Научная статья на тему 'Использование лесных пастбищ в Российской Федерации'

Использование лесных пастбищ в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
198
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Косицын В. Н.

The materials about the areas of forest pastures on federal districts and regions, their dynamics, about forestry and zootechnical restrictions on pasturage on grounds of forest fund are submitted, the questions of development of the rent relations on use of forest pastures are considered, the measures on formation of cultural pastures are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование лесных пастбищ в Российской Федерации»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ ПАСТБИЩ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Косицын В.Н. (Рослесхоз, г.Москва, РФ)

The materials about the areas of forest pastures on federal districts and regions, their dynamics, about forestry and zootechnical restrictions on pasturage on grounds of forest fund are submitted, the questions of development of the rent relations on use of forest pastures are considered, the measures on formation of cultural pastures are described.

К пастбищам относятся земли, покрытые многолетней, травянистой растительностью, пригодные и систематически используемые для пастьбы скота, не являющиеся сенокосами и залежью.

По данным государственного учета лесного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2004 года общая площадь постоянных пастбищ составляет 17 676,9 тыс. га, или 6,0% площади нелесных земель и 1,6% от общей площади земель лесного фонда.

Самые большие площади лесных пастбищ находятся в Дальневосточном федеральном округе - 14 641,4 тыс. га, в т.ч. в Корякском автономном округе 9 039,1, Республике Саха (Якутия) - 5 032,4, а так же в Ямало-Ненецком автономном округе - 749,9, Республике Бурятия - 546,8 тыс.га. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах их площадь незначительна - 18,8 и 20,3 тыс. га, соответственно.

Анализ материалов государственного учета лесов Российской Федерации за последний 40-летний период показал, что площадь лесных пастбищ является относительно стабильной величиной: в 60-е годы прошлого века она составляла 20 647 тыс. га, 70-е годы - 16 953, 80-е годы - 18 019, 90-е годы - 17 367, начале 2000-х годов - 17 604 тыс. га.

Среди пастбищ, так же, как и для сенокосов, выделяют заливные, суходольные и заболоченные, а также культурные (на которых производится коренное или поверхностное улучшение, создан хороший травостой, систематически вносятся удобрения, регулярно осуществляют загонную пастьбу скота), улучшенные, отгонные и обводненные.

Оценка лесных пастбищ осуществляется при лесоустройстве. При таксации пастбищ определяют проективное покрытие и полноту заросли (покрова) основных хозяйственных групп травостоя, лишайников (для оленьих пастбищ) и некоторых видов кустарников (ива, гребенщик и др.), а также качественное состояние пастбищного угодья, степень пастбищной дигрессии напочвенного покрова. С учетом этого в камеральных условиях рассчитывается продуктивность пастбищных угодий.

При отсутствии шкал качественной оценки лесных пастбищ можно пользоваться следующими продержками:

хорошие угодья - участки улучшенные и заливные с преобладанием (60% и более) бобово-злаковых компонентов, проективное покрытие травостоя более 60%;

плохие угодья - участки естественные с преобладанием (60% и более) гру-бостебельных трав (крупные осоки, тростник, ситник), проективное покрытие других растительных компонентов до 50%.

Необходимо отметить, что пастьба скота в лесу по степени вреда, который она приносит, приравнивается к лесным пожарам. Всюду, где есть возможность, следует отводить участки для пастьбы скота в пределах нелесной площади, создавать здесь силами и средствами пользователей постоянные культурные долголетние пастбища с периодическим орошением.

При лесоустройстве осуществляется оценка лесных участках, где пастьба скота разрешена в соответствии с Правилами сенокошения и пастьбы скота в лесах СССР (1983).

Пастьба скота разрешается на лесных участках, покрытых и непокрытых лесной растительностью, за исключением особо охраняемых природных территорий, заповедных лесных участков, лесопарков, лесов, имеющих научное или историческое значение, противоэрозионных лесов, особо ценных лесных массивов, лесов первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, лесов первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, если иное не обусловлено установленным режимом. Лесопользователи должны огораживать скотопрогоны или пастбища во избежание потрав лесных культур, лесных питомников, молодняков естественного происхождения и других ценных участков леса.

Пастьба скота не допускается: на площадях лесных культур до достижения ими высоты, исключающей возможность повреждения вершин скотом; на лесо-семенных елово-пихтовых, сосновых, тополевых, ивовых, орехоплодовых плантациях; на участках, где проводятся мероприятия по содействию естественному возобновлению леса; в естественных молодняках и насаждениях с развитым жизнеспособным подростом до достижения им высоты, исключающей возможность повреждения вершин скотом; на вырубках и других не покрытых лесом площадях, предназначенных под естественное возобновление хвойных и твердолист-венных пород; на землях, подверженных водной и ветровой эрозии.

Пастьба в лесу требует соблюдения известных сроков. Начало выпаса приурочивают ко времени, когда трава достигнет 15 см высоты, в запас травы 10 ц/га. Длительность пастбищного периода в центре Европейской части России 33,5 месяца.

Материалы лесоустройства являются основой для расчета размера пользования лесными участками, отводимыми для пастьбы скота. Эксплуатация лесных пастбищ и режим пользования ими требуют соблюдения определенных зоотехнических и ветеринарных правил. При организации пастьбы скота устанавливается пастбищная норма, при исчислении которой принимаются во внимание: потребность животных в корме (количество зеленой массы, необходимой на 1 голову скота в сутки, и количество дней пастьбы в сезоне) и продуктивность пастбища (запас зеленой массы на 1 га). Для этой цели используют нормативные таблицы сезонной пастбищной нормы выпаса (оптимальной нагрузки пастбищного угодья) в гектарах на одну условную голову крупного или мелкого рогатого скота. Входами в таблицы служат для лесных участков — тип леса (лесорастительных условий), возраст и

полнота древостоя и для нелесных участков (пастбищ) — тип пастбищного угодья.

Большая пастбищная норма свидетельствует о низкой продуктивности пастбищ и малом запасе кормов.

На одну условную голову крупного рогатого скота пастбищная норма составляет на культурных пастбищах 0,5 га, вырубках, естественных пастбищах и полянах - 0,75 га, рединах - 1 га, чистых лиственных насаждениях - 2-3 га, смешанных насаждениях - 4-5 га, пастбища для северных оленей — 10-15 га; на одну голову мелкого рогатого скота пастбищная норма составляет для бореальных и умеренных лесов 0,5 га, аридных лесов 4-6 га. В условиях сильно холмистого или горного рельефа пастбищная норма увеличивается на 50%. Для молодняка крупного рогатого скота пастбищная норма выпаса снижается в 2 раза.

Одним из эффективных способов рационального освоения лесных пастбищных угодий является развитие арендных отношений. Аренда лесных участков для осуществления пастьбы скота активно развивалась с 1996 по 2002 годы. В последние четыре года количество лесных участков, переданных в аренду для пастьбы скота, и их площадь значительно уменьшились и составляли, соответственно, 60-100 шт. и 1,8 - 5,0 млн.га. При этом, следует отметить, что 99,2% арендованной площади используется для пастьбы северных оленей (в 2006 году в Мурманской области 1317,8 тыс.га и Камчатской области 506,4 тыс.га). Помимо этого, аренда лесных участков для пастьбы скота развивается в Республике Алтай, Красноярском крае, Тверской, Тюменской и Новосибирской областях.

Как показали отчетные данные по авторскому надзору за реализацией лесоустроительных проектов за 2003 и 2004 годы по 82 лесхозам 28 субъектов Российской Федерации во всех федеральных округах, фактические объемы пастьбы скота на специально выделенных для этих целей участках в лесу и на выгонах лесных пастбищ оказались намного ниже объемов, установленных лесоустройством. Так, использовалось только 17,2% естественных пастбищ, преимущественно вблизи населенных пунктов и полевых станов. Во многом это обусловлено наличием в соседних сельских хозяйствах культурных пастбищ. Более полное использование пастбищ отмечалось в лесхозах Тульской, Курганской, Новосибирской и Читинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Улучшение пастбищных угодий, так же как и сенокосных угодий, производится по расчетно-технологическим картам, разработанным специалистами лесных проектных институтов.

Под культурные пастбища отводятся земельные массивы, расположенные вблизи животноводческих ферм и пригодные для создания высокопродуктивных травостоев. Этим условиям прежде всего отвечают поймы рек, низинные луга, осушенные болота, суходолы и склоновые земли. Для каждой хозяйственной группы животных необходимо организовать самостоятельные участки пастбищ. При создании культурных пастбищ применяют два основных способа залужения: ускоренное залужение природных кормовых угодий и залужение после использования участка в течение ряда лет под однолетними культурами. Урожай зеленой массы возрастает в 2-3 раза (до 60-90 ц/га), соответственно сокращается площадь выпаса скота. Капитальные затраты при улучшении пастбищ окупаются в 2-3 года.

В аридной зоне создаются пастбищезащитные (лесомелиоративные) насаждения путем посадки кустарников и злаков (саксаул, джузгун, прутняк, овес песчаный, житняк, терескен, тамарикс и другие), направленные на увеличение кормовых запасов и обеспечение более благоприятной зимовки скота.

Таким образом, задача рационального и эффективного использования лесных пастбищ на землях лесного фонда Российской Федерации продолжает оставаться достаточно актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.