Научная статья на тему 'Использование квазипроизводственных задач в процессе моделирования будущей профессиональной деятельности студентов-геологов в нефтяном вузе'

Использование квазипроизводственных задач в процессе моделирования будущей профессиональной деятельности студентов-геологов в нефтяном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КВАЗИПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПРИНЦИП / THE PROFESSIONAL COMPETENCE / QUASIPRODUCTIVE TASKS / THE INTEGRATIVE PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машкова Елена Анатольевна

Описывается моделирование будущей профессиональной деятельности студентов-геологов начиная с первого курса в процессе преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин. Дидактическим инструментарием этого процесса является комплекс квазипроизводственных задач, носящий интегративный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машкова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The usage of the quasiproductive tasks in the process of modeling the future professional activity of the Geology students in the Oil University

The modeling of the future professional activity of the Geology students beginning from the first years in the process of teaching basic subjects and special disciplines is described. The didactic toolkit of this process is a complex of quasiproductive tasks, which bear the integrative character.

Текст научной работы на тему «Использование квазипроизводственных задач в процессе моделирования будущей профессиональной деятельности студентов-геологов в нефтяном вузе»

Е.А. МАШКОВА (Уфа)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВАЗИПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ГЕОЛОГОВ В НЕФТЯНОМ ВУЗЕ

Описывается моделирование будущей профессиональной деятельности студентов-геологов начиная с первого курса в процессе преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин. Дидактическим инструментарием этого процесса является комплекс квазипроизводственных задач, носящий интегративный характер.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, квазипроизводственные задачи, интегративный принцип.

Центральной задачей модернизируемой системы образования в России является подготовка специалистов, конкурентоспособных на российском и международном рынках квалифицированного интеллектуального труда.

К профессиональной подготовке инже-нера-геолога предъявляются качественно новые требования, т.к. ошибочные действия геологов влекут за собой огромные финансовые затраты, что в условиях самофинансирования нефтедобывающих компаний и их жесткой конкуренции между собой особенно актуально. Кадровая политика нефтяных компаний направлена на получение «готового» специалиста, которому требуется минимальный срок профессиональной адаптации на предприятии. Именно эти вопросы стали ключевыми на конференции ТНК-ВР, проходившей в июле 2007 г. в Новосибирске по инициативе ведущих нефтяных компаний и нефтяных вузов страны. На конференции присутствовали представители компаний «Юганск-нефть», «НК Юкос», «Лукойл», «Татнефть», «НК Роснефть», «Сибнефть», «ТНК-ВР», «Газпром» и др.; а также представители ведущих вузов: МГУ, УГНТУ, РГУ нефти и газа им. Губкина, Тюменского государственного нефтяного университета, Томского политехнического университета, Самарского и Иркутского государственных технических университетов.

Основной темой конференции был уровень профессиональной подготовки выпускников нефтяныгх технических вузов России. На пленарных заседаниях впервые был поставлен вопрос: «Каких молодых специалистов хотят видеть работодатели нефтяной отрасли?» Конкретизировались ключевые специальные профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников нефтяных технических вузов. Ответом нефтяных вузов России на социальный заказ ведущих работодателей является принятие компетентностного подхода как ведущего в процессе обучения. Анкетирование, в котором участвовали 157 человек из двух нефтяных вузов России (см. табл. на с. 125), семи нефтяных компаний и одного подразделения Академии наук, показало, что 43,75% работодателей не устраивает профессиональная подготовка выпускника инженера-геолога [4].

Резонно возникает вопрос: что же конкретно не устраивает сотрудников нефтяных компаний в профессиональной подготовке выпускника-геолога? 29,23% опрошенных считают, что выпускник не способен приступить сразу же после окончания вуза к работе над проектами, носящими междисциплинарный характер. 24,81% опрошенных отметили, что выпускник не владеет современными информационными технологиями, навыками работы с современными программами геологического моделирования нефтяных и газовых месторождений. 24,31% подчеркнули отсутствие базовых знаний по профессии. 11,82% опрошенных указывают на неспособность молодых специалистов продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной стране.

Проанализировав с качественной стороны полученные результаты, можно сделать вывод, что истинной причиной более половины (54,04% = 29,23% + 24,31%) дефектов профессиональной подготовки выпускников являются, с одной стороны, несфор-мированность интегративного подхода к решению профессиональных задач, а с другой - недостаточно качественные знания по общепрофессиональным и специально-профессиональным блокам дисциплин. В ходе дальнейших исследований мы в течение двух лет проводили анкетирование студентов 5-го курса (112 человек), целью которого явля-

© Машкова Е.А., 2009

Анкетирование по вопросу «Каких молодых специалистов хотят видеть работодатели нефтяной отрасли?»

Предприятие / вуз Город Кол-во опрошенных сотрудников

Преподаватели УГНТУ Уфа 12

Преподаватели РУНГ им. И.М.Губкина Москва 10

АН К «Башнефть» Уфа 23

ООО ЮганскНИПИнефгь Уфа 7

ОАО «НК Юкос» Уфа, Москва 32

ОАО «Лукойл» Уфа, Москва 25

ООО «Геострой» Уфа, Москва 5

ОАО «Татнефть» Уфа, Нефтекамск 7

Центр химической механики нефти при АН РБ Уфа 10

НК «Роснефть» Уфа, Москва 27

лось установление причин их затруднений в решении производственных задач при работе над дипломныш проектом. Оказалось, что 50,8% студентов испытывают такие затруднения. В свою очередь, 61,5% будущих молодых специалистов связывают этот факт с недостаточными знаниями по общепрофессиональным и специально-профессио-нальныш блокам дисциплин, а оставшиеся 38,5% - с отсутствием навыжа решения подобного рода задач [4]. Полученные результаты поставили нас перед необходимостью провести дальнейшие исследования, целью которыж явилось более детальное и глубокое изучение причинно-следственныж связей сложившейся ситуации. Анализ данныж тестирования и анкетирования студентов 3 -4-го курсов, а затем студентов 1 - 2-го курсов показал, что слабые знания по общепрофессиональным дисциплинам (являющиеся в свою очередь причиной неуспеваемости по специально-профессиональным предметам) обусловлены:

а) отсутствием понимания студентами начальных курсов профессиональной значимости получаемыж знаний;

б) непониманием студентами необходимости использования получаемых знаний при изучении других дисциплин;

в) слабым представлением о своей будущей профессиональной деятельности.

Конечно, устранение вышеуказанных причин должно носить комплексный характер и решаться на различных уровнях [2]. Это разработка нового поколения ГО-Сов, учитывающих интегративность изучаемых дисциплин [1], принципиально новая организация производственной практики студентов и, наконец, организация квазипроизводственной деятельности студентов в процессе обучения в вузе.

Учитывая специфику образовательного процесса в высшей школе [1; 3], в частно-

сти в нефтяном техническом вузе, оптимальным способом моделирования квазипро--изводственной деятельности студентов мы считаем задачный подход. А сквозной комплекс задач, охватывающий основные дисциплины общепрофессионального и специально-профессионального блоков, в основе которого лежит интегративный принцип, позволяет закрепить базовые геологические понятия и дает представление о геологических явлениях как о единой системе, состоящей из физических, химических, гидродинамических, геохимических и других процессов, протекающих как последовательно, так и параллельно. Наряду с задачами, носящими фундаментально-теоретический характер, должны использоваться задачи, моделирующие будущую профессиональную деятельность, начиная с первого курса. Так как порядка 95 - 98% выпускников уходят на производство, где в настоящее время наблюдается большой дефицит молодых специалистов, мы говорим о задачах на моделирование производственной деятельности как о квазипроизводственных.

При теоретическом осмыслении и глубоком анализе причинно-следственных связей изучаемой проблемы мы пришли к выводу о необходимости моделировать будущую профессиональную деятельность гео-логов-нефтяников начиная с первого курса в процессе преподавания общепрофессиональных и специально-профессиональных дисциплин. Дидактическим инструментарием этого процесса является единый, сквозной (с первого по пятый курс) комплекс квазипроизводственных задач, в основе которого лежит интегративный принцип.

Литература

1. Вершинин, В.И. Специфика межпредметных связей в высшей школе / В.И. Вершинин [и др.] // Наука и школа. 2000. №4. С. 6.

2. Кириченко, О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной подготовки студентов: дис. ... канд. пед. наук / О.Е. Кириченко. Орел, 2003. 170 с.

3. Коротченкова, А.А. Межпредметные связи математики и информатики при подготовке специалистов экономического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Коротченкова. Орл. гос. ун-т. Орел, 2000. 16 с.

4. Машкова, Е. А. Межпредметные связи как средство формирования профессиональной компетентности студентов нефтяного вуза: дис. ... магистра образования / Е.А. Машкова. Уфа, 2007. 135 с.

The usage of the quasiproductive tasks in the process of modeling the future professional activity of the Geology students in the Oil University

The modeling of the future professional activity of the Geology students beginning from the first years in the process of teaching basic subjects and special disciplines is described. The didactic toolkit of this process is a complex of quasiproductive tasks, which bear the integrative character.

Key words: the professional competence, quasiproductive tasks, the integrative principle.

А.В. ЗОРИНА (Набережные Челны)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Исследуется проблема формирования лидерских качеств у студентов в вузе. Представлены результаты и анализ пробного констатирующего эксперимента и возможные методы формирования лидерских качеств у студентов.

Ключевые слова: лидер, формирование лидерских качеств, организаторская деятельность, организатор, личностно ориентированное взаимодействие.

Многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи, социологи обращают серьезное внимание на проблему лидерства и лидерских способностей личности. Исследуются наиболее благоприятные

ситуации и условия для выдвижения личности на лидирующие позиции, создаются методики формирования лидерских качеств и развития лидерского потенциала студентов. Повышенный интерес к данному вопросу вызван стремительными изменениями во всех сферах жизнедеятельности современного общества: экономике, политике, науке, образовании и др.

Лидера выдвигает коллектив. Именно он является благоприятной средой для формирования и развития лидерских качеств. Исследования отечественного психолога Л. И. Уманского [3] показали, что в группах более высокого уровня развития лидеров больше количественно и они разнообразнее качественно. В высокоразвитых коллективах формирование и развитие лидерских качеств личности происходят намного быстрее и эффективнее благодаря деятельности способных лиде-ров-организаторов, которые адекватно отражают особенности группы и этапы ее развития, стимулируют и поощряют лидерство среди участников.

На формирование лидерских качеств студентов сильное влияние оказывает учебная группа. В период студенчества личность сталкивается с различными представителями молодежного сообщества, различающимися в интеллектуальном и культурном плане. Одни студенты, демонстрируя лучшие образцы своего поведения, нравственности и интеллекта, способствуют формированию и дальнейшему развитию лидерских качеств, показывая на собственном примере необходимость проявления активности, инициативности, самостоятельности, ответственности. Представители студенческого сообщества с негативными взглядами и принципами отрицательно влияют на уровень формирования и развития лидерских качеств у своих сокурсников. Для того чтобы не произошло распространения негативных тенденций, мешающих поступательному формированию лидерских качеств, процесс вхождения личности в студенческую общность должен контролироваться и управляться профессорско-преподавательским составом.

Несомненно, успешное влияние студенческого коллектива на процесс формирования лидерских качеств отдельной

© Зорина А.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.