УДК 376.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТОВ И МОДЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Казанцева Галина Павловна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ Детский сад № 158 комбинированного вида, учитель-дефектолог, [email protected].
Константинова Светлана Александровна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ Детский сад № 158 комбинированного вида, учитель-дефектолог, [email protected].
Аннотация. В статье представлен опыт системы работы использования наглядного моделирования и игровых макетов с детьми с нарушением зрения. Авторы описывают цели и значение включения в коррекционную работу с детьми с проблемами зрения макетов, изготовленных руками педагогов.
Ключевые слова: макет, модель, моделирование, дети, нарушение зрения.
USE OF LAYOUTS AND MODELS IN CORRECTIVE WORK WITH
VISUAL CHILDREN
Kazantseva Galina Pavlovna.
Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment Kindergarten of a combined type №. 158, teacher-defectologist, [email protected].
Konstantinova Svetlana Alexandrovna.
Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment Kindergarten of a combined type №. 158, teacher-defectologist, svet.constantinowa2017 @yandex.ru.
Abstract. Experience of the work system using visual modeling and game layouts with children with visual impairment are presented in the article. The authors describe the goals and significance of including in correctional work models with children with vision problems layouts made by teachers.
Key words: layout, model, modeling, children, visual impairment.
Накопление ребенком определенных знаний самостоятельно и под руководством взрослых способствует раскрытию его потенциала, успешной подготовки к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Дошкольный возраст уникален тем, что именно в этом периоде начинают закладываться элементы логического мышления, что влияет на весь дальнейший ход развития дошкольников.
Дети, которые посещают дошкольное учреждение, имеют различные нарушения зрения, что вызывает у них определенные трудности при
формировании правильных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
М.А. Компанцева в своей статье акцентирует внимание, что дети с нарушением зрения характеризуются тем, что у них:
- снижен уровень зрительного восприятия (полнота, целостность, точность, объем);
- затруднена оценка пространственных признаков (дети затрудняются в различении расстояния и места положения до предметов, путают понятия «влево» - «вправо»);
- снижен предметно-практический опыт (если ребенок плохо рассмотрел предмет, он для него нечеткий, размытый, он ему не интересен);
- снижена скорость усвоения информации (требуется больше времени для рассматривания предметов и картинок);
- наблюдаются нарушения познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) [2].
Исследования Н.Н. Подъякова, В.С. Мухиной, Л.А. Венгера доказали, что для расширения представлений о предметах и явлениях окружающего мира у детей дошкольного возраста наиболее эффективно использовать метод наглядного моделирования.
Моделирование - это наглядный практический метод обучения, заключающийся в том, что мышление, внимание, память и речь ребёнка развиваются с помощью специальных моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Модель - это обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, план участка и т.д.) [5].
В основе данного метода, разработанного Л.А. Венгером, лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, условным знаком [6].
В.С. Мухина в одном из разделов своей работы «Развитие мышления дошкольника» обосновывает теоретические аспекты овладения моделями детьми дошкольного возраста [3].
Метод наглядного моделирования позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников. Именно познавательный интерес способствует активной мыслительной деятельности. Это особенно важно для дошкольников, имеющих нарушения зрительного анализатора, как одного из ведущих и самых важных в познании объектов и предметов окружающего, что делает возможным мыслительные задачи решать с преобладающей ролью внешних средств (опор), вследствие чего наглядный материал ими усваивается лучше вербального.
В этом помогает макетирование - творческая конструктивная деятельность детей в созданном специально игровом пространстве. По словам Н.Н. Подъякова, макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты [5].
Следовательно, основное назначение макетов и моделей - облегчить ребенку путь к познанию, открыть доступ к скрытым свойствам и качествам объектов.
Использование макетов и моделей в коррекционной работе позволяет решать задачи по развитию социально-бытовой ориентировки, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики, активизировать познавательные процессы внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Включение игровых макетов в предметно-пространственную среду позволяет решать задачи основных образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ведущим приоритетным направлением деятельности ДОУ является обучение детей с нарушением зрения использовать макеты и модели. В связи с этим, были созданы руками педагогов различные макеты: «Север», «Юг», «Лес», «Скотный двор», «Группа», «Подводный мир» и другие, которые дают возможность расширить и систематизировать у данной категории детей знания о предметном и окружающем мире, повысить наблюдательность, развивать связную речь, моторику рук. Работа с макетами дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.
На роли некоторых макетов и их использования в образовательно -развивающей деятельности остановимся более подробно.
- «Детский сад». Способствует ознакомлению детей с конструкцией здания. Рассматривая макет, дети имеют возможность познакомиться не только с внешним видом здания, но и соотнести реальное расположение групповых комнат, участков с макетом. Дети учатся ориентироваться не только в помещениях детского сада, но и вокруг здания детского сада, на игровых площадках.
- «Родной край». Помогает ознакомлению с природой Новосибирской области и с ее обитателями. Благодаря атрибутике макета дети имеют возможность познакомиться с богатством растительного и животного мира Сибири, его особенностями. Закладываются основы нравственно -экологической позиции, любви к родному краю, которые проявляются во взаимодействии с природным миром через сферу символических обобщений.
- «Улицы города». Позволяет познакомиться с дорогой, движением на дороге, с правилами пешеходов, безопасным поведением на улице. Дети знакомятся с разными домами, расположением домов в городе, учатся различать и находить дома разной конструкции, разные по цвету, величине, этажности. Формируется культура поведения в различных ситуациях городского движения, развивается способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
- «Наш огород». Осуществляет развитие представлений об огороде, о росте овощей в огороде на грядках. Идет освоение качественных характеристик овощей, дети соотносят их названия с внешним видом, учатся различать и находить овощи по форме, цвету, величине, пространственному расположению грядок. Кроме расширения и закрепления знаний по теме, воспитывается
уважение и бережное отношение к труду, его результатам, экологические ценности природы.
- «Кабинет тифлопедагога». Обеспечивает формирование знаний о расположении мебели в кабинете, решает задачи по пространственному ориентированию. Дети учатся правильно называть расположение предметов, соотносить модели макета с реальными объектами, что позволяет становиться более активными и любознательными. Обогащается словарь детей специальными пространственными словами.
- «Сельский двор». Развивает воображение, фантазии у детей. В игровой форме идет знакомство с обитателями сельского двора, расширяются знания о жизни домашних животных. Стимулируются познавательные действия, формируются способы и приемы восприятия объектов окружающего мира.
- «Макет класса». Позволяет сформировать представления о классной комнате школы. На примере макета дети имеют возможность познакомиться с предметами класса, расположением парт, стульев, стола учителя. Дети учатся находить и словесно обозначать их расположение. Развивается зрительная память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
- «Макет дерева». Обогащает знаниями об изменениях в природе, связанных с сезонными явлениями. Дети учатся различать листья разных деревьев по их форме, об изменениях цвета в разные времена года. Закрепляются навыки пространственной ориентировки, располагая прилетевших птиц в соответствии со временем года. Повышается эмоциональная отзывчивость, интерес к окружающему.
Таким образом, созданные макеты помогают в успешном усвоении детьми знаний о многообразии предметов и объектов окружающего мира, их связях и отношений между ними, сохранении и воспроизведении информации.
В коррекционной работе с детьми с нарушением зрения применяются различные виды моделей:
- предметные: воспроизводят конструкторские особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Это могут быть модели различных построек, экосистемы.
- предметно-схематические: отражают признаки, связи, отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями).
- графические (графики, схемы): передают информацию графическим способом, условно-обобщенными признаками, связями, отношениями. В качестве примера является «Календарь природы и погоды», план группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия.
При формировании социальной перцепции (восприятие человека человеком) наиболее широко используются как предметные модели, которые воспроизводят внешние особенности человека и помогают сформировать представление о его внешнем виде, так и графические, отражающие
существенные признаки человека, что помогает углубить и систематизировать знания детей.
Л.А. Венгер данный вид работы рекомендует проводить поэтапно, причем сначала последовательно знакомить не только с частями тела, лица, но и внешними особенностями глаз, губ, носа, волос и т.д. После усвоения этого материала, привлечь детей к составлению описательных рассказов о себе, детях группы, маме, о сотрудниках детского сада. По мнению автора в качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы [1].
Б.П. Никитин [4] предлагает следующие этапы моделирования игры «Сложи узор»:
1 этап: знакомство с материалом, с узорами, которые можно выложить в коробке;
2 этап: моделирование по цветным расчлененным схемам заданных узоров методом наложения из 4 кубиков, далее - без наложения из 4, 9, 16 кубиков;
3 этап: моделирование из 4 кубиков по цветным нерасчлененным схемам;
4 этап: моделирование цветных узоров из 9, 16 кубиков по нерасчлененным схемам в порядке возрастания сложности;
5 этап: моделирование цветных узоров из 16 кубиков по нерасчлененным схемам с учетом скорости;
6 этап: моделирование новых заданий, придумывание своих узоров из различного числа кубиков.
Следовательно, благодаря наглядному моделированию дети учатся исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных действий, совершенствовать речевые функции, формировать и высказывать суждения и умозаключения. Данный метод помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. В процессе деятельности с моделями дети имеют возможность обследовать и выделять характерные признаки объектов и процессов, которые недоступны им для восприятия. Это помогает формировать представления, осознавать ограниченно зрительно воспринимаемый материал. Использование символов облегчает и ускоряет процесс запоминания.
Данная технология наглядного моделирования обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т.к. условности легко воспринимаются детьми и овладение внешними формами замещения и моделирования в виде условных обозначений, чертежей или схематичных рисунков ведет в дальнейшем к способности употреблять данные заместители и модели «в уме», решать задачи про себя во внутреннем плане.
При формировании навыков наглядного моделирования необходимо соблюдать следующую последовательность:
1. Усвоение материала увязывать с наблюдением за реальными объектами и явлениями, свойствами и отношениями в окружающей действительности.
2. Переводить усвоенный материал на знаково-символический язык, т.е. процесс замещения предметов схематическими образами.
На начальном этапе работы в качестве условных заместителей используются геометрические фигуры, которые своей формой и цветом напоминают замещающий предмет. Начиная с младшей группы, такая возможность есть у логических «Блоков Дьенеша». Дети используют в качестве моделей фигуры, разные по цвету, форме, величине. Примерные игры: «На что похоже?» (цвет, форма), «Найди по размеру». Педагог предлагает из множества предметов выбрать предметы по величине (большой или маленький квадраты). Для закрепления представлений об овощах дети выкладывают кружки разного цвета (помидор - красный, капуста - зеленый, репка - желтый). В игре «Из каких частей состоит предмет?» дети моделируют из фигур предметное изображение. В старшем возрасте используются «Палочки Кюизенера», где условными моделями являются цвет и длина палочек. Например, палочки одинаковой длины обозначают предметы, равные по длине. Цвет обозначает постоянство предмета.
Приведем примеры работы с макетами на коррекционных занятиях. Вместе с детьми нами был изготовлен макет «Наш огород». Дети, по показу педагогов, вылепили овощи и раскрасили по цвету. На одном занятии, дети «рассаживают» овощи на грядках, называя их. Дети запоминают названия овощей, отгадывают загадки, у них формируются представления о грядках, о росте овощей в огороде. Дети называют и запоминают постоянный цвет овощей, их форму. На последующих занятиях они моделируют геометрическими фигурами количество овощей на грядке, моделируют в цвете, что способствует закреплению сенсорных эталонов, счету и формированию пространственных отношений. В дальнейшем, используя данный макет, дети составляют схему.
Используя макет «Улицы города» дети знакомятся с правилами пешеходов и транспорта на дорогах города. Дошкольники учатся располагать пешеходов (на тротуаре, на переходе, около домов) и машинки на проезжей части; находить дома разной конструкции по словесной установке педагога. Примерные игры и упражнения с детьми: «Найди дома одинаковой высоты», «Найди одинаковые дома по цвету», «Найди пятиэтажный дом», «Найди самый длинный дом», «Найди самый широкий дом», «Опиши путь от дома в аптеку», «Как перейти улицу», «Правильно-неправильно» и т.д.
При ознакомлении с дорогой (тема «Транспорт») следующая проводится последовательная поэтапная работа:
- экскурсия к дороге: наблюдение за транспортом на дороге, уходящей вдаль, выделение размера транспорта на дороге, перспектива уходящей дороги;
- рассматривание дороги, уходящей вдаль (модель дороги представлена в кабинете учителя-дефектолога, на стене);
- моделирование дороги из полосок бумаги и предметных картинок;
- составление схемы-модели дороги.
Наиболее широко используются модели, планы и схемы на занятиях по ориентировке в пространстве. Предметно-схематические изображения дают возможность овладеть навыками ориентирования в пространстве, умениями использовать пространственные предлоги, составлять планы, различные схемы.
Проводятся игры: «Найди на модели», «Найди на схеме», «Что где стоит?», «Соотнеси с моделью», «Найди предмет по схеме». Аналогичные задания проводятся с детьми при моделировании кукольной комнаты, раздевалки группы, макета детского сада.
Приведем пример по ознакомлению детей с моделью кабинета тифлопедагога:
- первоначально дети обозначают расположение предметов относительно себя в реальном пространстве;
- рассматривают макет кабинета и обозначают пространственное расположение объектов;
- составляют модель кабинета, используя строительный материал;
- моделируют кабинет, используя геометрические фигуры;
- составляют схему данной модели.
При ознакомлении с временными понятиями используются различные модели: части суток, времена года, дни недели, модели часов. При ознакомлении с временами года и частями суток цвет является показателем времени (желтый - осень, белый - зима, зеленый - весна, красный - лето).
Для формирования у детей социально-бытовых и культурно-гигиенических навыков используются модели-алгоритмы умывания, одевания, сервировки стола, в которых раскрывается последовательность выполнения конкретного действия, что помогает ребенку с нарушением зрения лучше усвоить последовательность действий.
Особое место в работе с детьми с нарушением зрения занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация [1]. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения, решает задачи, направленные на развитие внимания, образного мышления, речевой функции.
Наглядное моделирование является хорошим средством и для развития мелкой моторики в процессе использования нетрадиционных техник аппликации: объемной аппликация из бумажных салфеток в технике скатывания; обрывной аппликации; аппликации из ватных дисков, из крупы, из ниток. Благодаря использованию данного метода дети в доступной и понятной форме получают информацию, как нужно выполнять то или иное действие.
Таким образом, использование в коррекционной работе макетов и моделей, метода наглядного моделирования положительно влияет на развитие детей с нарушением зрения в целом, формируется их познавательный интерес, повышается мотивационная активность.
Библиографический список.
1. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. 1982. №3. - С. 10-15.
2. Компанцева М.А. Моделирование развивающей предметно -пространственной среды для детей с нарушением зрения в группах
общеразвивающей направленности //Дошкольная педагогика. 2020. №2(157). -С. 44-46.
3. Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1985. - 270 с.
4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. Москва: Просвещение, 1991. - 160 с.
5. Подъяков Н.Н. Мышление дошкольников. Москва: Педагогика, 1977. -271 с.
6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /под ред. Л.А. Венгера. Москва: Педагогика, 1986. - 224 с.