Научная статья на тему 'Использование льняной ткани в дизайне сувенирной упаковки'

Использование льняной ткани в дизайне сувенирной упаковки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
201
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная упаковка / льняная ткань / сувенирная упаковка изо льна / потребитель / товар / цифровая печать. / packaging design / linen fabric / souvenir packaging made of linen / consumer / goods / digital printing

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А. В. Попова

В статье рассмотрены современные принципы дизайна упаковки изо льна, роль упаковки това-ра в маркетинге. Проанализированы разработанные концепты сувенирных упаковок из льняных тканей, выпус-каемых на РУПТП «Оршанский льнокомбинат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Linen Fabric in the Design of Gift Packaging

The article deals with the modern principles of flax packaging design, the role of product packaging in marketing. Analyzed the developed concepts of souvenir packs of linen fabrics produced at the RUPTP «Orsha linen mill».

Текст научной работы на тему «Использование льняной ткани в дизайне сувенирной упаковки»

УДК 659

https://doi.org/10.24411/2617-1503-2018-12017

Использование льняной ткани в дизайне сувенирной упаковки

А. В. Попова

Витебский государственный технологический университет, Республика Беларусь

E-mail: sashka_20@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены современные принципы дизайна упаковки изо льна, роль упаковки товара в маркетинге. Проанализированы разработанные концепты сувенирных упаковок из льняных тканей, выпускаемых на РУПТП «Оршанский льнокомбинат».

Ключевые слова: современная упаковка, льняная ткань, сувенирная упаковка изо льна, потребитель, товар, цифровая печать.

The Use of Linen Fabric in the Design of Gift Packaging

A. Popova

Vitebsk State Technological University, Republic of Belarus E-mail: sashka_20@mail.ru

Annotation. The article deals with the modern principles of flax packaging design, the role of product packaging in marketing. Analyzed the developed concepts of souvenir packs of linen fabrics produced at the RUPTP «Orsha linen mill».

Key words: packaging design, linen fabric, souvenir packaging made of linen, consumer, goods, digital printing.

Проблема изготовления сувенирной упаковки изо льна на современном этапе приобрела особую актуальность. Льняное волокно и изделия из него имеют устойчивый спрос на мировом рынке и вне конкуренции с импортными тканями.

За его уникальные свойства лен часто называют «золотом текстиля». Именно льну наши предки отдавали предпочтение перед хлопковым и шелковым текстилем, потому что знали и ценили его необыкновенные свойства. По химический составу лен на 80 % чистая целлюлоза - и 20 % примесей: жировых, красящих, минеральных, воскообразных и лигнин. Лигнин придает волокнам льна жесткость.

В Беларуси производством льняных тканей занимается РУПТП «Оршанский льнокомбинат». Сегодня основной ассортимент готовой продукции предприятия составляют скатерти, салфетки, полотенца, комплекты столового белья, сувенирные комплекты; постельное белье: простыни, наволочки, пододеяльники, комплекты постельного белья; покрывала: полульняные жаккардовые пестротканые и многое другое. Льняные скатерти, вышитые столовые и чайные комплекты, просто льняная ткань разной плотности и фактуры, - все это уже стало визитной карточкой не только льнокомбината, но и нашей страны в целом [1]. Современные льняные текстильные материалы могут успешно применяться не только в промышлен-

ном производстве и формировании интерьера жилища, но и в дизайне упаковок.

Предприятие имеет в своем арсенале высокотехнологичное оборудование для печати. Печать производится на итальянском цифровом струйном принтере фирмы Reggiam. Прочные красители и яркие цвета на льне придают особый шарм изделиям. В современных рыночных условиях целесообразно выпускать ткани малыми партиями с большим разнообразием рисунков. Потребитель требует все большей персонализации и частой смены ассортимента, а также экологичности. Совершенствуются и технологии производства сырья и материалов в текстильной отрасли, шагая в сторону цифровой печати на тканях из натуральных волокон [2]. Цифровая печать устраняет целый ряд технологических операций при окраске и печати и сокращает срок подготовки производства изделия, тем самым добавляя ему дополнительное конкурентное преимущество в быстро изменяющихся циклах моды. Кроме того, цифровая печать по текстилю - это более экологичный процесс, требующий меньше энергии и воды и оставляя минимальное количество отходов и выбросов СО2 по сравнению с традиционным промышленным процессом печати [3]. Основная тенденция состоит в том, что высокотехнологичные ткани создаются не только для удовлетворения эстетических потребностей, но и обеспечения функциональных задач.

Важность упаковки в современном маркетинге не вызывает сомнения - времена, когда она была просто емкостью для транспортировки содержимого, давно прошли, и сейчас является мощным инструментом, с помощью которого производитель общается с потребителем [4].

Исходя из вышеуказанного, цель работы - рекламирование и продвижение продукции широкой ассортиментной линейки с использованием экологичных, высокотехнологичных материалов отечественного производителя.

Красивая, качественная и оригинальная упаковка - это как модная и стильная одежда «от кутюр». Товар на прилавках встречают «по одежке». Данное утверждение будет актуально во все времена. Красиво оформленный товар в яркой и красочной индивидуальной упаковке продается лучше, чаще и намного дороже, чем аналогичный товар в примитивной упаковке или вообще без таковой. Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающих процесс транспортирования, хранения и реализации продукции.

Задачами исследования в данной работе являются:

- определение роли упаковки в торгово-технологическом процессе в зависимости от ассортиментной потребительской линейки;

- разработка концептов упаковок из льняных тканей, выпускаемых РУПТП «Оршанский льнокомбинат» с использованием цифровой печати для натуральных чаев;

- разработка концептов упаковок из льняных тканей, выпускаемых РУПТП «Оршанский льнокомбинат» с использованием цифровой печати для вина;

- разработка концептов упаковок из льняных тканей, выпускаемых РУПТП «Оршанский льнокомбинат» с использованием цифровой печати для натуральных соков;

- разработка концептов упаковок из льняных тканей, выпускаемых РУПТП «Оршанский льнокомбинат» для цветных карандашей.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим: предохранение товара от вредного воздействия внешней среды; защита товара от влияния других товаров; обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их транспортировки; создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству; выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы; использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина [5, 6].

Использование современной упаковки, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную

для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания [7, 8].

Ассортимент упаковок, используемых для размещения товаров, постоянно расширяется. Он пополняется новыми видами тары, материалов, позволяющими расширить ее функции и сделать еще более значимой в торгово-технологическом процессе.

Сувенирная упаковка в практике проектирования потребительской упаковки является специфической областью дизайна. Эта специфика связана с характером ее потребления. Вследствие этого требуется особый поход к созданию визуального образа подобной упаковки: трактовка формы, конструкции, выбор упаковочного материала, графический дизайн [9]. При этом следует учесть, что стоимость подарочной и сувенирной упаковки может составлять 15-20 % от совокупной стоимости самого товара, отсюда достаточно широкие возможности в ее оформлении [10].

Важно подчеркнуть некоторую специфику сувенирной упаковки в трактовке пластического языка, ее связь с национальным колоритом, что и интересует в первую очередь потребителя.

При разработке сувенирной упаковки повышенное внимание необходимо уделить визуальному образу, связанному с назначением самого изделия, учесть повышенные требования к характеру материала, к рекламным качествам упаковки. В данном примере сувенирная упаковка изо льна разработана для натуральных чаев «Иван-чай», приготовленных по традиционным рецептам, с добавлением липы, мяты, душицы, меда. В основу концепта легла идея натуральности и простоты. Упаковка в виде мешочков для чая выполнена из нетрадиционного материала лен, что придает экологичность, натуральность и новизну (рис. 1).

Логотип представляет собой шрифтовое написание с графическим элементом в виде чашки с чаем, на которой вписываются вкусовые добавки, будь то мята, липа и т. д. Состав продукта очень простой и экологически чистый, поэтому и текста на лицевой части мало. Также в упаковку вкладывается вкладыш с подробным описанием приготовления чая и всеми полезными свойствами для удобства покупателя. Визуальный образ в виде стилизованного цветущего иван-чая и растительности удачно дополняют образ и отстроят линейку на полке.

На рисунке 2 приведен еще один пример сувенирной упаковки для итальяского вина Р1асеге, где используется льняная ткань. Мешочки для бутылок сделаны из льняного полотна и на горлышко бутылки наматываются льняные нитки, что выглядит весьма презентабельно и дорого. Цветовое решение проекта соответсвует сорту вина: белая упаковка - для белого вина, розовая - для розвого вина и красная для красного вина. Италия имеет давние традиции виноделия, используя свои сорта винограда и свои методы, которые в последние годы становятся все более совершенными. Все вино выдерживается в

новых дубовых бочках, которые придают ему характерный «итальянский акцент», что поддержано в подходе проектирования упаковок.

Ярким примером использования традиционного материала стала упаковка для цветных карандашей, которая подходит для подарка школьнику или творческим людям, и может быть использована в качестве пенала. Серия выполнена изо льна разных расцветок

в технике лоскутного шитья «пэчворк». Принцип данной техники состоит в сшивании лоскутов различных по расцветке и фактуре тканей. В настоящее время такие изделия очень популярны. Они всегда выглядят образно и самобытно. В оформления серии были использованы геометрические узоры на основе многоугольников (рис. 3).

Рисунок 1 - Сувенирная упаковка изо льна для натуральных чаев «Иван-чай»

Рисунок 2 - Сувенирная упаковка изо льна для итальяского вина Piacere

Рисунок 3 - Сувенирная упаковка изо льна для цветных карандашей Моzаика

Для того чтобы покупатели могли подобрать именно тот набор, который нужен им для творчества, в серии представлены упаковки разных размеров. Несколько упаковок имеют прямоугольную плоскую форму, и одна - цилиндрическую. Цветовая гамма спокойная и сдержанная, охристый, светло-желтый, салатовый, горчичный и неяркий фиолетовый цвета создают гармоничный и в то же время необычный колорит.

Самой важной составляющей дизайн-проектирования упаковки является идея, основная мысль, концепция, которые разрабатываются на основе четко сформулированного технического задания. Идея должна отображать и ценности торговой марки и давать товару возможность выделиться среди конкурентов, что прослеживается в дизайне упаковки для натуральных соков (рис. 4).

Twoj dzen - натуральные соки из свежих овощей и фруктов. 100 % натуральные ингредиенты с большим

содержанием полезных веществ и витаминов. Упаковка выполнена из льняной плотной ткани с набивным паттерном, что является актуальным направлением на сегодняшний день. Вся информация о товаре размещена на этикетке бутылки. В качестве тары для сока используются стеклянные бутылки, которые придают ему еще большей натуральности и эколо-гичности.

Потребитель чаще всего планирует свои покупки, но охотно приобретает понравившиеся товары, даже если в них нет необходимости. Активное психологическое воздействие художественно выразительной, грамотно разработанной упаковки приводит к увеличению числа незапланированных, импульсивных покупок. А это значит, что владение искусством дизайн-проектирования упаковки позволяет влиять на увеличение спроса на любой товар.

Рисунок 4 - Сувенирная упаковка изо льна для натуральных соков Т1^] dzen

Использование цифровой печати на льняных тканях определяет обновление в подходе к графической подаче в дизайн-проектах упаковок для более полной реализации ресурса современных технических и технологических возможностей нового оборудования предприятия с учетом анализа современных тенденций на мировом рынке и потребительского спроса в сегменте рынка.

Несомненно, проведенная работа преследует в качестве цели продвижение на рынке продукции с использованием текстиля из белорусского национального достояния - льна. Представленные концепты упаковок позволяют совместить в себе эко-логичность, современные информационные технологии и рекламную поддержку продукции отечественного производителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамович, Н. А. Цифровая печать на льняной ткани / Н. А. Абрамович, Т. Н. Сергеева // Тезисы докладов 51-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов / «УО» ВГТУ». - Витебск, 2018. - С. 190-191.

2. Абрамович, Н. А. Проектирование трендовых рисунков для цифровой печати на льняной ткани / Н. А. Абрамович, Е. О. Толобова, Т. Н. Сергеева // Материалы докладов 51-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов, посвященной Году науки : в 2 т. / УО «ВГТУ». - Витебск, 2018. - Т. 2. - С. 62-63.

3. Абрамович, Н. А. Тенденции рисунков для цифровой печати на ткани / Н. А. Абрамович, А. С. Сергеева, А. В. Долгая // Материалы докладов 51-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов, посвященной Году науки : в 2 т. / УО «ВГТУ». - Витебск, 2018. - Т. 2. - С. 59-62.

4. Яцюк, О. Компьютерные технологии в дизайне. Логотипы, упаковка, буклеты / О. Яцюк. - Спб. : Петербург, 2002 - 464 с.

5. Сендидж, Ч. Реклама: теория и практика / Ч. Сендидж. - М. : Сирин, при участии МТ-ПРЕСС, 2001. -620 с.

6. Луптон, Э. Графический дизайн от идеи до воплощения / Э. Луптон ; пер. с англ. В. Иванов. - СПб. : Питер, 2013. - 184 с.

7. Ефремов, Н. Ф. Конструирование и дизайн тары и упаковки : учебник для вузов / Н. Ф. Ефремов, Т. В. Лемешко, А. В. Чуркин. - Москва : МГУП, 2004. - 424 с.

8. Кириллова, И. Л. Коммуникативный дизайн как дизайн информации / И. Л. Кириллова, Е. А. Иванова // Материалы докладов 51-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. -Витебск, 2018. - Т. 2. - С. 51-54.

9. Попова, А. В. Принцип ребрендинга айдентики для УО «Витебский государственный технологический университет» / А. В. Попова, М. А. Скурчаева // Материалы докладов 51-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. - Витебск, 2018. - Т. 2. - С. 41-43.

10. Технология изготовления сувенирной упаковки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ronl.ru/stati/marketing/137359/. - Дата доступа: 12.01.2019.

REFERENCES

1. Abramovich, N. Digital printing on linen fabric / N. Abramovich, T. Sergeeva // Abstracts of the 51st International Scientific and Technical Conference of Teachers and Students / UO «VSTU». - Vitebsk, 2018. - P.190-191.

2. Abramovich, N. Designing Trend Patterns for Digital Printing on Linen Fabric / N. Abramovich, E. Tolobova, T. Sergeeva // Proceedings of the 51st International Scientific and Technical Conference of Teachers and Students on The year of science: in 2 tons / UO «VSTU». - Vitebsk, 2018. - T. 2. - P. 62-63.

3. Abramovich, N. Tendencies of figures for digital printing on fabric / N. Abramovich, T. Sergeeva, A. Dolgaya // Proceedings of the 51st International Scientific and Technical Conference of Teachers and Students on the Year of Science : in 2 tons / UO «VSTU». - Vitebsk, 2018. - T. 2. - P. 59-62.

4. Yatsuk, O. Computer technologies in design. Logos, packaging, booklets / O. Yatsyuk. - SPb. : Petersburg, 2002. - 464 p.

5. Sandig, Ch. Advertising: theory and practice / Ch. Sandig. - Moscow : Sirin, with the participation of MT-PRESS, 2001. - 620 p.

6. Lupton, E. Graphic design from idea to realization / E. Lupton ; trans. with eng. V. Ivanov. - SPb. : Peter, 2013. -184 p.

7. Efremov, N. F. Construction and design of containers and packaging : the textbook for high schools / N. F. Efremov, T. V. Lemeshko, A.V. Churkin. - Moscow : MGUP, 2004. - 424 p.

8. Kirillova, I. L. Communicative design as design of information / I. L. Kirillova, E. A. Ivanova // Materials of the reports of the 51st International scientific and technical conference of teachers and students. - Vitebsk, 2018. - Vol. 2. -P. 51-54.

9. Popova, A.V. The principle of the rebranding identity for the EI «Vitebsk state technological University» / A. V. Popova, M. A. Skurchaeva // Materials of the reports of the 51-th International scientific-technical conference of teachers and students. - Vitebsk, 2018. - Vol. 2. - P. 41-43.

10. Technology of production of souvenir packaging [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.ronl.ru/stati/marketing/137359/. - Date of access: 12.01.2019.

SPISOK LITERATURY

1. Abramovich, N. A. Tsifrovaya pechat' na l'nyanoy tkani / N. A. Abramovich, T. N. Sergeyeva // Tezisy dokladov 51-j Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferentsii prepodavatelej i studentov. UO «VGTU» /- Vitebsk, 2018. -S. 190-191.

2. Abramovich, N. A. Proyektirovaniye trendovykh risunkov dlya tsifrovoy pechati na l'nyanoy tkani / N. A. Abramovich, Ye. O. Tolobova, T. N. Sergeyeva // Materialy dokladov 51-j Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferentsii prepodavatelej i studentov, posvyashchennoj Godu nauki : v 2 t. / UO «VGTU». - Vitebsk, 2018. - T. 2. - S. 62-63.

3. Abramovich, N. A. Tendentsii risunkov dlya tsifrovoy pechati na tkani / N. A. Abramovich, A. S. Sergeyeva, A. V. Dolgaya // Materialy dokladov 51-j Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferentsii prepodavatelej i studentov, posvyashchennoj Godu nauki : v 2 t. / UO «VGTU». - Vitebsk, 2018. - T. 2. - S. 59-62.

4. Yatsuk, O. Computer technologies in design. Logos, packaging, booklets / O. Yatsyuk. - SPb. : Petersburg, 2002. - 464 p.

5. Sandig, Ch. Advertising: theory and practice / Ch. Sandig. - Moscow : Sirin, with the participation of MT-PRESS, 2001. - 620 p.

6. Lupton, E. Graphic design from idea to realization / E. Lupton ; trans. with eng. V. Ivanov. - SPb. : Peter, 2013. -184 p.

7. Efremov, N. F. Construction and design of containers and packaging : the textbook for high schools / N. F. Efremov, T. V. Lemeshko, A.V. Churkin. - Moscow : MGUP, 2004. - 424 p.

8. Kirillova, I. L. Kommunikativnyj dizajn kak dizajn informacii / I. L. Kirillova, E. A. Ivanova // Materialy dokladov 51-j Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii prepodavatelej i studentov. - Vitebsk, 2018. - T. 2. -S. 51-54.

9. Popova, A. V. Princip rebrendinga ajdentiki dlja UO «Vitebskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet» / A. V. Popova, M. A. Skurchaeva // Materialy dokladov 51-j Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii prepodavatelej i studentov. - Vitebsk, 2018. - T. 2. - S. 41-43.

10. Technology of production of souvenir packaging [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.ronl.ru/stati/marketing/137359/. - Date of access: 12.01.2019.

Статья поступила в редакцию 25.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.