Использование краеведческого материала на уроках математики
Шихшинатова Муминат Магомедрасуловна
кандидат физико-математический наук, доцент кафедры высшей математики, Дагестанский государственный педагогический университет shichmum_2006@mail.ru
В работе описано понятие краеведческого материала и его связь с уроками математики, обобщён опыт учителей по использованию краеведческого материала на уроках математики. В качестве примеров предложены задания для различных этапов урока, типов урока с использованием краеведческого материала Ханты-Мансийского автономного округа. Ключевые слова. Краеведение, математика, уроки математики, краеведческий материал, задачи краеведческого характера, нумерация, диаграммы, задачи на движение, величины.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает воспитание и развитие качеств личности на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. ФГОС НОО определяет, что ученик начальных классов должен получать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также из публикаций, радио и телепередач.
Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего. Краеведение - видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история. Математика - решение задач. Однако математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. Известно, что ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
Идея изучения родного края и использование краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Она имеет педагогическое обоснование в трудах великих педагогов и просветителей В.П. Бехтерева, А.Я. Герда, Я.А. Коменско-го, М.В. Ломоносова, Ж.-Ж.Руссо такая, К.Д. Ушинского и других [5].
Российский педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины и метода практических и лабораторных работ А.Я. Герд (1841-1888) [2] впервые ввёл в практику образовательные экскурсии как метод обучения. Классическим примером применения этого метода на уроке математики является подготовительная работа перед введением темы «решение задач с пропорциональными величинами». Учителем проводятся реальные или заочные экскурсии в магазин, где раскрываются понятия «цена и стоимость»; на соседнюю ферму или предприятие, чтобы разобраться с понятиями «производительность, время работы, вся работа» или «масса одного, общая масса». А для осознания различных видов движения и конкретного смысла понятия «скорость», просто
не обойтись без экскурсии - наблюдения на шоссейную дорогу, железную дорогу, судоходную реку. В ходе этих экскурсий органично переплетаются наблюдения и выводы краеведческого и математического содержания.
со ^
0
сч
ю
01
Поэтому не случайно в требованиях ФГОС ставится цель активного использования прикладных задач на уроках математики. Математика не должна быть просто наукой чисел для учеников начальной школы. Связь математики с реальной жизнью реализуется именно через краеведческий материал в прикладных задачах и проектах, которые дети выполняют индивидуально или всем классом.
Математика является одним из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися. Краеведческие материал на уроках математики делает эти уроки привлекательными и интересными не только для любителей точной науки, но и для так называемых гуманитариев, которые считают математику не интересной и скучной.
Самым интересным для детей и эффективным средством интеграции краеведческого материала в урок математики является текстовая задача. Сформулируем некоторые требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:
1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.
2. Содержание задачи должно быть кратким и понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее краеведческую сторону.
3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть
использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов [3].
Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на различных по структуре и методической составляющей уроках математики. К сожалению, учебник, рассчитанный на всю нашу страну, не может учесть краеведческие особенности различных регионов, поэтому в учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курса математики. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и тд[4].
Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе позволяет
детям проявить смекалку, развивает творческий интерес, позволяет применить свои способности и интересы в решении готовых задач с краеведческим материалом и создание своих межпредметных интегрированных проектов «Математика нашего края».
Предлагаем вашему вниманию серию упражнений, в которых используется краеведческий материал Ханты-Мансийского автономного округа. Некоторые примеры.
Нумерация многозначных чисел 1.Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) представлена в табл. 1:
Таблица 1
годы 1959 1979 1989 1999
Колич.чел. 123926 569139 1268439 1359069
годы 2000 2005 2010 2015
Колич. чел. 1359646 1469011 1532243 1612076
годы 2016 2017 2018
Колич. чел. 1626755 1646078 1655074
1) Прочитайте числа в таблице.
2) Представьте указанные учителем числа в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Национальный состав Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) представлен в табл.2:
Таблица 2
Перепись населения по годам 1959 год 1989 год 2002 год 2010 год
Перепись населения по годам 1959 гоО 1989гад 2002¿ад 2010 год
Всею че.човек 123 926 1282396 1 432 817 1 532 243
1П НИХ:
Русские 89 Ш 510 279 946 590 973 973
Хакты ]] 433 11 892 ]7 128 19 068
Манси 5 644 6 562 9 «94 10 977
Другие национальное тн
1) Выполните необходимые вычисления и заполните пустые клеточки таблицы.
2) Составьте задачи на разностное сравнение. (С вопросами: на сколько больше? на сколько меньше? на сколько увеличилось?) Запишите кратко условие составленных задач, решение и ответ.
Учимся читать диаграммы
1.На круговой диаграмме представлена доля ХМАО в добычи нефти по России.
□ Российская Федерация-43%
I Хакты-Мансийский
43 + 57 = .... ....—43 ~57 ....-57 = 43 57-43 =....
1) Изобразите данные этой диаграммы на полоске длиной в 10 клеток. Подпишите под полоской числовые данные.
2)Что означают выражения в столбике справа? Запишите вместо точек пропущенные числа, чтобы равенства были верными.
2. На круговой диаграмме показана доля отдельных городов и районов ХМАО в промышленном производстве (данные округлены до целых процентов)
Ответьте на вопросы.
1)У каких городов по диаграмме наибольшая и наименьшая доля в промышленном производстве?
2) Составьте рейтинг городов (с пояснением)
3) Составьте рейтинг районов (с пояснением)
4) Сосчитайте, сколько процентов приходится на другие населённые пункты ХМАО (составьте выражение)
Работаем с величинами.
1. (Для наглядности используется карта) Расстояние от Ханты-Мансийска до Нижневартовска -512 км, до Югорска - 380 км, а до Нефтеюганска 239 км.
Саня из Югорска, Вася из Ханты-Мансийска и Лина из Нижневартовска решили съездить на экскурсию в город Нефтеюганск. Путь каждого идёт через Ханты-Мансийск. Что узнаем, найдя значение выражения:
380 - 239 512 - 239 512 - 380 380 + 239 512 + 239 (380 + 239) - 239 (512 + 239) - 239 (512 + 239) - (380 + 239)
2. Приготовить палетку для измерения площади карты (карта прилагается) с учётом предложенного в карте масштаба.
1) Измерить площадь ХМАО палеткой, результат выразить в ед2.
2) Перевести полученные ед2 в км2 с учётом масштаба карты. Запишите ответ.
Задачи на движение.
1. От Сургута до Нижневартовска 210 км. Из этих городов одновременно навстречу друг другу выехали автобусы. Скорость одного 55 км/ч. Найдите скорость другого, если они встретились через 2 ч?
2. От двух пристаней на реке оби отошли одновременно навстречу друг другу катер и лодка. Они встретились через 5 ч. Скорость лодки 8 км/ч, а скорость катера в 4 раза больше. Каково расстояние между пристанями?
3. От автобусной станции Сургута одновременно отошли два автобуса в противоположных направлениях. Первый шёл со скоростью 40 км/ч и был в пути 2 ч. Второй за это время проехал на
20 км больше, чем первый. Найдите расстояние между автобусами.
4. Расстояние между Сургутом и городом Пыть-Ях, равное примерно l0o км, грузовик проехал со скоростью 50 км/ч, а обратно он ехал со скоростью 25 км/ч. Какое время он потратил на весь путь?
5. От железнодорожного вокзала на станции Сургут отошёл пассажирский поезд. Через 3 ч, когда он прошёл 180 км (до станции Когалым), с той же станции в противоположном направлении вышел товарный поезд со
скоростью 50 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 5 ч после выхода товарного поезда?
В задачах рассмотрены различные виды движения: на встречу друг другу, в противоположных направлениях, в одном направлении, вдогонку.
Рассмотрение частных вопросов включения материалов краеведения в урок математики позволяет сделать урок, соответствующим современным требованиям, познавательным и интересным для любого ребёнка в классе. Дети учатся видеть за «сухими» абстрактными числами историю, красоту природы, проблемы, работу человека родной земли.
Использовать задачи с краеведческим содержанием можно как систематически, так и эпизодически. Включение краеведческого материала в учебный процесс способствует формированию у детей интереса к обучению, развивает способности, логическое мышление, учит наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, активизировать познавательную деятельность по использованию имеющихся знаний на практике. Формируются нравственные качества личности.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст] - М.: Просвещение, 2011. - 41 стр.
2. Герд А. Л. Избранные педагогические труды/ Под ред. Б.Е. Райкова. — М., 1953. — с. 75-76.
3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах : учебное пособие для студентов ф-тов подготовки учителей нач. кл. пед. ин-тов, колледжей и училищ [Текст] / Н.Б. Истомина. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
4. Орлов В.А. Использование краеведческого материала на уроках математики. [текст] /В.А. Орлов// Начальная школа. 2015 -№2. - с. 23.
5. Перевозный А.В. Использование краеведческого материала на уроках математики. [текст]/А.В. Перевозный. - М.: Просвещение, 2013 - 523 с
6. Перцев В.В. Учебный процесс в гимназиях Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 4. С. 26-30.
The use of local history materials in mathematics class at
primary school SHihshinatova M.M.
Dagestan state pedagogical University
The paper describes the concept of local history material and its relationship with the lessons of mathematics, summarized the experience of teachers on the use of local history material in mathematics lessons. As examples, tasks for different stages of the lesson, types of lesson with the use of local history material of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug are offered.
Keyword. Regional studies, math, maths, local history material, the tasks of regional character, numbering, charts, challenges to the movement magnitude.
References
1. Federal State Educational Standard of Primary General Education. [Text] - M .: Enlightenment, 2011. - 41 p.
2. Gerd A. L. Selected pedagogical works / Ed. B.E. Raikov. - M.,
1953. - p. 75-76.
3. Istomina NB Methods of teaching mathematics in primary school: a textbook for students of the faculty of teacher training early. cl. ped. in-tov, colleges and colleges [Text] / NB Istomina. - M.: LINKA-PRESS, 1997.
4. Orlov V.A. The use of local history material in the lessons of
mathematics. [text] / V.A. Orlov // Primary School. 2015 -№2. -with. 23.
5. Perevozny A.V. The use of local history material in the lessons
of mathematics. [text] / A.B. Transported. - M .: Education, 2013 - 523 with
6. Pertsev V.V. The educational process in the gymnasiums of the
Oryol province // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2015. No. 4. P. 26-30.
CO
0
C4
10
01