- совершенствовать духовный мир человека (личности), т.к. главной задачей при формировании нового общества останется проблема глобализации, информатизации [8].
Список литературы:
1. Русаков В.А. Приказы о задачах развития общего образования в РФ. -2010.
2. Король Д.Ю. Использование информационных технологий в образовании / Центр проблем развития образования, Белорусский государственный университет. - 2003.
3. Карасик А.Л. Дидактические особенности обеспечения наглядности обучения средствами информационных технологий. - Киров, 2007.
4. Новые информационные технологии в образовании: материалы международной науч.-практической конф. Екатеринбург, 1-4 марта 2011: 1 часть / Рос. гос. проф.-пед.-ун-т. - 2011.
5. Постановление правительства РФ «Об утверждении положения об образовательном учреждении среднего профессионального (об среднем специальном учебном заведении)». 18 июля 2008 г. № 543.
6. Приказ министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» 17 мая 2012 г. № 413.
7. Стеценко И.А., Корниенко О.А., Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Таганрог: Издательский центр ГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт», 2009.
8. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». № 149-Ф3. 27.06.2006.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LMS MOODLE В ОБРАЗОВАНИИ
© Зайцева О.Н.*
Орловский государственный университет, г. Орёл
В статье рассмотрены вопросы эффективности применения программной среды MOODLE в образовании.
Модернизация системы российского высшего профессионального образования предполагает внедрение федеральных образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетентностной модели обучения, и
* Старший преподаватель кафедры Математики и информационных технологий.
создание информационно-технологической среды вуза для обеспечения нового и конкурентоспособного качества высшего образования. Президиум правительства Российской Федерации одобрил 11.11.2010 г. новую федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 гг. Одним из направлений Программы в системе образования является внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения. В ходе реализации Программы будет сформирован вектор на инновационное развитие образования.
Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых правовых условий для внедрения достижений информационных технологий в образовательную практику являются ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу. Для ее решения утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», одним из направлений которой является «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования» [3].
В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения (далее по тексту - ДО) в образовании, основной проблемой развития которого является разработка и усовершенствование технологий.
Основы использования дистанционных технологий в обучении изложены в работах А.А. Андреева, В.Г. Кинелёва, А.В. Петрова, Е.С. Полат, В.И. Сол-даткина, В.П. Тихомирова, А.Н. Тихонова, А.В. Хуторского и др. Вопросам организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий посвящены труды М.Ю. Бухаркиной, А.В. Густыря, М.В. Моисеевой, В.И. Овсянникова и др.
Так, А.А. Андреев технологии дистанционного обучения рассматривает как систему научно-обоснованных предписаний, показанных для реализации в образовательной практике в системе ДО [1]. При этом ядром технологии ДО должны быть следующие, находящиеся во взаимосвязи, элементы: методы, средства, формы обучения (при реализации заданного содержания образования). Такого понимания технологий дистанционного обучения мы придерживаемся в данной статье.
Технологии дистанционного обучения позволяют на новом уровне организовать самостоятельную работу студентов: изучение лекций, получение заданий, отправка преподавателю домашних и семестровых работ, тестирование, общение по электронной почте, на форумах и многое другое. Форумы можно использовать также в качестве учебных элементов.
Использование в процессе самостоятельной подготовки дистанционных технологий позволяет не тратить время в течение занятия на элементарные
задания, а сосредоточиться на творческих заданиях, развивающих не только предметную, но и коммуникативную и культурологическую компетенции. Поэтому эти технологии целесообразно использовать студентам, применяя такие элементы обучения, как лекция, тест-тренинг, тест самоконтроля, диагностический тест, творческие задания и т.д.
Существует несколько видов дистанционных технологий:
1. «Кейс-технология», при которой в основу положена самостоятельная работа студентов по изучению различных печатных и мультимедийных материалов, предоставляемых в виде кейса. При этом любой кейс является завершенным программно-методическим комплексом, где все элементы связаны друг с другом в единое целое - материалы для знакомства с теорией, практические задания, тесты, дополнительные и справочные материалы, компьютерные модели. Учебные материалы «кейсов» отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся.
2. ТВ-технология, при которой в основе лежат телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных, базирующиеся на использовании телевизионных лекций и консультаций преподавателей, в качестве обратной связи используется электронная почта или телефон.
3. Сетевая технология, при которой в основе лежат интерактивные электронные учебные пособия различного вида и назначения -обучающие программы, электронные учебники, компьютерные тесты и т.д., доступные для студентов с помощью глобальной сети Интернет или же локальных сетей (Интранет). Использование технологий Интернет позволяет не только представлять студентам материал в различных формах и видах, но и организовывать управляемый учебный процесс.
Надо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к использованию глобальных и локальных сетей и в «кейс»-технологии (для пересылки «кейсов» и дистанционного консультирования), и в ТВ-технологии (для трансляции лекций и семинаров используется Интернет-телевидение). То есть фактически в дистанционном обучении происходит плавный переход к сетевым технологиям. Таким образом, именно сетевые технологии являются наиболее эффективными и востребованными в дистанционном образовании и в перспективе заменят другие технологии.
Переход к сетевым технологиям дистанционного обучения привел к использованию программной среды МооШе (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), разработанной на основе педагогических принципов, позволяющей эффективно организовывать дистанционный образовательный процесс. Система МооШе является пакетом программного обеспечения для создания сетевых учебно-методических комплексов дистанционного обучения.
Обучающая среда МооШе стала на сегодняшний день одной из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса дистанционного образования. Важнейшими преимуществами среды дистанционного обучения, обеспечивающими её широкую востребованность, являются открытость, мобильность, переносимость, расширяемость, широкая распространенность и т.д.
Система дистанционного обучения МооШе содержит широкий выбор инструментов по созданию, улучшению и сопровождению курсов и их эффективности. В ней каждый преподаватель имеет возможность подобрать для своей дисциплины необходимые инструменты для организации учебного процесса.
Основные инструменты системы Moodle можно классифицировать по их назначению:
- информационные (опрос, лекция, пояснение, текстовая страница, глоссарий, база данных, анкета);
- контролирующие (тест, рабочая тетрадь, лекция с элементами контроля, семинар);
- коммуникационные (чат, форум, обмен личными сообщениями).
Среда МооШе обладает широким набором возможностей: опции формирования и представления учебного материала, опции проверки знаний и контроля успеваемости, реализация оценивания работ в баллах, легкая организация модульного подхода в обучении, удобная расширенная обратная связь между педагогом и студентами, которая позволяет студентам выкладывать работы в электронном виде на сервере, получать рецензии преподавателя, исправлять ошибки и вновь отправлять документы на проверку, получать необходимые консультации дистанционно.
Контроль учебной деятельности играет также большую роль для эффективности процесса обучения и позволяет преподавателю вовремя проводить коррекцию в зависимости от выявленных «слабых мест». Система дистанционного обучения Moodle располагает инструментом для контроля знаний, который обладает следующими функциональными возможностями:
- автоматический контроль результатов тестирования;
- возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов;
- обеспечение быстрой обратной связью;
- анализ учета потребностей обучающихся;
- формирование протоколов-отчетов об выполненных заданиях, практических работах.
Основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование. Система управления обучением Moodle предоставляет широкий спектр возможностей для построения тестов различного рода: настраиваемое количество попыток прохождения теста; настраиваемые временные задержки между попытками; выбор метода оценивания (в случае несколь-
ких попыток): высшая / низшая оценка, первая / последняя попытка; перемешивание как самих вопросов в тесте, так и вариантов ответов; обучающий режим: студент сможет ответить на вопрос несколько раз в рамках одной попытки; настраиваемые комментарии для каждого варианта ответа; настраиваемый комментарий для каждого вопроса; конструирование теста на основе случайного выбора вопросов из категорий. При построении курса обучения его можно насытить небольшими обучающими тестами различного рода (тест самоконтроля, тренинг).
Курс, созданный на основе МооШе, позволяет осуществлять:
- обучение и удаленный контроль знаний через Интернет;
- интерактивную связь преподавателя с обучающимся;
- организацию управления учебным процессом;
- организацию в рамках оболочки интерактивного взаимодействия с обучающимся через Интернет;
- организацию сбора разнородной статистики по учебному процессу
Например, использование программной среды в процессе обучения курсу
«Информатика» позволяет преподавателю организовать обсуждение отдельных вопросов курса при помощи специальных инструментов системы МооШе, таких как чат, форум, рассылки на электронную почту. Преподаватель имеет возможность осуществлять контроль и оценивание выполненных студентами заданий. Кроме того, студенты имеют возможность оценивать друг друга - тем самым реализуется взаимоконтроль. Система располагает набором инструментов для осуществления самоконтроля - тесты или лекции с вопросами по окончании соответствующей темы. Наглядность в представлении информации, обеспечиваемая включением в теоретический материал мультимедиа, иллюстраций, графиков, динамических моделей, звуковых и видеофрагментов, позволяет задействовать различные каналы восприятия информации и тем самым улучшить её понимание и запоминание. Работа в программной среде может быть организована на всех этапах занятий, а также применяться при организации внеаудиторной работы студентов. Все это позволяет на основе МооШе создать полноценный учебный курс для дистанционного обучения.
Таким образом, система дистанционного обучения Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Наличие такой программной интегрированной обучающей среды с удобным пользовательским интерфейсом позволяет существенно упростить целый ряд трудоемких аспектов реализации образовательных программ на основе ФГОС ВПО третьего поколения и принципов Болонского соглашения.
Список литературы:
1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М., 1999.
2. Лалетин В.А., Столбова И.Д., Столбов О.В. Актуализация информационно-коммуникационной компетентности преподавателей в среде Интернет-конференции [Текст] // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2011. -№ 1.
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр-212).
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕСУРС «ДЕКОРИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИНТЕРНЕТ-ИНСТИТУТА ТУЛГУ
© Редько В.А.*
Тульский государственный университет, г. Тула
В статье представлены структура и возможности электронного учебно-методического ресурса «Декорирование интерьера», разработанного в Интернет-институте Тульского государственного университета.
Тульский Государственный университет, являясь крупным заведением высшего профессионального образования в Тульской области, активно использует в образовательном процессе Интернет-технологии. Наиболее полно дистанционные технологии применяются в Интернет-институте ТулГУ который осуществляет образовательный процесс на принципах полноценного обучения по сети Интернет и при этом использует все возможности, чтобы обучаемый получал знания в наиболее доступной и интересной форме [1].
Эффективность дистанционных образовательных технологий преимущественно проявляется в преподавании гуманитарных дисциплин, что обусловлено возможностью гибко сочетать теорию и практику, использовать свежую информацию для иллюстрации теоретических положений и анализа современной ситуации.
Существует значительное число психологических работ доказывающих, что информация, представленная в компьютерном мультимедийном виде, обладает существенно иными свойствами, чем информация из учебников, книг и пр. Когда мы говорим об обучении с помощью мультимедийных электронных курсов - перед нами открываются возможности получения образной информации, примеров и получения самой оперативной информации.
Для осуществления образовательного процесса в Интернет-институте ТулГУ был создан мультимедийный электронный учебно-методический ре-
* Доцент кафедры «Дизайн».