УДК 662.767.1 Суванкулов Ш.А., Абулкосимов А.О.
Суванкулов Ш.А.
доцент кафедры «Инженерия транспортных средств» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)
Абулкосимов А.О.
студент магистратуры направления «Автомобили и автомобильное хозяйство» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАНА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО
Аннотация: транспорт - это то, что приносит немалый вред природе и человеческому здоровью. Тоннами в атмосферу выбрасываются выхлопные газы, копоть и прочие продукты переработки топлива. Расширить сырьевую базу автомобильных топлив и одновременно уменьшить вредное воздействие на экологию можно за счет использования нетрадиционных или альтернативных топлив. Поэтому альтернативным топливом опасному синтетическому горючему является метан.
Ключевые слова: метан, газ, перспективное топливо, расход, давление, температура, баланс газа, системы автоматизации, природный газ, октановое число.
Метан является одним из самых чистых видов топлива, продуктом его горения является диоксид углерода и водяной пар, такие же соединения выделяем, и мы при дыхании. В сравнении с другими видами топлива - бензином и дизелем, которые состоят из более сложных органических соединений, содержащих наиболее больший объём углерода, а также больше азотистых и
серных составляющих, метан при горении не выделяет таких выбросов, как продукты горения бензина и дизеля.
Метан как автомобильное топливо имеет ряд других преимуществ по сравнению со своими ближайшими конкурентами, что приближает его к понятию об идеальном моторном топливе. Сравнительная характеристика автомобильных топлив представлена в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика автомобильных топлив.
Метан Пропан-б^тан Бензин
Не разжижает моторное Не разжижает моторное
масло н не образует нагар. масло и не ооразует нагар. Образует масляный нагар.
Оборудование Оборудование сажу, окисляет и разлагает
изнашиваются меньше, изнашиваются меньше. моторное масло, разжижает
повышается ресурс повышается ресурс его, снижая смазочные
двигателя и снижается двигателя н снижается свойства,
частота замены моторного частота замены моторного
масла. масла.
Можно использовать для Попутный нефтяной газ,
заправки автомобиля в смесь газов (пропана и Для получения бензина
том виде, в каком он бутана) в различных требуется переработка
находится в природе. пропорциях: для зимы 90/10. для лета 50/50 нефти.
Доставляется на АГНКС Доставляется на АГЗС Доставляется на
по газопроводу в цистернах АЗС в цистернах
Низкая себестоимость и Стоимость выше, чем Высокая себестоимость,
стоимость. природного газа, но ниже. которая с каждым годом
чем оензнна становится все выше.
Наименьшее изменение Сильное ухудшение Наименьшее изменение
свойств при низких свойств при низких свойств при низких
температурах температурах температурах
Самый высокий класс Самый низкий класс Средний класс
безопасности (4 класс) безопасности (2 класс) безопасности (3 класс)
Из таблицы 1 следует, что применение метана, как альтернативного автомобильного топлива дает существенные преимущества по сравнению с применение бензина. Однако, бензиновые и дизельные двигатели имеют очень широко развитую промышленную инфраструктуру, что затрудняет процесс тотального перевода автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на газообразное топливо [1].
Октановое число бензина — важный показатель. От него зависят эксплуатационные свойства топлива, динамические и другие характеристики автомобиля. Под данным понятием подразумевается мера стойкости к детонации (возгоранию) этого типа топлива. Существуют определенные стандарты для различных видов бензина. Различные типы двигателей рассчитаны на использование бензина с определенным октановым числом.
Преимущества газового топлива
У газа как топлива достаточно много преимуществ перед стандартными видами топлива. Преимущества автомобилей с газобалонным оборудованием (ГБО):
Экологичность. Пропан, как и метан, считается оптимальным вариантом «зеленой энергетики», ведь газовые выхлопы не содержат свинца, серы, а автомобиль отличается низким уровнем выброса углекислоты.
Экономичность — газ на 10-15% ниже по стоимости, чем бензин или
дизель.
Чистота и сохранность двигателя, меньший износ свечей, клапанов и поршней. На последних не бывает нагара. А «движок» меньше страдает от детонации, поэтому работает мягче и дольше. Моторное масло дольше остается в лучшем состоянии, не загрязняется.
Длительность работы двигателя на газовом топливе без капремонта в 1,52 раза дольше, чем на других видах, потому что в газе нет примесей, он ничем не разбавляется на АЗС, а сама газовоздушная смесь однородная и полностью сгорает в камере.
При сравнении двух типов газообразных топлив отмечается значительное преимущество использования метана, т.к. он заправляется в таком виде, в котором существует в природе, также метановые установки имеют самый высокий класс безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Эрназаров А.А. Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений // Вестник науки. 2019. №11 (20);
2. Ernazarov A. A. The relevance of the use of computer-aided design systems for teaching students of higher educational institutions //Scientific and Technical Journal of Namangan Institute of Engineering and Technology. - 2020. - Т. 2. - №. 8. - С. 348-353;
3. Эрназаров А.А., Хаккулов К.Б. Безопасности дорожного движения на дорогах республики Узбекистан // Вестник науки. 2021. №1 (34);
4. Эрназаров А.А. Необходимость синхронизации перекрестков на автомагистрали // Вестник науки. 2022. №3 (48);
5. Ernazarov A. The calculation of the amount of emissions of harmful substances by cars at urban intersections //Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent. -2022. - Т. 12. - №. 1. - С. 51-54;
6. Эрназаров А. А. Закономерность образования задержек автотранспортных средств перед перекрестками //Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник,(2). - 2022. - Т. 7;
7. Эрназаров А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков //Грузовик. - 2022. - №. 5. - С. 10;
8. Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. - 2022. - Т. 2022. -№. 1. - С. 192-197;
9. Эрназаров А.А. Разработка алгоритма определения потока насыщения на регулируемых пересечениях // Вестник науки. 2022. №12 (57);
10. Эрназаров А.А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком // Вестник науки. 2022. №9 (54);
11. ЭРНАЗАРОВ А. А. Транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник //транспорт: наука, техника, управление. научный
информационный сборник Учредители: Всероссийский институт научной и технической информации РАН. - №. 7. - С. 48-52
Suvankulov S.A., Abulkosimov A. O.
Suvankulov S.A.
Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)
Abulkosimov A.O.
Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)
USE OF METHANE AS PROMISING AUTOMOTIVE FUEL
Abstract: transport is something that causes considerable harm to nature and human health. Exhaust gases, soot and other fuel processing products are emitted into the atmosphere by tons. It is possible to expand the raw material base of automotive fuels and at the same time reduce the harmful effects on the environment through the use of non-traditional or alternative fuels. Therefore, methane is an alternative fuel to dangerous synthetic fuels.
Keywords: methane, gas, promising fuel, flow rate, pressure, temperature, gas balance, automation systems, natural gas, octane number.