Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ ФГБОУ ВО МИЧУРИНСКИЙ ГАУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ ФГБОУ ВО МИЧУРИНСКИЙ ГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КВЕСТ / ОНЛАЙН-ЛЕКЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чмир Роман Александрович, Завязкина Евгения Алексеевна, Дубовицкая Ольга Викторовна

Статья посвящена возможности использования социальных сетей и медийного пространства образовательных организаций в вопросах патриотического воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чмир Роман Александрович, Завязкина Евгения Алексеевна, Дубовицкая Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MEDIA SPACE IN THE FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE CENTER FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN COMPETENCIES OF CHILDREN OF MICHURINSKY STATE UNIVERSITY

The article deals with the possibility of using social networks and media space of educational organizations in matters of patriotic education of children.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ ФГБОУ ВО МИЧУРИНСКИЙ ГАУ»

УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ ФГБОУ ВО МИЧУРИНСКИЙ ГАУ

Роман Александрович Чмир

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

romanchmir3@mail. т Евгения Алексеевна Завязкина педагог дополнительного образования

evg_ta@mail.ru Ольга Викторовна Дубовицкая

студент

dubovitskaya1984@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена возможности использования социальных сетей и медийного пространства образовательных организаций в вопросах патриотического воспитания детей.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, интернет, социальные сети, квест, онлайн-лекции, информационные ресурсы.

Развитие интернета и социальных сетей существенно изменила жизнь общества и каждого человека [1, с. 270]. Медийное пространство стало мощным образовательным и воспитательным фактором, оказывающим громадное влияние на подрастающее поколение [2, с. 340]. Сегодня, более 98 % школьников являются активными пользователями социальных сетей, в которых они ежедневно проводят большое количество времени. Социальные сети -уникальное явление первой четверти 21 века, помогающие не только людям общаться между собой, но и формировать уникальные медиа-контенты в соответствии с их желаниями и потребностями [3, с. 110]. Социальные сети -активные «пожиратели» времени молодого поколения, наполненные, зачастую фейковой, непроверенной, эмоционально ярко окрашенной информацией, но, не смотря на это, очень притягательной. Из сферы общения и поиска полезной информации они не спеша превратились в цифровой «фастфуд». Чем же интересны социальные сети для молодежи? По нашим исследованиям, наибольшее внимание детей в них привлекают юмористический и развлекательный контент, в также удобный способ коммуникации со сверстниками. В них также можно создать свой «цифровой мир» наполненный любимыми мелодиями, фильмами, фотографиями.

В настоящее время, практически у каждой образовательной организации есть страницы в социальных сетях, на которых размещается актуальная информации о ее деятельности и поддерживается обратная связь с пользователями. На наш взгляд, сегодня, социальные сети недооцениваются с точки зрения использованиях в рамках воспитательной работы, в том числе и патриотической. Учитывая охват пользователей интернета можно с уверенностью сказать, что данная работа является не менее продуктивной, чем комплекс воспитательной работы проводимой в урочное и внеурочное время в школе или организации дополнительного образования. Размещение в социальных сетях любых материалов должно соответствовать уже имеющимся требованиям, которые были сформулированы пользователями за несколько лет

их существования, и которые сейчас задают стиль всем публикациям в медийном пространстве:

1. Материалы должны быть представлены коротким текстами, не содержащих лишних элементов;

2. Использование видеоролика способствует привлечению большого количества зрителей;

3. Обязательное наличие ярких фотографий, схем, рисунков для быстрого понимания сути публикации;

4. Публикация должна вызывать яркие эмоции.

На протяжении всего времени своего существования Центр развития современных компетенций детей ведет активную работу в социальных сетях, которая касается не только образовательной деятельности и функций «диалогового окна» по актуальным вопросам связанных с расписанием и реализуемыми программами, но работой в сфере патриотического воспитания. С этой целью в рамках календарного медийного планирования выстроен комплекс мероприятий направленный на изучение истории родного края, уникальной природы, выдающихся ученых, поэтов, художников, композиторов, общественных деятелей, героев Великой Отечественной войны и также памятных исторических дат связанных с великими достижениями отечественной науки. Данные мероприятия проходят не только в стенах Центра развития современных компетенций детей, но и в интернет пространстве, социальных сетях, освещаются многочисленными сайтами сторонних организаций. Учитывая возрастающую роль социальных сетей в вопросах формирования основ патриотического воспитания, разработка и проведение мероприятий в сфере патриотического воспитания в цифровом пространстве позволяет:

1. Подключить большое количество обучающихся в проводимые мероприятия;

2. Использовать новые, интересные форматы в соответствии с запросами и предпочтениями детей;

3. Копировать и тиражировать представленные материалы с целью использования их в онлайн и офлайн программах других организаций;

4. Выбирать удобный формат участия в медийном мероприятии;

5. Просматривать и пересматривать материалы в удобное для пользователя время;

6. Наладить обратную связь между организаторами и участниками медийного события;

7. Подключать к участию обучающихся из других регионов;

8. Анализировать итоги проведенного мероприятия с использованием открытых статистических данных и проведение онлайн опросов.

В течение трех лет работы Центра развития современных компетенций детей, создано несколько форматов проведения мероприятий патриотической направленности с использованием социальных сетей: онлайн-лекции, тематические видеоролики, образовательные онлайн смены, квесты, конкурсы, информационные посты [4].

Онлайн лекции представлены непродолжительными по времени материалами, которые повествуют о достижениях современной отечественной науки или рассказывают об инновационных процессах происходящих в обществе и технологиях способных качественно изменить нашу жизнь. Продолжительность онлайн лекции составляет 15-20 минут, так как более длительные материалы вызывают отторжение среди пользователей социальных сетей.

Тематические видеоролики. Используя успешный опыт социальной сети Т1кТок, педагоги Центра развития современных компетенций детей, в рамках ежегодного празднования дня Победы создали коллекцию коротких видеороликов посвященным памятным событиям и выдающимся людям того времени: «Ученые и изобретатели в годы войны», «Дети на фронте и тылу», «Роль кино в годы Великой Отечественной войны», «Великие открытия в медицине и роль в Победе». К юбилею И.В. Мичурина, который отмечали в

2021 году, был снят небольшой видеофильм о великом селекционере, который, поделенный на составные части был показан интернет - аудитории.

Образовательные онлайн-смены впервые стали проводиться в период сложной эпидемиологической обстановки в июне 2020 года. До этого социальные сети редко использовались для организации такой формы научно-познавательного отдыха детей, но сложившаяся ситуация способствовала разработке не только методической основы проведения онлайн - активностей в каникулярное время, но и переосмыслению роли социальных сетей в системе дополнительного образования. Педагогами Центра развития современных компетенций детей было разработано две патриотические онлайн-смены, цель которых популяризация великих ученых и культурного наследия региона [5].

Квесты. Педагогами Центра развития современных компетенций детей разработаны новые методические подходы к проведению квестов в онлайн-пространстве. Онлайн-квест представляет собой комплекс заданий, ответы на которые приближают участников команды к разгадыванию ключевого слова, объекта, события или человека которого нужно найти. Для проведения квеста педагогами используется социальная сеть УК, на странице которого размещаются необходимые материалы, появляющиеся в строго отведенной временной последовательности. Перед каждым задание педагоги готовят небольшие видеоролики, в которых рассказывают не только о правилах игры, но и о способах поддержания обратной связи. К тому же появление на экране педагога делает мероприятие более живым и интересным. В 2020-2021 годах в Центре развития современных компетенций детей были проведены онлайн-квесты: «Заповедные мета России», «Минералы - символы России», «По следам великих открытий». Наряду с комплексом интересных материалов и креативных заданий вышеперечисленные квесты имели важное значение в формирования патриотического воспитания детей, так как рассказывали не только об удивительных местах нашей страны и ее богатствах, но и выдающихся ученых.

Конкурсы. Онлайн-пространство дает большие возможности для проведения различных конкурсов, в том числе и по патриотическому воспитанию. В рамках ежегодного празднования дня Победы в онлайн пространстве проводятся конкурсы видео-поздравлений ветеранов, стихов на военную тематику, конкурсы на лучшую военную открытку.

Информационные посты. Одной из основных задач социальных сетей -наполнение актуальным контентом созданные страницы. Данная информация касается не только изменений расписания, также о проведении мероприятий или поздравления участников муниципальных, областных и всероссийских конкурсов с победами, но и размещение материалов о выдающихся соотечественниках, интересных исторических факты из истории родного города, памятных датах отечественной науки. Так, в 2020-2021 годах были опубликованы материалы о мичуринском поэте Д.М. Вагер, а также снят небольшой фильм о ее жизни и творчестве, размещена серия постов об учениках и последователях И.В. Мичурина и их роли в отечественном садоводстве.

Медиа-пространство и интернет являются мощным средством не только в образовательных целях, но и в процессе воспитания [6]. Сегодня, цифровая среда обитания такая же неотъемлемая часть жизни подростка, как телевизоры и радио для наших родителей, но, в отличи от последних, интернет дает больше свободы действия, и каждый пользователь может найти в нем как массу положительных вещей, так и море негативной информации. Понимая возможности УК, Facebook, Instagram, TikTok и их влияние на ментальный мир ребенка, каждый педагог и образовательная организация должны взять на вооружение все имеющиеся ресурсы и влиять на формирование грамотного, креативного и высокодуховного поколения не только через образовательную деятельность, но и социальные сети.

Список литературы:

1. Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике: Сб. материалов 1 Всеросс. научн. - практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск. 20-21 ноября 2007 / Сост. И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ. 2007. С. 270.

2. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проспект. 2005. 7 с. 340.

3. Киямова Л.У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи // Актуальные проблемы филологии (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (Пермь, октябрь 2012 г.). Пермь: Меркурий. 2012. VI. 110 с. С. 96-97.

4. Чмир Р.А., Привалов А.А., Лазин П.В. Значение цифровизации наследия И.В. Мичурина и его последователей в системе регионального образования // Наука и образование. Том.3. № 3. 2020.

5. Чмир Р.А., Привалов А.А., Хатунцев И.В. Использование цифровых технологий в рамках патриотического воспитания // Наука и образование. Том 4. № 3. 2021.

6. Чмир Р.А., А.А. Привалов, И.В Хатунцев. Использование цифровых технологий в рамках патриотического воспитания. // Наука и Образование. Том 4. № 3. 2021.

UDC 37

USE OF MEDIA SPACE IN THE FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE CENTER FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN COMPETENCIES OF CHILDREN OF MICHURINSKY STATE

UNIVERSITY

Roman A. Chmir

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

romanchmir3 @mail .ru Evgeniya A. Zavyazkina supplementary education teacher evg_ta@mail.ru Olga V. Dubovitskaya student

dubovitskaya1984@mail .ru Michurinsk State Agrarian University г. Michurinsk, Russia

Abstract. The article deals with the possibility of using social networks and media space of educational organizations in matters of patriotic education of children.

Key words: patriotic education, Internet, social networks, quest, online lectures, information resources.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.