Научная статья на тему 'Использование машин высокой проходимости при строительстве и эксплуатации нефтегазопровода на Дальнем востоке'

Использование машин высокой проходимости при строительстве и эксплуатации нефтегазопровода на Дальнем востоке Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
170
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
НЕФТЕПРОВОД / ЗАШИТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЧВУ / МОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ГУСЕНИЧНЫЕ МАШИНЫ / РЕЗИНОАРМИРОВАННЫЕ ГУСЕНИЦЫ / PROTECTION OF THE ENVIRONMENT / NEGATIVE IMPACTS ON SOIL / MOBILE MACHINERY / RUBBER COVERED CATERPILLARS / OIL / TRACKED VEHICLES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Канделя Михаил Васильевич

Рассмотрены вопросы использования гусеничных машин высокой проходимости, приведены данные исследования по определению воздействия на почву разных движителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Канделя Михаил Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using all-terrain vehicles during the construction and operation of oil and gas pipelines in the Far East

The problems of caterpillar vehicles of high drifting are considered in the article, the data concerning the research at determining the affect of carious vehicles on the soil.

Текст научной работы на тему «Использование машин высокой проходимости при строительстве и эксплуатации нефтегазопровода на Дальнем востоке»

и зависит от производительности выгрузного шнека, конструктивных и технологических параметров базовой машины.

Таким образом, оснащение фермы КРС модулем по приготовлению концентрированных органических удобрений и широкая производственная проверка машин и оборудования для производства и применения КОУ в хозяйствах Ростовской области и Краснодарского края позволяют рекомендовать их для внедрения в типовых севооборотах ЮФО и других регионов, что положительно скажется на плодородии почв и получении дополнительных объемов выращиваемых сельскохозяй-

ственных культур с учетом агроэкономических и экологических требований.

Список литературы

1. Модульная ферма с низкозатратной экологически чистой технологией производства молока: монография / Э.И. Липкович, А.М. Бондаренко, И.Н. Краснов [и др.]. — Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2010. — 192 с.

2. Бондаренко А.М., Забродин В.П., Курочкин В.Н. Механизация процессов переработки навоза животноводческих предприятий в высококачественные органические удобрения: монография. — Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2010. — 184 с.

УДК 656.137

М.В. Канделя, канд. техн. наук

Дальневосточный государственный аграрный университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАШИН ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЕГАЗОПРОВОДА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В настоящее время наблюдается активизация производственно-хозяйственной деятельности на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Анализ ресурсной базы по содержанию полезных ископаемых и особенно нефти показывает, что выявленные и в значительной мере разведанные месторождения в состоянии удовлетворить внутренние потребности региона и обеспечить крупные поставки углеводородного сырья на Азиатско-Ти-

Маршрут транспортировки Российской нефти в Азиатско-Тихоокеанского региона (конечная точка —

хоокеанский рынок. Технологическое решение использования нефтеприродных ресурсов осуществляется путем строительства нефтепровода (рисунок). Его протяженность по территории Дальнего Востока составляет: Читинская обл. — 300,8 км, Амурская обл. — 1402,8 км, ЕАО — 328,1 км, Хабаровский край — 245,8 км, Приморский край — 545,2 км.

Техническое решение этой масштабной стройки очень многогранно. Строительство нефтепровода, его эксплуатация и выполнение комплекса природоохранных мероприятий по защите окружающей природной среды, обеспечивающей исключение или максимальное снижение возможного негативного воздействия, потребуют привлечения многочисленной мобильной техники. Ведущая роль принадлежит автомобильному транспорту, в том числе и транспорту высокой проходимости.

Формирование сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке определяется исторически сложившимся территориальным размещением производства и населения. Наиболее благоприятные климатические и природные условия южной и юго-восточных частей Читинской, Амурской,

страны Перевозная)

Еврейской автономной областей способствовали более активному экономическому развитию и транспортному освоению. По Дальнему Востоку проходит автомобильная дорога «Амур» от Читы до Хабаровска, которая большей своей частью прилегает к будущей трассе нефтепровода. Она проходит от 300 м до нескольких километров от Транссибирской железнодорожной магистрали и явится основой транспортной сети, используемой при строительстве и эксплуатации нефтепровода.

Транспортная сеть района нефтепровода в настоящее время по параметрам и техническому состоянию большинства наиболее грузонапряженных автомобильных дорог Дальнего Востока не соответствует сложившимся размерам транспортных потоков. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень аварийности и другие факторы не позволяют достигнуть современного уровня доставки грузов и пассажиров в регионе. Все это настоятельно требует неотложных мер по совершенствованию и развитию автомобильных дорог. Дефицит финансовых средств не позволяет в короткие сроки исправить данную ситуацию.

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 тыс. км2 территории Дальневосточного федерального округа составляет 5,3 км, что является очень низким показателем. В частности, Еврейская автономная область, имея более выгодное географическое положение в регионе, по плотности дорог в Дальневосточном федеральном округе занимает первое место и имеет самые высокие показатели — 53,1 км. В целом в зоне тяготения к трассе нефтепровода дороги находятся в удовлетворительном состоянии, что способствует активному экономическому развитию и транспортному освоению.

Потребуется строительство и новой транспортной сети вдоль трассы нефтепровода. Однако и строительство, и содержание автомобильных дорог, особенно в специфических условиях на Дальнем Востоке (частые ливневые дожди, паводки и подъем воды в реках от таяния снега и сброса на гидростанциях и т. п.), зачастую является большой народно-хозяйственной проблемой. В этих условиях использование высокопроходимой техники является и актуальным, и экономически целесообразным.

Мировой и отечественный опыт позволяет создавать большой парк транспортных средств для обеспечения проходимости мобильных машин. Однако и на Дальнем востоке России имеется необходимая база и все условия для оснащения гусеничными ходовыми системами комплекса мобильных машин, удовлетворяющих экстремальной, агротехнической и экологической проходимости. Бывший завод «Дальсельмаш» — ныне ПО ЗАО «Даль-сельмаш», в творческом сотрудничестве с ДальГАУ

и ДальНИПТИМЭСХ, имеет многолетний опыт в разработке и использовании машин высокой проходимости в сложных условиях сельскохозяйственных работ и для обеспечения технологических процессов в условиях бездорожья.

Уже более 40 лет выпускаются и модернизируются гусеничные ходовые системы для специфических условий Дальнего Востока. На сегодняшний день есть реальная возможность существенно улучшить технико-эксплуатационные качества региональных гусеничных машин, повысить их надежность, проходимость и экосовместимость [1]. Это очень важная народнохозяйственная задача, так как по критерию максимально допустимого давления на почву [2] ни одно серийное энергетическое средство не отвечает требованиям экологически безопасного воздействия на почву. Жесткий контакт с дорогой порождает проблему улучшения эргономики (условий труда) и асфальтоходности.

Исследования гусеничного движителя в условиях Дальнего Востока показывают, что металлические гусеницы, обладая высокой проходимостью, оказывают вредное воздействие на почву: разрушают структуру, уплотняют плодородный слой, нарушают агрофизические процессы и экологию. Особенно отрицательное воздействие ходовых систем на почву проявляется в зонах, подверженных переувлажнению.

Сегодня вопросы охраны окружающей среды и в том числе сохранения плодородия почвы приобретают важное народно-хозяйственное значение. Верхний растительный покров является ценным, но медленно возобновляющимся природным ресурсом. В результате передвижения транспортных средств верхний растительный покров подвергается деструкции. То же происходит при проходе тяжелой техники по дну рек, ручьев и водоемов. Последнее влечет за собой увеличение мутности воды, вынос мелких взвесей и заиливанию участков водотоков на большое расстояние (до 1000 м). При этом уничтожаются биотопы бентических организмов, основного питания рыб, нарушается сложившаяся экосистема и соответственно продуктивность. В том числе воздействие ходовых систем вне дорог уничтожает редкие виды растений и деревьев.

Перспективным направлением совершенствования гусеничной ходовой системы является использование резиноармированных гусениц [3], получивших широкое распространение в конструкциях гусеничных машин за рубежом. В настоящее время крупнейшие тракторные и комбайновые фирмы: «Джон Дир», «Катерпиллер», «Клаас», «Кейс», «Нью-Холланд» и другие ведут опытные разработки и серийный выпуск тракторов и комбайнов на резиноармированных гусеницах, что позволяет в сравнении с традиционной для западных стран колесной техникой снизить вредное воздей-

ствие на почву и улучшить тягово-сцепные свойства машин. Для России, и в частности для Дальнего Востока, использование резиноармированных гусениц имеет особое значение, так как отечественная промышленность в течение многих лет выпускает тракторы и комбайны на металлических гусеницах.

Поисковые исследования уборочно-транспорт-ных машин высокой проходимости на резиноар-мированных гусеницах конструкции и производства японской фирмы «Бриджстоун» (Bridgestone) [3, 4] выявили их значительные преимущества перед металлогусеничным движителем, особенно в плане их экологического соответствия и повышения надежности гусеничной ходовой системы и машины в целом. По результатам исследований ресурс до предельного состояния резиноармированных гусениц в сравнении с серийными возрос в 4,5 раза (20 000 км у резиноармированной гусеницы, 4500 км у металлической). Только после пробега 20 000 км наблюдались трещины и изломы на беговых дорожках резиноармированных гусениц в местах размещения металлических закладных элементов.

С целью оценки влияния воздействия на почву типа и параметров гусеничных ходовых систем были проведены расчеты по ГОСТ 26953—86, ГОСТ 26955-86 и по методике НАТИ. Максимальное давление на почву гусеничного движителя определялось по формуле

qwx = кср. (1)

где | — средний коэффициент неравномерности распределения давления; K — коэффициент, зависящий от величины тяговой нагрузки; ^ср — среднее давление гусеничного движителя на почву.

Сущность метода НПО НАТИ заключается в определении расчетного показателя уплотняющего воздействия ходовой системы на почву. Критерием для оценки уплотняющего воздействия рассматривается изменение плотности почвы при образовании следа в процессе прохода гусеничной машины по полю. Плотность почвы в следе движителя

Рсл = p0aU

(2)

где р0 — плотность почвы на контрольном участке (ро = 1,17); а — динамический коэффициент для напря-

Таким образом,

а =

Ро (1 -v2)

E0H '

(3)

где и — показатель уплотняющего воздействия ходовой системы на почву; V — коэффициент бокового расширения; Е0 — модуль общей деформации почвы; Н — глубина распространения деформации.

Показатель уплотняющего воздействия [2] рассчитывается по формуле

U = a>bqn

(4)

где ю — коэффициент, зависящий от размеров и формы опорной поверхности движителя; Ь — ширина движителя.

Максимальное давление определяется по выражению

1шях = вшах0 (5)

где А — коэффициент пропорциональности.

Его величина

Л = M + а т

(6)

э э

где тн — масса неподресорных частей; Мэ — эксплуатационная масса машины; ат — динамический коэффициент для максимального давления.

Результаты испытаний и расчетов по оценке воздействия на почву разных ходовых систем приведены в таблице.

Приведены линии влияния напряжений на глубине 0,2 м под движителями с различными ходовыми системами. Анализ результатов воздействия на почву показывает следующее.

По степени увеличения воздействия на почву (от меньшего к большему) испытывавшиеся объ-

Результаты испытаний и расчетов по оценке воздействия на почву разных ходовых систем

жения oz.

Обозначение объектов испытания № Напряжение, кПа Показатели воздействия на почву Показатели уплотнения почвы в следах движителей

Эксп. на глуб. 0,2 м а0,2 Расчет по ГОСТ 26954-86 Глубина 0,5 Расчет по ГОСТ 26953-по методике НАТИ 86 Плотность в слое 1/см 0...10 Твердость почвы 10.20 Твердость почвы С Суд Максимальная глубина следа, см

«0,5 £, кПа ?r> кПа ?r> кПа ш qmax> кПа U, кН/м

КСП-01 N1 П4.0 25,3 3,06 39,9 122,0 1,73 170,0 182,0 1,400 1,464 15,3 5,7

КСП-80 N2 192,0 30,8 4,12 48,5 200,0 1,73 206,0 221,0 1,422 1,500 16,7 6,2

ТГР-3 N3 90,0 29,1 2,76 44,4 123,0 1,72 120,0 133,0 1,340 1,412 13,0 5,0

ТГР-4 N4 60,0 29,8 1,85 45,9 84,9 1,76 64,0 73,1 1,29 1,37 12,0 3,5

ДТ-75 N5 172,0 21,5 2,94 57,8 170.0 1,73 210,0 142,0 1,365 1,42 14,2 6,3

екты располагаются в следующей последовательности:

ТГР-4 < ТГР-3 < ДТ-75 < КСП-01 < КСП-80.

Установка РАГ (Вар. № 3, ТГР-3) приводит к существенному (30 %) снижению уплотняющего воздействия его на почву.

Применение торсионно-балансирной подвески С РАГ ТГР-4 приводит к снижению воздействия на почву в 2,5 раза.

Воздействие на почву ТГР-4 (и = 73,1 кН/м) находится ниже безопасного для почвы предела (и = 75 кН/м).

При этом под РАГ напряжения в почве на глубине 0,2 м самые низкие, а уплотнение почвы в следах и глубина следа меньше, чем в следах трактора ДТ-75, имеющего в 2,5 раза меньшую массу и одного из наиболее «легких» по воздействию на почву среди с.-х. тракторов.

Установка резиноармированной гусеницы на серийную ходовую систему приводит к снижению максимального давления и уплотняющего воздействия на почву. Несмотря на некоторое увеличение массы, коэффициент неравномерности распределения давления движителя с резиноар-мированной гусеницей в 1,72...2,02 раза ниже, чем серийного. При этом улучшается эргономика машин, обеспечивается асфальтоходность и снижается техногенное воздействие на почву до экологически безопасного уровня.

Сотрудниками ПО ЗАО «Дальсельмаш» разработана конструкция гусеничного движителя нового поколения, которая обеспечит надежную работу уборочно-транспортных машин, серийно выпускаемых для дальневосточного региона и вновь разрабатываемых на основе резиноармированных гусениц.

Ходовые системы с резиноармированными гусеницами на базе УЭС-РГ могут быть использованы для навески технологического оборудования,

дорожно-строительной техники, машин для геологоразведки, работающих в труднопроходимых болотистых местах, машин для укладки нефтетрубо-проводов и бытовых передвижных модулей.

По результатам испытаний, кроме отмеченных преимуществ, гусеничные ходовые системы с РАГ позволяют обеспечить:

1) повышение физической и экологической проходимости на почвах с низкой несущей способностью;

2) сохранение дорог и обеспечение асфальто-ходности;

3) уменьшение вибронагруженности и шума, что обеспечивает увеличение срока службы узлов ходовой системы и агрегатов машины, улучшает условия труда механизатора;

4) снижение трудоемкости технического обслуживания ходовой системы и обеспечение ресурса ходовых систем для мобильных машин не менее 12 лет.

Применение ходовых систем с резиноарми-рованными гусеницами в различных мобильных машинах позволяет реализовать принципы ресурсосбережения и экологически допустимого воздействия на почву и повысить их экономический эффект.

Список литературы

1. Ксеневич И.П. Внедорожные тягово-транспорт-ные системы: проблемы защиты окружающей среды // Тракторы и сельхозмашины. — 1996. — № 6. — С. 18—22.

2. Ксеневич И.П., Скотников В.А., Ляско М.Н. Ходовые системы — почва — урожай. — М.: Агропромиз-дат, 1985. — 304 с.

3. Канделя М.В. Исследование и обоснование технического уровня различных типов гусеничных ходовых систем уборочно-транспортных машин: дис. ... канд. техн. наук. — Биробиджан, 1997. — 162 с.

4. Разработка движителя с резиноармированными гусеницами / А.М. Емельянов, М.В. Канделя, А.В. Лип-кань [и др.] // Техника в сельском хозяйстве. — 2001. — № 2. — С. 14-16.

УДК 621.43

В.А. Коченов, канд. техн. наук И.И. Черемохина

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

ОЦЕНКА РАВНОСТОЙКОСТИ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ СКОЛЬЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Обеспечение равностойкости узлов скольжения является актуальной задачей проектирования, производства и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Сложность пробле-

мы обусловлена многофакторностью прочности и износостойкости, а также изменением свойств деталей в процессе эксплуатации. Эмпирические методы и в настоящее время занимают важное ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.