Научная статья на тему 'Использование метода Фельденкрайза в преподавании контактной импровизации'

Использование метода Фельденкрайза в преподавании контактной импровизации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
570
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHER / STUDENT / NEUROPLASTICITY / THINKING / IMAGINATION / CONTACT IMPROVISATION / MODERN DANCE / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / КОНТАКТНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голубев Д.В.

Статья освещает систему профессиональной подготовки специалистов высшего профессионального образования в вузе культуры и искусств. Использование метода Фельденкрайза в преподавании контактной импровизации должно привести к глубокому узнаванию собственного тела и раскрытию легкого и естественного движения в контактной импровизации. За счёт улучшения осознавания тела появляется легкость в обучении контактной импровизации. Результаты достигаются быстрее за счет убирания всех лишний усилий и более точного восприятия своего тела, расширяются границы потенциальных возможностей в контактной импровизации. В процессе исследования движения, его переосмысления и нахождения путей делать вещи, ранее для него невозможные, человек часто расширяет представление о своих функциональных возможностях и себе в целом. Данная методика обеспечит планомерное развитие, повышение качества образовательного процесса и последовательное овладение профессиональными навыками студентов в области современного танца. Обзорно освещены принципы работы метода Фельденкрайза, основанного на способности человеческого мозга нейропластичности. Приведены примеры практических упражнений метода Фельденкрайза с использованием методической литературы и технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF FELDENKRAIS METHOD IN TEACHING CONTACT IMPROVISATION

The article highlights a system of professional training of specialists of higher professional education in a university of culture and arts. The use of the Feldenkrais method in teaching of contact improvisation should lead to a deep recognition of one’s own body and the discovery of an easy and natural movement in contact improvisation. By improving the awareness of the body, it becomes easy to learn contact improvisation. The results are achieved more quickly by removing all unnecessary efforts and more accurate perception of his body. The boundaries of potential opportunities in contact improvisation are widening. In the process of researching the movement, its rethinking and finding ways to do things previously impossible for it, a person often expands the notion of his functional capabilities and himself as a whole. This methodology will ensure systematic development, improving the quality of the educational process and consistent mastery of students’ professional skills in the field of modern dance. The principles of the Feldenkrais method, based on the ability of the human brain neuroplasticity, are reviewed in detail. Examples of practical exercises of the Feldenkrais method with the use of methodical literature and technical means are given.

Текст научной работы на тему «Использование метода Фельденкрайза в преподавании контактной импровизации»

1. В первый день туристы прошли 16 км, а во второй день, они прошли 24 км. двигаясь с той же скоростью. С какой скоростью шли туристы, если они затратили на весь путь 8 ч?

Миша записал решение задачи так:

1) 16 : 8 = 2 (км/ч)

2) 24 : 8 = 3 (км/ч)

3) 2 + 3 = 5 (км/ч)

Надя - так:

1) 16 + 24 = 40 (км)

2) 40 : 8 = 5 (км/ч)

Кто прав из них: Миша или Надя?

2. Сколько картофелин собрали с 10 кустов, если с трёх собрали по 8 картофелин, с четырех по 7, с шести по 9, а с семи по 5 картофелин?

Надя решила задачу так:

1) 8 х 3 = 24 (к.)

2) 5 х 7 = 35 (к.)

Библиографический список

3) 24 + 35 = 59 (к.)

Ответ: 59 картофелин собрали с 10 кустов.

А Миша так решил задачу:

1) 8 х 4 = 32 (к.)

2) 9 х 6 = 54 (к.)

3) 32 + 54 = 86 (к.)

Ответ: 86 картофелин собрали с 10 кустов.

Кто из них получил верный ответ?

Отметим, что чаще всего для обоснования истинности суждений на уроках математики младшие школьники обращаются к вычислениям и дедуктивным рассуждениям. Опытно-педагогическая работа, проведённая студентами во время педагогической практики по этой теме, показала выработку значимых сдвигов в формировании у учащихся элементарных умений обосновывать истинность своих суждений, то есть доказывать математические утверждения, предусмотренные программой.

1. Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения. Москва, 2016.

2. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Формирование умения рассуждать в процессе решения логических задач. Начальная школа. 2014; 7.

3. Стойлова Л.П. Исследовательские задания по математике и умение доказывать. Начальная школа. 2015; 9.

References

1. Beloshistaya A.V. Razvitie matematicheskogo myshleniya rebenka doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta v processe obucheniya. Moskva, 2016.

2. Istomina N.B., Tihonova N.B. Formirovanie umeniya rassuzhdat' v processe resheniya logicheskih zadach. Nachal'naya shkola. 2014; 7.

3. Stojlova L.P. Issledovatel'skie zadaniya po matematike i umenie dokazyvat'. Nachal'naya shkola. 2015; 9.

Статья поступила в редакцию 21.08.18

УДК 793.3Фельденкрайз:78.14:008(470+571)

Golubev D.V., senior lecturer, Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: dove333@mail.ru

USE OF FELDENKRAIS METHOD IN TEACHING CONTACT IMPROVISATION. The article highlights a system of professional training of specialists of higher professional education in a university of culture and arts. The use of the Feldenkrais method in teaching of contact improvisation should lead to a deep recognition of one's own body and the discovery of an easy and natural movement in contact improvisation. By improving the awareness of the body, it becomes easy to learn contact improvisation. The results are achieved more quickly by removing all unnecessary efforts and more accurate perception of his body. The boundaries of potential opportunities in contact improvisation are widening. In the process of researching the movement, its rethinking and finding ways to do things previously impossible for it, a person often expands the notion of his functional capabilities and himself as a whole. This methodology will ensure systematic development, improving the quality of the educational process and consistent mastery of students' professional skills in the field of modern dance. The principles of the Feldenkrais method, based on the ability of the human brain - neuroplasticity, are reviewed in detail. Examples of practical exercises of the Feldenkrais method with the use of methodical literature and technical means are given.

Key words: teacher, student, neuroplasticity, thinking, imagination, contact improvisation, modern dance.

Д.В. Голубев, доц. каф. хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: dove333@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА В ПРЕПОДАВАНИИ КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

Статья освещает систему профессиональной подготовки специалистов высшего профессионального образования в вузе культуры и искусств. Использование метода Фельденкрайза в преподавании контактной импровизации должно привести к глубокому узнаванию собственного тела и раскрытию легкого и естественного движения в контактной импровизации. За счёт улучшения осознавания тела появляется легкость в обучении контактной импровизации. Результаты достигаются быстрее за счет убирания всех лишний усилий и более точного восприятия своего тела, расширяются границы потенциальных возможностей в контактной импровизации. В процессе исследования движения, его переосмысления и нахождения путей делать вещи, ранее для него невозможные, человек часто расширяет представление о своих функциональных возможностях и себе в целом. Данная методика обеспечит планомерное развитие, повышение качества образовательного процесса и последовательное овладение профессиональными навыками студентов в области современного танца. Обзорно освещены принципы работы метода Фельденкрайза, основанного на способности человеческого мозга - нейропластичности. Приведены примеры практических упражнений метода Фельденкрайза с использованием методической литературы и технических средств.

Ключевые слова: преподаватель, студент, нейропластичность, мышление, воображение, контактная импровизация, современный танец.

Всестороннее развитие личности будущих хореографов предполагает не только техническое совершенствование и приобретение профессиональных навыков, но и формирование эмоциональной и культурной сферы, что позволит осмыслить связь хореографии с философией и общемировой культурой и

рассматривать хореографию как отражение реалий сегодняшней жизни, как отражение бытия [1, с. 145].

В методике преподавания контактной импровизации существует ряд принципов, соблюдение которых определяет развитие физического тела как возможностей слышать и чувствовать

импульсы взаимодействия, потоки движения, отдачу и принятие веса, движения кожей, мышцами, костями и т. д. [2, с. 292].

Работа в любой технике танца постепенно приведет к освоению формы движения. Тело начинает повторять само себя. И это для контактной импровизации становится ограничением. Импровизация по своей структуре - отрытые нового пространства и возможностей тела в движении. Как сделать тело свободным? Как открыть возможность совершать выбор телесного движения? Как сделать этот выбор осознанным?

Ответ на поставленные вопросы существует в разработках и открытии метода ученым М. Фельденкрайза. Его открытие основано на способности человеческого мозга - нейропластичности. Это способность нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт.

Эта способность имеет прямой практический эффект, который знаком многим, но лишь недавно стал предметом целенаправленных исследований: наш мозг «любит» учиться. Он прямо-таки «оживает», когда вы приобретаете навыки игры на музыкальных инструментах, разучиваете новый танец или с интересом занимаетесь иностранным языком.

На сегодняшний день ученые доказали, что мозг не только способен к богатой и неожиданной реорганизации, но также производит новые нейроны в любом возрасте. До 1998 года считалось, что мы рождаемся с миллиардами нейронов, которые постепенно отмирают с возрастом и что новые клетки никогда не создаются. На самом деле мы рождаемся и умираем с миллионами неиспользуемых, не сформированных стволовых клеток в нашем мозге. Потенциал к преобразованию данных клеток в нейроны существует в течение всей нашей жизни, раздвигая границы того, что мы прежде считали возможным, особенно в области здоровья и восстановления от травм и заболеваний.

Учёные предположили свойство нейропластичности и обнаружили, что мозг способен на гораздо большее, чем долгое время считалось, а затем использовали это свойство на практике, каждый своим путём.

Одним из первых был Моше Фельденкрайз, доктор наук, инженер, физик и дзюдоист, научивший себя ходить заново после серьезной травмы коленей в 1940-х годах, несмотря на пессимистичные прогнозы врачей.

Благодаря глубокому анализу факторов, имеющих место в процессах человеческого развития и обучения, он создал элегантный и экономичный метод работы, использующий фокусированное внимание и движение.

Уроки в методе Фельденкрайза представляют собой грамотно выстроенные последовательности движений, созданные для наибольшей эффективности обучения за счет использования интереса, новизны возникающих задач и их постепенного усложнения - именно такие качества способствуют изменениям как на физическом уровне в отношении различных телесных и психофизических функций, так и на личностном уровне.

Уроки выполняются с полным вниманием, которое тоже в буквальном смысле «меняет» мозг, они воспроизводят комплексные нелинейные стратегии, которые люди осваивают в процессе моторного развития с момента рождения до десяти лет. Все эти факторы в совокупности способствуют достижению более высокого уровня самоорганизации у человека и совершенствованию его навыков.

Исследования нейропластичности показали, что акт мышления, так же, как и акт воображения движения или чувства изменяет мозг, это позволяет нам вырабатывать новые навыки [3, с. 58].

Наши мышцы не могу функционировать никак иначе, как через команды от нервной системы. Занимаясь спортом, мы не столько тренируем наши тела, сколько нервную систему: не рука учится, как правильно бить ракеткой по теннисному мячу, вместо этого мозг разучивает комплексные серии нейроимпульсов в рамках определенного паттерна и временного промежутка [3, с. 70].

То, как мы двигаемся или держим себя - это широкий набор нервных импульсов, являющихся частью нормального функционирования мозга (состояния, которое включает в себя комплекс эмоций, мыслей, сенсорных впечатлений, пространственной и временной ориентации). Начните менять способы вашего движения, и вы на самом деле будете менять себя в целом [4, с. 126].

Метод Фельденкрайза - это «умный» подход к человеческому движению, цель которого - общее улучшение функционирования человека и развитие его способностей.

Работа по методу осуществляется в двух формах:

1) индивидуальная (Функциональная интеграция) - в процессе которой практик производит мануальную работу с клиентом, благодаря развитому пониманию и чувствительности помогая ему по-новому почувствовать свое тело, способствуя нахождению более оптимальных способов движения и проявлению комплексных функциональных изменений на уровне нервной системы (движение используется как «язык мозга»). Сессии работы по методу разнообразны в отношении используемых положений и рассматриваемых нюансов, помимо мануального воздействия могут использоваться дополнительные приспособления (валики и др.). Мягкость используемых техник обеспечивает широкие возможности применения.

2) групповая (уроки осознавания через движение или «трансформирующие уроки движения») - во время которых инструктор голосом направляет занимающихся через специально разработанные серии движений на различные темы с теми же целями, что и при индивидуальной работе. Движения при этом мягкие, медленные, носят характер исследования того, что обычно делается автоматически. Данные занятия доступны в аудиозаписи для самостоятельного выполнения.

В результате применения метода происходит следующее:

Человек начинает глубже узнавать собственное тело и раскрывает для себя то, как легко и естественно он может двигаться, независимо от начальной физической подготовки и возраста. За счёт улучшения осознавания тела появляется легкость в обучении различным движениям и их понимание (относится к боевым искусствам, спорту, танцам, актерской игре, другой активности, задействующей движение). Результаты достигаются быстрее за счет убирания всех лишний усилий и более точного восприятия своего тела. Метод помогает новичкам в различных областях почувствовать, как они могут выполнять необходимые им действия лучше, чем они могли прежде. Расширяются границы потенциальных возможностей в этих сферах. В процессе исследования движения, его переосмысления и нахождения путей делать вещи, ранее для него невозможные, человек часто расширяет представление о своих функциональных возможностях и себе в целом [5].

Рассмотрим конкретный пример практического занятия метода Фельденкрайза для ходьбы. Большинство людей не знают о том, что они могут увеличить силу и скорость ходьбы не только за счёт закачивания мышц ног, но также за счёт их осознанного использования - улучшение отталкивания задней ногой может быть достигнуто за счет устранения всех лишний напряжений, что делает походку легкой и быстрой без дополнительных энергетических затрат. В данном уроке можно научиться тому, как можно улучшить отталкивание за счёт вращения таза при ходьбе, что увеличит длину шага и придаст больше силы движению.

1. Лягте на живот. Положите руки с согнутыми локтями так, что ваши ладони лежат на полу где-то в районе головы. Ноги раздвиньте на комфортную дистанцию. Заметьте, куда направлены ваши пятки. Направлены ли они внутрь или наружу, по сравнению с вашими носками? Где сосредоточено больше веса - на правом бедре или на левом бедре? А где больше пространства - под правым плечом или под левым?

2. Повернув голову направо, поставьте правую ногу на носок. Представьте, что пяткой вы упираетесь как бы в стену. Упритесь пальцами в пол, а пяткой- как будто в стартовые колодки или стену и понаблюдайте, что происходит с той силой, которая проходит через вашу ногу. Можете ли вы толкаться от пола так, чтобы каждый раз ваше колено приподнималось от пола, и нога становилась прямой?

Постарайтесь делать пальцами ног прочный упор в пол. Если вы будете выполнять этот урок в носках, это может помешать вам почувствовать нюансы приложения усилий, поэтому лучше будет снять их. Упираясь подобным образом ногой, вы почувствуете, как задняя поверхность коленного сустава направляется к потолку. Постарайтесь полностью расслаблять колено после каждого напряжения, сохраняя при этом положение стопы.

3. В следующий раз, когда вы будете толкаться ногой и выпрямлять колено, можете ли вы толкнуться дальше, так чтобы правая сторона таза начала приподниматься от пола, а сам таз наклонился влево? Вы почувствуете, что ваш таз будет поворачиваться дальше в левую сторону, когда правая часть поднимается, и ваша спина начнет принимать участие в движении. Отдохните, полностью вытянув и расслабив ноги.

Убедитесь, что вы не напрягаете тело, когда вы толкаетесь правой ногой. Ваша другая сторона должна полностью отдыхать. Каждый раз, когда вы расслабляете правую ногу, ваши таз

и колено также должны отдыхать. Когда вы делаете движение, чувствуете ли вы как движутся ваши рёбра? Можете ли вы почувствовать, как толчок переходит все выше и выше - до плеч и дальше в шею?

4. Опять согните правую стопу и поставьте её на пальцы. Кстати, на каких пальцах вы стоите? На большом пальце? На нескольких пальцах? Попробуйте качнуть пятку немного в сторону так, чтобы вы стояли на маленьких пальцах правой ноги. Теперь вновь выполните толчок через правую ногу, поднимая колено, таз, ребра. Почувствуйте насколько легче сила проходит через верхнюю часть тела. Отдохните, вытянув ноги свободно.

5. Теперь аналогично поставьте ногу, но только на ваш большой палец, так чтобы ваша пятка была повернута внутрь. Не используйте никакую другую часть ноги. Снова оттолкнитесь, чтобы поднять колено и прочувствуйте усилие, проходящее через все ваше тело. Понаблюдайте, сколько энергии требуется вам в этот раз по сравнению с тем, когда вы отталкивались только маленькими пальцами. Отдохните.

6. Теперь выберите какие-либо другие пальцы на стопе, чтобы поставить ногу. Поисследуйте, отталкивание какой частью придаст вам наибольшее усилие, так что, затрачивая наименьшее количество энергии, вы получите наибольшее движение в верхней части вашего тела. Затем перевернитесь на спину и отдохните.

На вашей стопе есть место, используя которое кости ног, таза, позвоночник и ребра будут двигаться наиболее легко. Большинство людей не знают об этом, даже несмотря на то, что они ходят всю свою жизнь. Медленно встаньте и почувствуйте разницу между тем, как распределяется вес между двумя ногами. Походите немного и также заметьте разницу в ощущениях обеих сторон вашего тела. Какая нога чувствует себя более комфортно и удобно? Попробуйте оттолкнуться правой стопой и левой стопой - чувствуете ли вы разницу?

7. Снова ложитесь на живот, расположив руки как будто треугольником впереди головы, поверните голову налево.

Библиографический список

Повторите шаги 1 - 6 медленно и внимательно на левой стороне.

После того, как вы сделаете упор левой ногой, не спешите толкать со всей силы. Выполняйте движение медленно, ощущая, как вы делаете движение и как вы дышите при этом. Научитесь делать движение легче каждый раз, когда вы совершаете толчок. Заметьте, толчковое движение какой ногой приводит к более четкой передаче усилия вверх по телу? Иногда делайте движение на противоположной стороне, чтобы вы могли почувствовать разницу в эффективности движения.

8. Теперь потяните пятки от себя и поставьте обе стопы на пальцы. Снова найдите места, которые ощущаются наиболее удобными и почувствуйте толчок обеих ног, поднимая при этом колени. Затем дайте коленям опуститься и каждый раз, когда вы будете совершать мягкое толчковое движение, вновь поднимайте их вверх. Отдохните лежа на полу.

9. Наконец, совершайте аналогичные толчковые движения, но поднимая не только колени, а к тому же и таз. Вам будет необходимо задействовать спину для этого.

Почувствуйте, как вы отрываете от пола всю нижнюю половину тела. Можете ли вы оторвать также ваш живот и нижние ребра? Выполняйте движения вверх и вниз медленно, несколько раз. Научитесь делать это движение гармоничным - через ступни и выпрямленные колени, поднимая позвоночник, чувствуя себя при этом легко и устойчиво. Эффективное передвижение -это навык, требующий того, чтобы усилие проходило через наши мышцы и скелет наиболее эффективным образом, чтобы тело передвигалось в том направлении, которое мы ему задаем.

Именно поэтому в образовательном процессе по контактной импровизации важно уделить особое внимание преподаванию метода Фельденкрайза, как основополагающего приёма развития аутентичности и актуальности движенческих техник танца. Это, безусловно, будет способствовать повышению качества образовательного процесса и последовательному овладению профессиональных навыков.

1. Никитин В.Ю., Шварц И.К. Композиция в современной хореографии. Москва, 2007.

2. Голубев Д.В. Инновационные методы преподавания "контактной импровизации" как средство создания композиции современных форм танца. Мир науки, культуры, образования, Горно-Алтайск, 2016; 6 (61): 209 - 211.

3. Материалы о методе Фельденкрайза. Available at: http://feldy.ru/read/neiroplastichnost_feldenkrais/

4. Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера. Перевод А. Заславской. Москва: Эксмо, 2003.

5. Фельденкрайз М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков. Перевод Москва Папуш. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

6. Материалы о методе Фельденкрайза. Available at: http://feldy.ru/lessons/feldenkrais_hodba/

References

1. Nikitin V.Yu., Shvarc I.K. Kompoziciya vsovremennojhoreografii. Moskva, 2007.

2. Golubev D.V. Innovacionnye metody prepodavaniya «kontaktnoj improvizacii» kak sredstvo sozdaniya kompozicii sovremennyh form tanca. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya, Gorno-Altajsk, 2016; 6 (61): 209 - 211.

3. Materialy o metode Fel'denkrajza. Available at: http://feldy.ru/read/neiroplastichnost_feldenkrais/

4. Fel'denkrajz M. Iskusstvo dvizheniya. Urokimastera. Perevod A. Zaslavskoj. Moskva: 'Eksmo, 2003.

5. Fel'denkrajz M. Soznavaniecherezdvizhenie:dvenadcat'prakticheskihurokov. Perevod Moskva Papush. Moskva: Institut obschegumanitarnyh issledovanij, 2001.

6. Materialy o metode Fel'denkrajza. Available at: http://feldy.ru/lessons/feldenkrais_hodba/

Статья поступила в редакцию 11.08.18

УДК 374:793.3-053.2

Gorbunova N.A., senior lecturer, Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: gorbunova.nat@mail.ru

Molyavko G.P., senior lecturer, Choreography Department, honored worker of culture of Russia, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: gpmmolyavko@mail.com

REPERTOIRE IN CHILDREN'S CHOREOGRAPHIC GROUP: THE TECHNOLOGY OF FORMING. The article observes a problem of forming a repertoire in children's choreographic group, to the repertoire politics, conditioned by social and pedagogical requirements, the basis of which should be highly artistic works reflecting high human qualities. Work on them makes it possible to penetrate into the basics and contents of the dance, comprehend and master the complex of moral and aesthetic problems that have found their artistic embodiment. Much attention is paid to the pedagogical leadership, which, combined with the high creative and social activity of the participants, predetermines the teaching, upbringing, concert-performing and social activities of the collective, contributes to the creation of conditions for the formation of a fully developed personality. The authors outline the prospects for solving a problem of the relationship between the repertoire and the teaching and educational work in the team and the level of its development; the thematic focus of the repertoire and the positive attitude of the participants, diversity and variety; the correspondence of the repertoire to the near and distant goals of the creative activity of the collective, the creation of original works in order to develop the creative activity of the participants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.