Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
372
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ С ОВЗ / УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ / УПРАЖНЕНИЕ / ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СПИСЫВАНИЕ / ДИКТАНТ / ПОСЛОВИЦА / ЗАГАДКА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS / LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE / EDUCATION / TEACHING / TYPES OF ACTIVITIES IN THE CLASSROOM / EXERCISE / GRAMMAR AND SPELLING ANALYSIS / CHEATING / DICTATION / PROVERB / RIDDLE / DIDACTIC POTENTIAL OF MINOR FOLKLORE GENRES / SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волькен Любовь Евгеньевна

В данной статье рассмотрено использование малых фольклорных жанров на уроках русского языка в школе для детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Раскрыта образовательная и воспитательная роль пословиц, поговорок, загадок, небылиц и других произведений малых фольклорных жанров в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ. Рассмотрены виды работ на уроках русского языка и использование фольклорного материала в работах разного вида. Представлены взятые из практической деятельности автора примеры применения фольклорного материала в курсе русского языка при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью, учитывающие возрастные и психофизиологические особенности обучающихся. Обосновано использование материалов фольклора в процессе работы по развитию связной устной и письменной речи. Особое внимание обращено на работу с пословицами и поговорками, загадками, которые вызывают наибольшее затруднение, с одной стороны, и повышенный интерес учащихся с ОВЗ - с другой. Автор приходит к выводу, что использование малых фольклорных форм на уроках русского языка актуально и перспективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Волькен Любовь Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINOR FOLKLORE GENRES AT THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN TEACHING STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS

This article discusses the use of minor folklore genres at the Russian language lessons at a school for children with special needs. The didactic and educational roles of proverbs, sayings, riddles, fables and other works of small folklore genres in the process of teaching and educating children with disabilities are revealed. The types of work at the lessons of the Russian language and the use of folklore material are discussed. The examples from the author’s experience in the use of folklore material in the course of the Russian language in teaching children with special needs are presented with the age and psychic and physiological characteristics of children with disabilities taken into account. The folklore texts are proved to have developed coherent oral and written speech. Special attention is paid to proverbs and sayings, riddles that are difficult to work with, on the one hand, but serve as motivators for children, on the other hand. The author comes to the conclusion that the use of minor folklore genres at the Russian language lessons is relevant and worthwhile.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Преподавание русского языка в школе и вузе

Teaching the Russian Language at School and University

УДК 372.881.161.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

MINOR FOLKLORE GENRES AT THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN TEACHING STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS

© 2019

Л.Е. Волькен L.E. Wolken

В данной статье рассмотрено использование малых фольклорных жанров на уроках русского языка в школе для детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Раскрыта образовательная и воспитательная роль пословиц, поговорок, загадок, небылиц и других произведений малых фольклорных жанров в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ. Рассмотрены виды работ на уроках русского языка и использование фольклорного материала в работах разного вида. Представлены взятые из практической деятельности автора примеры применения фольклорного материала в курсе русского языка при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью, учитывающие возрастные и психофизиологические особенности обучающихся. Обосновано использование материалов фольклора в процессе работы по развитию связной устной и письменной речи. Особое внимание обращено на работу с пословицами и поговорками, загадками, которые вызывают наибольшее затруднение, с одной стороны, и повышенный интерес учащихся с ОВЗ - с другой. Автор приходит к выводу, что использование малых фольклорных форм на уроках русского языка актуально и перспективно.

Ключевые слова: учащиеся с ОВЗ; уроки русского языка; воспитание; обучение; виды деятельности на уроке; упражнение; грамматико-орфографический анализ; списывание; диктант; пословица; загадка; дидактические возможности малых фольклорных жанров; развитие речи.

This article discusses the use of minor folklore genres at the Russian language lessons at a school for children with special needs. The didactic and educational roles of proverbs, sayings, riddles, fables and other works of small folklore genres in the process of teaching and educating children with disabilities are revealed. The types of work at the lessons of the Russian language and the use of folklore material are discussed. The examples from the author's experience in the use of folklore material in the course of the Russian language in teaching children with special needs are presented with the age and psychic and physiological characteristics of children with disabilities taken into account. The folklore texts are proved to have developed coherent oral and written speech. Special attention is paid to proverbs and sayings, riddles that are difficult to work with, on the one hand, but serve as motivators for children, on the other hand. The author comes to the conclusion that the use of minor folklore genres at the Russian language lessons is relevant and worthwhile.

Keywords: students with special needs; lessons of the Russian language; education; teaching; types of activities in the classroom; exercise; grammar and spelling analysis; cheating; dictation; proverb; riddle; didactic potential of minor folklore genres; speech development.

Устное народное творчество (фольклор) - один из богатейших источников педагогического материала в плане как образования, так и воспитания [1; 2]. Используя примеры из песен, легенд, пословиц, пого-

ворок, можно достичь образовательных, воспитательных, коррекционных целей, поставленных перед тем или иным уроком в школе, где обучаются дети с ОВЗ. Расширение кругозора учащихся, пробуждение их

интереса к истории, литературе, воспитание патриотических чувств, развитие речи -далеко не весь список того, чего можно достичь, применяя на уроке русского языка фольклорные материалы.

Детский фольклор - особый вид устного народного поэтического творчества. Использование его помогает нам достичь поставленных целей и добиться решения задач гораздо быстрее и эффективнее, так как произведения детского фольклора:

- короткие (поэтому их еще называют произведениями малого фольклорного жанра). Этим они очень нравятся детям с ОВЗ, имеющим интеллектуальное недоразвитие. Дело в том, что такие учащиеся не любят больших текстов, требующих длительного восприятия и аналитико-синтетической работы;

- емкие по содержанию, что помогает в умственном развитии, а также позволяет работать над развитием речи, делать ее меткой, выразительной, богатой в моральном и эмоциональном плане [3].

Аллегорическая манера суждения -особенность пословиц, загадок, песен и т.д. В них заключается обобщение, которое выражается в стойкой и строгой форме, что позволяет легко их запомнить. Содержание доступно детям благодаря малому объему запоминаемого материала.

Игровой материал (пестушки, заклич-ки, считалки, припевки) может быть использован в устной работе. А работа над содержанием, песен, прибауток, пословиц и поговорок, скороговорок, небылиц возможна на любом этапе урока: при изучении, закреплении, контроле и коррекции.

К.Д. Ушинский считал, что пословицы и поговорки вводят детей в лучший народный язык [4]. Он называл их «животрепещущим проявлением родного слова, вылетевшим прямо из его живого, глубокого источника - вечно юной, вечно развивающейся души» [5, с. 59], которые можно использовать в качестве прекрасного средства воспитания и развития школьников.

Систематическое использование пословиц на уроках русского языка в школе

для обучающихся с ОВЗ даёт обучающимся много положительного. Происходит развитие наблюдательности, связной устной и письменной речи, формируется и развивается чувство юмора, чутьё к звуковой красоте языка, обогащаются знания об окружающем мире, повышается общая грамотность. Таким образом, используя пословицы на уроках русского языка, мы целенаправленно повышаем общий культурный уровень учащихся, воспитываем любовь к русскому языку. Знакомство с пословицами способствует развитию мышления, развивает память и фантазию. Собирая, используя в практической речи мудрые народные изречения, обучающиеся учатся классифицировать, анализировать, понимать окружающую действительность, что очень важно для детей с интеллектуальным недоразвитием, отдельным из которых вышеперечисленные операции практически не доступны [6].

При использовании на уроках русского языка пословиц и поговорок, следует помнить о том, что они должны быть актуальными для современных детей, а их содержание - доступным для понимания обучающихся с ОВЗ.

Упражняя учащихся в самостоятельном мышлении, развивая их сообразительность, воображение, учитель часто в своей работе прибегает к языковому содержанию загадок [6].

Стимулируя умственную деятельность ребенка, загадка прививает вкус к умственной работе, позволяет развивать логическое мышление. Она предлагает детям думать, анализировать окружающую действительность, помогает развивать наблюдательность, побуждает к познанию мира и себя. В ненавязчивой игровой форме она учит доказывать, рассуждать, размышлять, формирует навык использования в речи доказательств. Загадка не только способствует развитию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире, воспитывает художественное восприятие окружающего.

Обращение к произведениям малых фольклорных жанров способствуют развитию словарного запаса учащихся. Однако требуется систематичная планомерная работа по восприятию содержательной стороны материала [7]. Устаревшие слова, сложные для детского восприятия синтаксические конструкции, аллегоричное и метафоричное значение слов и конструкций требуют большой словарной работы, которую следует проводить в течение всего курса обучения, и не время от времени, а постоянно. Обогащая таким образом словарный запас учащихся, мы работаем в первую очередь над развитием речи, а в перспективе - над общим развитием и социализацией детей с ОВЗ, делая окружающую их действительность простой и понятной.

Для учителя, работающего с детьми с ОВЗ, предъявление фольклорного материала - весьма сложная и неоднозначная задача. Имея определенные недостатки как в интеллектуальном, так и в духовном развитии, обучающиеся не всегда понимают, чего хочет от них педагог. В большинстве случаев содержание пословиц им непонятно, метафоричность загадок сложна и неактуальна. Содержание небылиц, песен для современных детей порой смешно и безынтересно [8]. Таким образом, перед учителем, помимо перечисленных, стоит задача, воспитать интерес к произведениям фольклора через знакомство с ними, объяснение непонятных мест для наилучшего понимания и усвоения данного материала, не забывая о возрастных и психофизиологических особенностях детей с ОВЗ. Решая воспитательные задачи, можно плавно подойти к решению образовательных и коррекционных [7].

Пословицы, поговорки, загадки, за-клички, песни на уроках русского языка можно использовать в качестве языкового материала при решении разных практических задач при орфографической, морфологической, фонетической, синтаксической работе.

Произведения малых фольклорных жанров служат богатым источником практического материала для изучения грамма-

тических и синтаксических правил. На их материале можно планировать следующие виды работ:

- словарно-орфографическую подготовку (орфографические пятиминутки);

- упражнения;

- грамматико-орфографический анализ;

- списывание;

- диктант.

Словарно-орфографическая подготовка включает в себя знакомство со словом, его значением, этимологией, звуко-буквенный анализ и объяснение написания данного слова. Например, при изучении словарного слова «ботинки» мы можем использовать следующую загадку:

Два братца

Не могут расстаться:

Утром в дорогу,

Вечером к порогу [9, с. 127].

При этом материалом для орфографической работы на этапе закрепления может быть не только отгадка, но и сам текст.

Упражнения, используемые на каждом уроке, помогают учащимся сознательно, целенаправленно достигать качества выполняемой работы. Усвоив алгоритм применения на практике того или иного правила, ученики с ОВЗ с большим удовольствием выполняют упражнения для отработки этого алгоритма на материалах, известных и близких им [6]. А так как пословицы, поговорки, загадки применяются в работе очень часто, то и выполнение заданий на их материале приносит не только практическое, но и моральное удовлетворение. Дети лучше запоминают то, о чем говорилось на уроке, что им следует отработать и применять в повседневной жизни. При этом учитываются достигнутые результаты, а также эффективно осуществляется повторение, что очень важно для детей, имеющих интеллектуальные нарушения.

Грамматико-орфографический анализ необходим для выработки у учащихся понимания соотношения орфограммы и грамматического явления. Основными мо-

ментами при таком разборе являются: умения обнаруживать орфограмму («сомнительное место» в написании слова), распознавать то или иное грамматическое явление, находить в предложении или в связном тексте слова, которые надо проверить, определять орфограмму (безударная гласная в корне, в окончании, в приставке, мягкий согласный и т.д.), указывать алгоритм проверки написания данной орфограммы, проверить написание, умение находить аналогичные случаи в материале текста, предложенного учителем или найденного самостоятельно. При таком виде работы возможно использование материалов устного народного творчества [10].

Например, при изучении темы «Од-нокоренные слова» в 5 классе мы можем использовать упражнение, предложенное Э.В. Якубовской: прочитать слова в рамке (стыд, стыдно, стыдиться), доказать, что они однокоренные, для этого выделить общий корень. Прочитать пословицы, вставить вместо точек однокоренные слова, подбирая их по смыслу:

1. В ком есть ..., в том есть и совесть.

2. Кто Бога не боится, тот и людей не ...

3. Не стыдно не знать - ... не учиться.

Записать пословицы. Подчеркнуть однокоренные слова и выделить их корень. Прочитать предложения. Найти пословицу с таким же значением [11, с. 59].

Один из любимых детьми видов работы - списывание - усложняется грамма-тико-орфографическими заданиями (подчеркивание нужной буквы, определение части речи, ее форм - падежа, рода, лица, числа, времени; указание грамматических форм, подбор проверочных слов и т.д.), применение которых позволяет выработать у учащихся алгоритм работы над словом и его формой. Списывание текста со знакомым содержанием (материалы пословиц, поговорок, загадок и т.д. мы используем не

единожды) вселяет в учащихся уверенность в своих силах.

При изучении падежных форм имени существительного детям предлагается списать следующие предложения:

Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

В труде рождаются герои.

Суди о человеке по его труду.

Труд всё побеждает

[12, т. 1, с. 650-669].

Затем дается задание определить род, число, падеж имен существительных (данная работа может носить дифференцированный характер, если ограничить количество имен существительных числом или выделением их в тексте).

Использование материалов малых фольклорных жанров на контрольных уроках позволяет провести диктант с целью не только проверки умения учащихся, но и обогащения их внутреннего мира, повышения духовности, воспитания патриотических чувств [13]. Например, пословицы учат людей жить и работать, при этом они убедительны и просты. Они знакомят с явлениями природы, могут дать совет, как поступать в той или иной ситуации. Четкая формулировка правил трудовой деятельности, морально-этических норм делает пословицы учебником жизни. Таким образом, написание диктанта на таком материале поможет не только проверить практические навыки орфографии и пунктуации, но и успешно социализировать детей с интеллектуальной недостаточностью [14].

Малые фольклорные жанры предлагают богатейший материал для развития связной устной и письменной речи. Используя языковое содержание пословиц, поговорок, загадок, пестушек, небылиц, скороговорок, чистоговорок, можно предложить учащимся написать изложение, сочинение-рассуждение, составить собственную загадку или небылицу и т.д.

Можно назвать два вида сочинений с использованием пословицы: 1) сочинение

на основе пословицы, когда пословица выступает в роли заголовка и нужно раскрыть ее смысл; 2) сочинение, в котором пословица выступает тезисом или аргументом и включается в ткань работы [6].

В школе для детей с ОВЗ сочинения подобного характера пишутся очень редко, так как они требуют огромной предварительной работы. Предварительное знакомство с фольклорными материалами, объяснение для лучшего понимания, разбор не только лексический, но и орфографический, включение отдельных фраз, словосочетаний в устную речь, составление высказываний по предложенной теме, составление цитатного плана, составление устного рассказа - вот минимум заданий, который должен быть предложен учащимся на ряде уроков, предваряющих написание сочинения [15]. При этом содержание пословицы должно быть непосредственным образом связано с материалом, изучаемым на уроках русского языка и чтения, а также иметь связь с другими предметами и дисциплинами.

На уроке русского языка в 7 классе можно предложить следующий вид работы:

Прочитай пословицу (Нет в мире краше Родины нашей). Объясни её смысл. Придумай историю, в которой можно было бы использовать эту пословицу [16, с. 78].

Сначала проводится устная работа: объясни, почему так говорят, подбери слова, близкие по смыслу, составь устно предложения с использованием слов из данной пословицы. Затем предлагается записать

словосочетания, отвечающие на поставленные вопросы (Какая Родина? и т.д.) [17, с. 36]. Далее учащимся можно предложить готовый план устного высказывания или составить план коллективно. Написание самого сочинение целесообразно проводить на следующем уроке, для того чтобы дети смогли принять и проанализировать полученную информацию. Вся проводимая работа будет зависеть от уровня подготовки учащихся [18].

Активно используя малые фольклорные жанры на уроках русского языка, мы решаем задачи развития воспитательных и познавательных возможностей детей, которые не только учатся говорить более выразительно, правильно и лаконично выражать свою мысль, но и развивают логическое мышление, пространственные и временные представления, а также воображение и фантазию. Мы расширяем их кругозор, общую осведомленность об окружающем мире, ведем непрерывную орфографическую, грамматическую, пунктуационную работу, повышаем интерес к предмету.

Следовательно, формирование, развитие и коррекцию знаний, умений и навыков по русскому языку возможно производить с использованием материала малых фольклорных жанров. Положительный эффект данной работы мы сможем наблюдать на уроках не только русского языка, но и других дисциплин, преподаваемых в школе, реализующей программы для детей с ОВЗ. Таким образом, использование малых фольклорных форм на уроках русского языка актуально и перспективно.

* * *

1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. М. : Просвещение, 1990. 368 с.

2. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М. : Феникс, 2011. 251 с.

3. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы. М. : ВЛАДОС, 2007. 181 с.

4. Ушинский К.Д. Родное слово // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. М. : Педагогика, 1974. Т. 1. С. 145-159.

5. Ушинский К.Д. Родное слово. В 2 ч. М. : Юрайт, 2019. Ч. 1. 233 с. (Антология мысли).

6. Аксенова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта : учебник для студентов педагогических вузов. М. : Просвещение, 2004. 316 с.

7. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. М. : Академия, 2008. 349 с.

8. Голуб И.Б. Трудности русской орфографии. Правила, примеры и упражнения в стихах. М. : КНОРУС, 2010. 144 с.

9. 1000 загадок / сост. В.Г. Лысаков. М. : АСТ : Сталкер, 2017. 320 с.

10. Блинова Л.Н., Норкина Н.И. Обучение русскому языку учащихся с недоразвитием интеллекта: на материале грамматики и правописания : учебное пособие. Ростов на-Дону : Феникс, 2014. 207 с.

11. Якубовская Э.В. Русский язык. 5 класс : учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М. : Просвещение, 2014. 223 с.

12. Даль В.В. Пословицы русского народа : сборник В.И. Даля : в 3 т. М. : Русская книга, 1993. 3 т.

13. Зубарева Н.Н. Этимология на занятиях по орфографии в 6 классе : пособие для учащихся. Белгород : БелГУ, 2007. 120 с.

14. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика. М. : Дрофа, 2008. 253 с.

15. Долгих Л.Ю., Федченко А.П. Методика обучения грамоте умственно отсталых детей : учебное пособие. Иркутск : Аспринт, 2015. 139 с.

16. Якубовская Э.В. Русский язык. 7 класс : учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М. : Просвещение, 2014. 239 с.

17. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках // Дефектология. 1987. № 6. С. 32-37.

18. Долгих Л.Ю. Развитие связной речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе коммуникативного подхода : учебное пособие. Иркутск : ИГПУ, 2005. 151 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.