитету, в котором сочетаются широта и обобщенность мышления и индивидуализация объекта исследования. Эту особенность социологических исследований отмечали зарубежные социологи с русскими корнями П. Сорокин и Т. Шанин [4, с. 144-145]. Т. Шанин настаивает на том, что социолог должен уделять особое внимание многомерному и комбинированному анализу, в котором сочетаются количественные и качественные характеристики социального действия, объективная и субъективная информация о нем (в терминологии самого автора - интерактивный и субъективный срезы реальности). Ввиду того, что социология детства изучает детство, образы детства и положение детей в различных социально-экономических, исторических, этнографических и культурных аспектах, то для формирования относительно полной картины данное положение (сочетание количественных и качественных методологий) является направляющим. Этот тезис является дополнительным аргументом в пользу использования качественного метода исследования в детской среде - фокус-группы.
Следующим аргументом в пользу эффективности использования метода фокус-групп в изучении детского общества являются специфические теоретические истоки, из которых были вычленены качественные методы социологических исследований. Таковыми теоретическими истоками и одновременно методологическими основами качественных методов исследования, в том числе и метода фокус-групп, являются интерпретативная (понимающая) социология (М. Вебер, Дж. Г. Мид, Г. Зиммель), символический ин-теракционизм (Дж. Г. Мид, Ю. Хабермас, Г. Блумер), феноменологические (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман) и этнометодологиче-ские (Г. Гарфинкель) теории. В совокупности эти теории образуют социологию, сконцен-
трированную на изучении непосредственного взаимодействия людей на основе индивидуального опыта, который сформирован в условиях конкретной социально-экономической и культурной среды. Согласно интерпретативной теории социология стремится понять мотив, смысл и ориентации социальных действий людей во взаимодействии с окружающим миром. На основе положений символического интеракционизма исследователю интересен внутренний смысл, значение, заключенные в символах, жестах, языке, образе и посредством которых индивиды понимают, взаимодействуют и структурируют социальные коммуникации. Феноменологическое направление в социологии объясняет, что мотивы, представления, понятия и образы поведения и жизни и вся социальная конструкция общества формируются в рамках индивидуальных биографических ситуаций отдельных индивидов, которые затем типизируются и институциализируются. В соответствии с положениями этнометодологии, взаимодействия людей и структурированность общества строятся согласно моделям повседневной рутинной жизни (ожиданий) [5, с. 282-301; 11, с. 393-395]. Таким образом, представленные теории выступают методологией качественного подхода исследовательской деятельности социологов.
Объекты исследования в качественной социологии выступают как агенты социального действия и взаимодействия, обладающие (действия и взаимодействия) субъективным смыслом. Благодаря значениям, вложенным в элементы повседневной практики, субъекты выступают активными участниками конструирования социальной системы. Поэтому исследователь, применяя качественные методы исследования, обращает внимание прежде всего на личностный повседневный опыт и взаимодействия с другими людьми, на разнообразные символы, посредством которых передается информация о социальном существовании людей. В связи с тем, что отличительная особенность социологических методов исследования в качественном подходе заключается в высказываниях, в рассказах о собственной жизни, в обмене мнения-
ми, обращению к личному опыту, т. е. в анализе повседневной жизни людей, то это дает основания для использования качественных методов в социологии детства. В детском мышлении, в детском сознании и самосознании (в дошкольном возрасте) активно используется наглядно-образное мышление с зачатками абстрактного. Детям вполне доступно на основе повседневного опыта взаимодействия с детьми и взрослыми формировать собственную картину мира, социального окружения. Дети с помощью мыслительных действий сравнения и обобщения, анализа и синтеза (в старшем дошкольном возрасте) обладают возможностями группировать, классифицировать и структурировать социальную реальность. В соответствии с этими представлениями они способны координировать собственные помыслы, социальные действия, а также формируют социальные взаимодействия. Суждения, понимания детьми социальных явлений, социальной реальности являются в наибольшей степени отражением сугубо субъективных смыслов, так как они пока еще минимально подвержены рефлексии и социально угодным установкам. В силу своего разумения они максимально точно отражают социальное бытие. Поэтому вышеприведенные направления социологии в полной мере можно считать теоретическими основами и методологической базой качественных исследований социологических проблем детского общества.
Фокус-группы - это один из вариантов глубокого интервью, которое сочетает в себе психологические и социологические смыслы. Формирование и признание фокус-группы как метода социологического исследования происходило в ХХ веке благодаря работам Р. Мертона. Им же предпринята первая попытка определения данного термина: «Фокусированное интервью отличается в некотором отношении от других типов интервью. Во-первых, интервьюируемые лица должны быть участниками некоторой определенной ситуации... Во-вторых, гипотетически важные элементы, а также характер, процессы и общая структура этой ситуации проанализированы социологом, на основе чего он при-
шел к ряду гипотез. В-третьих, на основе этого анализа разработан план проведения интервью, в котором очерчиваются важнейшие области исследования и гипотезы. В-четвертых, интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации» [2, с. 27]. Согласно современным толкованиям, фокус-группа, или групповая дискуссия, - это способ выявить различия в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей [11, с. 403]. В процессе фокус-группы происходит изучение какой-либо социальной проблемы в форме группового глубокого интервью. В процессе совместного обсуждения, дискуссии, а иной раз и спора, определяются многообразные индивидуальные и коллективные представления по проблемной ситуации. Поэтому в качестве полустандартизированного интервью этот метод носит фокусированный (центрированный) характер. Это означает, что тема дискуссии, построение сценария и плана вопросов должны иметь логическую структуру, нацеленную на выяснение поставленной проблемы.
Особенности, характерные для метода фокус-группа, гармонично вписываются в черты детского мышления, где превалируют наглядно-образные представления, базирующиеся на конкретном повседневном опыте; свойствам детского эмоционально окрашенного непосредственного общения, требующего одновременно учета индивидуальности и защищенности посредством присутствия коллектива гомогенных участников. В связи с органичным переплетением особенностей метода исследования фокус-группы и психоло-го-возрастных особенностей детей предполагаем, что существуют большие перспективы использования данного метода в социологии детства. Выделим важные свойства и качества фокус-групп, которые мы учитывали для организации детских групповых интервью [6, с. 256].
Цель фокус-группы заключается в том, чтобы выслушать, помочь раскрыться ее участникам и собрать информацию. В фокус-группе предусмотрена вероятность отступ-
ления от общей линии беседы, в чередовании вопросов, актуализация и развитие различных аспектов беседы, свобода в выборе слов, выражении чувств. Дискуссия способна раскрыть все разнообразие мнений, поскольку восприятие темы здесь динамично в силу влияния участников фокус-группы друг на друга в процессе общения. Этот метод исследования помогает понять, как дети относятся к определенной проблеме, что думают о ней исходя из собственных субъективных переживаний. Исследователь создает в фокус-группе атмосферу свободного общения, которая поощряет участников делиться мыслями и высказывать свою точку зрения. Здесь отсутствует какое-либо давление, участников не заставляют голосовать или принимать какие-либо решения. Таким образом, достоинство фокус-группы - активность участников не ограничена планом опросного листа, инициативность и открытость позиций желательна и необходима - отвечает естественным социально-психологическим потребностям детей быть услышанными, замеченными и признанными, а результаты исследования с помощью фокус-группы отражают мнения исследуемых в большей степени, чем мнение исследователя.
Участников фокус-группы выбирают по определенным параметрам, необходимым для обсуждения заданной темы. Как правило, исследователь организует групповую дискуссию, в которой принимают участие респонденты с похожими характеристиками, что обеспечивает гомогенность группы. Руководящим принципом для выполнения этого требования выступает цель исследования, в соответствии с которой определяются принципы однородности группы. Однородность группы обследуемых должна быть гомогенна по социальным характеристикам, но не по субъективным взглядам и установкам. Как показывает опыт предыдущих исследователей, «чем более однородной является группа по социальным и интеллектуальным характеристикам, тем продуктивнее она работает» [7, с. 365]. Требование социальной однородности сводится к тому, чтобы участники фокус-группы оказывали взаимно стимули-
рующее воздействие, а не деструктивное влияние. Основными социальными характеристиками, которые обычно принимают во внимание при определении состава участников, являются: принадлежность к социальноэкономическому и социально-профессиональному классу, образование, пол, возраст, иногда национальная и религиозная принадлежность, если дифференциация по данному признаку значима для решения поставленных задач исследования.
Учет возрастной дифференциации в детском возрасте - один из главных критериев формирования дискуссионных групп, так как возрастные периоды воздействуют на степень сформированности мышления, сознания, способности анализировать и рассуждать, во-первых, и на возникновение напряженности, негативного воздействия среди участников, во-вторых. Чем младше участники, тем большее значение приобретает фактор учета возраста. Поэтому максимально допустимая возрастная разница между участниками детских фокус-групп -это 6 месяцев (для старшего дошкольного возраста, а для младших детей - еще меньшая разница).
Среднее число участников взрослых фокус-групп 8-10 человек. Но проведенное исследование показало, что оптимальная численность детей-участников именно 6-8, так как такое количество оказывает стимулирующее и одновременно психологически защитное воздействие на членов группы, что в целом создает возможность самовыражения каждому участнику исследования.
Следующей особенностью фокус-групп, которую необходимо учитывать исследователю при подготовке и использовании данного метода, является формирование групповой социодинамики, выражающейся в дифференциации и иерархизации участников в процессе проведения фокус-группы. Так как в процессе взаимодействия участники фокус-группы высказывают свои мнения, определяют свои позиции, выслушивают других, то и внутри самой этой группы на глазах модератора формируется внутригрупповая дифференциация [2, с. 41].
Первоначально на момент организации и непосредственно начала фокус-группы члены дискуссионной группы представляют недифференцированную совокупность. Далее в процессе обсуждения через собственные высказывания по вопросу обсуждения, выражения отношения и оценок об объективной социальной реальности, участники (будь то взрослые или дети) принимают на себя роли противников, сторонников или занимают нейтральные позиции. Люди проявляют открытость или замкнутость, доминирование или уступчивость, активность или пассивность, агрессивность или застенчивость. Проявляя индивидуальные социально-психологические характеристики, участники фокус-группы позиционируют себя не только по отношению к вопросу дискуссии, но и внутри самой группы. Вследствие этого между членами фокус-группы происходит дифференциация в отношении к обсуждаемому предмету и друг к другу.
В связи с подобными особенностями фокус-группы как метода сбора эмпирической информации и на основе опыта проведения можно выделить специфику и достоинства использования данного метода у детей:
1. Для детского возраста свойственна непосредственность, эмоциональный искренний отклик на волнующую проблему. С возрастом, с течением времени и социализации естественная и спонтанная открытость ребенка под давлением общества ослабевает. Эта особенность вполне естественно вписывается в использование фокус-группы для сбора информации в детской среде, так как главное в данном методе -сбор информации, которая актуальна в первую очередь для респондентов.
2. Фокус-группы расширяют возрастной диапазон использования детей как объектов исследования. Подбор участников фокус-группы должен происходить со строгим соблюдением возрастных критериев. Разница в возрасте отражает разницу в психическом развитии и социальном опыте детей. Ребенок, находясь в коллективе подобных и равных себе, т. е. среди детей, чувствует себя комфортнее, увереннее и смелее. Это способ-
ствует открытому выражению собственных мыслей и коллективных идей.
3. Фокус-группы детей должны быть подчеркнуто однородны по социально-, культурно- и национально-значимым признакам. Это не только научное требование, но и этическое, которое в последующем влияет на достоверность результатов. Различие по характеристикам вызывает у детей либо уход от ответов, либо резкие высказывания, что в целом создает дискомфорт в аудитории.
4. Количество участников детских фокус-группы не должно превышать 6-8 человек. Большее число детей приводит к формированию активной и пассивной частей группы, а также ярко выражается ее структура, следствием чего является непродуктивное обсуждение вопросов. Кроме того, количество участников, превышающее 6-8 человек, не позволяет детям полностью высказать собственное мнение ввиду большого количества желающих.
5. Модератор должен знать всех участников по именам. Это способствует формированию индивидуального подхода и положительного отношения к беседе со стороны детей.
6. Проведение фокус-группы должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем (атмосферой) и поименной индивидуальной похвалой каждого участника.
7. Проведения фокус-группы среди детей не предполагает у детей умение читать и писать. Это преимущество расширяет возможности применения метода.
8. Количество вопросов, планируемых для обсуждения, должно определяться в соответствии с психолого-возрастными возможностями детей поддерживать заинтересованность на одном виде деятельности без угрозы переутомления. Для старшего дошкольного возраста такой временной промежуток соответствует 25-30 минутам. Соответственно, как показывает опыт, количество вопросов для обсуждения с учетом привлечения к дискуссии всех участников не должно превышать 7-8.
9. Модератор должен хорошо владеть программой исследования, знать канву об-
суждаемых вопросов, уметь динамично переключаться с вопроса на вопрос без использования записей, прослеживать цепочку ответов и развивать детскую мысль, уметь держать в поле зрения всю детскую аудиторию. Растерянность и отвлечение ведущего приводит к потере контакта с аудиторией и времени.
10. Модератор должен владеть навыками управления детским коллективом, поддерживать внимание участников, умело вовлекать в процесс обсуждения и одновременно не допускать перерастания детской непосредственности и естественной открытости в неуправляемость и неуважение к другим участникам. Интервьюер, исследуя детские сообщества, должен проявлять особый такт и руководить обсуждением и дискуссией достаточно внимательно. Рекомендуется вначале огласить правила ведения диалога, соблюдая очередность и уважение к сотоварищам. В фокус-группе надо следить, чтобы одни участники не доминировали над другими, повторное высказывание предоставляется, когда все уже высказались. В случае возникновения спора интервьюер не должен влиять на течение дискуссии, хотя может определить те детали, по которым мнения присутствующих расходятся. Конечно, от него требуется абсолютная нейтральность и доброжелательность.
11. При проведении фокус-группы в детском сообществе в качестве социологического исследования (фокус-группы, напоминаем, могут также проводиться с маркетинговыми, клиническими, психологическими целями) важно, чтобы модератор обладал психологическим и социологическим образованием. Модератор, работая с детской фокус-группой, должен четко знать возрастные психологические особенности и возможности, а также на основе их проявлений уметь
интерпретировать и строить закономерности взаимодействия и функционирования детской группы, коллектива, сообщества.
12. Модератор должен быть готов, что активная и открытая атмосфера беседы подтолкнет детей расширить границы обсуждения, а также раскрыть непубличные, интимные стороны жизни детей и семьи. Поэтому ведущему необходимо уметь проявить такт и профессиональную этику по не обсуждению и не разглашению доверенных детьми тайн.
Таким образом, использование фокус-группы среди детей является перспективным и информативным методом сбора социологической информации. Методологическими основами использования качественных методов исследования детского сообщества, в частности метода фокус-группы, является органический и гармоничный синтез определенных теорий микросоциологии (интерпретативная (понимающая) социология, символический интеракционизм, феноменологические и этнометодологические теории) и возрастных социально-психологических характеристик и возможностей детей дошкольного возраста. Данный методологический базис формирует траекторию изучения общества от повседневного «жизненного мира» отдельных индивидов, личностей до конструирования социального пространства, дифференциации, структуры, стратификации и социальных отношений в обществе в целом. Подобного рода направление исследовательской деятельности (от изучения и конструирования жизни отдельного человека, ребенка, семьи к формированию благополучного общества) отражает современный гуманистический характер общественного развития. Вполне очевидно, что использованию метода фокус-группы среди детей принадлежит большое будущее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белановский С. А. Глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001. 320 с.
2. Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Никколо-Медиа , 2001. 280 с.
3. Бесчасная А. А. Детство: история и современность. СПб.: Нестор-История, 2007. 184 с.
4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социальная антропология. М: ИНФРА-М, 2005. 688 с.
5. История теоретической социологии: В 4 т. Т. 3. М.: Канон +, 2002. 448 с.
6. Крюгер Р., Кейси М. Э. Фокус-группы. Практическое руководство. М.: Издательский дом «Вальямс». 2003. 256 с.
7. Лукьянов В. Г., Сидоров С. А., Урсу И. С. Социология. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. 416 с.
8. Сикевич З. В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2005. 320 с.
9. Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
10. Щеглова С. Н. Детство: Методы исследования. М.: Социум, 1999. 173 с.
11. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2003. 596 с.