Научная статья на тему 'Использование квест-технологий в инклюзивной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования'

Использование квест-технологий в инклюзивной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1013
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование квест-технологий в инклюзивной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования»

О.В. Жданова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (Анапский филиал)

Использование квест-технологий в инклюзивной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования

Введение федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) изменило ряд требований в системе подготовки бакалавров психологопедагогического образования. Одним из видов профессиональной деятельности бакалавров рассматриваемого направления подготовки является психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании.

Реализация данного вида профессиональной деятельности предусматривает решение ряда задач, к числу важнейших из которых можно отнести следующие: дифференциальная диагностика для определения типа отклонений у ребенка, проведение психологического обследования детей с различными видами нарушений, составление психологического заключения, проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным коррекционным программам, проведение работы с педагогами и родителями с целью организации эффективных взаимодействий детей с отклонениями в развитии.

В основных требованиях к результатам освоения образовательной программы бакалавриата указанного направления подготовки определена целая совокупность компетенций, необходимых для овладения системой психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании. В целом эти компетенции можно отнести к группе компетенций практикоориентированного характера. На наш взгляд, разрешение проблемы овладения этими компетенциями заключается в поиске новых путей и способов построения образовательного процесса, в том числе и через использование технологий деятельностного типа.

Сегодня в высшей школе круг существующих образовательных технологий уже очерчен и, возможно, разработка новых подходов к организации обучения в вузе должна происходить не только путем создания новых технологических алгоритмов, но и путем интеграции уже существующих и положительно себя зарекомендовавших.

В данном направлении наибольший интерес представляет интеграция игровых технологий, технологий проблемного и проектного обучения. Одна из моделей подобной интеграции - квест-технологии.

Термин «квест (квестор)» происходит от латинского слова quaero -ищу, разыскиваю, веду следствие; в переводе с английского языка quest - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; термин также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр, требующих от игрока

97

решения умственных задач. В обобщенном виде понятие «квест» - это игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету; суть подобной игры в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки, каждая из которых -ключ к следующей точке и следующей задаче.

В конце прошлого столетия квесты из игровой сферы переместились в образование. Образовательный квест отличается от обычного игрового постановкой и решением образовательных, а не развлекательных целей и задач. Участник проекта выполняет учебную задачу, прибегая к имеющимся у него знаниям и опыту, а также используя в случае незнания справочную информацию, в том числе и Интернет. Мы понимаем образовательные квесты как систему проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения, которой используются различные ресурсы.

Существуют различные классификации образовательных квестов:

1) «живые» (построены на коммуникационном взаимодействии между игроками, способствуют развитию аналитических способностей участников) и веб-квесты (связаны с использованием различных сервисов сети Интернет и различных электронных образовательных ресурсов);

2) монодисциплинарные (охватывают содержание одной из дисциплин) и междисциплинарные (в структуре содержат материал нескольких дисциплин и(или) модулей дисциплин);

3) кратковременные (реализуются в рамках одного учебного занятия) и долговременные проекты (могут длиться до 3-4 учебных занятий и более);

4) простые (состоят из нескольких заданий, обычно объединённых в один квест логической цепочкой, не требуют поиска дополнительной информации, а рассчитаны на сообразительность) и сложные (состоят из нескольких заданий (как правило, 10-12), решение которых возможно не только с помощью интуиции и имеющегося опыта, но и в большинстве случаев с помощью дополнительной информации);

5) линейные (задания построены по цепочке), штурмовые (все студенты получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач) и кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг);

6) индивидуальные и командные квесты.

Опираясь на предложенную систематизацию образовательных кве-стов (автор Берни Додж), мы разработали и апробировали систему квест-технологий в инклюзивной подготовке бакалавров психологопедагогического образования, содержащую следующие виды заданий.

1. Пересказ - в квесте понимается как демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. Это простой вид квестового задания; использовался нами на семинарских занятиях наиболее часто в индивидуальной форме. Студентам предлагалось прочитать и пересказать статьи отечественных специалистов в данной области (например: пересказ статьи Н.Н. Малофеева «Проблемы

98

инклюзивного образования и защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья»).

2. Компиляция - в образовательных квестах понимается как трансформация формата информации, полученной из разных источников. Подобные квесты предполагали составление творческих работ на основе исследований известных специалистов на заданную тему. Таким образом, используя несколько авторских статей, студенты проводили компиляцию данных исследований в свободной творческой форме, т. е. составляли свою статью, макет своей статьи. Приведем пример задания: используя статью Д.В. Зайцева «Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями» и статью Н.М. Назаровой «Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения», составьте макет собственной статьи. Подобное задание может быть программированное (т. е. с уже заданной темой статьи) или свободное.

3. Работа с педагогическими этюдами. Подобный вид квестового задания был введен нами самостоятельно и предполагал ознакомление студентов с хрестоматийными материалами, анализ их содержания и обсуждение в группе. Особого внимания заслуживает подготовка ответов на вопросы, сформулированные после текстов. Важным является обсуждение возможности применения полученного теоретического опыта в практической педагогической деятельности. Приведем пример задания: Прочитайте отрывок статьи Л.С. Выготского «Дефект и компенсация». После прочтения статьи ответьте на вопросы: согласны ли Вы с позицией автора? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Составление психолого-педагогического эссе - выполнение данного вида квестов предполагало написание небольшого прозаического сочинения в свободной композиции, которое выражало индивидуальные впечатления студента по проблеме инклюзивного образования. Данный вид квестов мы использовали при завершении изучения раздела дисциплины, а также по окончании прохождения студентами практики (как учебной, так и производственной); они выполнялись в свободной форме письменно, а также с помощью презентации и не претендовали на определяющую или исчерпывающую трактовку обсуждаемого предмета.

5. Проведение психолого-педагогического исследования. В структуру данных междисциплинарных квестов входило осуществление, сбор и первичная обработка информации об истории развития ребенка. Квесты включали работу с анамнестическими картами развития детей, картами истории болезни, картами первичных обследований и т. п. Целевая принадлежность квестов - овладение студентами практическими навыками чтения специальной документации, навыками психолого-педагогической диагностики детей с отклонениями в развитии, дифференциальной диагностики определения типа отклонений.

6. Убеждение в образовательных квестах - понимается как действия по склонению на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц. Убеждения являлись завершающими в ходе проведения семинарских и практических занятий и требовали от студентов уже сформированного представления об инклюзии. Выполнение данных за-

99

даний происходило в парной работе, где один из участников являлся сторонником, а другой противником инклюзивной практики. Каждый из участников парной работы убеждал оппонента в своей правоте. Наиболее продуктивно квесты-убеждения могут применяться при проведении психолого-педагогических дебатов по проблемам инклюзии.

7. Аналитические квесты - подобные квест-задания представляли собой вариант веб-квестов и включали поиск и систематизацию статистических сведений, касающихся детей с отклонениями в развитии, подготовку статистических справок. При их выполнении студент обращался к информационным ресурсам сайтов: http://statistika.ru/, http://www.gks.ru/, http://минобрнауки.рф/ и др.

8. Решение квестовых педагогических задач. Они представляют собой задания, позволяющие формировать профессиональную компетентность будущих специалистов. Содержание подобных задач носит межпредметный характер, а решение их предполагает анализ условий, постановку целей и задач предстоящей деятельности, выдвижение гипотез и проектирование деятельности по их проверке, оценку и корректировку деятельности на основе рефлексии результатов. Решение такой задачи не всегда однозначно и предполагает возможность выбора альтернативных решений и их обоснование. Квестовые педагогические задачи могут быть разных уровней (базовый, конструктивный, профессиональный).

9. Самопознание. Цель данных живых квест-заданий - изучение собственной готовности студентов к инклюзии, изучение способности к контролю и регуляции своего эмоционального состояния в процессе взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в развитии, и их родителями. В основном они проводились с помощью различных опросников и тестовых методик изучения готовности специалистов к инклюзии.

10. Планирование и проектирование - представляют собой живые практические квесты, направленные на разработку плана урока (занятия) в инклюзивном классе (группе), проекты внеурочного мероприятия с детьми инклюзивного класса (группы) и(или) их родителями и т. п.; чаще всего данные задания были программированными и, как правило, не вызывали трудностей при их выполнении.

Наибольший интерес квестовые технологии представляют в организации и проведении командных квестов, что согласуется с требованием ФГОС по формированию коммуникативных компетенций у будущих специалистов.

Мы использовали командные квесты при решении главной и наиболее сложной, на наш взгляд, задачи инклюзивного образования - составление индивидуальной образовательной программы (далее - ИОП) обучения ребенка с особыми образовательными потребностями (далее -ООП).

Как известно, составление ИОП проходит ряд основных этапов:

1) комплексная диагностика ребенка с ООП;

2) выдача и ознакомление с заключением диагностики и рекомендациями;

100

3) оформление ребенка в образовательное учреждение;

4) разработка рекомендаций специалистов;

5) составление ИОП обучения ребенка с ООП.

Подобные командные квесты предусматривали своего рода деловую игру с несколько скрытым сюжетом, но известной конечной целью - составление ИОП. При проведении данной квестовой игры студентам приписывались различные роли: руководитель образовательного

учреждение, учитель начальных классов, родитель ребенка с ООП, психолог образовательного учреждения, социальный педагог образовательного учреждения, психолог ПМПК. Преподавателю приписывалась роль координатора по инклюзии, который осуществлял руководство проведением данного командного квеста.

Поэтапное проведение данной квест-игры начиналось с комплексной диагностики ребенка с ООП, составления и заполнения бланка заключения ПМПК, которое предлагалось студентам в стандартном варианте. Подобная диагностика проводилась студентами самостоятельно в ходе прохождения производственной практики или в межсессионный период. Опыт работы с данным заданием показал, что к моменту проведения описываемой командной квест-технологии каждый студент имел на руках 3-4 подобных заключения, что позволяло их использовать многократно.

Последующий этап составления ИОП включал выдачу и ознакомление с заключением диагностики и рекомендациями. На данном этапе участвовали все студенты, обсуждение заключения и рекомендаций проводилось сначала в индивидуальной форме, затем обсуждалось коллективно.

Самый кратковременный этап составления ИОП заключался в оформлении ребенка в образовательное учреждение. Здесь ведущая роль предлагалась студенту - «руководителю» образовательного учреждения, который проводил стандартную процедуру оформления ребенка в образовательное учреждение.

Одним из самых ёмких этапов работы в данной квест-игре являлся этап разработки рекомендаций специалистов. Проведение данного этапа предусматривало строгое распределение ролей между студентами (учитель инклюзивного класса, психолог, социальный педагог, тьютор и др.). В связи с возникающими сложностями самостоятельной разработки подобных рекомендаций мы предлагали студентам перечень готовых рекомендаций (из специальной литературы), из которых они производили отбор только тех, которые соответствовали их функциональным обязанностям. Наиболее частые ошибки на данном этапе - приписывание себе рекомендаций других специалистов, неумение четко разграничить свои функциональные обязанности от обязанностей других специалистов.

Заключительный этап квест-игры заключался в составлении ИОП обучения ребенка с ООП. На этом этапе участвовали все участники квест-игры, в задачу которых входило обобщение имеющихся разработанных рекомендаций в единую структуру ИОП. За основу структуры ИОП брались готовые варианты (схемы), разработанные отечественными специалистами. Первоначально мы использовали вариант составления ИОП

101

на одну четверть обучения, впоследствии в ходе завершения изучения специальных дисциплин мы апробировали составление ИОП на полугодие.

Таким образом, проведение подобных занятий имело выраженный командообразующий эффект: дополнительное неформальное знакомство студентов между собой в приписываемых ролях, повышение принятие студентами друг друга, развитие чувства доверия, общности и чувства «мы». В конечном итоге командные квест-игры способствовали формированию у студентов установки на достижение общей цели. Кроме того, студенты получали тренировку собственного поведения в нестандартных изменчивых, требующих креативности и зачастую стрессоустойчивости условиях. Часто во время подготовки и проведения подобных квестов участникам приходилось устанавливать контакты с окружающими их людьми, запрашивать информацию, проводить опросы и тестирование и т. п.

Не отрицая роль и значение веб-квестов, нам бы хотелось подчеркнуть важность именно «живых» образовательных квест-технологий, которые наряду с тем, что делают процесс инклюзивной подготовки специалистов образования более привлекательным, способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей молодежи, но еще и формируют навыки командообразования и самоорганизации.

А.А. Жеребцова

учитель-логопед,

ГБОУ № 696 Приморского района Санкт-Петербурга

Психологические проблемы, возникающие при интеграции детей-алаликов дошкольного возраста в среду говорящих сверстников

Рассматривая интеграцию как процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями в их социализации и индивидуальной самореализации, необходимо учитывать определенное отношение нашего общества к таким детям, сложившиеся исторически.

Нам следует научиться воспринимать индивидуальные особенности тех или иных детей не как проблему для их адаптации и образования, а как возможность более глубокого познания процессов образования и обучения. Поэтому изменить отношение к «особым» людям в обществе, обеспечить равные права и равные возможности людей с отклонениями в развитии и обычных членов социума - это одна из главных задач интеграции.

Для ребенка с отклонениями в развитии интеграция прежде всего означает включение его в коллектив обычных сверстников и возможность получить полноценное образование независимо от его состояния здоровья, уровня развития, религиозной принадлежности, статуса его родителей и прочих различий. Интеграция ребенка с ограниченными возможностями в процесс образования предполагает создание образовательного пространства, в котором могут совместно получать качественные знания «особые» дети и их обычные сверстники.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.