ISSN 2410-1672 (online) Региональное развитие • № 1(19) • 2017 http://regrazvitie.ru
regraz vitie@yandex. ru
Выходные сведения статьи:
Кремповая Н.Л., Кремповая М.К. Использование механизма ГЧП как источника финансирования инфраструктурных проектов // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 1(19). URL: https://regrazvitie.ru/ispolzovanie-mehanizma-gchp-kak-istochnika-finansirovaniya-infrastrukturnyh-proektov/
УДК 336.132
Использование механизма ГЧП как источника финансирования инфраструктурных проектов
© 2017 Кремповая Наталия Леонидовна1
E-mail: natasha [email protected] © 2017 Кремповая Марина Константиновна
E-mail: [email protected]
Крымский федеральный университет
Данная статья рассматривает теоретические аспекты функционирования механизма государственно-частного партнерства, его региональные аспекты. Раскрывает целесообразность и привлекательность для публичного и частного партнера сотрудничества в ГЧП-проектах.
Изложены основные шаги по обеспечению привлекательности инвестиционных ресурсов со стороны частных инвесторов, представлены методы решения инфраструктурных задач.
Представлено государственно-частное партнерство как метод решения инфраструктурных задач. Выявлены наиболее перспективные отрасли для реализации ГЧП-проектов с точки зрения инвестора.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, стратегическое планирование, ГЧП-проект, инвестиционные ресурсы, социальная инфраструктура, инфраструктурные объекты, методы решения инфраструктурных задач.
The use of PPPs as a source of funding for infrastructure projects
© 2017 Krempovaya Natalia Leonidovna.
E-mail: [email protected] © 2017 Krempovaya Marina Konstantinovna
E-mail: [email protected]
Crimean Federal University
This article examines the theoretical aspects of the functioning of the mechanism of state-private partnership, its regional aspects. It discloses the desirability and attractiveness to the public and the private partner of cooperation in PPP projects.
1 Кремповая Наталия Леонидовна - к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов и банковского дела Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (РФ, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Вернадского, 4)
2 Кремповая Марина Константиновна - магистрант направления «Банки, финансы, инвестиции» Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (РФ, 295007, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Вернадского, 4)
ISSN 2410-1672 (online)
Regional development • № 1(19) • 2017
http://regrazvitie. ru [email protected]
The basic steps to ensure the attractiveness of investment resources from private investors, presented methods for solving infrastructure problems.
Submitted by public-private partnerships as a method for solving infrastructure problems. The most promising sectors for the implementation of PPP projects from the point of view of the investor.
Keywords: public-private partnerships, strategic planning, PPP project, investment resources, social infrastructure, infrastructure facilities, methods for solving infrastructure problems.
Необходимость применения механизмов государственно-частного партнерства обусловлена тем, что бюджетные расходы в современных непростых условиях приходится регулярно пересматривать и снижать, при этом постоянно возрастает спрос на бюджетные ассигнования для реконструкции или строительства социальных и инфраструктурных объектов. Следовательно, привлечение частного партнера для финансирования объектов социально-экономического назначения является актуальным и мало исследованным направлением.
Само понятие государственно-частного партнерства известно довольно давно. Его основы заложены в стратегическом планировании. Однако, давно применяемое в развитых странах, ГЧП для России сложный и не имеющий отработанного алгоритма механизм. Следует уделить особое внимание раскрытию базовых механизмов ГЧП, разработать пошаговые рекомендации для инициаторов и разработчиков проектов, урегулировать и привести в соответствие региональное законодательство по ГЧП с федеральным, а для многих субъектов РФ предстоит еще разработать и принять законы о ГЧП [1].
Актуализация ГЧП-проектов в последние годы связана с развитием законодательства о государственно-частном партнерстве и проявлением интереса к таким процессам со стороны публичных партнеров, осознающих целесообразность применения такого механизма для модернизации и развития инфраструктурных объектов [2]. На рисунке 1 представим государственно-частное партнерство как метод решения инфраструктурных задач.
Реализация ГЧП-проектов взаимовыгодна как для государства и муниципалитетов, так и для частного партнера. Публичный партнер в лице органа государственной или муниципальной власти в результате реализации ГЧП-проекта получает за счет средств инвесторов модернизированный объект инфраструктуры и, впоследствии, дополнительные налоговые поступления в бюджет от предоставления платных услуг при пользовании этим объектом. Частный партнер в качестве выгоды получает доступ к государственной или муниципальной собственности, возможность обеспечения возврата вложенных средств, а так же повышение рейтинга своего имиджа, что приведет к финансовому росту [3].
Органы, наделенные властными полномочиями, осознают, что решать задачи социально-экономического развития для удовлетворения повышающихся требований населения при бюджетном финансировании в современных условиях невозможно. Немаловажно и то, что, как показывает практика, более эффективным оказывается управление инфраструктурными объектами, организованное на предпринимательских началах. Вместе с тем, наибольшей проблемой является поиск частного инвестора [4]. В такой ситуации следует объединить усилия государственных органов, ЦБ РФ и различных институтов развития для создания наиболее привлекательных условий для привлечения частных инвестиций с целью интенсификации применения механизмов ГЧП. Современные кризисные условия и нестабильность внешнеполитической ситуации привела к замедлению темпов экономического роста и, как следствие, к снижению инвестиционной активности.
ISSN 2410-1672 (online) Региональное развитие • № 1(19) • 2017 http://regrazvitie.ru
regraz vitie@yandex. ru
Наиболее привлекательными для частного инвестора являются те отрасли, где возможна самоокупаемость проектов. К таким отраслям можно отнести: 1Т-технологии, здравоохранение и транспорт. Так, по прогнозам экспертов, в долгосрочной перспективе до 2020 года наиболее перспективными будут отрасли жилищного строительства, строительства коммуникаций и транспортная инфраструктура - мосты, дороги, аэропорты и т.п. [5].
На сегодняшний момент при заключении соглашений по ГЧП-проектам частный инвестор стремится к чистой рентабельности не менее 20%, при этом государство должно участвовать в проекте не ниже 30%. В свою очередь публичный партнер держит планку доходности инвестора в рамках 10-20% при своем участии в проекте не более 10%.
Таким образом, проведя исследование можно сделать вывод, что практика ГЧП актуальна, привлекательна и необходима на современном этапе развития экономики России. Недостаточно развитая законодательная база тормозит эти процессы. Однако пришло понимание необходимости привлечения частного капитала для решения различных социальных и
ISSN2410-1672 (online) Regional development • № 1(19) • 2017 http://regrazvitie.ru
инфраструктурных вопросов. Положительным является приобретение опыта и навыков в реализации ГЧП-проектов.
Список литературы
1. Воробьева Е.И., Кремповая Н.Л., Кремповая М.К. Нормативно-правовое регулирование государственно-частного партнерства в РФ // Институт финансово-кредитных отношений в условиях рыночных трансформаций. Сборник статей научно-практического семинара. Симферополь.- 2017.- с. 24-28.
2. Житяева Е.С., Гусева М.С. Современные тенденции развития государственно-частного партнерства в социальной сфере Самарской области // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 4(16). [Электронный ресурс] URL: https://regrazvitie.ru/sovremennye-tendentsii-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v Dsotsialnoj -sfere-samarskoj -oblasti/
3. ИССЛЕДОВАНИЕ. Рынок ГЧП в России: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] URL: http://iptg.ru/IPT.pdf
4. Стратегия формирования условий для ускоренного развития общественной инфраструктуры на принципах ГЧП в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] https://mo.astrobl.ru/sites/default/files/Contnt_15/pdf_15/pppsphere_managment5.pdf
5. Березина Е. Транспортная инфраструктура станет перспективной отраслью. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2012/07/03/infrastruktura.html
References
1. Vorob'eva E.I., Krempovaja N.L., Krempovaja M.K. Normativno-pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v RF // Institut finansovo-kreditnyh otnoshenij v uslovijah rynochnyh transformacij. Sbornik statej nauchno-prakticheskogo seminara. Simferopol'.- 2017.- s. 24-28.
2. Zhitjaeva E.S., Guseva M.S. Sovremennye tendencii razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v social'noj sfere Samarskoj oblasti // Regional'noe razvitie: jelektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2016. № 4(16). Available at:: https://regrazvitie.ru/sovremennye-tendentsii-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v sotsialnoj -sfere-samarskoj -oblasti/
3. ISSLEDOVANIE. Rynok GChP v Rossii: problemy i perspektivy razvitija Available at: http://iptg.ru/IPT.pdf
4. Strategija formirovanija uslovij dlja uskorennogo razvitija obshhestvennoj infrastruktury na principah GChP v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda Available at: https://mo.astrobl.ru/sites/default/files/Contnt_15/pdf_15/pppsphere_managment5.pdf
5. Berezina E. Transportnaja infrastruktura stanet perspektivnoj otrasl'ju. Available at: https://rg.ru/2012/07/03/infrastruktura.html