УДК 008(571.15) А. В. Ботова
A. V. Botova
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
доцент С. П. Волохов Research supervisor: candidate in history, associate
рrofessor S. P. Volokhov
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ БАРНАУЛА
В РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
В статье анализируются необходимость и способы привлечения историко-культурного наследия конкретного населенного пункта в преподавании школьных дисциплин гуманитарного цикла, а именно модуля «Основы православной культуры» дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».
Ключевые слова: культурно-историческое наследие, Барнаул, ОРКиСЭ, храм, краеведение, экскурсия.
Реализация учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) предполагает не только учебные занятия, но и активную внеклассную работу. Посещение музеев, выставок, знакомство с памятниками культурно-исторического наследия помогают разнообразить учебный процесс, расширить и обогатить кругозор школьников.
ОРКиСЭ - это культурологический, а не религиозный предмет, предполагающий формирование уважительного отношения школьников к нравственным идеалам и ценностям представителей разных народов и религий. Поэтому знакомство с материальным воплощением этих ценностей является неотъемлемым элементом образовательного процесса.
Термин «культурно-историческое наследие» прошел длительную эволюцию. Согласно российскому законодательству он трактуется как «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» [1, с. 1]. Однако в условиях мировой глобализации это понятие приобретает и иное, соответствующее запросам общества, значение. То есть наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах и необходимый человечеству для развития общества в данный момент, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям.
Традиция рассматривать природу и культуру в противопоставлении, когда под природой понимается действительность, не освоенная культурой, а под культурой - искусственно созданная среда, устарела. Субъектом наследия и в том, и в другом случае является человек или общество, созданное человеком, поэтому проблема наследия не может быть решена вне анализа жизненной среды человека. Согласно этой точке зрения, культурно-историческое
USE OF HISTORIC AND CULTURAL HERITAGE OF BARNAUL IN REALIZATION OF THE ACADEMIC MODULE "BASICS OF ORTHODOX CHRISTIAN CULTURE"
The article deals with analysis of necessity and ways of using historic and cultural heritage of a certain locality in teaching school disciplines of the humanities, especially the academic module "Basics of Orthodox Christian Culture" of the subject "Basics of Religious Cultures and Secular Ethics".
Keywords: historic and cultural heritage, Barnaul, BRCandSE, church, regional study, excursion.
наследие понимается как часть жизненной среды, т. е. включенных в жизнедеятельность некоторого субъекта явлений внешнего мира [1, с. 2].
Сегодня существует множество классификаций культурно-исторического наследия. Наиболее соответствующей курсу ОРКиСЭ является типология, предложенная специалистами Российского НИИ культурного и природного наследия, по которой «культурно-историческое наследие понимается как память о жизни российских народов в прошлом, база современного культурного процесса в обществе, без которой невозможно его развитие», и включает в себя:
1) памятники природы, которые включают геологические и геоморфологические (отдельные валуны, формы рельефа и др.), гидрологические и гидрогеологические (реки, озера, ключи, родники, минеральные источники и др.), ботанические (лесные массивы, отдельные деревья и т. п.), ландшафтные (лесные и болотные урочища);
2) памятники культурно-природного наследия - искусственные формы рельефа (курганы, валы, насыпи, ямы), искусственные водоемы и насаждения;
3) исторические населенные пункты, которые сохранили свою историческую среду, связь с природным окружением, планировочную структуру, - особые элементы наследия региона, обладающие физической, исторической, эстетической и символической ценностями, содержащие в себе огромный объем исторической и культурной информации;
4) архитектурные памятники - культовые памятники военной и гражданской архитектуры, малые формы;
5) исторические памятники или памятные места, к которым относятся места или сооружения, связанные с историческими событиями, жизнью известных исторических деятелей, а также представителей литературы и искусства [2, с. 3-5].
Согласно этой типологии на территории Барнаула можно выделить такие памятники культурно-исторического
наследия, как природные, которые обусловили появление градообразующих предприятий в XVIII веке (высокий правый берег Барнаулки и низменные участки левобережья), археологические, иллюстрирующие страницы древней истории населения, проживающего на этой территории, архитектурные, включающие памятники, обелиски, мемориальные доски и пр.
На территории города сохранилось более 70 археологических памятников: от палеолита до развитого средневековья. Это городища, курганы, стоянки и поселения, большинство из которых расположены на левом берегу реки Оби - в Нагорной части Барнаула, в поселках Мохнатушка, Гоньба, Научный городок. Самые ранние археологические памятники относятся к концу эпохи верхнего палеолита -началу периода мезолита (например, Мохнатушка 1, Вла-сиха, около Казенной заимки и др.) [3, с 231].
Среди архитектурных памятников особое место занимает меде-сереброплавильный завод, вокруг которого формировались слободы, площади, улицы, храмы, ансамбль Демидовской площади, многочисленные торговые дома, личные усадьбы и другие здания.
Таким образом, культурно-историческое наследие Барнаула представляет широкие возможности для его использования в преподавании курса ОРКиСЭ.
Отдельно хотелось бы остановиться на реализации модуля «Основы православной культуры». В Барнауле насчитывается около пятнадцати соборов, храмов, часовен, построенных в разное время и ставших свидетелями многих исторических событий. Знакомство с их историей, архитектурой, внутренним устройством и убранством во многом связано не только с курсом ОРКиСЭ, но и другими школьным предметами гуманитарного цикла: историй, мировой художественной культурой, изобразительным и искусством и др. Поэтому эту часть культурно-исторического наследия краевой столицы можно и нужно активно применять в преподавании модуля.
Спектр методов и способов их использования сегодня очень широк. Универсальным и наиболее популярным среди них является экскурсия. Ее главная цель - конкретизировать учебный материал, визуализировать его, так как наглядность способствует более полному усвоению информации. Кроме того, психофизиологические особенности детей 9-11 лет диктуют и выбор определенных методов и форм обучения, так как этот возраст считается переходным от младшего школьного к подростковому и характеризуется активным развитием мотивационно-потребност-ной сферы, самосознания, формированием мировоззрения и картины мира [4, с. 237]. Экскурсия в данном случае помогает решать многие педагогические задачи.
Содержание экскурсии должно соответствовать программному содержанию изучаемого курса, конкретизируя или расширяя осваиваемый материал. Учитель определяет наблюдаемые объекты, их целесообразность, последовательность наблюдений, систему вопросов, тематику заданий.
В качестве примера можно привести экскурсию по православным храмам и соборам Барнаула. Согласно Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и примерным учебно-методическим комплек-
сом учебного курса ОРКиСЭ эти мероприятия логично впишутся в проведение занятий по таким темам, как «Православный храм и другие святыни», «Символический язык православной культуры», «Христианское искусство (иконы, фрески, прикладное искусство)».
За почти трехвековую историю в городе было построено множество церковных сооружений, относящихся к разным историческим эпохам, архитектурным стилям, возведенных для разных целей. В качестве обязательных для посещения можно выбрать Покровский собор, Храм во имя Святителя Дмитрия Ростовского, Никольскую церковь.
История каждого храма тесно вплетена в историю города, поэтому при знакомстве учащихся с ней будет реализован и региональный, краеведческий компонент. Во время экскурсии учитель должен обращать внимание на такое вещи, как год и условия постройки храма, его форму, внутреннее содержание. На вооружение он может взять и развить следующую информацию. Дмитриевская церковь сегодня является старейшей во всем Алтайском крае и Республике Алтай, ее строительство входило в проект Демидовской площади и было закончено в 1831 г. Здание представляет собой круг, над которым возвышается большой купол с крестообразно отходящими от него в четыре стороны пристройками (ротонда) [5, с. 29; 6, с. 56]. Покровский собор и Никольская церковь были построены уже в начале XX века, в 1904 и 1906 г. соответственно [6, с. 32, 64]. Первый строился для населения формировавшейся Заячьей слободы, а вторая - как солдатская, или полковая, церковь. В городе в то время находился Барнаульский стрелковый полк. И Покровский собор, и Никольская церковь выстроены в русско-византийском стиле [7, с. 114]. При этом последняя - яркий пример базилики (вытянутого прямоугольника). Такая форма храма была выбрана с тем расчетом, чтобы внутри мог выстроиться полк. Также в экскурсионный маршрут можно включить места, где располагались первые городские соборы, например Петропавловский, освященный в 1751 г. (Соборная площадь, сегодня - площадь Свободы) [6, с. 6]. Параллельно с посещением храмов школьники познакомятся также со старыми названиями улиц и площадей.
Таким образом, посетив предложенные храмы, школьники смогут:
- воссоздать хронологическую последовательность их строительства, что впоследующем пригодится им на уроках истории и краеведения;
- выделить отличительные особенности архитектурных стилей Х1Х-ХХ вв.;
- выйти на уровень анализа таких духовных концептов, как храм, дом, душа.
Кроме этого, существует масса других вариантов такой экскурсии, где учитель может сам расставить акценты с учетом пожеланий родителей, интересов учеников, поурочного планирования.
Историческое пространство, в которое окунается ребенок в ходе подобного мероприятия, непосредственно связано с его реальной жизнью, жизнью его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве начинает формироваться его самоидентичность - чувство принадлежности к конкретному народу, культуре, религии.
Гуманитарные исследования • 2016 • № 1 (10)
125
Поэтому грамотное и своевременное знакомство школьников с памятниками истории и культуры поможет решить многие воспитательные задачи, выходящие за рамки курса ОРКиСЭ.
1. Петрова И. А., Кибасова Г. П., Назаров А. А. Культурно-историческое наследие: современные трактовки понятия // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». 2010. № 4 (9). Декабрь. URL: http//www. grani.vspu.ru (дата обращения: 25.12.2015).
2. Культурное и природное наследие России (Концепция и программа комплексного атласа) / Ю. А. Веденин, А. А. Лютый, А. И. Ельчанинов [и др.]. М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1995. 119 с.
УДК 81-139
НОВЕЙШИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОНОМАСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Актуальность статьи обусловлена постоянным интересом к значению личного имени, а также недостаточной изученностью вопросов мотивации имени наречения как одной из универсалий, присущей любому культурно-языковому пространству.
Ключевые слова: антропоним, оним, аппелятив, полифункциональный формант, ономастика.
Имя собственное дает уникальную возможность донести через века информацию об исторических деятелях, исторических событиях, определенной территории, заселенной конкретным этносом или народом, его культуре, быте, верованиях и т. п. Собственное имя (оним) является объектом исследования особой области лингвистики - ономастики, изучающей историю их возникновения, развитие и функционирование, структуру, а также распространение онимов в языке и речи, в литературной и диалектной сферах. По сравнению с другими филологическими науками, ономастика достаточно молодая отрасль знания, а потому многие аспекты остаются невыясненными и привлекают к себе внимание многих современных исследователей русского языка.
Общеизвестно, что ономастика является междисциплинарной областью лингвистики, поскольку сочетает в себе культурологические, исторические, этнографические, социо-
3. Шамшин А. Б. Археологические памятники Барнаула: проблемы изучения и охраны // Наука - городу Барнаулу. Барнаул, 1999. С. 231-233.
4. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
5. Ермакова Л. И., Скворцова Т. В. Церковь Святителя Димитрия Ростовского г. Барнаула: история и современность. Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. 125 с.
6. Кривоносов Я. Э., Скворцова Т. В. Православные храмы Барнаула. Барнаул: Изд-во «Азбука», 2001. 175 с.
7. Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVШ-XX вв. Барнаул: Изд-во «А. Р. Т.», 2006. 300 с.
© Ботова А. В., 2016
THE NEWEST ASPECTS OF STUDYING ONOMASTIC SPACE OF MODERN RUSSIAN
Relevance of the article is caused by the constant interest in meaning of personal names and the insufficient study of issues of motivations for naming as one of the universals inherent to any cultural and language space.
Keywords: anthroponym, onym, appellative, multifunctional formant, onomastics.
логические, психолингвистические и другие знания. Особый языковой статус имен собственных, зачисляемых в разряд знаменательных лексических знаков, а также интерес, который они вызывают у лингвистов, приводят к формированию различных отраслей ономастики с четко очерченными объектами изучения, многоаспектными проблемами и методами исследований.
К основным отраслям ономастики в отечественной лингвистике относятся: 1) антропонимика; 2) топонимика и 3) этнонимика.
Антропонимика изучает антропонимы (имена людей, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы), их этимологические, семантические и словообразовательные особенности, основные принципы номинации человека, пути перехода апелятива в антропонимы, и наоборот, диахронические характеристики антропонимов, функционирование тех или иных антропонимов в языке на разных этапах ее развития.
К. В. Свотина K. V. Svotina
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
доцент Ю. К. Картавая Research supervisor: candidate of pedagogics, associate
рrofessor Yu. K. Kartavaya