Научная статья на тему 'Использование механизмов промышленной субконтрактации в системе антикризисных мер регионального управления'

Использование механизмов промышленной субконтрактации в системе антикризисных мер регионального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ПОДДЕРЖКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / СУБКОНТРАКТАЦИЯ / КОНТРАКТОР / СУБКОНТРАКТОР / КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ / REGIONAL MANAGEMENT / CRISIS MANAGEMENT MEASURES / REGIONAL MANUFACTURERS SUPPORT / PRODUCTION CO-OPERATION / SUBCONTRACTING / CONTRACTOR / SUBCONTRACTOR / CLUSTER STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов К. М.

Статья посвящена проблемам формирования и реализации комплекса антикризисных мер в системе регионального управления, предоставляющих возможность оперативного реагирования на изменение экономической реальности. Представлен авторский подход к построению эффективной системы действенных инструментов поддержки региональных товаропроизводителей, базирующейся на активном использовании различных видов производственной кооперации. По результатам исследования автором даны основные рекомендации для активного развития процессов производственной кооперации на территории региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING THE MECHANISMS OF PRODUCTION SUBCONTRACTING WITHIN THE SYSTEM OF REGIONAL CRISIS MANAGEMENT

The article deals with the issues of formation and implementation of the crisis management measures package within the regional management system, enabling prompt adaptation to the changes of the economic reality. The article represents the author's approach to the establishment of an efficient system of the instruments of regional manufacturers support based on active use of different types of production co-operation. The results of the research enable the author to come up with basic recommendations for active development of production co-operation on a region's territory.

Текст научной работы на тему «Использование механизмов промышленной субконтрактации в системе антикризисных мер регионального управления»

этому являющихся для них источником неопределенности. Трансакционные издержки являются необходимым следствием прогрессирующего общества и составной частью процесса «созидательного разрушения» в применении к общественным отношениям. Поэтому неудивительно, что само понятие трансакционных издержек возникло сравнительно поздно, в обществе с высокой степенью разделения груда и, соответственно, с высокой неопределенностью относительно поведения отдельных его членов.

1. Коммонс Д. Институциональная экономика // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4.

2. Коуз Р. Г Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993.

3. Эрроу К.Дж. Неполное знание и экономический анализ. М.: Истоки, 2000.

4. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. М.: Аспект-Пресс, 1996.

УДК 332142 К.М. Семенов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ СУБКОНТРАКТАЦИИ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Статья посвящена проблемам формирования и реализации комплекса антикризисных мер в системе регионального управления, предоставляющих возможность оперативного реагирования на изменение экономической реальности. Представлен авторский подход к построению эффективной системы действенных инструментов поддержки региональных товаропроизводителей, базирующейся на активном использовании различных видов производственной кооперации. По результатам исследования автором даны основные рекомендации для активного развития процессов производственной кооперации на территории региона.

Ключевые слова: региональное управление, антикризисные меры, поддержка региональных товаропроизводителей, производственная кооперация, субконтрактация, контрактор, субконтрактор, кластерная стратегия.

K.M. Semyonov

IMPLEMENTING THE MECHANISMS OF PRODUCTION SUBCONTRACTING WITHIN THE SYSTEM OF REGIONAL CRISIS MANAGEMENT

The article deals with the issues of formation and implementation of the crisis management measures package within the regional management system, enabling prompt adaptation to the changes of the economic reality. The article represents the author's approach to the establishment of an efficient system of the instruments of regional manufacturers support based on active use of different types of production co-operation. The results of the research enable the author to come up with basic recommendations for active development of production co-operation on a region's territory.

The key words: regional management, crisis management measures, regional manufacturers support, production co-operation, subcontracting, contractor, subcontractor, cluster strategy.

Актуальные задачи формирования и реализации комплекса антикризисных мер в системе регионального управления в настоящее время обуславливают необходимость оперативного реагирования на изменение экономической реальности. В этой связи обращает на себя внимание опыт правительства Саратовской области по реализации комплекса антикризисных мер в современных экономических условиях. По мнению губернатора Саратовской области П.Л.Ипатова, в числе первоочередных целей регионального управления в сложившихся условиях особое внимание следует уделять «обеспечению спроса на продукцию предприятий области, а именно сбыту загрузке и, как следствие, собираемости налогов в бюджет, занятости людей» [3].

Как представляется, одним из наиболее действенных инструментов поддержки региональных товаропроизводителей должно стать развитие и внедрение такого важнейшего вида производственной кооперации, как

субконтрактация, уже доказавшего в международной практике свою эффективность.

Следует согласиться с определением субконтрактации, встречающимся в работах отечественных экономистов, как способа организации производства, использующего разделение труда между контрактором (заказчиком) - сборочным предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями (наиболее прибыльные производственные процессы, критически влияющие на качество продукции) -и субконтракторами (поставщиками, субподрядчиками) -специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы, услуги.

К числу очевидных преимуществ такой кооперации для контрактора можно отнести возможность сокращения непроизводительных издержек, а также решение задач технологического перевооружения, расширения ассортимента выпускаемой продукции. При этом

субконтракторы, выполняя работы по субконтрактам, получают возможность загрузить временно свободные производственные площади, задействовать высвободившийся по различным причинам производственный персонал, сокращая издержки, вызванные простоем и отсутствием заказов на производство. Кроме того, использование преимуществ межрегиональной внутриотраслевой интеграции позволяет в максимальной степени оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

Как одно из направлений развития процессов производственной кооперации целесообразно рассматривать реализацию кластерной стратегии регионального развития [2]. Именно наличие четко выраженных отраслевых кластеров, по нашему мнению, выступает сегодня в числе главных факторов, обеспечивающих возможность инвестиционного развития региона.

В передовых экономиках отрасли-поставщики и отрасли-потребители находятся в тесной взаимосвязи и составляют достаточно выраженные гомогенные кластеры, в которых предприятия стремятся сформировать оптимальную вертикальную цепочку ценностей согласно этапам производственного процесса: поставщики сырья и агрегатов, конечные производители, дистрибьюторы и сервисное обслуживание. Внутри кластеров сильные предприятия могут повышать эффективность производства, используя стратегию вертикальной интеграции, выражающуюся в приобретении контрольных пакетов акций своих смежников.

Определение входящих в кластер (промышленную группу) отраслей и предприятий состоит в выделении организаций, обеспечивающих для него специальные технологии, информацию, производственный опыт, капитал, инфраструктуру Как нам представляется, первоочередной задачей формирования региональной кластерной внутриотраслевой модели должно стать определение точек экономического роста, так называемых «опорных полюсов», а именно выявление и активное развитие приоритетных отраслей экономики региона.

На наш взгляд, к характерным особенностям приоритетных отраслей следует отнести: высокие требования к качеству продукции и ее конкурентоспособности, гибкую ассортиментную политику, резкое снижение себестоимости на единицу полезного эффекта по мере появления новых образцов, большой удельный вес расходов на НИОКР в общих затратах на производство, значительный удельный вес работников умственного труда высокой квалификации в общей численности занятых и др.

Наличие так называемых «опорных полюсов», территориальных кластеров станет мощнейшим стимулом инвестиционного развития региона [1, с. 52]. Кроме того, как представляется, именно наличие территориальных кластеров определяет во многом возможность активного включения региональных предприятий в процесс внутриотраслевой кооперации.

В качестве примера таких отраслей «экономичес -кого прорыва» на территории Саратовской области, по нашему мнению, целесообразно рассматривать отрасли строительства и строительную индустрию, создающие предпосылки для формирования производ-

ственно-строительного кластера, включающего в себя:

- предприятия, производящие строительные материалы, а именно: изделия из бетона для использования в строительстве (плитку, плиты, кирпич, щиты, панели, трубы, шпалы, столбы и пр.); сборные строительные конструкции, включая армированные, из бетона; товарный бетон, готовый для заливки; сухие бетонные смеси; изделия из цемента (производство строительных смесей, черепицы, муфт, труб, резервуаров, моек, раковин, мебели, оконных коробок); строительные растворы на основе минеральных связующих материалов; строительные блоки и плиты из автоклавного ячеистого бетона и пр.;

- предприятия, специализирующиеся на строительстве жилья, коммерческой и производственной недвижимости, дорожной инфраструктуры.

Оценка ресурсной базы региона и отраслевой направленности экономики Саратовской области позволяет сделать вывод о наличии значительного потенциала для развития процессов внутриотраслевой кооперации. Согласно мировой практике, наиболее динамично развиваются процессы субконтрактации в отраслях со значительным производственно-инновационном потенциалом, в первую очередь в таких секторах производства, как машиностроение и авиастроение, производство электронных компонентов и полимерных изделий.

Кроме того, следует отметить следующие возможные направления развития субконтрактации на территории Саратовской области:

- с учетом сформированного на территории Саратовской области промышленного комплекса по производству автокомпонентов (более 20 действующих крупных промышленных предприятий) представляется целесообразным дальнейшее развития сектора производства автокомпонентов и запчастей, подготовка промышленных площадей для размещения автосборочного производства;

- создание совместных предприятий, занимающихся производством конечной фирменной продукции. Данное направление может развиваться в секторах сельскохозяйственной переработки и пищевой промышленности, фармацевтического производства, легкой промышленности, машиностроения, производства электронной и электротехнической продукции (в том числе бытовой), изготовления мебели и др. К числу позитивных результатов подобной политики следует отнести и реализацию концепции импортозамещения, в связи с тем что в процессе развития совместного предприятия осуществляется последовательный переход от импортных комплектующих на соответствующие по качеству отечественные;

- кооперация инновационного и производственного секторов. Выступая в качестве контракторов, научно-технические предприятия могут получить компоненты, необходимые для сборки готового изделия, при этом сохранить закрытость новых технологических разработок.

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие основные рекомендации для активного развития процессов производственной кооперации на территории региона:

- активизация информирования о производственных возможностях промышленных предприятий обла-

сти и готовности их к участию в производственной кооперации;

- совершенствование системы сбора, распространения и обмена информацией о производственных заказах предприятий области;

- развитие региональных информационных центров (как коммерческих, так и в структуре региональных и муниципальных органов власти), предоставляющих заинтересованным в субконтрактации предприятиям комплекс информационных услуг (консультативных, инжиниринговых, проектных, конструкторских и др.);

- повышение профессиональной подготовки менеджмента, включение в программу учебных курсов подготовки специалистов промышленного менеджмента дисциплин, посвященных вопросам субконтрактации;

- формирование механизмов стимулирования участия региональных предприятий в процессах производственной кооперации;

- координация в работе различных структур поддержки промышленной кооперации на областном и муниципальном уровнях, активное участие в этих процессах Торгово-промышленной палаты области, создание Межрегионального центра субконтрактации.

1. Ипатов П.Л. Инновационная модель развития конкурентоспособности Саратовской области // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. № 1.

2. Марголин А. Формирование конкурентоспособных межрегиональных кластеров - перспективное направление региональной социально-экономической политики // Государственная служба. 2006. № 5.

3. «Неэффективность сейчас - непозволительная роскошь»: интервью губернатора Саратовской области П.Л. Ипатова // Саратовская областная газета. 2009. 29 мая (№ 89 (2337)).

удк 330.322 К.М. Семенов

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНА

Статья посвящена проблемам устойчивого экономического роста территории на основе использования модели инвестиционо-инновационного развития в целях формирования оптимальной структуры региональной экономики и ее диверсификации. Представлен авторский подход к построению эффективной модели экономического роста, базирующейся на активном использовании стратегии управляемого качественного и устойчивого регионального развития, предполагающей реализацию системной политики формирования инвестиционной привлекательности территории.

Ключевые слова: инвестиционная политика, государственно-частное партнерство, инвестиционноинновационное развития, государственные и частные инвестиции, инвестиционные потребности региона , концессии, концессионные соглашения, модернизация региональной инфраструктуры.

K.M. Semyonov

APPLYING STATE-PRIVATE PARTNERSHIP INSTRUMENTS IN FINANCING A REGION'S DEMAND FOR INVESTMENTS

The article deals with the issues of a region's sustainable development based on the implementation of the investment-innovation development model for the formation of an optimized structure of the region's economy and its diversification.

The article represents the author's approach to the generation of an efficient model of economic growth based on active implementation of the regulated qualitative and sustainable regional development strategy and implying application of systematic policy of territory investment attractiveness formation.

The key words: investment policy, state-private partnership, investment-innovation development, state and private investments, regional demand for investments, concessions, concession agreements, regional infrastructure updating.

Создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста территории на основе использования модели инвестиционно-инновационного развития в целях формирования оптимальной структуры региональной экономики и ее диверсификации следует рассматривать в настоящий момент как важнейшую задачу в системе регионального управления.

В качестве одного из механизмов реализации инвестиционно-инновационного сценария экономического

развития территории необходимо рассматривать государственно-частное партнерство (ГЧП), призванное через создание системы регионального управления обеспечить увеличение частных инвестиций в региональную экономику. В числе преимуществ государственно-частного партнерства следует отметить:

- привлечение негосударственного финансирования для инвестиций в объекты государственного значения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.