4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
5. Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 2 - 5.
6. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
7. Ткачова Н. О. Аксюлопчт засади педагопчного процесу в сучасних загальноосвггтх навчальних закладах : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.01 / Ткачова Наталiя Олександрiвна. - Луганськ, 2006. - 513 с.
УДК: 378
UDC: 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА CASE-STUDY ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «АГРОИНЖЕНЕРИЯ»
Бычков Максим Владимирович
Магистрант
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,
г. Саранск
USE OF THE CASE-STUDY METHOD WHEN TRAINING STUDENTS OF THE DIRECTION OF PREPARATION OF AGROENGINEERING
Аннотация: данная статья посвящена применению метода кейса в обучении студентов. Рассмотрен пример применения данного метода при обучении студентов направления подготовки «агроинженерия».
Abstract. This article is devoted to application of a method of a case in training of students. An example of application of this method when training students of the direction of preparation is reviewed "agroengineering".
Ключевые слова: метод кейсов, активное обучение, мышление.
Keywords: case-study, active training, thinking.
В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению; у педагогов появилась свобода для творческого поиска; создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт.
В связи с этим изменяется роль преподавателя. Он должен быть не просто лектором, ретранслятором, но организатором. С каждым годом
увеличивающееся количество информации, которую преподавателю и обучающимся приходится освоить при изучении различных дисциплин, требует изменения применяемых при этом. Акцент переносится с количественной, на качественную сторону обучения. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий, хотя традиционные способы преподавания не уходят в прошлое, а работают в комплексе. В сложившейся ситуации активность студентов - непременное условие процесса обучения, поэтому разработка и применение активных и интерактивных методов обучения стали очень актуальны как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Одним из имитационных неигровых методов активного обучения является case - study. Кейс метод или кейс-технология - обучение на примере реальных конкретных ситуаций.
Родиной данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Метод Case Study наиболее широко используется в обучении экономике, менеджменту и бизнес - наукам за рубежом.
С течением времени метод ситуационных упражнений в той или другой степени начал использоваться в подавляющем большинстве учебных бизнесов-программ не только в США, но и в других странах. С 50-х годов двадцатого века лидирующие бизнес-школы Европы (LBS, НЕС, ESADE и др.) не только применяют кейсы в преподавании, но и принимают участие в их написании.
В СССР в 70-80 годы внимание к анализу ситуаций было довольно значительным. Оно было связано с нарастающей потребностью реформирования экономики. О проблеме кардинального обновления политической системы общества не было и речи, поэтому анализ ситуаций выступал как инструмент обучения в хозяйственной деятельности в основном при выработке и принятии управленческих решений в условиях административно-распределительной экономики. Значительный вклад в разработку и внедрение ситуационного анализа в нашей стране внесли М.М. Бирншейн, Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О. В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, М.Л. Разу, В.С. Рапопорт, И.М. Сыроежин и др. С конца 90-х в России используют переводные бизнес-кейсы. С начала 2000-х кейсы стали использоваться для преподавания технических и естественных дисциплин.
Доктор социологических наук, профессор Сурмин Ю.П. [7] считал кейс - метод действительно мощным и эффективным инструментом учебной технологии. Несомненно, что он качественно обновляет мировоззрение, арсенал средств преподавателя, его инструментарий и заставляет его
постоянно работать в направлении эффективного использования методики совершенствования индивидуального педагогического стиля. Однако метод не является универсальным. Им нужно пользоваться как дополнением к классическими методиками, то есть он должен не заменять, а дополнять занятия.
Метод «case-study» относится к активным методам обучения. Этот метод имеет сильные стороны (Рис.1).
Рис. 1 Сильные стороны метода «case-study».
Классифицировать многообразие кейсов можно по разным параметрам. Типы кейсов могут быть классифицированы исходя из целей и задач процесса обучения (Рис.2).
Рис. 2 Классификация кейсов по типу
По мнению авторов данного подхода в российской высшей школе наиболее распространены кейсы третьего типа.
Заслуживает внимания классификация кейсов по структуре, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко (Рис.3), хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования метода case-study:
Рис. 3 Классификация кейсов по структуре
- структурированные (highly structured) "кейсы", в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним студент должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;
- "маленькие наброски" (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они
знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе студент должен опираться еще и на собственные знания;
- большие неструктурированные "кейсы" (long unstructured cases) объемом до 50 страниц — самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; студент должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;
- первооткрывательские "кейсы" (ground breaking cases), при разборе которых от студентов требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом студенты и преподаватели выступают в роли исследователей.
Так же кейсы классифицируются по размеру (Рис. 4)
Рис. 4 Классификация кейсов по размеру
Как правило, кейсы делятся по уровню сложности (Рис. 5)
Рис. 5 Классификация кейсов по уровню сложности
Кейсы можно условно разделить в зависимости от того, кто выступает их субъектом (Рис. 6)
Рис. 6 Классификация кейсов по субъектам
Современный инженер работает со сложными техническими системами. Его деятельность связана с выделением и анализом возникающих в них проблем, постановкой задач и синтезом их решений, конструированием и проектированием, диагностикой и налаживанием, а также разрушением и выводом из эксплуатации. Все эти виды деятельности отличаются многовариантностью осуществления, неоднозначностью результата, взаимодействием между собой факторов различной природы, силы и длительности действия.
Поэтому при обучении студентов инженерных направлений видится правильным использование кейсов, имитирующих реальные ситуации. Отсюда возникает необходимость разработки и применения кейсов, которые помогают формированию специальных способностей выпускников, профессиональной и инновационной компетентностей.
Логико-аналитическая деятельность должна дополняться формированием мотивации, воспитанием воли, стремлением брать на себя ответственность, способностью к оперативной деятельности в экстремальной ситуации, обеспечиваемой владением методологией принятия решений с активизацией творческого мышления.
Кейсы возможно применять в процессе обучении и на экзамене.
Процесс их разработки осуществляется в последовательности, указанной на Рис. 7.
1 этап
Определением учебных целей кейса
2 этап
Поиск и установление контакта с организацией
3 этап
Сбор первичной и вторичной информации
4 этап
Разработка текста кейса
5 этап
Рецензирование и апробация кейса
6 этап
Согласование кейса с организацией
7 этап
Публикация или регистрация
Рис. 7 Этапы разработки кейсов
Приведем пример кейса, который можно было бы использовать при изучении дисциплины «Основы инновационной инженерной деятельности» по направлению подготовки 35.03.06. Полный кейс для командной работы в течение нескольких дней. По типу кейс является иллюстрирующим проблему, решение или концепцию в целом.
Кейс является структурированным с нахождением решения заданной проблемы. По субъектам является личностным.
Название кейса «Организация работы сельскохозяйственного предприятия».
Сценарий кейса: группам, состоящим из нескольких человек выдается условное сельскохозяйственное предприятие. Каждое предприятие схоже по своей структуре. У всех одинаковое количество земель, техники и схо-
жие климатические условия. Перед студентами будет поставлена задача распланировать 1 год работы предприятия. В данной имитационной ситуации студентам предлагается распределить в группе следующие роли: директор, главный агроном, главный инженер, экономист.
Содержание кейса соответствует содержательной части дисциплины «Основы инновационной инженерной деятельности». При избытке информации необходимо выбрать релевантную, при ее недостатке - использовать информацию из найденных студентами источников (информационные базы патентных и непатентных источников информации).
Цели: формирование у обучающихся профессиональной и инновационной компетентности, представления об организации продуктивной работы сельскохозяйственного предприятия.
Задачи: поиск эффективных подходов и методов обучения студентов.
Ожидаемые результаты: построение ответа на задание как предмет для размышления, ведущего к обозначенным целям.
Описание ситуации:
Для каждой организационно-правовой формы сельскохозяйственных предприятий характерны свои (специфические) принципы организации, обусловливающие различия в формах собственности, структуре управления, хозрасчетных отношениях, распределении валовой продукции и доходов и др.
Основная проблема: каким образом можно совершенствовать организацию работы и добиться желаемых конкурентоспособных результатов в работе предприятия?
Задание: на основании исходной информации смоделируйте организацию продуктивной работы сельскохозяйственного предприятия.
Вопросы для обсуждения:
1. Что является основными задачами сельскохозяйственного предприятия?
2. Какие агротехнические сроки при посеве и уборке урожаев?
3. Кто является участниками деятельности сельскохозяйственного предприятия?
4. Какие этапы инновационной деятельности необходимы для обеспечения конкурентоспособности предприятия?
5. Какие инновации в организации работы сельскохозяйственного предприятия возможны к применению?
6. Что эффективнее - собственная новаторская деятельность или использование результатов интеллектуальной деятельности третьих лиц?
В случае применения рассматриваемого метода обучения роль преподавателя заключается в организации поэтапного проведения работы студентов с погружением в профессиональные проблемы, при этом он генерирует вопросы, фиксирует ответы, ведет дискуссию. Сложность для него заключается в разработке кейса.
Студентам этот метод позволяет проявить природные способности, развить их, наработать недостающие специальные способности, сформировать мотивацию к учебной, трудовой и инновационной деятельности. Умение анализировать проблему и находить необходимую информацию, синтезировать ее решение с использованием инструментов активизации творческого мышления, управлять результатами интеллектуальной деятельности с получением инноваций, при этом определиться со своей предполагаемой ролью в будущей профессиональной деятельности - вот далеко неполный перечень элементов необходимых студентам для освоения компетенций в процессе обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод «кейсов», предполагающий сотворчество преподавателя и студентов, способствующий трансформации информации в знания и навыки, развитию системы ценностей, профессиональных и жизненных установок, эффективен при обучении общетехническим и специальным дисциплинам.
Библиографические ссылки
1. Гладких И.В. Разработка учебных кейсов: методические рекомендации для преподавателей бизнес-дисциплин. 5-е изд, испр. И доп. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. - 96 с.
2. Зобов А.М. Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение. - Элитариум, 2006
3. Михайлова Э.А. Кейс и кейс-метод. - Г.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 1999.
4. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара, 2001. - с.77.
5. Наумкин Н.И. Педагогическая модель подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности при обучении техническому творчеству/ Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, В.Ф. Купряшкин: под ред. П.В. Сенина, Ю.Л. Хотунцева; Моск. пед. гос. ун-т. - Саранск; Изд-во Мордов. Ун-та, 2010. - 120 с.
6. Наумкин Н.И. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности в процессе обучения техническому творчеству/ Н.И. Наумкин, Е.П. Грошева, В.Ф. Купряшкин; под ред. П.В. Сенина, Ю.Л. Хотунцева,; Моск. пед. гос. ун-т. -Саранск; Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 120 с.
7. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода: Под ред. Д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
References
1. Gladkih I. V. the Development of teaching cases: guidelines for teachers of business disciplines. 5 edition, corrected. And additional SPb.: Publishing house "graduate school of management," 2010,. - 96 p
2. . Zobov A. M. Metod of studying of situations (case study) in education: its history and application. - Elitarium, 2006
3. Mikhaylova E. A. Case and case method. - G.: Center of marketing researches and management, 1999.
4. Mikhelkevich V. N., Nesterenko V. M., Kravtsov P. G. Innovative pedagogical technologies. - Samara, 2001. - page 77.
5. Naumkin N. I. Pedagogical model of training of students for innovative engineering activity when training in technical creativity / N. I. Naumkin, E. P. Grosheva, V. F. Kupryashkin: under the editorship of P. V. Senin, Yu. L. Ho-tuntsev; Mosk. ped. state. un-t. - Saransk; Publishing house Mordov. Un-ty, 2010. - 120 pages.
6. Naumkin N. I. Training of students of national research universities for innovative activity in the course of training in technical creativity / N. I. Naum-kin, E. P. Grosheva, V. F. Kupryashkin; under the editorship of P. V. Senin, Y. L. Hotuntsev; Mosk. ped. state. un-t. - Saransk; Publishing house Mordov. un-that, 2010. - 120 pages.
7. Situation analysis, or anatomy Case method: Under the editorship of the Dr. of sociological sciences, professor Surmin Y.P. of the item Kiev: Center of innovations and development, 2002. 286 pages.
ОСВ1ТНЬО-ПРОСВ1ТНИЦЬКА ДШЛЬШСТЬ ЕСПЕРАНТИСТ1В В
УКРА1Н1 У 20-Т1 - НА ПОЧАТКУ 30-Х РОК1В ХХ СТОЛ1ТТЯ
Клименко Юлiя Анатолпвна,
кандидат педагоггчних наук, старший викладач кафедри сощалъног педагоггки
та сощалъног роботи, Умансъкого державного педагог1чного унгверситету
¡мен1 Павла Тичини, 20300, Черкасъка обл., м. Уманъ, вул.Садова 2
Abstract
The article determined education and educational direction of the Esperanto movement in Ukraine in the 20's - early 30-ies of XX century. The author found that despite the key focus of the Esperanto movement in this or that period of education and educational activities organized mainly through various organizational forms: Esperanto courses, clubs, lectures, reports, consultations, schools, colleges, universities and other forms of teaching. The study does not cover all aspects of the problem. Require further study social and educational principles of the Esperanto movement as a socio-cultural, interlinhvistychnoho phenomenon of the past and present.