УДК 371.39
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Ольга Михайловна Золотова
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
zolotova_olga1 @mail .т Екатерина Евгеньевна Попова кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
zam-dir63 @yandex.ru Ирина Руслановна Милованова
студент
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации и использования квест-технологии как средства формирования познавательного интереса в образовательном процессе школьников.
Ключевые слова: образование, образовательная технология, квест-технология, познавательный интерес.
На современном этапе одним из основных требований к педагогу школы считается формирование у обучающихся возможности без помощи других открывать для себя знания и умения и использовать их в различных ситуациях. Традиционно обучающийся приобретает знания в готовом виде. Большая часть преподавателей продолжают использовать в работе только классические педагогические технологии. На современном этапе у школьников наблюдается снижение интереса и мотивации к изучению школьных предметов. На данный момент возникла необходимость развития у обучающихся познавательной сферы с целью развития интереса к обучению. Поэтому перед современной российской школой стоит важная задача: заинтересовать обучающихся, создать условия для повышения их мотивации к обучению и самореализации в процессе обучения, а также развить в них потребность к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности[1].
В последнее время меняющиеся ценности образования требуют обновления технологий. В настоящее время одна из профессиональных компетенций учителя связана с умением правильно выстроить образовательный процесс с учетом инновационных педагогических технологий. Одной из современных технологий можно назвать технологию КВЕСТ. В образовательной практике данная технология представляет собой модель, в которой соединены поиск с приключениями или игрой в процессе выполнения проблемного задания. Обучающиеся в процессе выполнения квеста открывают и получают новые знания, учатся решать возникающие трудности.
В образовательном процессе квест представляет собой проблемное задание, включающее элементы ролевой игры, которые решают образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом. Данный формат игры направляет обучающихся в занимательное путешествие за знаниями, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений.
Квест-технологии оказывают огромное влияние на развитие и воспитание обучающихся. Становясь участниками квеста, школьники учатся слушать друг друга, работая в команде [4,5].
По сюжету выделяют следующие виды квестов:
- линейные (построены по определённой цепочке: школьники выполняют последовательно одно задание за другим);
- штурмовые (обучающиеся получают задание со списком адресов, содержащих подсказки, участники квеста самостоятельно выбирают путь и способы решения задания);
- кольцевые (в данном виде квеста есть схожесть с линейным видом, но все остановки квеста заключены в замкнутый круг; школьники начинают выполнять задания с разных точек) [5].
Любой образовательный квест имеет чёткую структуру: введение (объяснение сюжета и распределение ролей); задания; порядок выполнения заданий (штрафы и бонусы); оценка (подведение итогов, вручение призов).
Для того чтобы использование квеста в процессе образования было эффективным, педагогу необходимо уметь грамотно его разрабатывать и применять в своей педагогической практике. Педагог должен уметь определять цели и задачи квеста, количество обучающихся, необходимое пространство, ресурсы, разрабатывать сюжет и сценарий квеста.
Образовательный квест является новой формой развлекательных и развивающих программ, благодаря которой обучающиеся погружаются в происходящее, получают массу положительных эмоций, включаются в активную совместную деятельность, в результате чего происходит развитие и формирование познавательного интереса школьников.
Методика проектирования квестов предусматривает несколько этапов:
- организация рабочей группы;
- предварительная подготовка;
- определение даты проведения квеста;
- составление сюжета и написание сценария;
- проведение квеста;
- подведение итогов;
- рефлексия.
Таким образом, образовательный процесс с использованием квест-технологии становится более ярким и увлекательным для школьников. С помощью квест-технологии на уроках есть возможность отойти от стандартной организации уроков. Использование квеста способствует у школьников развитию навыков работать в команде, при планировании своих действий учитывать мнение других участников, выходить из нестандартных ситуаций. Одним из преимуществ квест-технологии является раскрытие интеллектуального и творческого потенциала школьников. Квест-технология способствует повышению познавательного интереса к предметам, развитию логики у обучающихся [2,3].
Список литературы:
1. Золотова О.М. К вопросу об организации самостоятельной работы школьников в образовательном пространстве // Аграрное образование в условиях модернизации и инновационного развития АПК России. материалы III Всероссийской (национальной) научно-методической конференции. Улан-Удэ. 2022. С. 150-154.
2. Золотова О.М., Попова Е.Е. Развитие одаренности через проектно-исследовательскую деятельность // Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся. материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар. 2022. С. 225-228.
3. Золотова О.М., Милованова И.Р., Корольков А.В. Внеурочная деятельность в школе в рамках агротехнологической направленности // Реализация агротехнологической направленности обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар. 2022. С. 89-91.
4. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Нетрадиционные уроки как средство формирования познавательного интереса к изучению химии // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 3.
5. Петрищева Л.П., Попова Е.Е., Мишина А.М., Бекетова Т.С. Использование квест-технологий при организации и проведении химического эксперимента // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4.
6. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Современные технологии организации внеаудиторной работы по химии // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 45.
UDC 371.39
THE USE OF QUEST TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL
PROCESS
Olga M. Zolotova
candidate of agricultural sciences, associate professor
[email protected] Ekaterina E. Popova candidate of agricultural sciences, associate professor
zam-dir63 @yandex.ru Irina R. Milovanova
student
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article deals with the issue of the organization and use of quest technology as a means of forming cognitive interest in the educational process of schoolchildren.
Keywords: education, educational technology, quest technology, cognitive interest.
Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.
The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.