Научная статья на тему 'Использование механизма ГЧП как источника финансирования инфраструктурных проектов'

Использование механизма ГЧП как источника финансирования инфраструктурных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГЧП-ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ / МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ЗАДАЧ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / STRATEGIC PLANNING / PPP PROJECT / INVESTMENT RESOURCES / SOCIAL INFRASTRUCTURE / INFRASTRUCTURE FACILITIES / METHODS FOR SOLVING INFRASTRUCTURE PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кремповая Наталия Леонидовна, Кремповая Марина Константиновна

Данная статья рассматривает теоретические аспекты функционирования механизма государственно-частного партнерства, его региональные аспекты. Раскрывает целесообразность и привлекательность для публичного и частного партнера сотрудничества в ГЧП-проектах. Изложены основные шаги по обеспечению привлекательности инвестиционных ресурсов со стороны частных инвесторов, представлены методы решения инфраструктурных задач. Представлено государственно-частное партнерство как метод решения инфраструктурных задач. Выявлены наиболее перспективные отрасли для реализации ГЧП-проектов с точки зрения инвестора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кремповая Наталия Леонидовна, Кремповая Марина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of PPPs as a source of funding for infrastructure projects

This article examines the theoretical aspects of the functioning of the mechanism of state-private partnership, its regional aspects. It discloses the desirability and attractiveness to the public and the private partner of cooperation in PPP projects. The basic steps to ensure the attractiveness of investment resources from private investors, presented methods for solving infrastructure problems. Submitted by public-private partnerships as a method for solving infrastructure problems. The most promising sectors for the implementation of PPP projects from the point of view of the investor.

Текст научной работы на тему «Использование механизма ГЧП как источника финансирования инфраструктурных проектов»

ISSN 2410-1672 (online) Региональное развитие • № 1(19) • 2017 http://regrazvitie.ru

regraz vitie@yandex. ru

Выходные сведения статьи:

Кремповая Н.Л., Кремповая М.К. Использование механизма ГЧП как источника финансирования инфраструктурных проектов // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 1(19). URL: https://regrazvitie.ru/ispolzovanie-mehanizma-gchp-kak-istochnika-finansirovaniya-infrastrukturnyh-proektov/

УДК 336.132

Использование механизма ГЧП как источника финансирования инфраструктурных проектов

© 2017 Кремповая Наталия Леонидовна1

E-mail: natasha [email protected] © 2017 Кремповая Марина Константиновна

E-mail: [email protected]

Крымский федеральный университет

Данная статья рассматривает теоретические аспекты функционирования механизма государственно-частного партнерства, его региональные аспекты. Раскрывает целесообразность и привлекательность для публичного и частного партнера сотрудничества в ГЧП-проектах.

Изложены основные шаги по обеспечению привлекательности инвестиционных ресурсов со стороны частных инвесторов, представлены методы решения инфраструктурных задач.

Представлено государственно-частное партнерство как метод решения инфраструктурных задач. Выявлены наиболее перспективные отрасли для реализации ГЧП-проектов с точки зрения инвестора.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, стратегическое планирование, ГЧП-проект, инвестиционные ресурсы, социальная инфраструктура, инфраструктурные объекты, методы решения инфраструктурных задач.

The use of PPPs as a source of funding for infrastructure projects

© 2017 Krempovaya Natalia Leonidovna.

E-mail: [email protected] © 2017 Krempovaya Marina Konstantinovna

E-mail: [email protected]

Crimean Federal University

This article examines the theoretical aspects of the functioning of the mechanism of state-private partnership, its regional aspects. It discloses the desirability and attractiveness to the public and the private partner of cooperation in PPP projects.

1 Кремповая Наталия Леонидовна - к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов и банковского дела Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (РФ, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Вернадского, 4)

2 Кремповая Марина Константиновна - магистрант направления «Банки, финансы, инвестиции» Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (РФ, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Вернадского, 4)

ISSN 2410-1672 (online)

Regional development • № 1(19) • 2017

http://regrazvitie. ru [email protected]

The basic steps to ensure the attractiveness of investment resources from private investors, presented methods for solving infrastructure problems.

Submitted by public-private partnerships as a method for solving infrastructure problems. The most promising sectors for the implementation of PPP projects from the point of view of the investor.

Keywords: public-private partnerships, strategic planning, PPP project, investment resources, social infrastructure, infrastructure facilities, methods for solving infrastructure problems.

Необходимость применения механизмов государственно-частного партнерства обусловлена тем, что бюджетные расходы в современных непростых условиях приходится регулярно пересматривать и снижать, при этом постоянно возрастает спрос на бюджетные ассигнования для реконструкции или строительства социальных и инфраструктурных объектов. Следовательно, привлечение частного партнера для финансирования объектов социально-экономического назначения является актуальным и мало исследованным направлением.

Само понятие государственно-частного партнерства известно довольно давно. Его основы заложены в стратегическом планировании. Однако, давно применяемое в развитых странах, ГЧП для России сложный и не имеющий отработанного алгоритма механизм. Следует уделить особое внимание раскрытию базовых механизмов ГЧП, разработать пошаговые рекомендации для инициаторов и разработчиков проектов, урегулировать и привести в соответствие региональное законодательство по ГЧП с федеральным, а для многих субъектов РФ предстоит еще разработать и принять законы о ГЧП [1].

Актуализация ГЧП-проектов в последние годы связана с развитием законодательства о государственно-частном партнерстве и проявлением интереса к таким процессам со стороны публичных партнеров, осознающих целесообразность применения такого механизма для модернизации и развития инфраструктурных объектов [2]. На рисунке 1 представим государственно-частное партнерство как метод решения инфраструктурных задач.

Реализация ГЧП-проектов взаимовыгодна как для государства и муниципалитетов, так и для частного партнера. Публичный партнер в лице органа государственной или муниципальной власти в результате реализации ГЧП-проекта получает за счет средств инвесторов модернизированный объект инфраструктуры и, впоследствии, дополнительные налоговые поступления в бюджет от предоставления платных услуг при пользовании этим объектом. Частный партнер в качестве выгоды получает доступ к государственной или муниципальной собственности, возможность обеспечения возврата вложенных средств, а так же повышение рейтинга своего имиджа, что приведет к финансовому росту [3].

Органы, наделенные властными полномочиями, осознают, что решать задачи социально-экономического развития для удовлетворения повышающихся требований населения при бюджетном финансировании в современных условиях невозможно. Немаловажно и то, что, как показывает практика, более эффективным оказывается управление инфраструктурными объектами, организованное на предпринимательских началах. Вместе с тем, наибольшей проблемой является поиск частного инвестора [4]. В такой ситуации следует объединить усилия государственных органов, ЦБ РФ и различных институтов развития для создания наиболее привлекательных условий для привлечения частных инвестиций с целью интенсификации применения механизмов ГЧП. Современные кризисные условия и нестабильность внешнеполитической ситуации привела к замедлению темпов экономического роста и, как следствие, к снижению инвестиционной активности.

ISSN 2410-1672 (online) Региональное развитие • № 1(19) • 2017 http://regrazvitie.ru

regraz vitie@yandex. ru

Наиболее привлекательными для частного инвестора являются те отрасли, где возможна самоокупаемость проектов. К таким отраслям можно отнести: 1Т-технологии, здравоохранение и транспорт. Так, по прогнозам экспертов, в долгосрочной перспективе до 2020 года наиболее перспективными будут отрасли жилищного строительства, строительства коммуникаций и транспортная инфраструктура - мосты, дороги, аэропорты и т.п. [5].

На сегодняшний момент при заключении соглашений по ГЧП-проектам частный инвестор стремится к чистой рентабельности не менее 20%, при этом государство должно участвовать в проекте не ниже 30%. В свою очередь публичный партнер держит планку доходности инвестора в рамках 10-20% при своем участии в проекте не более 10%.

Таким образом, проведя исследование можно сделать вывод, что практика ГЧП актуальна, привлекательна и необходима на современном этапе развития экономики России. Недостаточно развитая законодательная база тормозит эти процессы. Однако пришло понимание необходимости привлечения частного капитала для решения различных социальных и

ISSN2410-1672 (online) Regional development • № 1(19) • 2017 http://regrazvitie.ru

[email protected]

инфраструктурных вопросов. Положительным является приобретение опыта и навыков в реализации ГЧП-проектов.

Список литературы

1. Воробьева Е.И., Кремповая Н.Л., Кремповая М.К. Нормативно-правовое регулирование государственно-частного партнерства в РФ // Институт финансово-кредитных отношений в условиях рыночных трансформаций. Сборник статей научно-практического семинара. Симферополь.- 2017.- с. 24-28.

2. Житяева Е.С., Гусева М.С. Современные тенденции развития государственно-частного партнерства в социальной сфере Самарской области // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 4(16). [Электронный ресурс] URL: https://regrazvitie.ru/sovremennye-tendentsii-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v Dsotsialnoj -sfere-samarskoj -oblasti/

3. ИССЛЕДОВАНИЕ. Рынок ГЧП в России: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] URL: http://iptg.ru/IPT.pdf

4. Стратегия формирования условий для ускоренного развития общественной инфраструктуры на принципах ГЧП в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] https://mo.astrobl.ru/sites/default/files/Contnt_15/pdf_15/pppsphere_managment5.pdf

5. Березина Е. Транспортная инфраструктура станет перспективной отраслью. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2012/07/03/infrastruktura.html

References

1. Vorob'eva E.I., Krempovaja N.L., Krempovaja M.K. Normativno-pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v RF // Institut finansovo-kreditnyh otnoshenij v uslovijah rynochnyh transformacij. Sbornik statej nauchno-prakticheskogo seminara. Simferopol'.- 2017.- s. 24-28.

2. Zhitjaeva E.S., Guseva M.S. Sovremennye tendencii razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v social'noj sfere Samarskoj oblasti // Regional'noe razvitie: jelektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2016. № 4(16). Available at:: https://regrazvitie.ru/sovremennye-tendentsii-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v sotsialnoj -sfere-samarskoj -oblasti/

3. ISSLEDOVANIE. Rynok GChP v Rossii: problemy i perspektivy razvitija Available at: http://iptg.ru/IPT.pdf

4. Strategija formirovanija uslovij dlja uskorennogo razvitija obshhestvennoj infrastruktury na principah GChP v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda Available at: https://mo.astrobl.ru/sites/default/files/Contnt_15/pdf_15/pppsphere_managment5.pdf

5. Berezina E. Transportnaja infrastruktura stanet perspektivnoj otrasl'ju. Available at: https://rg.ru/2012/07/03/infrastruktura.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.